Ikiop
Как наши ответили немцам за пренебрежительное отношение ( 1 фото )
Летом и осенью 1941 г. немецкие авиаторы Восточного фронта довольно пренебрежительно отзывались о противнике. Например, генералы В.Швабедиссен (W.Schwabedissen) и Г.Плохер (H.PIocher), ссылаясь на мнение летного персонала люфтваффе, писали о русских как о недоученных, медлительных, неспособных принимать самостоятельные решения пилотах, которых легко сбивали германские асы.
Но когда «Тайфун» повернул вспять, немцы решили отдать должное ВВС Красной Армии. В журнале боевых действий эскадры JG51 отмечается, что русские стали сражаться агрессивно и напористо. Немцы приводят эпизод ожесточенного воздушного боя шести Bf109F с шестью МиГ-3, в котором «только командир авиагруппы III/JG51 капитан Р.Леппла (R.Leppla) сумел одержать одну победу».
По-видимому, имеется в виду схватка 15 декабря в районе Дорохова — Можайска с группой самолетов 16-го иап. Действительно, немцам удалось сбить машину лейтенанта И.Ф.Голубина. Раненый летчик совершил посадку на территории, занятой противником, но через трое суток смог вернуться в свою часть.
Командование привлекло 16-й иап к активным боевым действиям в разгар контрнаступления советских войск. До этого часть выполняла ответственную задачу — прикрывала сосредоточение и развертывание в районе Рязани стратегических резервов Красной Армии. В обстановке строжайшей скрытности войска 10-й армии генерала Ф.И.Голикова в 152 эшелонах двигались в конце ноября — начале декабря по железной дороге к месту выгрузки.
Как теперь известно, несмотря на постоянное барражирование наших истребителей, полностью скрыть переброску свежих войск от глаз немецкой авиаразведки не удалось. Однако советские летчики смогли помешать работе врага: 8 декабря однополчанин Голубина И.Н. Заболотный сбил вражеский самолет, который он определил как Ju88.
Истребитель МиГ-3 также получил пробоины маслобака, фюзеляжа, повреждения приборной доски, но Заболотный благополучно приземлился на аэродроме Дягилево. По немецким данным, 8 декабря в этом районе был потерян Не111 из группы III/KG53. Все пять членов экипажа во главе с лейтенантом Г.Бухманом (G.Buhmann) смогли выйти к арьергардному отряду 2-й танковой армии.
Советская дальнебомбардировочная авиация до 7 декабря действовала по скоплениям живой силы и техники в ближнем тылу врага. Затем она перешла к нанесению ударов по железнодорожным узлам, эшелонам и перегонам с целью воспрепятствовать подходу подкреплений и нарушить снабжение войск.
Было доложено, что с 7 по 18 декабря, несмотря на сильные холода, а затем на оттепели и туманы, в условиях частого обледенения самолетов, экипажи ДВА выполнили 251 вылет и сбросили на головы врага 156 тонн бомб. Атакам подверглись 32 железнодорожные станции и 85 эшелонов противника. Среди советских авиаторов наиболее отличились экипажи 42-й, 52-й авиадивизий и 1-й ночной тяжелой авиадивизии (бывшая 51-я авиадивизия).
Чтобы отрезать пути отступления противника из Клина, 14 ТБ-3 23-й авиационной дивизии выбросили в ночь на 15 декабря воздушный десант в районе Телешово, севернее Волоколамска. Удачной высадку признать нельзя, поскольку из-за плохой организации она производилась одиночными самолетами и растянулась более чем на шесть часов.
И без того плохую видимость в районе аэродрома ухудшали облака снежной пыли, которые поднимали взлетающие корабли. Вместо двух вылетов за ночь экипажам кораблей удалось выполнить только один, в ходе которого было десантировано 147 бойцов против запланированных 300.
Сказалась и смена руководства дивизии: подполковник Георгиев не успел принять дела у полковника Дорожкина, временно исполнявшего обязанности командира. Из 14 машин две не вернулись в эту ночь, а три — совершили вынужденные посадки. Более 40 десантников приземлились в деревне, занятой немецкими войсками, и погибли в неравном бою. Остальные бойцы во главе с капитаном И.Г. Старчаком действовали активно: им удалось, в частности, уничтожить два танка и взорвать три самолета. Оставшиеся в строю десантники соединились в конце декабря с войсками 5-й армии.
Несмотря на отдельные неудачи, начавшееся внезапно для противника контрнаступление Красной Армии развивалось успешно. Бойцов не останавливали бездорожье и распутица в начале месяца, глубокий снежный покров в середине декабря. В советских сводках неоднократно отмечались эффективные действия авиаторов.
Так, 9 декабря в пример другим приводились действия летчиков соединения тов. Трифонова, действующего на Западном фронте, а на следующий день — подразделения тов. Юфимчука на Калининском фронте.
11 декабря в сводке «В последний час» Совинформбюро сообщило о провале немецкого плана окружения и взятия Москвы. В это время советские бойцы и командиры были охвачены мощным наступательным порывом. К 15 — 16 декабря наши войска освободили Елец, Истру, Солнечногорск, Клин, Калинин.
Взято: Тут
1800