Британия под властью Римской Империи в 130 году н.э. ( 21 фото )

Это интересно





Британская провинция занимала значительную территорию на северо-западной окраине Римской империи — империи настолько огромной, что на разных концах её границ «можно было наблюдать восход и закат солнечного диска». В 130 году нашей эры, спустя 80 лет после того, как император Клавдий, использовав боевых слонов, включил Британию в состав Империи, она всё ещё считалась олицетворением окраинных земель, населённых примитивными народами.


Современники тогдашних бриттов, которые решались на путешествие к берегам Британии, не ожидали от этого поездки ничего хорошего. В их представлении местные жители были недалёкими и опасными, хоть они и носили одежды из шерсти превосходного качества, а их охотничьи собаки считались лучшими, несмотря на свой непривлекательный внешний вид. Климат тоже оставлял желать лучшего. Этот край редко видел солнце, постоянно лил дождь, а туман с болот, как тогда говорили, «создавал атмосферу безрадостного края».


Вал Адриана

Хотя переход от Болонии (нынешняя Булонь-сюр-Мер) до Рутупиэ (Ричборо в графстве Кент) занимал сравнительно немного времени (от 6 до 8 часов), но символически эта дистанция казалась огромной. Вступившие на борт корабля, который направлялся в Британию, подвергали себя всяческими опасностями в Океане: неизмеримые просторы моря, полного монстров и опасных приливов, которые, в конечном итоге, приводили к земле непостижимых дикарей.

Несмотря на то, что щупальца римской администрации с помощью армии смогли достичь самых дальних уголков провинции и скрупулезно измерить и записать всё, что только можно об острове, по крайне мере, что касается потенциальных выгод от обладания им, Британия казалась неприрученным и чуждым краем.


Татуированные тела

Римляне комплексно подошли к изучению Британии: провели полную перепись населения, измерили и обложили налогами земли, рассчитали расстояния между территориями, проложили дороги по своим стандартам, отметили все реки и точки перехода через них на картах. Однако это никак не отобразилось на их симпатии к жителям острова. Британцы, чьи тела были расписаны татуировками из узоров и изображений различных видов животных, считались неотесанными варварами.

Служащие на Андрианом вале называли бриттов Brittunculi или Britlings. Такое отношение сложилось со времён Цицерона, чей брат участвовал в походе Юлия Цезаря в Британию в 54 году до. н.э. Великий оратор шутил, что вряд ли стоит ожидать от бриттов значительных успехов в литературе и музыке. И даже в четвёртом веке поэты всё еще изображали Британию с татуированными щеками «в одежде из кожи Каледонского зверя».

К 130 году во главе Римской империи стояли правители провинциального происхождения (Траян и его преемник Адриан происходили из испанских семей Ульпии и Элии), а галлы зарабатывали огромные состояния на торговле, медленно протаптывая себе тропинку в сенат. Нет никаких сведений о том, что аналогичными вещами занимались бритты, хотя многие из них служили во вспомогательных отрядах, состоящих из самих бриттов в отдаленных местах империи, в том числе, в Дакии (современная Румыния).

Британия экспортировала, в основном, малопопулярные товары: олово, свинец, шкуры и рабов. Если бы вы спросили кого-то на улицах тогдашнего Рима, что последнее он приобрёл из британских товаров, то ваш собеседник бы растерялся. Одеяло или, может быть, корзину из камыша? Но многие среди охотников знали, а порой и обладали, уродливыми, но умелыми гончими с этого острова. Гурманы же восхищались устрицами из Кента.


Прибывший в Британию 130 года путник был бы удивлен тому, насколько его литературные представления не соответствует реальности. Несмотря на некоторую эклектичность, крупные города Британии, в большой или малой степени, соответствовали римским моделям градоустройства. Да, возможно, они не могли похвастаться своей масштабностью — эпоха великий строений была ещё впереди — но провинция в полной мере могла гордиться некой изысканностью гражданской архитектуры.

Шлюзом в Британию выступал порт Рутупиэ на побережье Кента, где прибывших пассажиров встречала монументальная арка из сверкающего итальянского мрамора — одна из самых гигантских во всей империи.


Нью-Портовская арка в Линкольне — одно из немногих строений времён Римской империи, которая уцелела до наших времён.

Легионерские бани в Иска Аугусто (Каэрлеон) ничем не уступали аналогичным сооружениям в других провинциях империи, а недавно возведённая базилика на форуме в Лондиниуме считалась крупнейшей к северу от Альп. Строительство этих зданий оплачивалось государством. Британская аристократия не позволяла себе такой публичной роскоши, да и средств им было недостаточно для этого.

Лондон был самым богатым и фешенебельным городом в Британии. Даже внутренние стены скромных домов и мастерских украшались расписными рисунками, а пол покрывали цементом. Статус города в 130 году остаётся неизвестным. Бесспорно, что Лондон был эпицентром провинции, через него проходили все главные дороги. В нём жил губернатор и имперский прокуратор, который контролировал сбор поступлений в Фискус (персональная императорская казна).


Лондиниум

Грядёт беда

В 130 году Британия считалась императорской провинцией, а это означало, что её новый губернатор Секст Юлий Север получал приказы и инструкции непосредственно от самого Адриана. Север происходил из Далмации. Образование получил в Риме. Считается, что он был одним из лучших генералов Адриана и также зарекомендовал себя, как способный администратор. Тот факт, что он был отправлен в Британию, говорит о том, что в Британии существовали серьёзные проблемы, и Адриан либо готовился к войне, либо собирался провести крупную реорганизацию провинции.

В Британии находились гарнизоны с огромным количеством солдат. Губернаторство здесь считалось одной из двух самых высокопоставленных должностей. В это же время никто не посещал Британию ради культуры, в основном, ради военный и политической карьеры.


Публий Элий Траян Адриан

Многие из тех, кто прибыли сюда на должность губернатора, прокуратора или командующего офицера являлись состоятельными людьми. Одним из них был ловкий и богатый испанец Луций Миниций Натал, который победил в гонках на колесницах из четырёх лошадях на Олимпийских играх в 129 году. Он взял под своё командование VI Победоносный Легион, расквартированный в Эбораке (Йорк). Старший офицер кавалерии Мений Агриппа из Камеринума (Марке в Италии), который был лично знаком с Юлием Севером и Адрианом, командовал британским флотом. Это был одна одна из самых важных флотилий в провинциях, которая базировалось в Болонии и Дубрисе , а также в нескольких (предположительно) заставах вокруг британского побережья. Агриппа настолько преуспел на своей должности, что в скором времени стал прокуратором провинции.

Местные свободно общались на латыни с небольшим вкраплением британского акцента. Представители же высшего класса выговаривали слова идеально — почти на уровне книжной латыни и «лучше, чем галлы», — хотя некоторые из гласных звучали неестественно.


Римский флот причаливает к берегам Британии во время кампании Клавдия

Британская латынь обладала своими островными особенностями. Например, слово Hospitium использовали по отношению к дому или жилищу, хотя изначально это слово обозначало гостиницу или временное жильё. Родным языком местных был бриттский — язык кельтов, — обладающий неким сходством с языком на котором говорили в Галлии. После завоевания римлянами, словарный запас англичан пополнился огромным количеством латинских слов. Их использовали для описания аспектов повседневной жизни, значения которых раньше не существовали.

Путешественник, прогуливающийся по улицам Лондона, услышал бы огромное количество иностранных языков: галльский, греческий и пальмирский (разновидность арамейских языков — ред.). Это общались между собой тысячи иностранных солдат, рабов и торговцев. Также внимательный путешественник обратил внимание на местную гигиену. Британцы старались ухаживать за собой, включаю чистку ногтей и ушей специальными инструментами.


Миниатюра модель Лондиниума

Лучший рыбный соус

Тщательно спроектированная сеть поставок товаров позволяла доставлять импортные продукты и напитки в любую провинцию: испанское оливковое масло, галльское вино и «лучший рыбный соус из Антибы» Луция Тиция Африканского. Галльский торговец Тиберий Целериан, по-видимому, чувствовал себя в Британии, как дома. Он смело назвал себя Londoniensium Primus — «первым лондонцем» — на открытие алтаря в Саутуарке.

Самым многонациональным местом за пределами Лондона считается Адрианов вал, где расположись многотысячные гарнизоны римских войск. Обстановка здесь была очень напряжённой. В пределах и вне территорий римлян кипела враждебность со стороны непокорённых племён Каледонии, недовольных и изгнанных с родных земель людей, который перебрались на север, и среди тех, кто жил в пограничной зоне.

Стена тянулась через всю страну, разделяя родные земли британцев на две части. Жители северных районов были ограничены от своих земель, семей и рынков на юге.


Монета с изображением императора Адриана

Мало того, что солдаты и их защитные сооружения всегда были в поле зрения, так ещё и налоги на содержание войск изымались с людей, чьи территории были конфискованы для размещения войск.

Вполне возможно, что былой вояка Юлий Север был назначен в Британию в ответ на недавние серьезные волнения. Реконструкция дорог и строительство новых крепостей внутри и снаружи границы стены в этот период свидетельствует о том, что ситуация была напряженной и непредсказуемой.

Римские солдаты отличались деспотичным нравом и многие британцы сполна почувствовали на себе удары центурионского сапога. До нас дошло жалобное письмо из Виндоланда от мужчины, который возмущен, что будучи невинным человеком из-за рубежа, он был настолько высечен центурионами, что у него выступила кровь (если бы он был британцем, то это было бы другое дело.


В Камбрии на западной стороне стены люди продолжали жить в традиционных круговых домах вплоть до четвёртого столетия. На востоке же некоторые таки подались на прелести римской жизни или, по крайней мере, попытались взять лучшее от неё.

К 130 году в окрестностях вала начали появляться посёлки, подобные тем, что находились на юге страны. Некоторые жители впитали в себя римскую культуру и совместили её с местными обычаями. Ниже в Февердейле в графстве Дарем, примерно в 25 милях к югу от стены, одна семейная группа продолжала жить в круглых домах, но уже прибегала к римским методам животноводства. Таким образом, они выращивали более крупные разновидности рогатого скота, овец и свиней. Приобретали внушительное количество импортных сосудов для питья, продолжая при этом пользоваться керамической посудой — технологией времён Железного века. Они соблюдали древние ритуалы, такие как бережное захоронение разбитых точильных камней, но при этом начали строить миниатюрные бани, окрашивая их в поразительные цвета: красный, белый, зеленый, желтый, оранжевый, черный и розовый.

Несмотря на два отапливаемых помещения и водонепроницаемый пол, путешественник, бывавший в традиционных банях, был бы удивлён отсутствием бассейна. Внутри с комфортом помещались 6 человек. Посетители наслаждались дружественными посиделками, поедая мидии и устрицы. Добро пожаловать в Британию 130 года нашей эры.

Римская империя в 130 году н.э.

В течение 14 лет императорский трон удерживал сложный и энергичный человек Публий Элий Адриан, который своим образцом для подражания считал императора Августа. Он предпринял политику консолидации и очертил границы империи — одна из которых определялась стеной, названной в его честь. Её строительство началось в 122 году н.э. после серьезной войны на севере. В 130 году Адриан стремился поднять уровень морали и дисциплины в общественной жизни и отлично понимал, какое значение архитектура может нести в политическом контексте.

В 130 году был построен великолепный императорский дворец на 900 комнат в Тиволи, и отстроен разрушенный Пантеон в Риме. Его массивный купол — удивительное достижение инженерной мысли. Пока Рим оставался центром императорской власти, Адриан был достаточно осторожен и никогда не пренебрегал провинциями, поэтому и поддерживал строительные проекты повсюду, где он побывал.

Адриан много путешествовал. Он особенно был неравнодушен к Греции, где провёл большую часть 129 года. В ту зиму он остался в Антиохии перед тем, как посетить Пальмиру (Сирия), Аравию и Иудею весной следующего года. После чего прибыл летом в Египет со своей женой Вибией Сабиной. Также в путешествиях его сопровождал любовник Антиной, который утонул в реке Нил в октябре. Его смерть стала сокрушительным ударом для императора.


Остатки Римского форта в Лондоне

9 нервных центров Британии в 130 году н.э:

1) Рутупиэ (Ричборо, Кент)

Порт откуда Клавдий начал своей вторжение в 43 году и до сих считавшейся ключевым пунктом провинции. Сверкающая итальянский мрамором монументальная гигантская арка, украшенная бронзой и скульптурой, являлась символическими воротами в Британию. От неё через Уотлинг-стрит, простирались дороги во все области провинции.

2) Дубрис (Дувр)

Место базирования Сlassis Britannia (британского флота). Корабли попадали в гавань через узкое устье реки, полагаясь на два маяка, которые стояли на мысах из меловых скал. Их свет замечали издалека, а в ясную погоду его можно было увидеть даже в Галлии.


Один из маяков в Дувре

3) Лондиниум (Лондон)

Один из главных многонациональных городов Британии, который выполнял роль центра международной торговли. Расположенный на границе несколько древних царств, город занимал ключевую позицию у верховья приливной реки и находился на пересечение основных маршрутов в центре провинции. Губернатор провинции и прокуратор заседали здесь.

4) Иска Аугусто (Каэрлеон)

Штаб-квартира II Августова легиона. Крепость занимала участок площадью 50 акров на прав мберегу в самой низкой точке реки Аски, прежде чем она войдёт в устье реки Северн. Это место было известно великолепным комплексом бань, 41-метровым открытым бассейном и амфитеатром на 6000 мест. Однако большинство легионеров в этот период истории находились на севере ближе к стене.


Остатки амфитеатра в Каэрлеоне

5) Каллева Атребатум (Силчестер)

Административный центр Атребатума и главный город на западе от Лондона Каллева сперва были заселён сосланными галльскими вождями. Находясь на открытой местности посреди пастбищ, сенокоса и пустошей, он лежал на стыке основных дорог, которые вели к другим значительным городам провинции.

6) Вирокониум Корновирум (Шропшир)

Столица скотоводчества Корновии. Строительство нового форума и базилики спровоцировал визит Адриана в Британию в 122 году. В это же время здесь планировалось строительство баней с залами отдыха.

7) Аква Сулис (Бат)

Это была первая туристическая достопримечательность Британии. Местные термальные воды привлекали посетителей и множество солдат, которые находились в отпуске. Возле них располагался классический храм с бассейнами, посвященный Сулис Минерве. Кельтское божество Сулис ассоциировалось с римской богиней Минервой.


Батовские бани сейчас

8) Банна (Камбрия)

В 130 году форт ожидали большие перемены. Он находился на высшей точке Адрианового вала, с которого открывался великолепный вид на юг через долину рек и гору Колд Фелл. Старую древесину форта должны были заменить на камень, а внутри достроить гимнастический зал (basilica exercitatoria).

9) Фанум Коcиди (Бьюкасл, Камбрия)

Расположенный в шести милях к северу от Банна форпост, который охраняли войска из Дакии. В их обязанности входило патрулирование проблемных участков земель на севере.


Жизнь у вала Адриана:

Охотничий азарт

Самым любимым развлечением офицеров, служащих на вале Адриана, была охота. Они писали друг другу о своих гончих и просили выслать им снаряжение. Командир Восьмой Батавской когорты Флавий Цериал из Виндоланда пишет своему коллеге Броккусу: "Если ты меня любишь, брат, то прошу прислать охотничьи сети».

За охотничьими собаками хорошо ухаживали. Тогдашний современник пишет, что после удачной охоты собакам надо предоставлять мягкую теплую постель на ночь. Также он советовал: "Лучше всего, когда они спят с человеком, так они становятся более нежными и ценят общение."


Двое мужчин несут дикого вепря. Мозаика. 300 год н.э.

Без всяких излишеств

Житель Средиземноморья, особенно из таких мест, как Египет и Сирия, поразился бы равнинной британской одежде, в которой не было никаких изысков. Но при этом ткани окрашивались в различные цвета: красный цвет добывали из импортной марены или подмаренника; фиолетовый — из местных лишайников; синий — из вайды; жёлтый — из резеды.

Жители этих влажных остров в выборе одежды руководствовались разумностью, при этом не жертвуя качеством: одежды вышитые елочкой из гладкой саржи и легких тканей. В то время, как были и те, кто носил импортированный дамасский шёлк, одежды, из ромбовидной саржи и клетчатой ткани, которая является местной особенностью северо-западной Европы.

Будьте вы прокляты

«Леди Немезида, я даю тебе плащ и пару галльских сандалий; пусть тот, кто возьмёт их без спроса оплатит собственной кровью». Это проклятие, написанное латынью на свинцовой табличке в Уэльсе, похоже на сотню других, которые обнаружили в Великобритании. Бритты не проклинали соперников в любви, как и везде в империи, но вместо этого презирали кражи и имущественные нарушения.

Немезида была богиней, которая одинаково могла благословить и проклясть, подарить успех или принести неудачу, дать жизнь или отобрать её. Она часто ассоциируется с амфитеатрами и валлийским проклятием, цитированным выше, которое было найдено в амфитеатре в Каэрлеоне.


Пиво, кости и ножи

Итальянское и греческое вино поставлялось и в Великобританию, однако большая часть вина пребывала в деревянных бочках из Галлии. В тавернах солдаты из простого люда предпочитали пиво, закусывая его моллюсками и играя в игру ludus duodecimo scriptorium, чем-то напоминающую короткие нарды.

Таверны — злачные места. Местные буфетчицы были знамениты тем, что могли предложить нечто большее, чем просто напитки. Погребение, обнаруженное под глиняным полом в задней комнате гостиницы в стене Адриана, скрывало тела женщины и мужчины. У последнего между рёбер торчал нож.


Игра в нарды

Кровавый спорт

Наряду с крокодилами, львами и антилопами на арене Рима часто выступали медведи и олени из Великобритании и волкодавы из Ирландии. Транспортировка захваченных животных за границу занимала много времени, и многие из них погибали в пути или прибывали на место назначения в жалком состоянии.

В амфитеатрах Британии отсутствуют записи об импортируемых животных, но существуют доказательства о присутствии там волков (в Уэльсе), быков и медведей. Путешествующие школы гладиаторов, спонсируемые государством, часто посещали и Великобритании в рамках своих гастролей через Галлию, Испанию и Германию.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация