Последние язычники России: удивительные обычаи и культура марийцев ( 5 фото )
- 16.03.2020
- 4 563
Как выглядят последние язычники России? Представляются кровавые обряды, агрессивные полуголые мужчины, потрясание оружием? Если да, то зря. В религиозной жизни марийцев — европейского малого коренного народа России — главную роль играют священные рощи, и голыми с топорами по ним никто не бегает.
Где живут марийцы
Когда марийцы на вопрос «Откуда ты?» отвечают «Из республики Марий-Эл», то часто слышат в ответ — «А далеко это от России?» или «В Советском Союзе она состояла?» На самом деле эта республика — чуть ли не в самом центре России. Древним марийцам (тогда русские звали их черемисами) доводилось не раз участвовать в конфликтах между московскими царями и казанскими ханами — они выбирали то одну, то другую сторону. И казанцев, и московитов удивляло одно обстоятельство: среди марийских воинов было заметное число девушек, и эти девушки были ничуть не осторожнее своих товарищей.
После того, как московские цари победили и заодно присвоили себе марийские земли, марийцы не раз поднимали ожесточённые восстания, но последние несколько веков они были одним из самых спокойных народов России. Сам народ относится к финно-угорским, и многие его представители до сих пор говорят на языке предков. Православная церковь гордится тем, что сейчас большинство марийцев крещены, и всё же огромное их количество по-прежнему верит в старых богов и исполняет старые обряды.
Сейчас есть теория, что марийцы (мари) — это и есть таинственные меряне (меря), которые жили на землях, ставших после прихода киевских князей и новгородских купцов русскими. Владения мерян были обширны, но жили они охотой и потому — маленькими сёлами далеко друг от друга, а не городами, так что отнять их земли и прогнать в гостеприимное Булгарское ханство на Волге оказалось легче лёгкого. Теория эта из народных, а не научных, и основана на том факте, что марийцы в былые времена с малых лет получали охотничий лук и никогда с ним не расставались, а слово «мари» напоминает слово «меря». Правда, верят в это и сами марийцы: по легенде, раньше Москва звалась Маска-ава, мать-медведица, и это было селение у священной рощи, задолго до Юрия Долгорукого.
В старину марийцы были воинами и охотниками, но в девятнадцатом веке они жили уже сельским хозяйством.
Боги народа лучников
В религии мари миром правит Кугу Юмо — Великий Бог (хотя раньше слово «юмо» означало небо). Он чем-то похож на балтийского Перуна: бородатый и с молотом. Но при нём всегда также радуга, его боевой лук, и стрелы-молнии он пускает именно из своего волшебного лука. Он сидит на золотом престоле, откуда видит все дела людей. Дворец его за железным забором, за семью небесами, и когда он выезжает за забор на колеснице с огненными конями, начинается гроза — потому что выезжает Кугу Юмо на битву со своим злым братом и пускает в него стрелы.
Иногда говорят, что Кугу Юмо сидит не на троне, а на дубе. Ещё у него есть жена, сын и дочь, и они вместе с ним работают от зари до зари, чтобы их небесное стадо не оскудевало; вот почему и людям надо работать весь день. А в праздники они развлекаются, качаясь на небесных качелях.
Жена его — Мланде-ава, Мать-земля. Её добыли утки, подняв с морского дна. Мланде-ава следит за тем, чтобы в человеческих семьях не нарушали законов родства: братья не женились на сёстрах, внуки уважали дедов и бабок, дети почитали родителей, а родители заботились о детях. В некоторых мифах Мланде-ава творит землю в мире, который сотворил её муж, поэтому считается, что она в ответе за всё, что даёт земля — конечно, прежде всего, за урожай. Она дарит и охраняет здоровье и детей, отгоняет злых духов от домов и пашен, и определяет место души на том свете.
Дочь двух главных богов, Юмын Удыр, когда-то в мифах и песнях была самостоятельной богиней ночного неба, но со временем обросла родством с Кугу Юмо и Мланде-ава. Она стала пастушкой, пряхой, вышивальщицей, хлебопёком. Но до сих пор Полярную звезду считают веретеном в её руках. Во дворце Кугу Юмо она сидит за прозрачной шёлковой занавесью, и только длиннющая её прекрасная коса змеится из-под занавеси. Кугу Юмо покровительствует женщинам, она обучила их женским ремёслам, стрельбе из лука и игре на музыкальных инструментах. Да, именно по её почину, похоже, в войсках черемисов было полно лучниц! Она же покровительствует любви.
Её брат, Юмын Эрге, ходил на землю, чтобы узнать, как живут люди, и там подружился с одним пастушком. Когда Юмын Эрге вернулся на небо, пастушок, заскучав, сделал из ели лестницу и поднялся следом — ведь он был переодетой девушкой и успел полюбить юного бога! Конечно, Юмын Эрге взял её замуж.
Под влиянием сначала ислама, а потом православия образы этих и других богов у марийцев стали меняться. Кугу Юмо превратился в единого бога, большинство марийцев даже уверены, что это и есть бог Ветхого и Нового Завета, а они сами — обычные христиане (часто почитание Кугу Юмо соседствует с исполнением православных обрядов). Его злой брат стал аналогом дьявола, а остальные божества превратились в персонажей сказок. Однако когда дело доходит до простых обрядов, марийцы до сих пор вспоминают не только Кугу Юмо, но и несколько женских божеств.
Марийская женщина, рисунок XIX века
Священные рощи
Марийцы не строят храмов для своего древнего бога. Праздники и жертвоприношения — всё происходит в рощах, которым много сотен лет. Там все вместе молятся под руководством жреца. Эти рощи — дубовые и берёзовые — как некоторые верят, выросли там, где упали куска тела Юмына Эрге, когда хитрый злой дух разрубил сына главного бога на части и раскидал их. В жертву обычно приносят гусей — эта птица живёт и на земле, и на воде, и в воздухе. Их жарят в священной роще и съедают, а остатки сжигают в огне. Могут принести в жертву и баранов, и коров, и, конечно, несут в священные рощи древнюю святые пищу и напиток — блины и квас.
В священных рощах нельзя рубить деревья, курить, ругаться и лгать, собирать грибы и ягоды, охотиться и что-либо строить и выращивать. Это приводило к конфликтам с советской властью в лице местных чиновников, которые не раз пытались провести линии электропередач, вырубив в какой-нибудь священной роще просеку.
Сами моления могут вызвать недоумения у посторонних: люди стоят на коленях перед щедро накрытым столом с едой. Можно подумать, что еде они и молятся, но на самом деле на столах — жертвенная пища, и они просят богов по обычаю, быть может, более древнему, чем боги, разделить с ними еду в знак союзничества. Просят об урожае, о здоровье близких, о том, чтобы души предков чувствовали себя спокойно… Всё то же, о чём молятся христиане перед иконами, стараясь не перепутать, какого святого просить.
На жрецов у марийцев не учат. Когда нужен новый жрец, просят какого-нибудь уважаемого мужчину исполнить эту роль. Что делать, знают все и так: тайных обрядов нет, всё с детства происходит на глазах верующих. Кроме того, нет и особых требований к жрецам — не надо наносить татуировки, лишать себя мужского естества или ещё что-нибудь в том же духе. По большому счёту, жрец — это такой же мариец как прочие, и именно поэтому он получает право говорить с богами от лица других марийцев. Жрецом может быть староста деревни, уважаемый учитель — тот, кому люди привыкли доверять.
На праздник многие приходят в той одежде, что есть, но часто бывает, что люди стараются надеть народный костюм или хотя бы его часть, какое-нибудь старинное украшение или шапку: чтобы бог не усомнился, что видит марийца (или чтобы самому об этом помнить). И все они делят принесённую пищу друг с другом, как братья и сёстры.
Где живут марийцы
Когда марийцы на вопрос «Откуда ты?» отвечают «Из республики Марий-Эл», то часто слышат в ответ — «А далеко это от России?» или «В Советском Союзе она состояла?» На самом деле эта республика — чуть ли не в самом центре России. Древним марийцам (тогда русские звали их черемисами) доводилось не раз участвовать в конфликтах между московскими царями и казанскими ханами — они выбирали то одну, то другую сторону. И казанцев, и московитов удивляло одно обстоятельство: среди марийских воинов было заметное число девушек, и эти девушки были ничуть не осторожнее своих товарищей.
После того, как московские цари победили и заодно присвоили себе марийские земли, марийцы не раз поднимали ожесточённые восстания, но последние несколько веков они были одним из самых спокойных народов России. Сам народ относится к финно-угорским, и многие его представители до сих пор говорят на языке предков. Православная церковь гордится тем, что сейчас большинство марийцев крещены, и всё же огромное их количество по-прежнему верит в старых богов и исполняет старые обряды.
Сейчас есть теория, что марийцы (мари) — это и есть таинственные меряне (меря), которые жили на землях, ставших после прихода киевских князей и новгородских купцов русскими. Владения мерян были обширны, но жили они охотой и потому — маленькими сёлами далеко друг от друга, а не городами, так что отнять их земли и прогнать в гостеприимное Булгарское ханство на Волге оказалось легче лёгкого. Теория эта из народных, а не научных, и основана на том факте, что марийцы в былые времена с малых лет получали охотничий лук и никогда с ним не расставались, а слово «мари» напоминает слово «меря». Правда, верят в это и сами марийцы: по легенде, раньше Москва звалась Маска-ава, мать-медведица, и это было селение у священной рощи, задолго до Юрия Долгорукого.
В старину марийцы были воинами и охотниками, но в девятнадцатом веке они жили уже сельским хозяйством.
Боги народа лучников
В религии мари миром правит Кугу Юмо — Великий Бог (хотя раньше слово «юмо» означало небо). Он чем-то похож на балтийского Перуна: бородатый и с молотом. Но при нём всегда также радуга, его боевой лук, и стрелы-молнии он пускает именно из своего волшебного лука. Он сидит на золотом престоле, откуда видит все дела людей. Дворец его за железным забором, за семью небесами, и когда он выезжает за забор на колеснице с огненными конями, начинается гроза — потому что выезжает Кугу Юмо на битву со своим злым братом и пускает в него стрелы.
Иногда говорят, что Кугу Юмо сидит не на троне, а на дубе. Ещё у него есть жена, сын и дочь, и они вместе с ним работают от зари до зари, чтобы их небесное стадо не оскудевало; вот почему и людям надо работать весь день. А в праздники они развлекаются, качаясь на небесных качелях.
Жена его — Мланде-ава, Мать-земля. Её добыли утки, подняв с морского дна. Мланде-ава следит за тем, чтобы в человеческих семьях не нарушали законов родства: братья не женились на сёстрах, внуки уважали дедов и бабок, дети почитали родителей, а родители заботились о детях. В некоторых мифах Мланде-ава творит землю в мире, который сотворил её муж, поэтому считается, что она в ответе за всё, что даёт земля — конечно, прежде всего, за урожай. Она дарит и охраняет здоровье и детей, отгоняет злых духов от домов и пашен, и определяет место души на том свете.
Дочь двух главных богов, Юмын Удыр, когда-то в мифах и песнях была самостоятельной богиней ночного неба, но со временем обросла родством с Кугу Юмо и Мланде-ава. Она стала пастушкой, пряхой, вышивальщицей, хлебопёком. Но до сих пор Полярную звезду считают веретеном в её руках. Во дворце Кугу Юмо она сидит за прозрачной шёлковой занавесью, и только длиннющая её прекрасная коса змеится из-под занавеси. Кугу Юмо покровительствует женщинам, она обучила их женским ремёслам, стрельбе из лука и игре на музыкальных инструментах. Да, именно по её почину, похоже, в войсках черемисов было полно лучниц! Она же покровительствует любви.
Её брат, Юмын Эрге, ходил на землю, чтобы узнать, как живут люди, и там подружился с одним пастушком. Когда Юмын Эрге вернулся на небо, пастушок, заскучав, сделал из ели лестницу и поднялся следом — ведь он был переодетой девушкой и успел полюбить юного бога! Конечно, Юмын Эрге взял её замуж.
Под влиянием сначала ислама, а потом православия образы этих и других богов у марийцев стали меняться. Кугу Юмо превратился в единого бога, большинство марийцев даже уверены, что это и есть бог Ветхого и Нового Завета, а они сами — обычные христиане (часто почитание Кугу Юмо соседствует с исполнением православных обрядов). Его злой брат стал аналогом дьявола, а остальные божества превратились в персонажей сказок. Однако когда дело доходит до простых обрядов, марийцы до сих пор вспоминают не только Кугу Юмо, но и несколько женских божеств.
Марийская женщина, рисунок XIX века
Священные рощи
Марийцы не строят храмов для своего древнего бога. Праздники и жертвоприношения — всё происходит в рощах, которым много сотен лет. Там все вместе молятся под руководством жреца. Эти рощи — дубовые и берёзовые — как некоторые верят, выросли там, где упали куска тела Юмына Эрге, когда хитрый злой дух разрубил сына главного бога на части и раскидал их. В жертву обычно приносят гусей — эта птица живёт и на земле, и на воде, и в воздухе. Их жарят в священной роще и съедают, а остатки сжигают в огне. Могут принести в жертву и баранов, и коров, и, конечно, несут в священные рощи древнюю святые пищу и напиток — блины и квас.
В священных рощах нельзя рубить деревья, курить, ругаться и лгать, собирать грибы и ягоды, охотиться и что-либо строить и выращивать. Это приводило к конфликтам с советской властью в лице местных чиновников, которые не раз пытались провести линии электропередач, вырубив в какой-нибудь священной роще просеку.
Сами моления могут вызвать недоумения у посторонних: люди стоят на коленях перед щедро накрытым столом с едой. Можно подумать, что еде они и молятся, но на самом деле на столах — жертвенная пища, и они просят богов по обычаю, быть может, более древнему, чем боги, разделить с ними еду в знак союзничества. Просят об урожае, о здоровье близких, о том, чтобы души предков чувствовали себя спокойно… Всё то же, о чём молятся христиане перед иконами, стараясь не перепутать, какого святого просить.
На жрецов у марийцев не учат. Когда нужен новый жрец, просят какого-нибудь уважаемого мужчину исполнить эту роль. Что делать, знают все и так: тайных обрядов нет, всё с детства происходит на глазах верующих. Кроме того, нет и особых требований к жрецам — не надо наносить татуировки, лишать себя мужского естества или ещё что-нибудь в том же духе. По большому счёту, жрец — это такой же мариец как прочие, и именно поэтому он получает право говорить с богами от лица других марийцев. Жрецом может быть староста деревни, уважаемый учитель — тот, кому люди привыкли доверять.
На праздник многие приходят в той одежде, что есть, но часто бывает, что люди стараются надеть народный костюм или хотя бы его часть, какое-нибудь старинное украшение или шапку: чтобы бог не усомнился, что видит марийца (или чтобы самому об этом помнить). И все они делят принесённую пищу друг с другом, как братья и сёстры.
Материал взят: Тут