Опасен ли осьминог для человека? ( 2 фото + 1 гиф )
- 14.03.2020
- 5 741
На этот вопрос имеется множество ответов — от «смертельно опасен» до «совершенно безопасен».
Вот сомнительный рассказ-быль (так обозначено в подзаголовке), опубликованный в журнале «Вокруг света» № 4 за 1929 год. Американский водолаз Хук спустился на глубину 15 метров исправить деревянные подпорки снасти для ловли рыбы и неожиданно столкнулся под водой с мертвецом.
Тут же над мертвецом появился спрут, который «передвигался при помощи четырех щупалец, размахивая при этом двумя другими, а двумя остальными придерживал, как подъемным краном, труп».
Началась битва.
«Хотя я здоров и крепок и весом более пяти пудов,— сообщил Хук,— я чувствовал себя в положении ребенка, подхваченного хоботом слона. Кольцо за кольцом обвивались вокруг моей ноги, и чудовище своим щупальцем тянуло ее с такой силой к себе, что если нога не была оторвана в колене, то лишь благодаря прочному водолазному костюму из прорезиненной парусины». Умело орудуя ножом, Хук победил осьминога, а затем поднял на поверхность и мертвеца (который, естественно, оказался его старым приятелем Хили — поваром с парохода).
А вот сцена из очерка А. Гримбла «Встреча с осьминогом» (журнал «Англия» № 4 за 1964 год), тоже, как ни странно, с подзаголовком «Правдивая история». Гримбл, вначале сообщив всякие ужасы про осьминогов, рассказывает затем о том, как жители островов Гилберта охотятся на них. Автор много лет жил на этих островах, и по-видимому, его рассказ достаточно точен. Охотятся на осьминогов вдвоем, единственное оружие охотников — собственные зубы. Один из охотников направляется к расселине, прямо в объятия поджидающих его щупалец. Второй охотник должен выжидать до тех пор, пока осьминог не подтянет тело его товарища к самому входу в расселину. «В этот момент чудовище начинает ощупывать свою жертву роговыми челюстями рта и ничего кругом уже не видит». Тогда второй охотник ныряет, хватает своего товарища и старается оттащить его от расселины. После того как осьминог отделился от дна, «охотник-приманка делает рывок и вместе с присосавшимся к нему осьминогом всплывает на поверхность. Здесь он поворачивается на спину и… предоставляет тело осьминога своему напарнику для нанесения смертельного удара. …Охотник изо всех сил вонзает зубы между выпуклыми глазами чудовища. Вот и все. Смерть приходит мгновенно… Охотники с громким смехом плывут к рифу; там они привязывают свою добычу к свае, а сами отправляются выслеживать другого осьминога».
Приведенные отрывки очень характерны. Они показывают, что сама постановка вопроса «опасен или не опасен осьминог?» в принципе не верна. В очень большой степени ответ на этот вопрос зависит не от осьминога, а от человека. Для человека, не знающего привычек этого моллюска, он может быть и смертельно опасным животным, для тех же, кто хорошо осведомлен о его повадках,— это легкая добыча или даже партнер для игр. Конечно, бывают ситуации, когда или из-за особо крупных размеров осьминога, или из-за стечения обстоятельств человек, особенно ныряльщик, может стать жертвой, но эти случаи чрезвычайно редки. Специфическую и вполне реальную опасность представляет яд осьминога. Укус его клюва ранки оставляет небольшие, но поскольку слюна препятствует свертыванию крови, кровотечение довольно продолжительно, Укушенное место опухает и краснеет, возникает чувство жжения или зуда. Тяжесть поражения зависит от вида осьминога, а также от его размеров. Имеются данные, что в некоторых случаях боль и опухание могут продолжиться несколько недель и даже месяцев, Известен по крайней мере один документально подтвержденный случай смерти человека от укуса осьминога. Он произошел в Австралии, его виновником был очень небольшой красиво окрашенный осьминог, с голубыми кольцами на щупальцах
Существует немало сведений об удивительных умственных способностях осьминогов. В общем, к таким рассказам следует относиться с осторожностью — очень часто наблюдатель не может избежать Сциллы антропоморфизма и приписывает наблюдаемым животным человеческие чувства и побуждения. В то же время желательно миновать и Харибду механицизма, когда животное представляют в виде примитивной машины, строго заданным и неизменным образом реагирующей на раздражители. Следует помнить и об объективной трудности формулирования понятия «ум» в отношении к животным — ведь на решение предлагаемых им задач (именно так определяются психические способности животных) огромное влияние оказывают строение и образ жизни животных, другими словами, то, приходится ли им в природе сталкиваться со сходными задачами. Осьминоги имеют очень крупный мозг и легко поддаются обучению. Обычно в опытах в аквариум опускают краба или кусок рыбы, к которому прикреплена какая-либо геометрическая фигура. Уже после трех-четырех предъявлений осьминог бросается на одну фигуру, без пищи, Обучение ускоряется, если за неправильные «ответы» наказывать — например, ударом тока. Обычно осьминоги бросаются на небольшие предметы, но не нападают, если предмет крупнее его самого. Они способны, например, отличить квадрат со стороной 8 сантиметров от квадрата со стороной 4 сантиметра, горизонтальный прямоугольник от вертикального. А вот цветов осьминоги, так же как и кальмары, по-видимому, не различают. Осьминоги очень быстро обучаются проходить по лабиринту, чтобы добраться до приманки.
В одном из опытов осьминогу показывали краба, находящегося в бутылке и привязанного к пробке. Осьминог доставал краба. Вначале полагали, что он осмысленно откупоривает бутылку, но потом выяснилось, что просто сказывается его привычка тянуть за выступающий предмет. Осьминоги быстро выучиваются доставать краба, находящегося между двумя актиниями, причиняющими им болезненные ожоги. Один моллюск взбирался для этого на край аквариума. Восприятие осьминогов отличается интересными особенностями. Они не могут на ощупь отличать предметы по их форме, но зато очень легко — по неровностям поверхности. Информация, поступающая у них от органов осязания, никак не соотносится со зрительной — у них работают две независимые системы обучения. Существует предположение, что информация, поступающая от рецепторов щупалец, не достигает мозга, поскольку из-за неограниченной гибкости щупалец и постоянного изменения их формы для обработки этой информации был бы необходим огромный мозг. Из-за отсутствия скелета, ограничивающего подвижность конечностей, мозг перерабатывает только зрительную информацию, а конечности сохраняют некоторую автономность. По способности же зрительного различения осьминог приближается к крысе (для беспозвоночного животного это — прекрасный показатель), хотя механизмы образования рефлексов у них, по-видимому, значительно различаются.
В заключение нужно сказать несколько слов о роли, которую играют головоногие моллюски в жизни моря и хозяйственной деятельности человека. Чрезвычайно многочисленные, эти животные поедают огромные количества различных животных и сами, в свою очередь, служат пищей массе разнообразных хищных организмов, в том числе и промысловых видов. Они являются также ценнейшими промысловыми объектами, их вылов непрерывно увеличивается и в последние годы составляет около 1,5—2 миллионов тонн. Больше всего ловят кальмаров (70 процентов всей добычи), 17 процентов составляют осьминоги и 13 — каракатицы. По подсчетам специалистов, промысловые запасы головоногих в настоящее время недоиспользуются, и величина вылова может быть увеличена по крайней мере в несколько раз. Головоногие используются преимущественно в пищу, а также в качестве наживки для лова некоторых промысловых рыб. Большим спросом пользуется чернильная жидкость каракатиц — из нее готовят отличную краску сепию.
В очень больших количествах используют «морскую пенку» или «кость каракатицы». Щитки каракатицы используют для различных технических целей, но главное — в традиционной медицине, особенно восточной, Головоногие относятся к числу важных экспериментальных животных, благодаря которым сделан ряд крупных открытий, И, конечно, насколько беднее стало бы море, если вдруг исчезли бы эти удивительные существа, наблюдать за которыми можно бесконечно и которые загадывают человеку все новые и новые загадки.
Вот сомнительный рассказ-быль (так обозначено в подзаголовке), опубликованный в журнале «Вокруг света» № 4 за 1929 год. Американский водолаз Хук спустился на глубину 15 метров исправить деревянные подпорки снасти для ловли рыбы и неожиданно столкнулся под водой с мертвецом.
Тут же над мертвецом появился спрут, который «передвигался при помощи четырех щупалец, размахивая при этом двумя другими, а двумя остальными придерживал, как подъемным краном, труп».
Началась битва.
«Хотя я здоров и крепок и весом более пяти пудов,— сообщил Хук,— я чувствовал себя в положении ребенка, подхваченного хоботом слона. Кольцо за кольцом обвивались вокруг моей ноги, и чудовище своим щупальцем тянуло ее с такой силой к себе, что если нога не была оторвана в колене, то лишь благодаря прочному водолазному костюму из прорезиненной парусины». Умело орудуя ножом, Хук победил осьминога, а затем поднял на поверхность и мертвеца (который, естественно, оказался его старым приятелем Хили — поваром с парохода).
А вот сцена из очерка А. Гримбла «Встреча с осьминогом» (журнал «Англия» № 4 за 1964 год), тоже, как ни странно, с подзаголовком «Правдивая история». Гримбл, вначале сообщив всякие ужасы про осьминогов, рассказывает затем о том, как жители островов Гилберта охотятся на них. Автор много лет жил на этих островах, и по-видимому, его рассказ достаточно точен. Охотятся на осьминогов вдвоем, единственное оружие охотников — собственные зубы. Один из охотников направляется к расселине, прямо в объятия поджидающих его щупалец. Второй охотник должен выжидать до тех пор, пока осьминог не подтянет тело его товарища к самому входу в расселину. «В этот момент чудовище начинает ощупывать свою жертву роговыми челюстями рта и ничего кругом уже не видит». Тогда второй охотник ныряет, хватает своего товарища и старается оттащить его от расселины. После того как осьминог отделился от дна, «охотник-приманка делает рывок и вместе с присосавшимся к нему осьминогом всплывает на поверхность. Здесь он поворачивается на спину и… предоставляет тело осьминога своему напарнику для нанесения смертельного удара. …Охотник изо всех сил вонзает зубы между выпуклыми глазами чудовища. Вот и все. Смерть приходит мгновенно… Охотники с громким смехом плывут к рифу; там они привязывают свою добычу к свае, а сами отправляются выслеживать другого осьминога».
Приведенные отрывки очень характерны. Они показывают, что сама постановка вопроса «опасен или не опасен осьминог?» в принципе не верна. В очень большой степени ответ на этот вопрос зависит не от осьминога, а от человека. Для человека, не знающего привычек этого моллюска, он может быть и смертельно опасным животным, для тех же, кто хорошо осведомлен о его повадках,— это легкая добыча или даже партнер для игр. Конечно, бывают ситуации, когда или из-за особо крупных размеров осьминога, или из-за стечения обстоятельств человек, особенно ныряльщик, может стать жертвой, но эти случаи чрезвычайно редки. Специфическую и вполне реальную опасность представляет яд осьминога. Укус его клюва ранки оставляет небольшие, но поскольку слюна препятствует свертыванию крови, кровотечение довольно продолжительно, Укушенное место опухает и краснеет, возникает чувство жжения или зуда. Тяжесть поражения зависит от вида осьминога, а также от его размеров. Имеются данные, что в некоторых случаях боль и опухание могут продолжиться несколько недель и даже месяцев, Известен по крайней мере один документально подтвержденный случай смерти человека от укуса осьминога. Он произошел в Австралии, его виновником был очень небольшой красиво окрашенный осьминог, с голубыми кольцами на щупальцах
Существует немало сведений об удивительных умственных способностях осьминогов. В общем, к таким рассказам следует относиться с осторожностью — очень часто наблюдатель не может избежать Сциллы антропоморфизма и приписывает наблюдаемым животным человеческие чувства и побуждения. В то же время желательно миновать и Харибду механицизма, когда животное представляют в виде примитивной машины, строго заданным и неизменным образом реагирующей на раздражители. Следует помнить и об объективной трудности формулирования понятия «ум» в отношении к животным — ведь на решение предлагаемых им задач (именно так определяются психические способности животных) огромное влияние оказывают строение и образ жизни животных, другими словами, то, приходится ли им в природе сталкиваться со сходными задачами. Осьминоги имеют очень крупный мозг и легко поддаются обучению. Обычно в опытах в аквариум опускают краба или кусок рыбы, к которому прикреплена какая-либо геометрическая фигура. Уже после трех-четырех предъявлений осьминог бросается на одну фигуру, без пищи, Обучение ускоряется, если за неправильные «ответы» наказывать — например, ударом тока. Обычно осьминоги бросаются на небольшие предметы, но не нападают, если предмет крупнее его самого. Они способны, например, отличить квадрат со стороной 8 сантиметров от квадрата со стороной 4 сантиметра, горизонтальный прямоугольник от вертикального. А вот цветов осьминоги, так же как и кальмары, по-видимому, не различают. Осьминоги очень быстро обучаются проходить по лабиринту, чтобы добраться до приманки.
В одном из опытов осьминогу показывали краба, находящегося в бутылке и привязанного к пробке. Осьминог доставал краба. Вначале полагали, что он осмысленно откупоривает бутылку, но потом выяснилось, что просто сказывается его привычка тянуть за выступающий предмет. Осьминоги быстро выучиваются доставать краба, находящегося между двумя актиниями, причиняющими им болезненные ожоги. Один моллюск взбирался для этого на край аквариума. Восприятие осьминогов отличается интересными особенностями. Они не могут на ощупь отличать предметы по их форме, но зато очень легко — по неровностям поверхности. Информация, поступающая у них от органов осязания, никак не соотносится со зрительной — у них работают две независимые системы обучения. Существует предположение, что информация, поступающая от рецепторов щупалец, не достигает мозга, поскольку из-за неограниченной гибкости щупалец и постоянного изменения их формы для обработки этой информации был бы необходим огромный мозг. Из-за отсутствия скелета, ограничивающего подвижность конечностей, мозг перерабатывает только зрительную информацию, а конечности сохраняют некоторую автономность. По способности же зрительного различения осьминог приближается к крысе (для беспозвоночного животного это — прекрасный показатель), хотя механизмы образования рефлексов у них, по-видимому, значительно различаются.
В заключение нужно сказать несколько слов о роли, которую играют головоногие моллюски в жизни моря и хозяйственной деятельности человека. Чрезвычайно многочисленные, эти животные поедают огромные количества различных животных и сами, в свою очередь, служат пищей массе разнообразных хищных организмов, в том числе и промысловых видов. Они являются также ценнейшими промысловыми объектами, их вылов непрерывно увеличивается и в последние годы составляет около 1,5—2 миллионов тонн. Больше всего ловят кальмаров (70 процентов всей добычи), 17 процентов составляют осьминоги и 13 — каракатицы. По подсчетам специалистов, промысловые запасы головоногих в настоящее время недоиспользуются, и величина вылова может быть увеличена по крайней мере в несколько раз. Головоногие используются преимущественно в пищу, а также в качестве наживки для лова некоторых промысловых рыб. Большим спросом пользуется чернильная жидкость каракатиц — из нее готовят отличную краску сепию.
В очень больших количествах используют «морскую пенку» или «кость каракатицы». Щитки каракатицы используют для различных технических целей, но главное — в традиционной медицине, особенно восточной, Головоногие относятся к числу важных экспериментальных животных, благодаря которым сделан ряд крупных открытий, И, конечно, насколько беднее стало бы море, если вдруг исчезли бы эти удивительные существа, наблюдать за которыми можно бесконечно и которые загадывают человеку все новые и новые загадки.
Материал взят: Тут