Краснокнижные «Уралы»: проект «Суша» ( 11 фото )
- 13.03.2020
- 5 055
“Урал-4322” проекта “Суша”..
«Суша» в секрете
С появлением в Набережных Челнах настоящего автомобильного гиганта грузовики «Урал» попали от него в настоящую технологическую зависимость. Сначала это были моторы КамАЗ-740, которых постоянно недоставало для Уральского завода, а потом случилась история с новой кабиной.
“Урал-5322”. Именно на эти машины устанавливались 10-цилиндровые перспективные дизели КамАЗ-741..
В 1976 году руководство Миасского автозавода приняло решение о разработке нового семейства армейских грузовиков, получивших шифр «Суша». Основной моделью должен был стать трехосный «Урал-4322» — прямой наследник дизельной модели 4320 с устаревшей уже тогда кабиной от «Урала-375». Но на этом инженеры и заказчики из Министерства обороны не остановились. В проекте была еще и бескапотная машина, кабину для которой заимствовали у КамАЗа. Это решение сейчас кажется не самым правильным, так как прямые конкуренты делят один сложный агрегат на две машины одинакового класса. Однако в условиях Советского Союза и отсутствия рынка об это не думали – подобные решения были вызваны экономией ресурсов на разработку.
“Урал-4322”. Эту машину в 80-х годах решили перевести на дизель воздушного охлаждения. Это решение было принято после положительного опыта эксплуатации “Магирусов” и “Татр” на стройке БАМ..
Также в линейке «Суши» была четырехосная тяжелая модель «Урал-5322», компоновка которой, естественно, также была бескапотной. Если внимательно присмотреться к капотной версии нового «Урала», то отчетливо будет видны элементы «камазовской» — ветровое стекло и двери. Под нужды «Урала» переделали основание кабины, моторный щит. Надо отметить, новинка выглядела достаточно органично. Среди новаций инженеры из Миасса придумали сделать в задней стенке выемку под запасное колесо. Это решение позволило увеличить длину кузова, придвинув его ближе к кабине. В 1978 году идея плавающих грузовиков, которой долгое время были одержимы в Советском Союзе, нашла своё продолжение в опытно-конструкторской работе «Суша». В рамках проекта построили уникальный «Урал-4322П», внешне практически неотличимый от «сухопутных» версий, но снабженный цельнометаллическим герметизированным кузовом и съемными волноотражателями. При этом машина на воде перемещалась не только посредством вращения колес, но и с помощью пары гребных винтов. Вариант 43221А был в трехосном бескапотном исполнении.
«Урал-4322П»..
Бескапотная амфибия “Урал-43221А”. Оцените конструкцию кабины..
Но и этого показалось мало – был разработан плавающий вариант четырехосного грузовика «Урал-5322П» (53221) грузоподъемностью в 7 тонн.
Первые опыты по преодолению водных преград плавающие машины семейства «Суша» проходили у себя дома, на озере Тургояк в Челябинской области. Эксперименты по плавающим «Уралам» были не первыми в истории завода в Миассе – в самом начале 70-х годов были построены две бескапотные амфибии.
“Урал-379П” (вверху) и “Урал-395П” были предками амфибий проекта “Суша”..
«Урал-379П» (трехосный) и «Урал-395П» (четырехосный) стали первыми в мире плавающими тяжелыми грузовиками. Здесь также движение на воде осуществлялось с помощью двух трехлопастных винтов, на помощь которым приходили колеса с развитыми грунтозацепами. Основную плавучесть обеспечивал герметичный кузов, а пенополиуретан по всему кузову защищал от протечек. Машины отличались оригинальными кабинами собственной разработки и издалека никак не напоминали о «мореходных» качествах «Уралов». Итоги испытаний были скорее положительными, но до серийного воплощения дело не дошло и работы в дальнейшем были продолжены в ОКР «Суша».
Моторы и серия
В моторной гамме новых «Уралов» первоначально было полное заимствование силовых агрегатов у коллег из Набережных Челнов. Базовым был, естественно, V-образный КамАЗ-740 на 210 л. с., а для тяжелых четырехосных грузовиков надеялись установить перспективный V-образный 10-цилиндровый мотор КамАЗ-741 на 260 л. с. Последний мотор был плодом модульной унификации с младшим двигателем.
Спустя пять лет после начала работ над проектом «Суша» было принято решение об оснащении машин перспективными дизелями воздушного охлаждения Deutz F8L413. Был даже построен завод под этот мотор (получивший имя «Урал-744») в Кустанае, о чем шла речь в первой части цикла. Однако попытка стать независимым от КамАЗа оказалась тщетной – завод начал работу под развал Советского Союза, дальнейшее сотрудничество с ним оказалось невозможным.
Десятицилиндровый опытный КамАЗ-741 (ЯМЗ-741)..
Бескапотные машины семейства “Суша”..
Кроме указанных выше вариантов исполнения машин нового семейства, была еще разработана версия «Урал-4322Б», шасси которой удлинили на 275 мм. Грузовая платформа у такой машины была уже длиной 4664 мм и позволяла вмещать сразу 33 бойца. Кроме этого, все машины под шифром «Суша» были дополнительно герметизированы, что обеспечивало грузовикам возможность преодолевать брод глубиной в 1,75 метра. Под машины «Урал-4322» в Институте лесного машиностроения в конце 80-х годов были разработаны типовые обитаемые бескаркасные кузова К-4322, которые вместе со всеми машина семейства «Суша» были приняты к производству. Перед тем как государственная комиссия рекомендовала новые «Уралы» в серии, они, в соответствии с требованиями Министерства обороны, пробежали по 35 тыс. километров в условиях жарких пустынь и морозного севера.
“Урал-55223”.
Шасси “Урал-43225” с 234-сильным дизелем воздушного охлаждения и кузовом К-4322..
Опытный тягач “Суша” с активным полуприцепом..
В целом машины очень понравились, среди рекомендаций было улучшение циркуляции воздуха в подкапотном пространстве (мотор, напомню, — дизель воздушного охлаждения) и утепление моторного щита кабины. В серию из всего семейства пошел только капотный «Урал-43223» и только в 1992 году, когда наконец в Миассе дождались первых моторов из Кустаная. Всего из Казахстана на Южный Урал успели поставить 405 дизелей, после чего на части «Уралов» монтировались уже немецкие Deutz KHD F8K413F мощностью в 256 л. с. На пару с импортными моторами машины серии «Суша» оснащались КПП Zahnradfabrik (ZF). Определенный процент машин собирался с традиционными камазовскими дизелями 740-й серии. И, казалось бы, дело пошло – дополнительно в производственную гамму ввели гражданский самосвал «Урал-55223», машину неплохо брали даже с дорогими импортными агрегатами. Сборка была организована вне основного конвейера на площадях цеха производства малых серий. При этом автозаводчане собрали ралли-рейдовые машины «Урал-43223С», на которых в 1992 году завоевали первое и второе места на польском ралли «Ельчи». В сентябре того же года несколько грузовиков приняли участие в супермарафоне «Париж – Москва – Пекин», до конца которого дошел всего один экипаж из Миасса. Несмотря на многочисленные поломки и итоговое последнее место, гонщики со штурманом получили приз «За волю к победе».
Гоночный «Урал-43223С»..
После всего этого неожиданно пришел в себя Камский автозавод и перекрыл поставки штампованных заготовок кабин для Миасса – все-таки предприятие в Миассе выпускало прямых конкурентов. Собрав порядка 1000 машин (по другим данным, не более 500), Уральский автозавод в 1998 году прекратил производство грузовиков с кабинами нового поколения. Как мы знаем, новую массовую капотную кабину «Уралу» (унифицированную с гражданскими ГАЗами) пришлось ждать до 2014 года… Напомню, что в Набережных Челнах так и не смогли самостоятельно разработать кабину для собственных машин.
Современная линейка “Уралов” с новыми кабинами..
Такие образцы военной техники предлагали Российской армии инженеры и дизайнеры из Миасса. Кабина унифицирована с гражданскими грузовиками, созданными в кооперации с IVECO. Фото Сергея Попсуевича.
Все армейские «Уралы-43223», которые успели попасть в Российскую армию, были сняты с вооружения в 1998 году. Один из последних автомобилей проекта «Суша» хранится сейчас в Рязанском музее автомобильной техники (сейчас эта площадка принадлежит музею истории ВДВ). Попытки заводчан в начале XX века облагородить внешний вид кабины классического «Урала» с помощью пластиковых панелей, ничего, кроме снисходительной улыбки, не вызывают.
Несмотря ни на что, историю проекта “Суша” нельзя назвать бесперспективной для завода. Во-первых, многие наработки легли в основу нового семейства для военных нужд — “Мотовоз”. А во-вторых, всё это показало заводчанам, что надеяться в условиях свободного рынка можно только на себя и моторостроителей, лишенных собственного автомобильного производства. Таким стал Ярославский моторный завод.
Продолжение следует…
Материал взят: Тут