Из крайности в крайность? Есть риск, что «Пётр Великий» не получит новые ракеты ( 9 фото )

Это интересно



Из крайности в крайность? Есть риск, что «Пётр Великий» не получит новые ракеты
Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144 (шифр "Орлан") "Пётр Великий" (бывший "Куйбышев")

20 февраля ресурс Flot.com со ссылкой на информированные источники сообщил:

«Давно запланированную модернизацию тяжелого ракетного крейсера «Пётр Великий" проекта 11442 (шифр "Орлан") проведут с упором на ремонт и обновление главной энергоустановки корабля».

С одной стороны, подача материала вызывает вопросы, даже номер проекта напутан: «Пётр Великий» построен по проекту 1144, шифр «Орлан». С другой, во флотской среде давненько ходят настроения о том, что «Петра» не нужно модернизировать по примеру однотипного «Адмирала Нахимова», а надо просто отремонтировать. Сообщение о том, что у «Петра» сделают «упор» на главной энергоустановки и ремонте, видимо, как-то связано с этими настроениями.

Надо сказать, модернизация «Нахимова» действительно получилась сверхдорогой, и действительно, «Пётр Великий» не должен пройти через то же самое, у нашей страны просто нет столько денег. Но и отказываться от обновления корабля – ошибка хуже преступления. С этими кораблями всё сложно, но они должны развиваться дальше.

Атомные ракетные

СССР опоздал с атомным ракетным крейсером на 16 лет по сравнению с США, американцы свой атомный «Лонг Бич» заложили ещё в 1957, у нас же первый ракетный корабль с атомными реакторами и ракетами начали строить в 1973. Зато по боевой мощи новые крейсера должны были «заткнуть за пояс» всё. Во многом так и вышло, корабли получились действительно очень мощные. Головной «Киров» испугал Запад настолько, что американцы начали дорогостоящую программу реактивации и оснащения ракетами своих линкоров, а ВВС впервые после Второй мировой войны начали приспосабливать свои стратегические бомбардировщики к ударам по надводным целям. Прорыв таких кораблей на океанские коммуникации пришлось бы ликвидировать всеми ВМС США на театре военных действий, и не факт, что получилось бы вовремя. Корабли имели систему ПВО С-300Ф (96 зенитных ракет), и на «Петре Великом» С-300 ФМ и С-300Ф совместно (46 и 48 ракет) есть ЗРК ближней зоны ПВО, артиллерийские системы ПВО. В целом, даже если предположить, что авиации противника удалось уничтожить такой корабль, то цену за такую победу пришлось бы заплатить очень большую.

Артиллерийская установка корабля, АК-130 калибром 130 мм с двумя стволами, на сегодня является самой мощной корабельной артустановкой в мире. Головной корабль в серии, «Киров», правда, имел пару стомиллиметровок, но это поправили, как, впрочем, и многое другое, чем головной корабль отличался от всех серийных. На момент приёма корабля в боевой состав ВМФ что-то более сильное было только у американских кораблей времён Второй мировой войны, но для такого соперника у советского крейсера были ракеты.

Из крайности в крайность? Есть риск, что «Пётр Великий» не получит новые ракеты
"Киров" и Ту-16. Видны две артиллерийских установки

Из крайности в крайность? Есть риск, что «Пётр Великий» не получит новые ракеты
Отличия головного "Кирова" от следующих за ним в серии кораблей

Корабли имеют мощный гидроакустический комплекс "Полином", набор противолодочного оружия, способны в отдельных случаях нести на борту до трёх вертолётов. Наступательное оружие, 20 сверхзвуковых противокорабельных ракет (ПКР) «Гранит» — на момент принятия на вооружение, пожалуй, самая мощная ПКР в мире. Отбить залп такого корабля в одиночку не может ни один корабль в мире, как и, в принципе, выиграть бой против него (при безошибочных действиях экипажа и командира отечественного крейсера, естественно).

Планировалась постройка пяти таких кораблей, но построили только четыре. «Киров» (переименован позже в «Адмирал Ушаков»), «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»), «Калинин» («Адмирал Нахимов») и «Куйбышев» («Пётр Великий»). Последний был достроен в 1998 году и только по этой причине всё ещё бодро ходит по морям.

Распад СССР чуть не поставил на этих кораблях крест. Денег на то, чтобы поддерживать их в боеспособном состоянии, у России не было, исключение сделали только для «Петра Великого», который не требовал таких расходов, которые требовали старые корабли такого же типа. «Киров» по факту выбыл из строя после неисправности реакторной установки ещё в 1990-м – денег на его восстановление не оказалось уже тогда, хотя корабль потом даже ставили на какую-то модернизацию, которая, правда, так и не началась. На сегодня он сгнил полностью. На «Фрунзе-Лазареве» никаких проблем с реакторной установкой не было, его просто сгноили у берега на Тихом океане – на сегодня уже тоже полностью, несмотря на то, что корабля время от времени проводили докования, он даже ложился на грунт из-за протечек корпуса.

Из крайности в крайность? Есть риск, что «Пётр Великий» не получит новые ракеты
"Лазарев" на своём последнем месте стоянки. Фото Олега Кулешова

На сегодня ни один из этих двух кораблей уже не может быть восстановлен по своему техническому состоянию, их ждёт утилизация. А вот «Калинину-Нахимову» повезло. Его решили сохранить и даже модернизировать. В 1999 году корабль встал на модернизацию и ремонт на Севмаше. Так началась эпопея, которая длится до сих пор и не закончится ранее чем через несколько лет. В лучшем случае.

Перестройка в отдельно взятом крейсере

У отечественного флота есть одна потрясающая болезнь, которая никак не проходит: постоянные пересмотры технических заданий на постройку или ремонт кораблей, в крайнем случае, на внесение изменений в конструкцию каждого отдельно взятого корабля в серии. Это изредка обусловлено коррупцией, иногда многолетним недофинансированием, приводящим к тому, что часть подсистем для корабля успевают снять с производства, когда он ещё строится, но, надо признать, часто это просто плохое управление. Трудно сказать, в какой пропорции эти факторы повлияли на сроки ремонта «Нахимова» и объёмы работ по модернизации, но контракт на её проведение был подписан только в 2013 году – через 14 лет после того, как корабль перевели на завод. Потом был переход в наливной бассейн «Севмаша», разборка, дефектовка, и собственно начало работ, в самом конце 2014 года.

Из крайности в крайность? Есть риск, что «Пётр Великий» не получит новые ракеты
"Нахимов" в осушенном бассейне на перестройке

Большая часть информации о том, что будут делать с крейсером, выходила из-под завес секретности очень медленно и дозированно, но в определённый момент стало ясно: корабль фактически будет построен заново. По сути, речь идёт о том, что в очень серьёзно перестроенном корпусе с полностью отремонтированной главной энергетической установкой, будет установлено новое оружие, новое радиоэлектронное вооружение, заменены кабель-трассы. Ударная мощь корабля должна вырасти на порядки, а общее количество как зенитных, так и крылатых (противокорабельных и для ударов по суше) ракет будет исчисляться сотнями единиц.

Из крайности в крайность? Есть риск, что «Пётр Великий» не получит новые ракеты
Видны места установки ПУ УКСК 3С14 и то, какой огромный объём работ выполнен по крейсеру

Из крайности в крайность? Есть риск, что «Пётр Великий» не получит новые ракеты
Ещё один вид для оценки масштабов

Из крайности в крайность? Есть риск, что «Пётр Великий» не получит новые ракеты
На тросе крана и на земле видны листы палубного настила с отверстиями под новые пусковые установки

Предполагалось, что корабль будет способен, если нужно, обрушить залп «Калибров» на береговую цель и у него ещё останутся противокорабельные варианты «Калибров», а то и «Ониксы» с «Цирконами». Настолько же усиливалась его система противовоздушной обороны. Мощь корабля должна была быть беспримерной. Наверное, она такой и будет, когда его наконец-то сдадут флоту. Однако у этой медали есть и другая сторона.

Имя этой стороне – цена. ВМФ не раскрывает точных расходов на модернизацию «Нахимова», однако ясно, что они уже либо вплотную подошли, либо скоро подойдут к сотне миллиардов рублей. Напомним, что в 400 миллиардов рублей оценивается стоимость нового авианосца для ВМФ России. Сотня миллиардов — это очень много, это бригада корветов для тихоокеанского флота, почти утратившего свои противолодочные силы, или полное обновление всей противолодочной авиации, которая летает в основном на самолётах, построенных ещё в СССР.

И хотя «Нахимов» обещает получиться реально очень сильным кораблём, тех денег, которые были вложены в его ремонт, хватило бы на такое усиление всего флота в целом, которое один корабль, при всём уважении к нему, не обеспечит. Просто потому, что он один.

Сроки сложнейшей перестройки корабля (это уже не ремонт и не модернизация, его именно полностью перестраивают) тоже, как у нас принято говорить «плывут вправо», и сегодня можно только с большей или меньшей степенью уверенности говорить о сдаче флоту в первой половине 20-х годов.

Затраты денег и времени, которых потребовал «Нахимов», не на шутку напугали всех причастных к этому проекту, и надо сказать, он стоил карьер некоторому количеству людей, в том числе и непричастных. Так уж получилось, уж сильно большую волну пустил крейсер по высшим эшелонам власти.

То, что с «Петром» ничего такого повторять не будут, было очевидно давно, но сейчас есть признаки того, что ВМФ может выплеснуть вместе с водой ребёнка. И вместо пересмотра объёмов модернизации в сторону уменьшения отказаться от неё вообще, ограничившись ремонтом корабля и минимальными усовершенствованиями уже установленных на нём систем.

Ремонт «Петра Великого»

Самая главная проблема у отечественных кораблей — это кабель-трассы. Они традиционно прокладываются таким образом, что их полная замена по стоимости иногда оказывается всего лишь в несколько раз более дешёвой процедурой, чем постройка нового корабля. В то же время не менять их невозможно: с годами изоляция проводки разрушается от старости. Атомные крейсера здесь не исключение. Также немалых денег будет стоить ремонт атомной энергоустановки. Всё это говорит о том, что сам по себе ремонт крейсера «Пётр Великий» встанет в немалые деньги, даже без модернизации. И это может быть дополнительным козырем тех, кто не хотел бы эту модернизацию увидеть.

Тем не менее, даже при необходимости понести эти расходы стоит и обновить на корабле ракетное оружие.

Речь не идёт ни в коем случае о том уровне изменений в конструкцию, который имеет место на «Нахимове». Речь идёт о том, чтобы заменить пусковые установки ПКР «Гранит» на те же универсальные пусковые установки 3С14, которыми оснащён «Нахимов» (специальный вариант, сделанный под этот крейсер) и ограничиться минимальными изменениями во все остальные системы.

Замена «Гранитов» — вполне насущная необходимость. Эти ракеты уже далеко не такие грозные, какими они были, когда впервые появились. Их количество на корабле откровенно мало. Даже на фрегатах проекта 22350 «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов» можно будет снарядить пусковые установки большим количеством противокорабельных ракет или крылатых ракет большой дальности – 24 единицы. И среди них могут быть и сверхзвуковые «Ониксы» и будущие гиперзвуковые «Цирконы», то есть ракеты, более опасные для противника, чем «Гранит». А ведь это небольшие корабли, в четыре раза легче по водоизмещению, чём «Пётр Великий».

Из крайности в крайность? Есть риск, что «Пётр Великий» не получит новые ракеты
Пуск "Гранита" с "Петра Великого". Впечатляет, но это уже не такое эффективное оружие, как раньше

Кроме того, «Пётр Великий» практически лишён возможности наносить ракетные удары по берегу, а это едва ли не более важная задача сейчас, чем атаки надводных кораблей. Чтобы существование «Петра Великого» в ВМФ и те расходы, которые несёт флот на его содержание, и дальше имели бы смысл, необходима замена его наступательного оружия. На этот корабль вполне поместятся многие десятки ракет и из узкоспециализированного ударного корабля, у которого лучше всего получаются удары по другим надводным кораблям, он превратится в пусть не самый современный, корабль, но по-прежнему очень значимую боевую единицу, несравнимо более важную, чем с нынешней двадцаткой «Гранитов».

Минимальная модернизация корабельных систем ПВО, минимальная модернизация радиоэлектронного вооружения, системы взаимного обмена информацией с другими кораблями, и, что самое главное, с корабельными вертолётами, гарантируют, что противовоздушные возможности этих кораблей останутся актуальными ещё лет пятнадцать после того, как «Пётр Великий» вернётся в строй. А его ракетное наступательное вооружение неадекватно уже сейчас, и его необходимо менять на современное.

Неудачный опыт с «Нахимовым» не должен толкнуть флот в другую крайность и не должен способствовать тому, чтобы корабль после недешёвого (помним про кабель-трассы) ремонта остался с «музейным» наступательным оружием. Это лишит корабль смысла существования с учётом того, сколько денег оно стоит для страны.

Сила крейсеров

Представим себе, что «Нахимов» закончен как планировалось, а «Пётр Великий» — по какой-то упрощённой схеме, с полной заменой только ударного оружия.

Пара таких кораблей, с какими-то усовершенствованными боевыми вертолётами, способными выполнять задачи ДРЛО и выдавать целеуказание для корабельных ЗРК за пределами радиогоризонта, потребует для своего уничтожения многих десятков самолётов, а за пределами боевого радиуса базовой авиации – полноценной авианосной ударной группы. Более того, даже в такой ситуации результат не гарантирован.

На крейсерах можно разместить большое количество безэкипажных катеров с надувными ложными целями, для отвлечения противника на ложные цели и организации «ракетных засад». При наличии отлаженного взаимодействия с базовой разведывательной авиацией они смогут получать достаточный объём информации о противнике, чтобы, когда надо уклониться от боя, и выбрать себе достаточно слабую жертву. В случае гипотетической войны против России прорыв пары таких кораблей в открытый океан вынудит любого противника снять с задач по нападению на РФ десятки кораблей и патрульных самолётов. А это значит, что все эти силы будут отвлечены от своих основных задач.

Кроме того, 30-узловой ход, который эти корабли смогут поддерживать длительное время, во-первых, позволит им уклоняться от боя, когда это необходимо, просто отрываясь от противника ходом, а во-вторых, сделает их трудноуязвимыми для вражеских подлодок.

В статье «Строим флот. Атаки слабого, потери сильного» были описаны рейдовые действия, которые позволят небольшим по численности российским силам держать в напряжении сколь угодно крупные силы противника, просто за счёт превосходства в скорости и возможности атаковать важные для противника объекты и корабли, находящиеся под слабой охраной или в стороне от основных ТВД, — и противнику с высокой степенью вероятности просто нечем будет ответить.

Такие действия — это один из очень немногих способов применить ракетный корабль против превосходящих сил противника, не имея своего авианосца, но с успехом.

И при наличии работающих систем взаимного обмена информацией между крейсерами, полноценных морских вертолётов и должной подготовке эти операции будут модернизированным крейсерам вполне по силам. Более того, крейсеры как будто специально для них и созданы – быстроходные, атомные хорошо вооружённые корабли, в том числе и против воздушного противника.

Но всё это будет верно только в том случае, если после эпопеи с «Нахимовым» «Пётр Великий» тоже получит новый комплекс наступательного ракетного оружия вместо «Гранитов».

Нам же остаётся надеяться, что здравый смысл возобладает, и в отношении «Петра Великого» будут приняты правильные, взвешенные решения. Не нужно стесняться требовать этого от властей.

Автор:Александр ТимохинИспользованы фотографии:warspot.ru, razgromflota.ru, ot-a-do-ya.org/А. Н. Соколов, Минобороны РФ, rg.ru, sdelanounas.ru, ТВ-"Звезда"

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация