Подземные кладбища Нью-Йорка ( 43 фото )
- 11.03.2020
- 4 385
«Сегодня я хочу рассказать об одном из самых необычных кладбищ в Нью-Йорке. Даже не об одном, а о двух кладбищах. Они находятся в соседних кварталах, имеют схожие названия и одинаково труднодоступны для посещения. Неудивительно, что многие их путают или думают, что кладбище одно. Хотя, думаю, что большинство про них и вовсе никогда не слышало», — рассказывает блогер samsebeskazal.
На острове Манхэттен в районе под названием Ист-Виллидж есть два старых кладбища. Одно называется «Нью-Йорк Марбл», а второе — «Нью-Йорк Сити Марбл». Главной их особенностью является технология погребения. Отличие от любых других видно сразу. На фото кладбище, на котором похоронено более 2000 человек. И почти всё оно в кадре.
Начнем с истории. До 1831 года городские кладбища в подавляющем большинстве были конфессиональными (у католиков свои, у протестантов свои и т.д.) и располагались на церковном дворе. Церковь же, как правило, стояла в центре города в самом густонаселенном его районе. Сами кладбища выглядели совсем не так, как выглядят они сегодня. Это были неухоженные и запущенные участки земли с небольшими могильными камнями, заросшие сорняками и вьюном. Ходили на них только во время очередных похорон. В остальное время люди избегали посещения кладбищ при любой возможности. С ростом населения Нью-Йорка росло и количество кладбищ. Главной проблемой стала их переполненность, а также то, что многие из них располагались в непосредственной близости от жилых домов и источников питьевой воды.
С различными эпидемиями, уносившими множество жизней, в те времена было все более чем в порядке. Холера, желтая лихорадка и т.д. Большая эпидемия желтой лихорадки случилась в 1793 году в соседней Филадельфии, которая на тот момент была столицей США. Тогда от болезни погибло около 5000 человек. А это было около 10% населения города. В 1798 году та же напасть свалилась и на Нью-Йорк. Там в течение нескольких месяцев умерло 2086 жителей. Всплески случались и позже, но та эпидемия была самой серьезной в истории города. Люди, жившие в то время, слабо себе представляли причины возникновения подобных заболеваний и еще меньше — способы их лечения. Причины искали во всем, чем можно: в гнилых овощах, испорченном кофе, приехавших в Нью-Йорк жителях Вест-Индии. Кто-то говорил, что виноваты ужасающие условия жизни в трущобных районах (что отчасти было правдой, но не причиной). Но в основном это были сплошные фантазии, причем одна идея была бредовее другой. Один газетчик написал большую статью, где объяснялось, что причиной эпидемии желтой лихорадки в Нью-Йорке было извержение вулкана Этна на Сицилии. Только в 1881 году была выдвинута теория о том, что желтая лихорадка передается определенным видом комаров, и лишь в 1900 году это было доказано научно. Одним из источников распространения заболеваний считали кладбища, расположенные в густонаселенных районах Нью-Йорка. Это послужило поводом для закрытия нескольких действующих с переносом захоронений за черту города. Проблема была только в том, что черта эта постоянно двигалась на юг, с каждым годом поглощая все новые и новые кладбища. В 1813 году были запрещены захоронения ниже Канал-стрит. К 1851 году запрет распространился на все территории южнее 86-й улицы. Исключение делалось лишь для частных склепов и некоторых церковных кладбищ. Большинство захоронений были перенесены в Куинс и Бруклин, а бывшие кладбища стали городскими парками (Вашингтон-сквер, Юнион-сквер, Мэдисон-сквер и Брайант-парк — это всё бывшие кладбища).
Кладбище «Нью-Йорк Марбл» было создано в 1831 году и быстро стало популярным (если такое слово уместно для подобного места), а также коммерчески успешным. Коммерция подразумевала порядок и ухоженность, которых так не хватало в то время, а технология захоронения делала кладбище эпидемически безопасным. Так, во всяком случае, тогда считали. Владельцы «Нью-Йорк Сити Марбл», открытого годом позже, просто переняли удачную бизнес-модель и, купив участок земли в соседнем квартале, открыли точно такое же, добавив к названию лишь слово «Сити». Оба кладбища были основаны исключительно как доходные предприятия, вследствие чего не имели конфессиональной принадлежности и были открыты для всех желающих (ну почти всех), что лишь добавляло им клиентов в таком многонациональном городе, как Нью-Йорк. Являясь бизнес-предприятиями, они были спланированы так, чтобы извлечь максимальный профит из небольшого участка земли. Высокая стоимость земли на Манхэттене привела к тому, что люди начали тиражировать участки вверх, строя все более и более высокие здания. Кладбища же, в силу своей специфики, пошли расти вниз. Задачу, которая стояла перед людьми, организовавшими кладбище «Нью-Йорк Марбл», можно сформулировать так: как на небольшой площади обустроить максимальное количество захоронений, да еще сделать их безопасными для здоровья жителей окружающих кварталов? Решение было найдено в виде вместительных каменных склепов, обустроенных ниже уровня земли. Для их строительства рыли котлован, обустраивали пол, потолок и крепкие стены, а потом засыпали землей. Получилось что-то типа подвала, но только без этажей сверху. Для доступа внутрь был обустроен специальный лаз (один на два склепа), который закрывался каменной крышкой.
Начнем с «Нью-Йорк Марбл». Найти его не так-то и просто. Оно находится во дворе жилого квартала с плотной застройкой. С улицы его не видно, а попасть на территорию можно только через узкий и почти незаметный проход со Второй авеню. Но даже если вы знаете, где вход, то это вряд ли вам поможет. В 99 случаях из 100 вы увидите лишь запертые на замок ворота. Есть всего несколько дней в году, когда на кладбище пускают посетителей.
Если не знать, что где-то за домами находится кладбище, то догадаться о его существовании почти невозможно.
И даже пройдя внутрь, вы, скорее всего, подумаете, что попали в небольшой сад.
Красивый зеленый газон, кусты, деревья, лавочки, садовый инвентарь. Какое еще кладбище?
Случайный прохожий очень удивится, узнав, что здесь похоронено более двух тысяч человек. Но где они все?
Дело в том, что кладбище полностью находится под землей. Камни с надписями в стене — это не надгробия, а таблички, отображающие номер подземного склепа и имена его владельцев. На территории 17 соток находится 156 подземных склепов, в которых покоится 2080 человек. Склепы и стена вокруг кладбища выполнены из мрамора. Того же самого, что использовали при строительстве множества известных зданий, включая вашингтонский Капитолий. Отсюда и название — «Мраморное кладбище».
Таблички тоже выполнены из мрамора, который медленно разрушается под воздействием времени и погоды. Поэтому часть имен уже невозможно прочесть.
Застройка вокруг.
Интересно, что за прошедшие годы они почти не изменились. Вот фото, сделанное в 1910 году.
А это сделано на днях.
В дальнем углу идет реконструкция стены, и можно рассмотреть строительный материал. Как выглядят склепы, вы увидите ниже.
В конце 19-го века наследники владельцев склепов всерьез рассматривали вариант переноса захоронений и продажи земли с целью обустройства на ней школы и детской игровой площадки. Сегодня на кладбище «Нью-Йорк Марбл» есть два пустующих склепа, выставленных на продажу. За каждый просят 500 000 долларов. Владельцами кладбища являются наследники владельцев склепов. Их прапрапраправнуки. У них же есть редкая возможность быть похороненными в нижней части Манхэттена. Остальные жители Нью-Йорка ее лишены. Единственное действующее на острове кладбище (Тринити) находится к северу от 153-й улицы. Интересный факт. Во время генеалогических исследований было установлено, что только 3% наследников владельцев склепов сохранили фамилию предков.
Это кладбище «Нью-Йорк Сити Марбл», которое находится в соседнем квартале. Оно больше по площади (37 соток) и хорошо просматривается с улицы. Попасть на него, тем не менее, так же сложно. Открывают его всего несколько раз в году.
Главным его отличием является то, что камни с номерами склепов установлены не в стене, а на земле. Как раз между ними расположен засыпанный землей вход.
Еще тут есть стелы, установленные вместо номерных камней по желанию некоторых владельцев склепов.
Склеп номер 137. На этом кладбище их 258.
Номер 150, принадлежащий некому Джи. Эс. Уинстону.
Склепы на мраморных кладбищах никогда не принадлежали высшему классу нью-йоркского общества. У самых богатых были загородные поместья, где они могли скрыться от суеты города (и от начавшейся эпидемии). Рядом с такими поместьями обустраивали частные фамильные кладбища. На мраморных кладбищах похоронены в основном богатые торговцы, судовладельцы и адвокаты. Люди не бедные, но далеко не сливки общества. Случались и исключения. В 1825 году там был похоронен пятый президент США Джеймс Монро. Его сыну принадлежал один из склепов. Через 27 лет, в 1858 году, его тело было перезахоронено на кладбище Голливуд в городе Ричмонд, штат Вирджиния.
К 1860-м годам количество похорон на мраморных кладбищах резко уменьшилось. В Бруклине было открыто Гринвудское кладбище, которое быстро вошло в моду благодаря своим парковым пейзажам и уютным извилистым дорожкам. К тому же изменилась демография района. Богатые жители и средний класс переехали в кварталы севернее, а район вокруг кладбищ быстро заселили бедные иммигранты, приехавшие в Америку за лучшей долей и не имевшие денег на жизнь, не то что на похороны. В этот период где-то четверть всех захоронений с мраморных кладбищ была перенесена на другие кладбища. Большинство на Гринвуд в Бруклине и Вудлон в Бронксе. К 1860-м годам хоронить на них почти перестали. Последнее захоронение было сделано в 1937 году. С тех пор они так и стоят, окруженные плотной застройкой и закрытые для посетителей.
Как выглядит склеп. Чтобы попасть внутрь, надо снять дерн на участке, выкопать яму глубиной примерно сантиметров 10-20 и найти каменную плиту, закрывающую вход.
Потом при помощи лебедки и веревок поднять и убрать в сторону тяжелую крышку, под которой обнаружится прямоугольный колодец с каменными стенами и двумя каменными дверьми.
Каждая из них ведет в склеп. Интересно, что для некоторых дверей нужен ключ.
Внутри тесное пространство со сводчатыми потолками и полки, на которых лежат истлевшие останки гробов, венков и прочего. Стены, пол и потолок склепов выполнены из светлого такахойского мрамора.
Схема склепа. Пишут, что раз в 10 лет на кладбище можно завозить новых покойников.
В сам склеп могли попасть только работники кладбища. Убитые горем родственники и священник оставались наверху. Это старый механизм, который использовали для открытия склепов.
На стенде была дана интересная статистика по смертности в 1830-х годах:
13% — умерло в возрасте до 6 месяцев,
18% — умерло в возрасте от 6 месяцев до 2 лет,
15% — умерло в возрасте от 2 до 4 лет,
7% — умерло в возрасте от 4 до 10 лет,
4% — умерло в возрасте от 11 до 20 лет,
11% — умерло в возрасте от 21 до 30 лет,
9% — умерло в возрасте от 31 до 40 лет,
7% — умерло в возрасте от 41 до 50 лет,
5% — умерло в возрасте от 51 до 60 лет,
5% — умерло в возрасте от 61 до 70 лет,
4% — умерло в возрасте от 71 до 80 лет,
2% — умерло в возрасте от 81 до 90 лет,
0,5% — умерло в возрасте свыше 90 лет.
Т.е. большинство были дети. 57% похороненных на «Нью-Йорк Марбл» не дожили до 20 лет. 53% не дожили до 10 лет.
После того как вы увидели, что творится внизу, посмотрим на то, что происходило сверху. Фотографии сделаны во время OHNY — городского дня открытых дверей, когда выдается шанс попасть в такие места, куда в обычный день попасть очень трудно или просто невозможно. Мраморные кладбища были в программе этого года.
Обратите внимание на то, что пришедшие люди ведут себя так, как будто они не на кладбище, а на пикнике в парке. Народ валяется на травке, выгуливает собак, читает книжку или просто дремлет в лучах теплого осеннего солнца. Я не могу представить себе что-то подобное на кладбище в России, настолько у нас разная ментальность и отношение к смерти. Возможно, тут сказывается возраст захоронений и то, что нет могил, но подобную картину можно наблюдать на любом старом нью-йоркском кладбище. Особенно во время каких-нибудь интересных мероприятий.
Забавная деталь. На входе на кладбище «Нью-Йорк Марбл» посетителей встречает табличка, призывающая уважать покойных и не трогать стены. На следующей табличке сообщается, что кладбище сдается для проведения различных мероприятий типа свадеб, барбекю, модных показов, концертов, коктейльных вечеринок, презентаций и прочего. Я так и не понял, почему трогать стены — это неуважительно, а жрать и бухать над останками — это нормально.
Интересно узнать, а вы бы пошли на кладбище гулять? А устроили бы там свадьбу или вечеринку?
Материал взят: Тут