lexusgeorge
Химический бронеавтомобиль КС-18 ( 4 фото )
Серийный броневик типа КС-18. Фото Kolesa.ru
В 1930-32 годах советские организации и предприятия занимались тематикой химических бронеавтомобилей. Опытно-конструкторское и испытательное бюро Управления механизации и моторизации Красной Армии и завод «Компрессор» (г. Москва) вместе создали сразу четыре проекта такой техники, но все они оказались неудачными. Тем не менее, с их помощью удалось накопить необходимый опыт и на его основе сделать полноценный химический броневик. Машина КС-18 смогла попасть в серию и послужить в армии.
Польза от неудач
Проекты Д-18, Д-39, БХМ-1000 и БХМ-800 разработки ОКИБ и «Компрессора» предлагали строить химические бронемашины на основе грузовиков нескольких типов. Вместо кузова на шасси монтировалась цистерна для боевых отравляющих веществ, а рядом с ней помещалось оборудование для их распыления. Некоторые из этих проектов предусматривали использование бронирование кабины и цистерны.
Испытания нескольких опытных образцов показали их несостоятельность. Автошасси нормально работали только на дорогах, но не на пересеченной местности. Броня защищала людей и химикаты, но сокращала грузоподъемность. Вооружение для самообороны отсутствовало.
По результатам анализа испытаний определили требования к следующему химическому броневику. Как и ранее, предлагалось использовать серийное шасси грузовика, но на этот раз с большей грузоподъемностью. Машину обязательно следовало забронировать, а также вооружить пулеметом. Бак для химических веществ и распылительные устройства нужно было поместить под броней.
В таком виде броневик «химического нападения» мог решать все свои задачи с минимальным риском. Он должен был осуществлять распыление БОВ, выполнять дегазацию или ставить дымовые завесы, в т.ч. на переднем крае.
Проект КС-18
В 1934 году завод дробильно-размолочного оборудования г. Выкса получил задание на разработку нового химического броневика. За основу для этого образца взяли грузовик ЗИС-6 с грузоподъемностью 6 т, на который устанавливались цистерна и распылительное оборудование КС-18 завода «Компрессор». По некоторым данным, было построено несколько таких машин, и они ограниченно использовались в РККА в качестве учебных.
Грузовик ЗиС-6. Фото Kolesa.ru
Химическая машина на базе ЗИС-6 обладала необходимым запасом характеристик для дальнейшего развития. В связи с этим в 1935 году военно-химическое управление РККА поручило заводу ДРО оснастить этот образец броней и вооружением.
Проект химического броневика «унаследовал» название от системы распыления химикатов КС-18. В некоторых источниках он также обозначается как БХМ-1. Любопытно, что это название иногда встречается в контексте проекта БХМ-1000. Эти обстоятельства способны приводить к специфическим ситуациям: броневик можно перепутать с незащищенной машиной или даже с химической аппаратурой для обоих образцов.
Шасси ЗИС-6 строилось на основе рамы и имело колесную формулу 6х4. Силовой агрегат включал двигатель мощностью 73 л.с. и четырехступенчатую коробку передач. Мощность передавалась на два задних ведущих моста с возможностью отбора для дополнительной аппаратуры. ЗИС-6 в исходной конфигурации имел снаряженную массу более 4,2 т и мог перевозить груз массой 4 т.
На серийном шасси монтировался клепаный броневой корпус. Листы брони делало смежное предприятие, а их монтаж на каркас осуществлялся заводом ДРО. Корпус состоял из деталей толщиной от 4 до 8 мм и мог обеспечить защиту только от пуль или осколков. Вероятно, при разработке корпуса учитывались вопросы повышения живучести, что сказалось на его конструкции и компоновке.
Носовая часть корпуса выполняла функции защищенного капота и прикрывала силовую установку. За ней находилось обитаемое отделение-кабина большей высоты. На корме шасси поместили броневой кожух меньшей высоты с покатой крышей. Внутри этого кожуха находилась цистерна для БОВ. Увеличив длину емкости и ее кожуха, конструкторы смогли уменьшить их высоту. За счет этого уменьшились основные проекции цистерны, а также сократилась вероятность ее поражения. Рядом с цистерной помещались устройства системы КС-18.
Боковая проекция машины. Рисунок Aviarmor.net
Цистерна вмещала 1000 л жидкого химического вещества. Аппаратура КС-18 включала центробежный насос с приводом от двигателя и распылительные устройства. Для заражения местности предназначался подковообразный распылитель. Дегазация осуществлялась с использованием распылительной колонки. Эти же устройства предлагалось применять при постановке дымовых завес.
Распылитель для БОВ из состава КС-18 позволял одновременно «заливать» полосу шириной до 20-25 м. 1000 л химиката хватало для участка длиной 450-470 м. Одна заправка цистерны позволяла провести дегазацию полосы шириной 8 м и длиной 330-350 м. Смесь S-IV обеспечивала постановку дымовой завесы в течение 27-29 мин.
Для самообороны броневик КС-18 получил один пулемет ДТ в шаровой установке на лобовом листе кабины для стрельбы в переднюю полусферу. Экипаж состоял из двух человек, водителя и командира, который также являлся стрелком, радистом и оператором химической аппаратуры. В кабине имелась радиостанция 71-ТК с поручневой антенной, опоясывавшей крышу.
Химический броневик КС-18 имел длину около 6 м при ширине и высоте около 2 м. Масса неизвестна; по-видимому, этот параметр находился на уровне 6-7 т и не превышал полную массу грузовика ЗИС-6. Машина могла развивать скорость до 45-50 км/ч и преодолевать небольшие препятствия. Подвижность на пересеченной местности ограничивалась характеристиками шасси.
Производство и эксплуатация
В 1935-37 годах опытные броневики КС-18 проходили испытания, во время которых показали требуемые характеристики, а кроме того, продемонстрировали преимущества нового шасси перед предыдущими. Бронеавтомобиль получил рекомендацию к принятию на вооружение и постановке в серию.
Разбитый КС-18 на поле боя, 1941 г. Фото Коломиец М. В. “Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945 гг.”
Первые серийные КС-18 отправились в войска в 1937 году. Производство такой техники продолжалось около двух лет. За это время завод ДРО при участии «Компрессора» и ЗИС построил 94 броневика. Такая техника предназначалась для рот боевого обеспечения танковых бригад. По штату каждой роте полагалось 4 броневика, однако не все подразделения удалось укомплектовать полностью.
Бронеавтомобили КС-18 оставались в строю до начала Великой Отечественной войны и вместе с другой техникой приняли бой. Во время войны РККА не использовала химическое оружие, и потому КС-18 не осуществляли заражение местности. Им также не приходилось выполнять дегазацию. По всей видимости, броневики из состава танковых бригад могли выполнять функции разведывательно-дозорных машин, а также ставить дымовые завесы.
Имеются сведения об использовании КС-18 в Крыму. В первые недели войны там имелось не менее двух таких броневиков из состава 463-й огнеметно-химической роты. Сообщается, что к тому времени машины лишились химической аппаратуры и стали «обычными» бронеавтомобилями. По состоянию на 10 ноября в Севастополе имелось порядка 30 броневиков нескольких типов. Возможно, среди них были и немногочисленные КС-18, сумевшие пережить предыдущие бои.
Обстановка на фронте и специфические боевые качества предопределили судьбу машин КС-18. Такая техника, решая несвойственные ей задачи, гибла в боях. Также машины могли выходить из строя по техническим причинам. По разным оценкам, к концу 1941 года в Красной Армии не осталось химических броневиков этой модели. Таким образом, из 94 построенных химических бронеавтомобилей типа КС-18 ни один не дожил даже до середины войны.
Конец концепции
В августе 1941 года Государственный комитет обороны своим постановлением поручил нескольким наркоматам разработать и поставить в серию новый вариант химического броневика с передачей первой машины до 1 ноября. Однако на тот момент промышленность была загружена другими работами и эвакуацией, из-за чего разработка нового проекта оказалась невозможной. Вскоре такое задание официально отменили, что поставило точку в длительной программе создания химических броневиков.
В итоге химический бронеавтомобиль КС-18 занял интересное место в истории советской бронетехники. Он был первым образцом своего класса, поступившим на вооружение. Он оказался единственной разработкой такого рода, принявшей участие в реальных боях. И при всем этом он стал последним представителем своего класса в РККА. Новый броневик для замены КС-18 создать не удалось, а затем наша армия отказалась от всего этого направления.
Взято: Тут
837