seta
Камча. Символ ногайской власти ( 6 фото )
Ногайцы – это тюркоязычный этнос, который формировался во взаимоотношениях татар, печенегов, монголов и некоторых других кочевых племён. Имя своё они получили благодаря золотоордынскому беклярбеку Ногаю. В период возвышения Ногая от него зависели Болгарское царство, он воевал с Византией и ходил походами совместно с русскими князьями на Литву и Польшу, разорял Ширван и Дербент.
Ногаец в традиционной кавказской черкеске
После долгого кочевья от Средней Азии и Сибири до Черноморского побережья Северного Кавказа множество ногайцев оседали на этих землях. Так, наибольшее ногайское сообщество в России осело на Кавказе – в Дагестане, Ставропольском крае и Карачаево-Черкесии. Естественно, сам образ жизни диктовал не только особое отношение к лошадям в ходе кочевья, но и к главному инструменту всадника – кнуту. Для ногайцев кнут стал не просто инструментом, а воистину одухотворённым оружием.
Камча как она есть
Камчу начинали плести сразу же после того, как в семье рождался сын, а во время самих родов над женщиной обязательно вешали отцовскую камчу. Порой во время родовых схваток женщин даже пороли камчой, дабы плод быстрее вышел. Сама камча представляла собой достаточно короткий кнут с рукоятью не более сорока сантиметров в длину, к которой и крепилась кожаная плеть. При этом во время плетения плети постоянно проговаривали заговоры, чтобы камча принесла владельцу удачу.
Камча рядового ногайца
Длина непосредственно плети была примерно той же, что и у рукояти, но существовали и исключения. Плетение было самым разнообразным – оно могло быть змеевидным или представляло собой сплетение из четырёх, десяти и даже сорока отдельных плетей. В качестве материала использовалась кожа, к примеру, козья. Шкуру выдерживали до трех недель, чистили от шерсти, резали на полосы, сушили и уже потом резали на тонкие ленты. К рукояти плеть крепилась с помощью оплетённого лентами стержня, изготавливающегося также из кожи, часто коровьей. На рукоять обязательно наносилась тамга – родовой фамильный знак, что-то вроде печати. Поэтому по камче можно было легко понять, кто перед тобой стоит. И, конечно, у рукояти крепился темляк, дабы камчу не выбили из рук во время боя. На создание камчи уходило от нескольких дней до пары недель и более.
Конечно, камчу всячески украшали и модернизировали. На конце плети размещали пушистые кожаные кисточки, либо наоборот заплетали утяжелитель из металла – тогда камча напоминала волчатку. Правда, обращение с ней менялось, коней такой камчой старались не стегать.
Камчу у ногайцев имели право носить только мужчины, получавшие её по достижении 12 лет. С тех пор потерять камчу считалось чуть ли не преступлением перед родом. Она же служила настоящей биографической книгой её владельца. Каждое крупное событие, каждое достижение в жизни владельца обязательно изображали на рукояти. И горе тому всаднику, чья камча всю его жизнь носила на себе только сиротливую тамгу. Иногда камча передавалась от отца к сыну, но это более относилось к знатным родам, когда камча становилась уже символом власти, но об этом отдельно.
Для камчи в доме отводилось особое место. А так как её очень часто использовали как оружие, то войти в гости с нею в руках было равносильно вызову на поединок или серьёзному оскорблению.
Оружие, символ власти и магия
Камча, кроме своих естественных функций, исполняла и роль оружия. Натренированные ногайские бойцы могли с помощью камчи легко выбить вражеского всадника из седла, а порой и убить его. Для этой цели на конец камчи вплетали утяжелитель из металла. После долгих тренировок опытный ногайский всадник мог с первого же удара поразить противника. А если враг был в шлеме, то метким ударом можно было (не без труда, конечно) сломать ему нос или выбить глаз. Камча с утяжелителем использовалась и во время охоты. Один удар по голове животного, и оставалось только освежевать тушу. Периодически утяжеляли и саму рукоять.
Использовали камчу и во время разрешения различных споров, когда ситуация становилась безвыходной. Спорщики садились, брали друг друга за левую руку и упирались в противника ногами. В правой руке у них была только камча. Орудуя ею, они начинали нещадно хлыстать оппонента до тех пор, пока кто-нибудь не терял сознание или не терял силы.
С камчой связаны множество поговорок, открывающих это оружие с новых сторон. К примеру, ходила поговорка, что «у кого камча крепкая, у того жена совестливая». С одной стороны, камча здесь негласно фигурировала как символ мужского начала, а с другой — нерадивых жён в то время увещевали отнюдь не добрым словом, а жёстким делом. Были и романтические поговорки, гласящие, что в камче заключена честь и справедливость мужчины. Но сухая проза и реальность была далека от сантиментов.
Камча у мурз, беев и нурадинов (аристократические титулы и военно-административные звания) была символом власти. И, конечно, с простым древком с кожаной плетью камча знатного ногайца имела мало общего. Камчу высокопоставленного ногайца изготавливали совсем из других материалов. Рукоять делали из слоновой кости, серебра и даже золота. Она украшалась драгоценными камнями. Кожа для плети бралась самая экзотическая и была разных цветов, поэтому кисточка на конце камчи казалась каким-то смертельно опасным цветком.
Одна из крылатых фраз, приписываемая некоему Дильдебаю из Жетысу (область в Центральной Азии в районе озёр Балхаш и Иссык-Куль), гласила: «Если даже народ не будет уважать меня, будет уважать мою плеть». Что тут сказать? Не поспоришь.
Такое отношение к камче не могло не привести к награждению этого оружия магическими свойствами. А так как ногайцы Северного Кавказа тесно общались с черкесами и перенимали их обычаи, то мир разнообразных суеверий у них был необычайно богат и широк. Были распространены верования в шайтанов, джиннов, колдунов и духов. Ногайцы даже верили в существование водяного змея, который, поднимаясь из воды, касался головою туч. Для защиты от всей этой армии нечисти ногайцы не только зашивали в одежду на спине лоскут заклинательных молитв из Корана, но и не расставались с камчой. Камча порой висела над ложем, дабы защитить семью от злых сверхъестественных тварей. А если в человеке «селился» злой дух, например, джинн, то порка плетью ему была обеспечена.
Автор:Восточный ветер
Взято: Тут
772