Кузьма Петров-Водкин. Художник-символист ( 32 фото )
- 19.02.2020
- 15 923
Этого художника, мне кажется, невозможно не любить. Он сияет как жар-птица на фоне сырого сумрачного неба. Он чудесен, его картины дышат жизненной силой. Даже мадонна, написанная по традиционным канонам у него – психологический портрет молодой женщины. Его первыми учителями были хвалынские иконописцы – и сферическая перспектива стала визитной карточкой художника.
Родиной Петрова-Водкина был небольшой городок на берегу Волги, где он родился в семье нищего сапожника. Там он провел юность, живя в суровых условиях, напоминающих те, что описал Максим Горький в Моих университетах.
Но его талант преодолел его провинциальное окружение, и решимость стать художником привела его сначала в художественные классы в Самаре, а затем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1897–1904), где он учился у Серова.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (родился 24 октября 1878 г., Хвалынск, Саратовская область, русская Империя - умер 15 февраля 1939, Ленинград.
Его первой крупной работой была «Мечта» (1910), которая вызвала оживленную дискуссию среди современных художников. Главным чемпионом его творчества был Александр Бенуа, а самым жестким критиком - Илья Репин.
Другими известными произведениями того периода были « Играющие мальчики » ( 1911 ) и, прежде всего, «Купание красного коня» ( 1912 ), его самое известное творение и в определенном смысле торговая марка художника, в котором сцена погружена в мифическую атмосферу.
Петров-Водкин сначала преподавал в частной школе Е. Званцева, а после революции, к которой он с энтузиазмом присоединился, в Академии художеств, она реорганизовалася благодаря его вкладу в художественные мастерские Свободного государства.
С 1924 года он некоторое время жил во Франции со своей семьей.
В 1925 году вместе с Львом Бруни, Фаворским, Кузнецовым и Сарджаном он основал «Общество четырех искусств» и с 1925 по 1928 год участвовал в выставках объединения. Компания, подвергшаяся жестоким атакам со стороны других групп, оставалась в живых до конца 1920-х годов.
С одобрения советского правительства Петров-Водкин много путешествовал по СССР, выполняя многочисленные дидактические рисунки.
В 1927 году он заболел туберкулезом легких, и ему пришлось несколько лет снижать свою активность, посвящая себя литературе.
Он написал три важных полуавтобиографических тома: Хвалынск, Евклидово пространство и Самаркандия. Первые два считаются достойными определения лучшей литературы того времени.
Возвращение к живописи было очень проблематичным: его рисунки становились карикатурами, а предметы часто принимали характер сатиры.
В те годы он в основном писал натюрморты и портреты, постепенно отходя от предыдущих тем.
Хотя контуры картин стали намного более детальными, цвета потеряли блеск прошлого и становились темнее и темнее.
Эти изменения, безусловно, связаны с удушающей атмосферой, определяемой сталинской политикой с 1930 года и до Великих чисток 1937-39 годов.
Петров-Водкин умер от туберкулеза в феврале 1939 года.
Стиль Петрова-Водкина формировался под широким влиянием от Алексея Венецианова, Александра Иванова и Михаила Врубеля до Фердинанда Ходлера, Мориса Дени, Поля Гогена, Пуви де Шаванна, Генри Матисса, вплоть до Масаччо, Пьеро делла Франческа и Джованни Беллини.
Некоторые из его работ были обвинены в эротике и кощунстве.
Картины этого великого художника напоминают русские иконы в их основных разработках, резкие формы и насыщенные цвета содержат символические значения.
Материал взят: Тут