crazygirl
«На сопках Маньчжурии» – патриотический вальс, преодолевший века и континенты ( 5 фото )
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», – эти строки замечательного поэта Вадима Шефнера, написанные в 1954 году, можно было бы вынести в эпиграф. Но хочется добавить: когда замечательные слова положены на соответствующую музыку, то какие-либо преграды для нашего солдата даже трудно представить.
Знамя – вперед! Оркестр – вперед!
Вот такая музыка и дебютировала в городе Самаре 24 ноября 1908 году. Вроде город Самара всегда был далеко от боевых действий. Русско-японская война три года как закончилась. В Самаре жил участник войны на Дальнем Востоке Илья Алексеевич Шатров, и он являлся автором этой музыки.
И. А. Шатров
Шатров родился в 1879 году в уездном городе Землянске Воронежской губернии в семье отставного унтер-офицера Литовского лейб-гвардии пехотного полка. Военная музыкальная карьера юноши началась после смерти отца – в 14 лет он стал воспитанником во взводе трубачей Гродненского гусарского лейб-гвардии полка. Здесь он освоил игру и на барабане, и на трубе. В 1900 году Илья окончил Варшавский музыкальный институт, куда его направил командир полка. По окончании института Шатров возглавил музыкальную команду Мокшанского резервного батальона. Но уже после преобразования в резервный полк подразделение было отправлено на Дальний Восток, где шла Русско-японская война.
Особо тяжелые бои полк принял в сражениях под Мукденом. Однажды японцы окружили полк, и русские солдаты подверглись многочисленным атакам. Когда стали заканчиваться боеприпасы, командир полка Петр Побыванец принял решение поднять полк на прорыв окружения. Он отдал приказ: «Знамя и оркестр – вперед!». Капельмейстер Шатров вывел оркестр на передовую, и заиграли военные марши. Солдаты бросились в штыковую атаку, прорвали окружение, но удача далась большой кровью. Погиб командир полка, из 4000 солдат к своим прорвались только 700 человек. От всей музыкальной команды в живых осталось только семеро музыкантов. Все оркестранты были награждены Георгиевскими крестами, Илья Шатров – орденом св. Станислава 3-й степени, а весь оркестр наградили серебряными трубами. Не зря еще Александр Васильевич Суворов говорил, что музыка удваивает, утраивает армию.
Русский национальный вальс
После войны полк еще год находился в Маньчжурии, и здесь произошло событие, которое дало толчок к написанию этого патриотического вальса. Однажды Илья Алексеевич по приказу нового командира полка попал на гауптвахту. Оказалось, гауптвахта – прекрасное место, где можно сочинять музыку. Именно здесь родился первый вариант вальса «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». Вальса, посвященного погибшим боевым товарищам.
Ноты Мокшанский полк на сопках Манчжурии
После войны Шатров переезжает в Саратов и пишет новый вариант, с которым выступает в городском сквере с духовым оркестром. Как ни странно, первоначально публика с холодком встретила это исполнение, но уж через год граммофонные пластинки с записями вальса разлетелись по России, и популярность мелодии только росла. К 1911 году ноты вальса были изданы 82 раза, а вальс получил новое название, которое живо и до сих пор. Все мы знаем произведение Ильи Шатрова «На сопках Маньчжурии». Популярность вальса росла не по дням, а по часам. Его играли практически везде – на летних эстрадных площадках, в ресторанах, в концертных залах. Чуть позже на эту музыку появился и первый вариант текста. Его автором стал самарский поэт и писатель Степан Петров (Скиталец), именно этот вариант и лег в основу последующих вариантов. В разные годы родилось несколько вариантов текстов. На этом поприще отметились мэтры российской и советской эстрады – Иван Козловский, Петр Лещенко, Леонид Утесов и Людмила Зыкина.
В годы Первой мировой войны все военные оркестры на передовой исполняли этот вальс. Не утратил вальс популярность и в советское время. На всех праздниках в обязательном порядке исполнялись «На сопках Маньчжурии» и «Амурские волны». А в 1945 году этот вальс стал главной песней в связи с победой Красной Армии в сражениях с Японией.
О популярности мелодии говорит тот факт, что многие зарубежные исполнители включили в свой репертуар «Маньжурский бит» (Manchurian beat). Оркестр Глена Миллера, «Венчерз», «Спотникс» – это только часть музыкальных коллективов, которые его исполняли в различных вариациях. За рубежом творение Шатрова получило название «Русский национальный вальс».
Оркестр 90-го Онежского полка
Капельмейстер Великой Отечественной
Но жизнь автора вальса «На сопках Маньчжурии» навсегда была связана с оркестровой музыкой. После революции вступил в Красную Армию, стал капельмейстером красной кавалерийской бригады. Потом служил в Павлодаре, а с 1935 по 1938 годы был руководителем оркестра Тамбовского кавалерийского училища. Великая Отечественная война вновь призвала пожилого музыканта в армию. Он служил капельмейстером дивизии. Его боевой путь отмечен государственными наградами.
После войны Шатров продолжил заниматься музыкой: руководил в Закавказье оркестром Кировабадского гарнизона, а позже заведовал музыкальной частью Тамбовского суворовского училища. Умер Илья Алексеевич в Тамбове 2 мая 1952 года.
Односторонняя маркированная почтовая карточка 130 лет со дня рождения композитора Ильи Алексеевича Шатрова
В заключение я хочу привести слова из самого первого варианта песни:
Спите герои русской земли,
Отчизны родной сыны.
Вы пали за Русь, погибли вы за Отчизну,
Поверьте, мы за вас отомстим
И справим кровавую тризну.
Взято: Тут
585