genkas
Христианский Тибет. Армения реальная и Великая. ( 66 фото )
"Армения - не Кавказ", - фраза известная. Верна ли она? И да, и нет. Республика Армения лежит в горах пусть и Малого, но Кавказа. Великая Армения была гораздо больше, чем Кавказ, достигая Средиземного моря. Прежде я рассказывал об армянских церкви и зодчестве, а теперь поговорим о том, как Армения устроена. В отличие от прошлой части про Азербайджан, не только о "действующей" стране, но и о её огромном шлейфе.
Армения - самая маленькая из постсоветских республик по площади (29 тыс. квадратных километров), да и по населению (2,9 миллиона человек) меньше лишь государства Прибалтики. Но парадоксальным образом здесь не покидает ощущение, что находишься в большой стране, как Иран или Турции. Своя церковь, непонятный алфавит, узнаваемый с первого взгляда стиль архитектуры и искусства, обильные памятники не только печальным борцам за независимость, но и полководцам, сокрушавшим огромные армии - не верится, что всё это вмещает земля размером с нашу небольшую область!
По глубине самобытности Армения как минимум не уступает России. И как многие русские не смирились с распадом СССР и продажей Аляски, так и многие армяне видят своей, но украденной, территорию в почти полмиллиона квадратных километров.
Добавляет самобытности природа, ставшая для меня открытием - в отличие от зодчества, её красота вовсе не на слуху. Армения - это горы наоборот, состоящие не столько из хребтов и долин, сколько из плато и каньонов:
Над которыми висят монастыри. Интересно, что даже там, где каньоны достаточно широки, армяне предпочитали селиться на плато. Ну а сам пейзаж высокой равнины, с суровыми зимами и суровыми храмами напоминает мне Тибет христианского мира. Большая часть Армении расположена в 1-2 километрах над уровнем моря:
Привычная деталь её пейзажа - вулканические столбчатые скалы, как где-нибудь на Курилах:
А леса опутаны, словно колючей проволокой, зарослями дикой ежевики:
Армянское нагорье обжито тысячи лет, а по одной из гипотез даже является прародиной пшеницы:
А вот в пещере Арени в 2008 году нашлась самая древняя в мире обувь возрастом 5500 лет, весьма похожая на то, что местные пастухи носят и в наше время:
Что за народы жили здесь в те времена, на каких языках они между собой общались - наука не знает ответа. По одной из версий, эти плато - прародина ариев, расселившихся от Атлантики до Гималаев. Да и "ара", армянское слово на все случаи жизни, восходящее (через популярное имя) чуть ли не к богу Солнца, наводит на такую мысль.
Свою родословную армяне возводят к Ною, пришвартовавшему ковчег к вершине Арарата. Из этой легенды следует весьма курьёзный вывод, что все люди мира - армяне, просто забывшие родство. Историк 5 века Мовсес Хоренаци считал, что примерно в 2492 году до Рождества Христова в горах у озера Ван обосновался Ноев потомок Айк Наапет, пришедший во главе 300 семейств из Месопотамии. По пятам за ним шёл кровожадный Бэл, титан из Вавилона, вражда с которым завязалась ещё при расколе человечества по языкам на стройке Вавилонской башни. Айк убил Бэла из лука, но возвращаться в Двуречье не стал. Родичами Айка были Картвел и Кавказ, а потомками - династия Айкидов, в том числе Арам Великий и Ара Прекрасный - ко всем этим именам возводятся и этнонимы ("армяне" и их самоназвание "хай"), и Арарат. Последний айкид Ваан умер в 325 году до нашей эры, то есть согласно Хоренаци, их династия правила более 2000 лет. Чего, конечно, в мировой истории не бывало...
Но кто тогда армяне и откуда они взялись, наука всё равно не знает. В клинописях Аккада (примерно времена Айка) упоминается страна Арманум, в хеттских хрониках (лет на 300 позже Ары) непокорная Хайяса, и обе где-то в северных горах у истоков Тигра и Евфрата. Археологи не нашли их следов, зато в 19 веке на Армянском нагорье вдруг всплыло из небытия вполне достоверное древнее государство - знакомая нам по школьным учебникам держава Урарту. После двух веков изысканий музеи Армении и Турции просто ломятся от её клинописей, исправно расшифрованных ещё в 1930-х годах:
Другие её названия - Наири (по господствующему племени) и Байани (самоназвание), а урартский язык вместе с хурритским слагал ныне полностью вымершую семью. Впервые Урарту упоминали её злейшие враги ассирийцы 3200 лет назад, а достоверно её история прослеживается с 850-х (до нашей эры) годов, когда ассирийская армия разрушила её города. Спустя десятилетие царь Сардури сумел отстроиться и дать тогдашней сверхдержаве достойный отпор. "В поле" ассирийцы по-прежнему были сильнее, но урарты преуспели в строительстве каменных крепостей, и этого было достаточно, чтобы перекрыть жизненно важные для Ассирии торговые пути. На пике могущества при царе Аргишти I в 8 веке до нашей эры Урарту контролировала практически всю территорию Великой Армении.
Урарту имела развитое сельское хозяйство с ирригационными каналами и неповторимый стиль в искусствах и ремёслах. Урартская религия напоминала шумерскую, а пантеон включал 79 богов, коих возглавляли демиург Халди, воин-громовержец Тейшеба и солнечный Шивини. Кадры выше - из Ванского музея в Турции, но понять пространство и время Урарту мне помог экспонат в Ереване - египетский амулет из городища Эребуни:
Ещё до ассирийских войн, 3000 лет назад, Урарту покорила в Малой Азии несколько квазигосударств - Армэ, Алше, Ишуву, Шубрию. Их населяли хурриты, лувии (коренной народ Малой Азии, родичи хеттов), мушки (пришельцы с Балкан) и вездесущие кочевники-скифы. И если языком наири в Урарту пользовалась знать, то "на земле", скорее всего на основе мушкского, сложился свой язык межнационального общения. Со временем на него перешло большинство урартийских простолюдин и купцов, и когда в 570-х годах до нашей эры Урарту пала под натиском Мидии, на её землях остался народ, позже известный как армяне.
Столицей Урарту большую часть её истории была Тушпа в черте нынешнего турецкого города Ван - на кадре выше её городище Ванская скала. В 7-6 веках до нашей эры ослабевшие наири отошли в соседнюю, более суровую, но столь же просторную Араратскую долину, и последней их столицей стала крепость Тайшебаини на окраине Еревана:
Мидию вскоре сменил Ахеменидский Иран, и здесь в 522-331 годах располагались его 13-я и 18-я сатрапии, они же - Западная и Восточная Армении. Последней правила династия персов Оронтидов, за несколько поколений ассимилировавшихся в армян Ервандуни. Когда же Персию сокрушил Александр Македонский, но руинах сатрапий возникло несколько уже вполне себе армянских государств: эллинизированные Коммагена (от неё уцелел огромный комплекс на турецкой горе Немрут-Даг) и Софена на юго-западе, Малая Армения и Айраратское царство Ервандидов в Закавказье. Формально они были частью постренной Македонским империи Селевкидов, но власть греческих царей оставалась прерывистой и условной. Ненадолго её смог утвердить Антиох III, но он проиграл войну Риму, и в 189 году до нашей эры Арташес I из Айрарата провозгласил себя царём.
Так вышла на сцену Великая Армения, с которой был связан армянский "золотой век".... вот только я так и не нашёл, чем проиллюстрировать её. в своём рассказе иллюстрировать её историю. Древности представлены и в музеях Турции, а вот в историческом музее Еревана мало того что запрещено фотографировать, так ещё и следят за этим строже, чем на военной базе. Так что дальше - просто картинки из средневековых армянских манускриптов (на кадре выше - обложка из слоновой кости 6 века) музеев Матенадарана и Гандзасара, никак не связанные с текстом поста.
Хотя уместнее тут смотрелись бы совсем другие манускрипты - например, иерархический список армянской знати Гахнамак и Зорнамак - его военный аналог. Или Ашхарацуйц - географическое описание Великой Армении, фиксирующие как своеобразное кредо армянского народа, так и систему ашхаров (провинций) и гаваров (уездов), на тысячи лет ставшей основной для армянских исторических областей. Представители ашхаров слагали Ашхаражохов - совет при царе. За царём в иерархии стояли 4 бдешха - губернатора важнейших окраинных провинций. Следующий уровень - нахарары: не столько князья, сколько наследственные сановники, слагавшие династии спарапетов (военачальников), азарапетов (казначеев), мардапетов (ведавших дворцовым хозяйством) и других, а заодно и губернаторов в ашхарах. Такое соединение аристократии и чиновничества породило мощнейшие княжьи дома, иные из которых существовали тысячи лет: нам ещё не раз "встретятся" Камсараканы, Мамиконяны, Арцрунин, Рштуни, а в первую очередь Багратуни - важнейшая фамилия Закавказья. Далее шли служилые азаты, ниже - крестьяне шинаканы и городские мещане, а в самом низу - рабы. На войне шинаканы слагали пехоту, а азаты - конницу, одну из самых боеспособных в Передней Азии.
Поэтому держава Арташесидах (считавших себя ветвью Ервандидов, но с точки зрения историков это не точно) исправно теснила соседей, при Тигране II в 95-55 годах до нашей эры раскинувшись меж Чёрным, Каписйским и Средиземным морями. Однако на западе Тиграновы эцелазоры, этеваки, гунды, арюраки и исняки (виды воинских подразделений) столкнулись с легионами и центуриями Рима. Армянам не помог даже союз с греками царя Митридата - Луций Лукулл и Гней Помпей отбили большую часть Тиграновых завоеваний, а Марк Антоний и вовсе на переговорах предательски убил величайшего из армянских царей. Побитой Армении пришлось искать помощи у парфян, по итогам которой в 62 году нашей эры на престол сел Трдат I, брат парфянского царя Волагеза из династии Аршакид, новая ветвь которой и осталась в Армении править.
Сама эта ситуация стала своеобразной "матрицей": армяне часто говорят, что им не повезло с соседями, и что-то в этом правда есть. Как Польша в Европе, Армения сама по себе была сильной страной, вот только выживать ей приходилось стабильно между сильнейших. Да ещё и с олигархией - пока Рим и Парфия боролись за своих ставленников на армянском троне, для нахараров не менялось почти ничего. Римский ставленник Трдат III сумел в 297 году даже добиться независимости, а в 301 году впервые в мире сделал государственной религией христианство. На смену язычеству оно повсеместно пришло неожиданно мирно, но не спасло страну от нахарарских распрей, в которых просто появился ещё один игрок - католикос. Церковь сплотила не государство, а нацию, и это оказалось гораздо важнее в бедах последующих веков. В 387 году, после многочисленных войн Рим и Сасанидский Иран просто разделили Армению, а христианские восстания 5 века в ответ на попытки Сасанид насадить зороастризм хоть и были подавлены, а всё же вынудили персов оставить армянам автономию. К 591 году у ослабевшей Персии большую часть армянских земель отвоевала Византия, но ненадолго - в 645 году с юга пришли арабы, и хотя поначалу они, как водится, насаждали ислам огнём и мечом, к 701 году на месте Армении, Грузии и Кавказской Албании был образован полуавтономный Армянский эмират на переднем крае войн с Византией и хазарских набегов.
И положение меж более сильных держав - тоже палка о двух концах: армяне быстро наловчились делать так, чтобы соседи защищали их друг от друга. В Византии армяне просто сделались народом №2, из них там бывали военачальники, патриархи и даже цари. В Халифате армяне славились как лучшие врачи и даже построили первую больницу Багдада. Нахарары остались хозяевами своих вотчин, и только вместо царя правили наместники - арабские остиканы и византийские куропалаты. С 9 века в этой роли возвысился род Багратуни: Ашот Куропалат "отпочковал" от Армении Грузию, а Ашот Мясоед положил начало династии Багратид, в 885 году провозгласившей независимость от Халифата. И хотя дробиться новое Анийское царство начало уже спустя считанные десятилетия, та эпоха стала для армян "серебряным веком". В том числе - для культуры: это из тех времён большинство манускриптов на фото.
В политике же не заставила себя ждать новая напасть - тюрки. С середины 11 века в Переднюю Азию вторглись сельджуки, в степях Армении разбившие армию Византии. Хозяевами разных частей Закавказья стали Ильдегизиды из Азербайджана и курды Шеддадиды, образовавшие в 1072-1199 годах Анийский эмират. Затем на помощь армянам пришли грузины, чьё царство, основанное Ашотом Куропалатом, достигло расцвета на рубеже 12-13 веков. И вот уже два христианских народа стояли спиной к спине - хотя Армения была формально лишь вассальным княжеством рода Закарян, лучшего сюзерена история ей не дарила. Ну а потом пришли монголы и сравняли всех...
На берегу Средиземного моря, за горами Тавра, ещё в 1080 году образовалась Армения в изгнании - Киликийское царство на пути крестоносцев. Его династия Рубенидов всё активнее сближилась с европейцами, а Левон II в 1198 году и вовсе принял от Папы Римского титул короля. А с 1270-х годов королями Киликии стали Лузиньяны - и хоть на "ян" у них фамилия, а это французский род, через династический брак овладевший армянским троном. Из Лузиньянов был последний монарх Армении Левон VI, в 1375 году свергнутый мамлюками и умерший в Париже.
Над Армений продолжалась бесконечная кочевничья война, где новые завоеватели вроде Тамерлана лишь ненадолго наводили порядок. Нахарары измельчали до меликов - теперь хозяевами здесь были мусульманские султаны да эмиры. Армяне начали рассеиваться по свету, слагая общины в Персии и Польше, Египте и Крыму, Франции и Китае... Особо яростно войны закипели с 16 века, когда тюрки-шииты (читай - азербайджанцы) Сефевиды объединил под своей властью Иран да начали воевать с соплеменниками-суннитами (читай - турками) бывшей Византии. В 1604 году персидский шах Аббас I пустил в ход тактику выжженной земли - перед лицом очередной войны он просто увёл вглубь Персии всё население приграничных земель, и в том числе - порядка 300 тысяч армян. Так наступил Великий Сургун, Исфаханское пленение, затянувшееся на десяток поколений. Тюрки и курды вернулись к охране границ вскоре, у армян же такая возможность появилась лишь в 1670-х годах, и с этим временем не случайно связан расцвет монашества - возвращались в Закавказье в основном самые набожные. А остальные привыкли жить в персидских городах, торговать с Европой и Индией, и к отеческим гробам не очень-то стремились.
Но нашлись, не без помощи католикосов, и патриоты, мечтавшие об освобождении армян от мусульманского ига. Одним из них был Исраэль Ори из меликов Сюника, в начале 18 века искавший союзников в Европе, а в итоге нашедший в России. Став полковником русской армии, он проводил в Иране разведку накануне Персидской кампании, да умер в Астрахани на обратном пути. Но мысль о том, что помимо востока и запада в мире есть ещё и север, крепла. Весь 18-й век армяне всё больше смотрели на Россию, иные уезжали туда жить целыми общинами. Мыслители писали трактаты о том, какой должна быть освобождённая русским царём Прекрасная Армения Будущего - то ли конституционной монархией, то ли, по проекту армяно-индийского (!) купца Шаамира Шаамиряна - и вовсе республикой, к управлению которой народ бы подготовила армянская колония в России. Наконец, в 1805-29 годах, в двух войнах с Персией, Россия перешла от слов к делу, но получили армяне, конечно, лишь периферию новой империи да право репатриации туда. Что по тем временам уже было немало - не под своим царём жить, так хоть под христианским! Не без помощи Грибоедова (за что и был убит) армянская миграция в Россию стала набирать обороты, и если в начале 19 века в своей будущей стране армяне едва составляли 20% населения, то к концу столетия были уже большинством.
Армянам готовилась судьба проводников русского влияния на Кавказе, однако оставалась их земля глухим углом. Араратская долина и Севан входили в Эриваньскую губернию, юг - в Зангезурский уезд Елизаветпольской губернии, а север - в периферии уездов Тифлисской губернии. Там было всего 4 города (Эривань, Александрополь, Вагаршапат и Новый Баязет) да уездное село Горис, а население Эривани и будущих Гюмри едва достигало 30 тысяч человек - рядом с 200-тысячным Баку и 300-тысячным Тифлисом. В 1877 году к Армении добавился отвоёванный у турок Карс, и над Османской империей теперь встал "армянский вопрос" о том, как быть с угрозой нелояльности крупнейших стамбульских купцов и народа восточных окраин. Свой "армянский вопрос" был и у "закавказских татар" (то есть азербайджанцев), которые привыкли считать эту землю своей и выдавливанию с неё были явно не рады. Среди армян же всё активнее шли политические брожения, вылившиеся в трансграничные партии "Арменакан" (1880, из Вана, в основном в Турции), коммунистов "Гнчак" (1885, Эривань) и националистов "Дашнакцутюн" (1890, Тбилиси). В пользу дашнаков чашу весов склонил Григорий Голицын, генерал-губернатор Кавказа в 1896-1905 годах, считавший, что армяне в своём привелигированном положении совсем распоясались и надо бы их пообтесать. Например, школы русифицировать или у церкви конфисковать имущество. Радикальный национализм от таких мер становился всё популярнее, а объектом ненависти вместо далёких и вооружённых русских чаще были соседи-тюрки. Но на каждого дашнака найдётся свой мусаватист - с революции 1905 года в реалии Закавказья вошли армяно-азербайджанские погромы. Ещё более кровавые конфликты то и дело вспыхивали в Турции, и кульминацией их стал геноцид армян в Первую Мировую, начавшийся с турецких поражений от русской армии и партизанской войны армян перед её наступлением. Для России Кавказский фронт был самой успешной частью той войны, и в 1917 году царская армия стояла практически по всей территории исторической Армении. Но крах пришёл в одном шаге от победы: империи по обе стороны фронта рухнули, и Россия сверзлась в гражданскую войну, а Турция переродилась в агрессивную и целостную республику. Западная Армения была попросту уничтожена турками - люди убиты или изгнаны, храмы - разрушены или брошены растаскиваться на стройматериалы. Когда Красная Армия вновь пришла в Закавказье и придушила державшуюся из последних сил Первую Армянскую республику, за её пределами спасать было уже толком и некого. Теперь армяне считают, что Ленин просто подарил коллеге-Ататюрку Карс и Ван, а фактически Советская Россия просто не захотела ещё одной войны за царское наследство. Во Вторую Мировую Турция хоть и готовилась делить СССР после падения Москвы, а всё же так и не подставилась открыто и повода законно забрать Карс не дала. Армения ещё при Советах выжила со своей территории азербайджанцев и приняла десятки тысяч репатриантов со всего мира, но от Великой Армении в ней нет и 10%.
Но есть - важнейшая её часть: область Айрарат, или Араратская равнина. В нынешней Армении к ней относятся марзы (области) Айрарат, Арагацотн, Армавир и Котайк. Здесь стоит не только неуютный грязный Ереван, вмещающий 40% населения страны...
...но и все исторические столицы Армении без исключения. Например, ервандидский Армавир - ныне Мецаморское городище:
Или аршакидский Вагаршапат с собором Сурб-Эчмиадзин, заложенном в 303 году у дворца Трдата III:
Или Ани, от которого осталось гигантское городище с руинами храмов... Впрочем, Ани - уже в Турции, а вот эта зелёная речка Арпачай, или по-армянски Ахурян, на советско-турецкой границе стала настоящим Ахероном - с востока живая Армения, а с запада - мёртвая:
Айрарат как центральная область - двуядерная, она принадлежит и Восточной, и Западной Армении сразу. Последнюю теперь представляет ил (уезд) Карс на месте гавара Вананд. Его одноимённый центр был в 963-1064 годах столицей Карсского царства Багратид, сохранил с тех пор здание собора, а туркам более всего известен как этакий "анти-Выборг" из-за довольно скудного, но всё же непривычного им русского наследия.
А вот Сурмалы, узкая полоска земли от Аракса до Арарата в иле Ыгдыр, Османской империи не принадлежали никогда. В ясную погоду Сурмалы целиком просматриваются из Еревана, однако на том берегу вместо конических куполов - колючие минареты:
К Айрарату относится и находящийся чуть в стороне гавар (а ныне марз) Ширак. Его центр - Гюмри, бывший Александрополь, "вторая столица" и самый обаятельный город Армении:
Хотя территориально он ближе к земле Гугарк, или Гогарена - длинной и узкой исторической области, тянущейся от Шеки в Азербайджане до Артвина в Турции, в середине ещё и по обе стороны грузино-армянской границы. На этой границе он и балансировал всегда: то ли иберы впервые отобрали Гугарк у армян в 3-4 веках до нашей эры, то ли напротив - Арташес I у иберов. Ныне в Армении это марзы Лори и Тавуш, в 978-1118 годах слагавшие Ташир-Дзорагентское царство династии Кюрикид. Над рекой Дзорагет у Степанаван - остатки его столицы Лориберда:
Исполосованный глубокими каньонами гористый север Армении особенно богат на шедевры зодчества, как например монастыри Санаин и Ахпат: вот тут на переднем плане второй, а за каньоном первый. Неподалёку - Ахтала и Кобайр, обильные фрески которых выдают принадлежность не Армянской Апостольской, а Грузинской православной церкви. Исторической Грузией эти земли считались и под Россией, а в 1918 году грузины и армяне даже успели за Лори повоевать - единственный раз в своей истории:
В Грузии Гогарену представляет область Самцхе-Джавахетия. Больше, конечно, Джавахетия (Джавахк) с её ветреными плато у городка Ахалкалаки, но даже в областном Ахалцихе армян половина населения, и большинство из них здесь - католики.
К Гугарку тяготеет и Тбилиси - основанный грузинами и бывший столицей их царств, России на рубеже 18-19 веков он достался на 90% армянским. Доля грузин здесь неуклонно росла с тех пор, но большинством они стали лишь при Советах. В нынешней Армении выходцы из Тбилиси мне попадались не раз, да и в самом городе их по-прежнему 5% жителей. Вот внизу, с голубым куполом - армянский храм, ближайший к тбилисскому Майдану:
Ещё западнее Гугарк уходит в Турцию, в илы Ардаган и Артвин. Но здесь об армянах не напоминает ничего, а в историческом смысле это в первую очередь колыбель грузинского государственности Кларджетия:
Юг Армении - Сюник, пожалуй самая обособленная и экзотическая в ней историческая область. В древности она принадлежала Мидии, в том числе - Мидии Атропатене, позднее переродившейся в Азербайджан. Но эти горы в 189 году до нашей эры занял Арташес I, а правил с 3 века дом Сюни, по долговечности достойный фэнтезийных Старков. В 570-640-х Сюни не участвовали в антизороастрийских восстаниях армян, и даже присоединилсь к другой провинции - Азербайджану! В Анийском царстве Сюникское царство с самого начала, 885 года, было вассалом, а независимость сохраняло до 1170-х годов - сельджуки просто не полезли в эти горы. Постепенно, конечно, тюрки это наверстали, но уже в 13 веке место свергнутых Ильдегизидами Сюни заняли Оребеляны и Прошяны - вассалы Закарянов. В общем, в силу своей труднодоступности Сюник всегда чуть легче переносил общеармянские беды, даже после Великого Сургуна тут оставались армянские малики, а в 18 веке они даже отваживались против персов бунтовать. Ныне если Гугарк выглядит строгим и правильным, то Сюник - наоборот, замороченным и полным неожиданностей.
К нему же относится гавар Гехаркуник - "бублик" вокруг озера Севан, единственного из трёх оставшегося за Арменией:
Большая же часть Сюника - узкая полоса меж Карабахом и Нахичеванью, в марзах Вайоц-Дзор и Сюник. Последний также известен как Зангезур, и в Гражданскую на него сначала покушался Азербайджан, а позже там была Республика Горная Армения - последний оплот националистов перед Красной Армией. Её столицей служил не город, а монастырь Татев - духовный центр Сюника, самое популярное у туристов и пожалуй правда самое зрелищное место Армении:
Вокруг Гориса попадаются пещерные города с природных зданиях-останцах:
А в Капане, рудничном городе, преемнике столицы рода Сюни, и советские дома врезаны в гору не хуже:
На самом юге Сюник упирается в берег Аракса, за которым уже Иран:
И на этом карнизе у городка Мегри армянское зодчество, как и фрески, заметно другое. Купола храмов тут напоминают сельджукские мавзолеи, а фрески внутри них похожи на персидскую миниатюру.
Исторически к Сюнику относилась и Нахичевань, но местную знать ещё в 705 году сожгли живьём арабы. Тюрки племени обосновались здесь в 15-16 веках, и остались здесь большинством даже под Россией. Памятник мирового значения - гигантский хачкаровый некрополь в Джульфе, - азербайджанцы уничтожили уже в 21 веке. Как и другие руины веками заброшенных монастырей и храмов - теперь в Уругвае или Лесото армянский след найти проще, чем здесь.
С другой стороны от Сюника лежит Арцах - так, по древней исторической области, у армян официально зовётся Нагорный Карабах, вместе с изрядным "поясом безопасности" отвоёванный в 1988-94 годах у Азербайджана. Это непризнанное государство, вассал Армении, обособленный несколько более, чем автономный регион и несколько менее, чем отдельная страна.
Здесь Малый Кавказ спускается со своих плато лесистыми склонами. Для армян ценность Арцаха в том, что его не затронули не геноцид, ни даже Великий Сургун. Арцах не входил в Урарту, но входил в Кавказскую Албанию, так что не ясно, с каких пор тут живут армяне. Зато это последнее место на Земле, где они живут много веков непрерывно, и даже внешне карабахцы другие - если "материковые" армяне похожи на персов, то здешние скорее кавказцы. Символично, что именно в Карабахе ещё живо старейшее дерево бывшего СССР - платан Тнджре, ровесник Великой Армении:
С 822 года в Арцахе образовалась Хаченское княжество, и хотя формально над ним сменялись те же сюзерены, их реальная власть распространялась максимум на Равнинный Карабах вдоль Куры. Здесь же правили князья Гасан-Джалалян и Доляны, и в их дела никто всерьёз не лез. С 1590 года Хачен распался на Хамс ("пятёрку") меликств Хачен, Гюлистан, Джраберд, Варанда и Дизак. В 18 веке мелик Варанды позвал на помощь тюрок, и вскоре Хамс сменило ханство. Однако вот в селе Тох живёт да поит чаем туристов князь Алик Еганян, и окно его домика глядят на руины дворца его предков:
А кругом - руины азербайджанских домов, мечетей, кладбищ, и вон вдалеке - не поля, а фронт:
Для "материкового" Азербайджана у армян тоже есть историческое название - Пайтакаран, хотя провинция с таким названием была в Великой Армении лишь несколько десятилетий при Тигране Великом. Позже армянская власть не приходила сюда ни на день, и всё же кое-где по азербайджанским городам стоят заброшенные армянские церкви эпохи Российской империи:
Дальше немного пройдусь по экс-армянским провинциями в Турции. Вот например Амшен когда-то тянулся вдоль Понтийских гор от Батуми до Самсуна через Трабзон и Ризе. Это была часть Малой Армении, затем - византийской осколок Трапезундская империя, и пережившие геноцид остатки христианского наследия здесь - греческие. Пережили геноцид и местные армяне, даже не согнанные с обжитых мест - потому что они мусульмане! В 8-9 веках армяне бежали сюда, под крыло Византии, от арабской исламизации, а вот в 15 веке под османами взяли до спокойно перешли в ислам. Христиане отсюда понемногу переселялись в Абхазию, где ныне армян больше, чем самих абхазов. Хемшилы же (турецкое название амшенцев) избежали геноцида, свою сущность в ХХ веке не афишировали, а теперь по крайней мере на культурном поле снова заявляют о себе.
Тайк, или у грузин Тао - это продолжение Гугарка в каньонах меж Артвином и Эрзурумом. Что характрено, населены здесь именно каньоны, а не плато над ними. Вместе с Кларджетией Тао стала колыбелью Грузинского царства, а к началу ХХ века жили здесь в основном армяне-халкидониты. Последним словом, по Халкидонскому собору 451 года, на котором откололась от Константинополя Армянская церковь, в местной традиции называют православных - например, грузин. Так что могли быть местные жители с равной вероятностью и армяне, перешедшие в православие, и грузины, перешедшие на армянсий язык. Теперь Тао - натурально, спорная территория Армении и Грузии, а то что турок отсюда не подвинуть - уже детали. Вот например Ошки - то ли один из 4 Великих Кафедроалов Грузии, то ли армяно-халкидонитский монастырь Ошкаванк.
Дальше на юг раскинулся Карин, или Верхняя Армения - даже на фоне прочего Христианского Тибета суровое, холодное, мрачное плато:
На котором стоит Эрзурум - главный город бывшей Западной Армении и нынешней Восточной Анатолии. Он же - колыбель Турецкой республики: на конгрессе 1919 года турецкие националисты с Ататюрком во главе выработали концепцию нового государства, и начали освобождать его от интервентов. Поэтому и геноцид здесь принимал самые страшные масштабы, и не напоминает об армянах ничего, кроме конических куполов сельджукских мавзолеев и крепостных башен:
А ещё - здания армянской женской школы Сансаряна (1864), в котором и проходил тот самый конгресс:
Из Верхней Армении можно спуститься на озеро Ван, впечатляющее не столько размером (хотя он достаточно велик даже для судоходства), сколько свойствами воды - неестественно зелёной и на ощупь мыльной: состав ванских солей щелочной.
На западном берегу Вана лежит Туруберан с центром в городе Муш. От его армянских монастырей и храмов не осталось почти ничего, а вот в маленьком Ахлате, когда-то бывшем базой сельджуков в Малой Азии, сохранилось огромное кладбище. Приглядитесь - это не хачкары, а мусульманские стелы на стыке армянской и сельджукской традиций:
С другой стороны озера начинается Васпуракан, уходящий далеко в Персию. Прибрежная часть его - Айоц-дзор, Долина Армян, где по легендам Айк обосновался, а в истории, скорее всего, родился армянский язык из наречий народов Урарту. В 908-1021 годах здесь находилось Васпураканское царство дома Рштуни, которых позже сменили Арцруни. Их замок стоял на острове Ахтамар, и уцелела от него церковь Святого Креста с фантастическими барельефами. В 1113-1895 она была ещё и главной в Западной Армении - центром отдельного Ахтамарского католикосата:
Ещё пара церковных руин уцелели под Ванской скалой. Старый Ван, в 1915-18 годах бывший центром русского генерал-губернаторства, где уже готовилось создание Евфратского казачьего войска, был разрушен Первой Мировой, а огромный новый город рос уже вокруг его остатков.
К Васпуракану же относится Алашкертская долина в верховьях Евфрата, над которой, только с севера, нависает Арарат:
Большинство армянских сёл после геноцида заняли кочевники - туркмены, азербайджанцы-терекеме, но в первую очередь - курды. Однако на построенных курдами домах, особенно в районе Вана, бросается в глаза фирменно армянская облицовка из розового туфа:
Но пожалуй крупнейшая армянская область - Спюрк. Только на карте её искать не стоит: так армяне называют диаспору, численность которой 7-8 миллионов человек, втрое больше населения Армении. Складывалась она веками, но особенно активно - в ХХ веке, когда по свету рассеялись беженцы от геноцида в Турции и гражданской войны в России. Например, друг армянского народа Шарль Азнавур - на самом деле Шахнур Азнавурян, сын белоэмигранта. В нынешней Франции живёт полмиллиона армян, а впервые попали они туда ещё из Киликии. А вот средневековый армянский собор во Львове - в Западной Украине и Молдавии общины армянских купцов держали торговлю с Востоком:
По Ирану как своей самой долгой метрополии армяне расселялись с незапамятных времён, но ядро общины с центром в Новой Джульфе близ Исфахана сложилось в 17 веке. Старые церкви здесь больше похожи на персидские мечети:
Сингапур и Буэнос-Айрес, Южная Африка и Индия - армянский храм может встречаться в не менее неожиданных уголках Земли, чем синагога. Аргентинский армянин Эрнесто Эрнекян владеет ереванским аэропортом, а пригород Лос-Анджелеса Глендейл здесь понятен так же, как у нас - Брайтон-Бич. Но центр спюрка - Россия, где армян, возможно, уже больше, чем в Армении. Но тут уместнее не мне рассказывать, а свой своих армян-знакомых вспоминать. Армянский храм есть даже во Владивостоке:
...В моём рассказе остались за кадром Цопк (Софена), Алдзник, Мокк и Корчайк в Турции, Парскахайк и пол-Васпуракана в Иране. Ещё - армяно-католическая Киликия, которая теперь скорее в Ливане, где армяне - второй по численности народ. В Дейр-эз-Зор ехать пока явно не стоит, но ведь и там от "организации, которую нельзя называть" в чёрном тылу оборону держали армяне. В Турции есть ещё криптоармяне, которые давно носят турецкие имена и ходят в мечети, но о происхождении своём помнят и дома осеняют себя крестом, вот только много ли их - не знает никто, по максимальной оценке ещё 7 миллионов.
ЗАКАВКАЗЬЕ-2019 (оглавление).
Взято: Тут
2119