Древние монастыри в горах Греции ( 42 фото )
- 05.12.2019
- 4 391
Эпир. Деревня Моливдоскепасти. Свято-патриарший монастырь Моливдоскепасту на границе с Албанией
Ближе к народу: древние города и монастыри в горах: неизвестные уголки Греции глазами россиянина
Греция давно стала одним из любимых мест отдыха русских туристов. Теплое море, античные развалины, пляжи, острова, паруса, вино, морепродукты, расслабленная нега Средиземноморья... Те же, кому недостаточно пляжного комфорта, отправляются в Фессалию и еще дальше на восток — на Афон, чтобы увидеть и посетить знаменитые монастыри Афона и Метеоры. В Грецию ежегодно приезжает до миллиона наших соотечественников. Но вот на северо-западе континентальной Греции — в Эпире — русских туристов практически не бывает. Впрочем, как и гостей из других стран, включая, казалось бы, всепроникающих китайцев.
Между тем это один из самых замечательных регионов страны, и всякому грекофилу там просто необходимо побывать. Корреспондент »Ленты.ру» побывал в Эпире и поделился впечатлениями.
Коротко об истории
Даже по меркам Греции история Эпира уникальна. По одной из версий, именно он был колыбелью греческого этноса. Отсюда предки греков расселились по Балканскому полуострову и многочисленным островам Эгейского и Ионического морей. Две с половиной тысячи лет назад в центре Эпира — Додоне — находился храм Зевса с самым почитаемым в Греции оракулом. О нем упоминал в «Илиаде» Гомер и писал Геродот.
Арта. Церковь Богородицы Утешительницы (Panagia Paregoritissa), XII век
Арта. Церковь Богородицы Утешительницы (Panagia Paregoritissa), XII век. Фреска Иисус Пантократор
Арта. Церковь Святой Феодоры, XI век
Арта. Мост
Арта. Церковь Святого Василия, XIV век
Арта. Церковь Святого Василия, XIV век. Фрагмент иконостаса
В VI-III веках до нашей эры могущества достигло Древнеэпирское царство, прославленное царем Пирром и его многочисленными пирровыми победами над Римом. Злопамятные римляне отомстили в середине II века до н.э.: захватив Эпир, они разорили 70 городов-полисов и увели в рабство 150 тысяч жителей.
До IV века Эпир был римской провинцией, а затем вошел в состав Византии, став важной частью Восточной империи. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году Эпирское царство со столицей в Арте на недолгое время превратилось в крупнейшее государство на Балканах.
С падением Византии в 1453 году Эпир перешел под контроль Османской империи. К христианам турки относились веротерпимо, более того — многие православные монастыри и храмы были построены именно в этот период.
В конце XVIII века главным городом Эпира стала Янина, где находилась резиденция правителя региона Али-паши. Те, кто читал «Графа Монте-Кристо», наверняка помнят красавицу Гайде, дочь Али-Тебелина, паши из Янины, свидетельствовавшую против врага Эдмона Дантеса графа де Морсера.
Али-паша, формально являясь вассалом Османской империи, вел независимую политику, объединив под своей властью значительные территории. Брокгауз и Ефрон назвали его «первым апостолом могущества европейской культуры» на Балканах. В 1820 году турецкие войска вторглись в Эпир и после многочисленных стычек принудили Али-пашу сдать цитадель на озере Янина. Вопреки обещаниям турок Али-паша был казнен, а его голова отправлена в подарок султану Махмуду II.
Эпир активно участвовал в войне за освобождение Греции от турок, в Балканских войнах, во Второй мировой войне и греческой гражданской войне. И все эти события оставили на его земле отчетливые следы.
Янина и Арта
Янина и Арта — крупнейшие города Эпира. Добраться до Арты можно на автомобиле из Афин (374 километра) или с Корфу, где есть аэропорт. Янина расположена в 75 километрах к северу от Арты.
Арта (Амбракия) — один из древнейших городов мира — был основан коринфянами в 640 году до н.э. От древней Амбракии здесь остались многочисленные исторические развалины, в том числе храм Аполлона. От Византии — множество православных храмов с редчайшими фресками и иконами.
Янина. Фрагмент иконостаса и фреска в церкви Святого Николая Угодника XIII века
Янина. Роспись стен и потолка одного из храмов на Янинском острове
Янина. Часть разрушенного византийского монастыря на одноименном озере
Янина. Киот с дарами Святому Георгию
Янина. Остров
Обязательно нужно побывать в церкви Богородицы Утешительницы (Panagia Paregoritissa), где сохранились мозаики XIII и фрески XV веков. Церковь необычной архитектуры с огромным внутренним пространством, под куполом — одно из древнейших изображений Иисуса Пантократора одиннадцати метров в диаметре. Неподалеку — музей раннехристианской скульптуры с экспонатами VI-VI веков.
Символ Арты — знаменитый арочный мост, возведенный еще в эпоху Артского деспората (1358—1416) и перестроенный в 1602 году. Артский мост известен во всей Греции благодаря песням и легендам. Самая популярная из них рассказывает о том, как 45 мастеров и 60 учеников под руководством знаменитого зодчего день за днем строили мост, а каждую ночь его разрушали демоны. Но однажды птица человеческим голосом объяснила зодчему суть проблемы: чтобы мост стоял, он должен принести в жертву собственную жену. Бедную женщину замуровали, оставив снаружи ногу, чтобы она могла качать люльку с младенцем, руку, чтобы она могла его утешить, и грудь — чтобы кормить. Оригинальное технологическое решение сработало: демоны в ужасе разбежались, а мост стоит до сих пор.
Главный город Эпира — Янина (ударение на первом слоге). Янина известна с IX века. За это время городом поочередно распоряжались византийцы, норманны, венецианцы, албанцы, сербы, турки, греки. И каждый народ оставил о себе память. От древних греков сохранился огромный амфитеатр, построенный царем Пирром в Додоне. Вмещает он до 18 тысяч зрителей и используется до сих пор для представлений разного рода.
Восточно-римская империя оставила Янине православные церкви и монастыри. На одном только Янинском острове (остров посреди одноименного озера) шесть византийских монастырей. От эпохи крестовых походов сохранился замок Боэмунда, от Али-паши — цитадель на острове. Янина — центр серебряных ремесел Греции. Здесь работает около сотни мастерских, изготавливающих из серебра все, что только возможно придумать. Янинские серебряных дел мастера славятся своей честностью.
Две курицы и тайная комната
При всей значительности Арты, Янины, Превезы и других городов региона самое интересное в Эпире — это горные районы. В окрестных горах бесчисленное множество древних византийских и поствизантийских памятников — монастырей, церквей, часовен, любопытных исторических развалин.
Монастырь Гиромери
Монастырь Гиромери. Внутренний двор с храмом
Монастырь Гиромери. Внутренний двор
Монастырь Гиромери. Кухня братии
Монастырь Гиромери. Монашеская келья
За несколько дней благодаря бодрости отца Константина (о нем ниже) и собственной любознательности нам удалось побывать в нескольких отдаленных деревнях и монастырях. Накрутили за это время по горным дорогам около полутора тысяч километров. Можно было увидеть и больше, вот только световой день в ноябре короткий. Хотя не холодно — днем около +18, ночью 8-10 тепла.
От Арты до горного монастыря Гиромери примерно 130 километров, а если ехать из Янины в сторону албанской границы — всего 75. Гиромери похож на замок. Кастро, как говорят в Греции. Висит, обняв гору, над пропастью. Высокие скошенные стены, черепичные крыши, маленькие окошки-бойницы, закрытые ставнями, мощные окованные железом ворота, серый камень, прямые линии, строгие формы. Внизу шумит невидимая река.
Монастырь был основан в начале XIV века византийским монахом знатного имперского рода. В период расцвета (XVI век) Гиромери считался главным культурным, религиозным и общественным центром всего региона. Здесь была собрана обширная библиотека, работала мастерская каллиграфии и иконописи. За шесть столетий монастырь не раз подвергался набегам и осадам, горел, восстанавливался, приходил в запустение и вновь оживал.
Сейчас в нем всего четыре единицы братии: три монаха — 50, 48 и 40 лет и один послушник 28 лет от роду. Кроме них в монастыре работают реставраторы из Афин и художник, расписывающий фресками стены в восстановленных помещениях. Приезжают добровольцы и паломники. В отдаленных планах — строительство небольшой гостиницы, пока же в монастыре могут разместиться не больше пяти гостей одновременно. Немного жителей осталось и в окрестных деревнях.
— До гражданской войны (1946—1947 годов — прим. «Ленты.ру») деревни были большие, по 700-800 жителей, — рассказывает настоятель обители отец Мефодий. — Но во время войны люди уехали и назад уже не вернулись. В деревнях осталось по десять-двадцать человек, в основном старики.
Гарантированного дохода братия получает 1850 евро в год на всех. Негарантированный доход — пожертвования прихожан и туристов. На эти деньги нужно содержать монастырь, делать текущий ремонт и кормиться. Из хозяйства есть сад с лимонными и оливковыми деревьями, огород, сорок овец и две курицы (остальных перетаскали лисы).
Встают в 5 утра. С 6 до 8.30 служба, затем завтрак и работа. Делают вино и оливковое масло. Не на продажу, для себя. Есть электричество, но из-за ненастья его нередко отключают. На этот случай припасен генератор. Есть телевизор, но из-за гор он практически ничего не показывает. В келье видел стойку с компакт-дисками.
В библиотеке — небольшое собрание старинных книг и рукописей. Часть из них привезены из России еще в XIX веке. Отец Мефодий нажимает скрытую пружину, и стеллаж, в лучших традициях Умберто Эко, отъезжает в сторону, открывая тайную комнату. У всякого хорошего монастыря должны быть свои секреты.
Отец Константин
Откровение отца Константина
Пока едем, отец Константин рассказывает о себе. Родился в Конго (Киншаса), где у его семьи был торговый бизнес. В конце 1980-х в стране началась очередная гражданская война. Их дом три раза грабили и сжигали. Но отец любил Африку и не хотел уезжать. Здесь он построил на свои деньги больницу, православный храм, детский дом, пригласил на работу врачей и учителей. Наконец, в 1991 году он все же отправил семью в Грецию, а сам остался в Конго.
Так в 15 лет Константинос Тампакис оказался на родине своих предков, в Янине. Окончил школу, поступил на экономический факультет университета, а после его окончания устроился на работу в банк. За 18 лет дослужился до директора крупного филиала. Помогло знание французского языка. Но однажды в храме Гроба Господня в Иерусалиме у него было откровение. Что именно привиделось будущему отцу Константину, он не сказал — «время еще не пришло», — но понял, что должен служить церкви.
Духовник на Афоне велел ему вначале жениться и завести детей, а уж потом принять сан. Так он и поступил. Уже став священником, первые два года отец Константин работал бесплатно. Жили бедно. Сейчас на его попечении пять деревень, разбросанных на добрые полторы сотни километров, и дом для престарелых. Кроме того, отец Константин работает с детьми с ограниченными возможностями, ведет программу на радио.
На границе
В пограничной деревне с трудно выговариваемым названием Моливдоскепасти нас встречают броневик и с десяток вооруженных автоматами солдат греческой армии. До Албании отсюда не больше километра. Поговаривают о наркотрафике с той стороны, о том, что дома и церкви в деревнях нужно запирать, а еще лучше — ставить на сигнализацию: иконы и церковная утварь представляют немалую ценность для грабителей. Крадут даже мощи святых, которые потом перепродают на черном рынке.
За рекой уже Албания
Нас охраняют. На всякий случай
На крутом обрыве стрелки рек Аоус и Сарантапорус примостился Свято-патриарший монастырь Моливдоскепасту. За рекой уже Албания, до нее всего каких-то 400 метров. В монастыре хранится чудотворная икона Богоматери Моливдоскепасту. Ей приписывают множество чудес, одним из которых когда-то стало местоположение границы между странами.
После Первой Балканской войны Османская империя потеряла свои европейские владения, за исключением Стамбула (Константинополя). По Лондонскому договору 1913 года Греция получила Македонию, а на ее северной границе появилось новое государство Албания. Представители великих европейских держав прибыли в регион, чтобы определить, где именно должна пройти пограничная черта между двумя государствами.
По первоначальному решению деревня и монастырь должны были отойти к Албании, однако когда европейцы собрались уезжать, их лошади неожиданно взбесились, сбросили седоков и разбежались. Делегатам пришлось задержаться. Вечером они хорошенько угостились, а наутро решили, что новую границу следует перенести за реку. Местные греки, не желавшие становиться гражданами Албании, посчитали произошедшее чудом.
Сам же монастырь был основан в VII веке византийским императором Константином IV Погонатом после успешного похода на Сицилию (670 год). За тринадцать с половиной веков монастырь не раз грабили и разрушали. В последний раз — в 1943 году, когда его основательно отбомбили самолеты люфтваффе. Пострадала тогда и чудотворная икона, точный возраст которой неизвестен.
В главном храме монастыря сохранились византийские фрески начала XIV века. Здесь же находится восстановленная чудотворная икона, вокруг которой развешаны серебряные пластинки с объемными изображениями младенцев — подарки благодарных женщин, которым Богоматерь помогла забеременеть и родить. А пластинки с фигурами взрослых людей — от излеченных от хвори.
Святой Грааль и изгнание бесов
В 62 километрах на северо-восток от Арты, в Пиндских горах, красивейшие водопады Катарактис: два потока, срываясь с живописных стометровых скал, дают здесь начало горной речке. В нескольких километрах от водопадов в уютной долине расположился монастырь Святой Екатерины.
Катарактис. Водопады
Дзумерка. Монастырь Святой Екатерины Синайской
Дзумерка. Монастырь Святой Екатерины Синайской. Отец Митрофаний показывает кандалы и цепи, использовавшиеся для изгнания бесов из одержимых
Дзумерка. Монастырь Святой Екатерины Синайской. Источник
Дзумерка. Монастырь Святой Екатерины Синайской
Вот уже 11 лет за ним присматривает отец Митрофаний — единственный здешний монах. До того как перебраться в Дзумерку (так называется этот горный район), он преподавал теологию, а когда вышел в отставку, решил стать монахом. 58-летний Митрофаний живет в монастыре один, нет ни собаки, ни даже кошки.
— Монастырь достаточно большой, и нужно постоянно работать. Встаю в 5 утра, но времени все равно не хватает даже на огород. Раньше была кошка, но потом она пропала, теперь только мыши и змеи, — сетует отец Митрофаний. — Но я монах и обязан жить скромно.
Живет отец Митрофаний очень скромно. Денег от государства не получает. Единственный доход — пожертвования прихожан. На эти деньги нужно и монастырь содержать в порядке, и как-то кормиться. Жители деревни поднимаются в монастырь нечасто, в основном по религиозным праздникам. Молодежь совсем редко приходит, только если появляются какие-то проблемы. Туристы практически не добираются. Русских тут еще не было.
У монастыря интересная история. Построили его византийцы в начале XIV века. Долго он был центром религиозной, культурной и общественной жизни региона. Помимо прочего здесь изгоняли бесов из одержимых. От прикладного экзорцизма остались тяжелые кандалы и цепь, вделанная в пол одного из монастырских помещений. Отец Митрофаний не без удовольствия демонстрирует нехитрое психотерапевтическое приспособление.
Несколько столетий главным сокровищем монастыря были мощи святой мученицы Екатерины Синайской, доставленные в Грецию из Египта. Мощи пережили турецкое владычество и множество войн. Во время немецкой оккупации с их помощью монахи исцеляли от ран местных партизан. Узнав об этом, фашисты сожгли монастырь, но реликвию так и не нашли. Монахи, рискуя жизнью, успели ее спрятать и не выдали место даже под угрозой смерти. А в 2007 году, за год до приезда Митрофания, когда монастырь стоял пустым, мощи украли. Осталась лишь древняя икона святой. Именно она и является теперь главным достоянием монастыря.
Золотой кубок русской работы — главное сокровище церкви Успения Пресвятой Богородицы в деревне Дельвинаки
Современная фреска с изображением Святого Владимира. Монастырь Гиромери
Фрагмент иконостаса в монастыре Святой Екатерины Синайской в Дзумерке
Отец Митрофаний с одной из своих любимых икон
Патриарх и 70 митрополитов в Арте
Греческое и русское православие — одна религия. В догматах и канонах между нами нет разницы. Не зря же в России термины «православие» и «греческая вера» всегда считались синонимами, в отличие от «веры латинской». В то же время в обрядах и практике двух родственных церквей немало различий — как внешних, так и в отношениях между священнослужителями и прихожанами.
В современной России священники составляют как бы отдельную касту, стоящую выше обычных граждан. Греческие батюшки гораздо ближе к народу, проще и доступнее. А к церковным сановникам, даже высшего ранга, здесь относятся очень спокойно. Во время моего пребывания в Арте там проходил мощный церковный форум, на котором присутствовали 70 (!) митрополитов греческой церкви и сам патриарх.
Легко представить, что происходило бы в России: давка, истерики, ОМОН, очередь от храма Христа Спасителя до Кремля. В Арте же событие не вызвало абсолютно никакого ажиотажа. Более того, на утреннюю службу в кафедральном соборе, которую проводили сразу семь митрополитов, пришло всего-то человек тридцать местных жителей.
При этом более 96 процентов греков считают себя православными, а во всем Эпире нет ни одной действующей мечети. Зато маленькие часовенки размером в половину человеческого роста с крестом сверху, иконой и лампадкой внутри можно встретить у въезда практически в любую греческую деревню, на пересечении дорог, вдоль шоссе — если в этом месте случилась авария, кто-то погиб или, наоборот, чудесным образом спасся. Иногда кажется, что такие часовенки греки ставят по любому пришедшему в голову поводу. Видел часовенку даже у городской помойки.
Праздник святого Мины и чудо с камнем
На следующий день на празднике святого Мины в деревне Колинолифари, куда меня завез батюшка Константин, на площади у церкви собрались едва ли не все жители. Церковный двор накрыли от дождя, икону святого вынесли на улицу, ставили к ней свечи, крестились, целовали оклад, ели сувлаки, фету, запивали горячим ципуро с медом. Разговаривали, пели, танцевали, веселились.
Деревня Колинолифари. Церковь святого Мины
Деревня Колинолифари. Церковь святого Мины
На горных дорогах Эпира козы чувствуют себя по-хозяйски
Таких придорожных часовенок в Греции десятки тысяч
И крестный ход в Греции — это больше народный праздник, чем мистическое действо. У нас, как правило, обходят храм. А в Греции идут с духовым оркестром на центральную площадь, где с песнями и плясками сжигают по случаю символическое чучело Иуды, а потом устраивают фаер-шоу с петардами и хлопушками.
В ритуалах двух церквей вообще много отличий. В греческих храмах нет свечных лавок и подсвечников у икон. Свечи греки ставят в притворе церкви в песок, который часто еще и заливают сверху водой. Свечи лежат тут же, и каждый волен оставить за них столько денег, сколько сочтет возможным. В церковных хорах поют только мужчины. Зато женщины могут входить в храм с непокрытой головой и в брюках. Это считается вполне нормальным. Во время службы здесь сидят, для этого в храмах расставлены лавки. И литургии тут заметно короче.
В России священники постоянно носят поверх одежды большие, часто богато украшенные кресты. В Греции кресты надевают только во время архиерейских служб. Здесь уже сам факт ношения креста считается церковной наградой, поэтому рядовые священники наперсный крест не носят. Евангелие в греческих храмах читается лицом к прихожанам, а у нас — лицом к алтарю.
Как греческий коммунист приехал в СССР и поверил в бога
В Греции православие — государственная религия, а церковь не отделена от государства. В результате греческому православию вполне официально приходится считаться с политической конъюнктурой в стране. Так, например, когда под давлением Евросоюза в Греции были легализованы однополые браки, церкви пришлось с этим смириться. Впрочем, это не значит, что гей-пары тут венчают в церкви.
Греческая и Русская православные церкви крепко связаны. И греки благодарны России не меньше, чем мы им. После освобождения от турецкого гнета именно Русская православная церковь (РЦП) и русские меценаты помогали в восстановлении местных храмов и монастырей. В большинстве греческих церквей есть русские иконы и предметы церковной утвари, подаренные и привезенные из России.
В церкви Успения Пресвятой Богородицы в деревне Дельвинаки мне показали чудесный резной алтарь, привезенный из Одессы в 1850 году. В другом храме батюшка вынес и показал золотую чашу русской работы — главное сокровище своей церкви. Еще в одном храме есть роскошное паникадило московской работы. Греки чтут русских святых. В новой росписи монастыря Гиромери присутствуют фрески с изображением Святого Владимира, Александра Невского, Серафима Саровского.
Арта. Утреннюю службу в Кафедральном соборе Арты проводили семь греческих митрополитов
Арта. Утренняя служба в Кафедральном соборе Арты
Митрополит Родоса Кириллос
Греческие митрополиты у иконостаса в Кафедральном соборе. Второй справа — Калинникос, митрополит Арты
Тем неприятнее для греков ситуация, сложившаяся вокруг Православной церкви Украины (ПЦУ), которую РПЦ считает раскольнической. Элладская церковь не могла определиться в своем отношении к этому вопросу с марта по октябрь, но под давлением Константинополя все же официально признала ПЦУ.
Понятно, что решение это продиктовано политическими причинами, так как для самой Элладской церкви конфликт с крупнейшей православной церковью, какой является РПЦ, крайне невыгоден. После окончания форума в Арте провели пресс-конференцию четыре митрополита Элладской церкви: Калинникос — митрополит Арты, Хрисостомос — митрополит Додоны, Феофелос — митрополит Лефкады и Итаки, Кириллос — митрополит Родоса и архимандрит Спиридон Катрамадос. Я задал им пару вопросов.
В Грецию из России приезжает около 80 тысяч паломников. Для того чтобы приехать, они должны получить благословение от своей церкви — то есть от Русской православной церкви. Если они его не получат, то просто не приедут. Как вы к этому отнесетесь?
Митрополит Родоса Кириллос: Это личное дело каждого, насколько они считают допустимым, чтобы патриархат или их церковь говорили им, куда ехать или не ехать. Хочу вам кое-что рассказать. В 1978 году, когда я впервые поехал в коммунистическую Россию, меня отговаривали, и тем не менее я продолжал ездить туда каждые два месяца. В одной из моих поездок в группе было 144 человека — священники и представители церкви. Дома все удивлялись — ты везешь их в Советский Союз?! В одной из групп с нами был греческий коммунист, который открыл для себя веру после того, что увидел в России. Так что не дело церкви в это вмешиваться.
О том, как относится Элладская церковь к легализации гомосексуальных браков в стране, я спрашивать не стал — не хотелось ставить в неловкое положение уважаемых старцев.
Коница. Кафедральный собор
Музей-квартира святого Паисия. Племянник святого проводит экскурсию
Коница. Монастырь
Коница. В местном монастыре гонят отличный ципуро
Святой Паисий и чудо с цементом
В заключении расскажу еще одну историю. В городке Коница у самой албанской границы есть музей святого Паисия. Канонизировали его совсем недавно, в 2015 году. Музей очень напоминает наши маленькие музеи мучеников революции, где среди пары десятков экспонатов бывали выставлены сапоги, телогрейка, орден, наган и простреленный парт (комсомольский) билет. В 1990-х жилплощадь героев по большей части приватизировали, а артефакты, включая наган и орден, растащили.
Паисий был монахом, во время войны партизанил в горах, потом восстанавливал церкви и монастыри, жил скромно, помогал людям советом и делом, совершал чудеса. Чудеса вполне бытовые. Не хватало цемента, он молился, ехал и доставал цемент. Не хватало кирпича — молился, ехал, привозил кирпич. Заболел раком легких, стал молиться, лег на операцию, прожил еще несколько лет. Оставил о себе добрую память и был канонизирован. Обычный греческий Святой. Обычная греческая история.
Материал взят: Тут