kyk

Как он был самостоятельным ( 26 фото )

Юрий Сотник – один из наиболее ярких авторов советской детской литературы. Его невозможно проигнорировать при исследовании этого затерянного континента мировой культуры. Бен Хелманн в чрезвычайно информативной и столь же глупой монографии «Сказка и быль. История русской детской литературы» утверждает, что рассказы Юрия Сотника ничуть не уступают рассказам Николая Носова (на самом деле, конечно, уступают), и с гневом, с пафосом, с болью заявляет, что Сотник незаслуженно остался в тени своего великого коллеги. После чего упоминает его ровно четыре раза, причем три раза – в перечислении, через запятую с другими писателями. Увы, такой подход типичен для тех, кто пишет о советской детской литературе или о советском кино для детей – авторы, подобные Сотнику, плохо укладываются в прокрустово ложе апологетики или, напротив, обличений советской культуры.

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Давайте бросим взгляд на новеллу «Как я был самостоятельным» из цикла рассказов, где повествователем выступает десятилетний Леша Тучков.

Грубоватая, но темпераментная история ранней влюблённости в девочку по имени Аглая (ну да, кто устоял бы?), активную, агрессивную фантазёрку, с ранних лет желающую властвовать над мужчинами. Разумеется, написано не без реверансов перед Федором Михайловичем Достоевским (царствие ему небесное), обессмертившем это имя - Аглая - в своём замечательном "Идиоте" и немало потрудившемся для прославления женщин с наклонностями к доминированию.

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Вы возразите мне, что на самом деле Юрий Сотник посвятил свой рассказ прямой разработке сюжетов Леопольда Захер-Мазоха. И даже заимствовал финал своего рассказа из романа «Венера в мехах». Но нет, я так не думаю. В этом случае девочку звали бы Ванда, а не Аглая. Скорее всего, это, так сказать, «пареллельная эволюция». Юрий Сотник, полагаю, Захер-Мазоха не читал, о "Венере в мехах" и "Душегубке" в лучшем случае слышал - творения писателя, украсившего своим именем сексуальную тактику мазохистов, конечно же, были популярны и в России и в СССР и имелись в любом пристойном букинистическом магазине, но Достоевский, бывший раньше и респектабельней Захер-Мазоха, в "Как я был самостоятельным" просматривается яснее.

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Написан рассказ о попытке репетиции спектакля прекрасно, со всеми психологическими вывертами, скрытыми и явными, с юмором и глубоким сочувствием к мальчишке, так неудачно влюбившемся. Там, если вы помните, застенчивому мальчику выпал шанс оказать услугу красивой девочке, но непредвиденные обстоятельства, порождаемые бурной активностью Аглаи, приводят дело к катастрофе.

Эротический компонент сладости подчинения любимой женщине (в данном случае, ещё только девочке) настолько явно выпирает из текста, что в первой экранизации рассказа десятилетнего мальчишку пришлось превратить в дошкольника-карапуза. Это было сделано, чтобы у зрителя не возникли ненужные мысли. Девочку тоже омолодили, но не слишком. При этом нарядили в трикотажные колготки и заставили кружиться на коньках на дворовом катке, пока несчатный малыш Лёша, напоминающий хорошо упакованную тумбочку, восторженно следит за её пируэтами. Собственно, прелестью Аглаи предлагалось любоваться нам. Сам Лёша был гораздо больше озабочен тем, как ему произвести хорошее впечатление на маму, девочки его не интересовали.

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Фильм снимался в 1962 году и, кажется, единственной осмысленной целью постановки этого навязчиво милого фильма была демонстрация достигнутого жизненного уровня советских трудящихся – удобная городская застройка, некрасивая, но практичная и разнообразная одежда, здоровое увлечение спортом, плюс дешёвые продукты магазинах. Ах, да – и ненавязчивое присутствие потретов Юрия Гагарина и Германа Титова на стене в просторной отдельной квартире.

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Надо ли упоминать, что в рассказе разгар лета, а в фильме красавица русская зима с бодрящим морозцем? Думается, авторы фильма поменяли лето на зиму, чтобы надеть на детей побольше одежды. Плюс, вполне реалистический козёл, уместный для лета на городских окраинах середины 50-х, описанных в рассказе, в рафинированной среде новостроек фильма возникает буквально ниоткуда. Точно также странно смотрится спаянная компания ребят, характерная для дворовой культуры старой застройки ( особенно кварталов рабочих бараков и коммунальных квартир) на фоне стерильных до безликости «черёмушек».

Между прочим, этот стиль сытого веселья перекочевал в фильм 1962 года из ранних иллюстраций к Сотнику. Там тоже юные герои были радикально омоложены, а помпезная роскошь квартиры офицера бросалась в глаза, что полностью меняло смысл рассказа, преврашая его из трогательно повествования на тему воспитания чувств в плоский анекдот.

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Не менее странно выглядит повторная экранизация, в которой действие перенесено в середину 80-х. Возраст Лёше Тучкову оставили, но зато превратили его в грузина. Отца-офицера у него больше нет, теперь он живет с бабушкой и трогательным дедушкой в войлочной шапочке. Забавно, что бабушка при седеньком дедушке вполне молодая особа, могущая быть мамой мальчика, но такое напрягающее обстоятельство никак не комментируется. При этом, брюнетка Аглая с пылающими тёмным огнём глазами сделана бесцветной тонкогубой недоблондинкой, впрочем, одетой по последней моде. Она опять старше мальчика, которого в этом фильме назвали Ладо, и хладнокровно манипулирует им, не скрывая презрения.

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

В конце фильма, утончённый грузинский мальчик, поняв, что его используют, захлопывает дверь перед наглыми русскими дегенератами и плачет над утраченными иллюзиями, вспоминая родные горы. Русские подростки, ставящие любительский спектакль, оказывается, только притворялись выскодуховными творцами. На деле они одержимы пошлым консьюмеризмом и возбуждаются, лишь перечисляя дефицитные предметы потребления.

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Вообще, всё происходящее построено как аллюзия на первые эпизоды «Заводного апельсина» Кубрика, вплоть до того, что вторгшиеся в элитную квартиру подростки гримируются, как банда Алекса.

Короче говоря, в 1987 году авторы фильма «Как я был самостоятельным» объясняли своему зрителю, что, если ты родился в богатой, привилигированной семье с огромной квартирой, с драгоценными французскими духами в антикварном комоде, и вообще, если ты элитарий по жизни, то нефига якшаться со всякой дворовой приблудью. Быдло не оценит твой демократический порыв и быстренько сядет тебе на шею, не забывая плевать тебе на макушку.

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

Как он был самостоятельным герменевтика советского образа жизни,паранойя,дни после детства,мир как мы его знаем,литературное,кинематограф,мои любимые книжки

К счастью, фильмы смотреть необязательно. Лучше прочитать рассказ.

Взято: Тут

+1785
  • 0
  • 2 034
Обнаружили ошибку?
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации.
Нужна органическая вечная ссылка из данной статьи? Постовой?
Подробности здесь

Добавить комментарий

  • Внимание!!! Комментарий должен быть не короче 40 и не длиннее 3000 символов.
    Осталось ввести знаков.
    • angelangryapplausebazarbeatbeerbeer2blindbokaliboyanbravo
      burumburumbyecallcarchihcrazycrycup_fullcvetokdadadance
      deathdevildraznilkadrinkdrunkdruzhbaedaelkafingalfoofootball
      fuckgirlkisshammerhearthelphughuhhypnosiskillkissletsrock
      lollooklovemmmmmoneymoroznevizhuniniomgparikphone
      podarokpodmigpodzatylnikpokapomadapopapreyprivetprostitequestionrofl
      roseshedevrshocksilaskuchnosleepysmehsmilesmokesmutilisnegurka
      spasibostenastopsuicidetitstorttostuhmylkaumnikunsmileura
      vkaskewakeupwhosthatyazykzlozomboboxah1n1aaaeeeareyoukiddingmecerealguycerealguy2
      challengederpderpcryderpgopderphappyderphappycryderplolderpneutralderprichderpsadderpstare
      derpthumbderpwhydisappointfapforeveraloneforeveralonehappyfuckthatbitchgaspiliedjackielikeaboss
      megustamegustamuchomercurywinnotbadnumbohgodokaypokerfaceragemegaragetextstare
      sweetjesusfacethefuckthefuckgirltrolltrolldadtrollgirltruestoryyuno