Одна, без оружия, на Кавказе и под ледником-убийцей! ( 37 фото )
- 07.11.2019
- 2 768
Вы гуляйте, гуляйте! Здесь у нас медведи и волки водятся! В им кушать хочется! Вы для этого отлично подойдете!
- Я костлявая, - возразила я, - и им не понравлюсь!
- Понравитесь, - уверил меня сотрудник верхней станции канатной дороги в Цее, - они косточки тоже любят!
Этот замечательный разговор произошел у нас после того, как я спросила, сколько времени я могу гулять по горам до закрытия канатки. Сейчас, осенью, строгого режима ее работы в Цее нет. Канатную дорогу включают и выключают в зависимости от того, есть ли люди. Ну, вот я и уточнила. А дядечка - юморист, понимаешь! :))
А потом, когда разыгрался ветер, и канатку в целях безопасности решили отключать прямо в обед, он сам же побежал искать меня и других в горах. Честно говоря, не представляю такой же ситуации, например, в Румынии или в Альпах, где мы тоже чуть не опоздали к закрытию. Там, если застряли в горах, то всё, это - ваши проблемы. А тут - вот!
Почему я осенью решила отправиться на горнолыжный курорт в Цей? Ответ прост - из-за красивейших гор. Ведь осень в горах поистине золотая. Все листочки у деревьев желтые и красные! При этом погода часто еще стоит теплая и солнечная, небо голубое. И пейзажи здесь выглядят настолько красиво, что хочется взять кисть и писать картины. Даже мне! Даже несмотря на то, что я совершенно не склонна к живописи!
В Цее я остановилась на три дня. И надо сказать, что с погодой мне повезло частично. В первый день было действительно солнечно и хорошо. Во второй на целый день затянул дождь. А в третий - резко похолодало до минус пяти и выпал снег. Все-таки высокогорье - это высокогорье, несмотря на прогнозы и дневники наблюдений за природой за предыдущие годы.
Но даже погода не нарушила моих планов, и золотой осенью я налюбовалась вдоволь.
Кстати, ветер! Ветер в первый день обещали жутчайший - с порывами до 27 м/с. И я, уж было, подумала, что всё, моя идея подняться в горы по канатной дороге накрылась яшмовой чашей. У нас при таком ветре деревья падают, какая уж тут канатка! Но ветер начался только к обеду, и я всё успела.
Всего линий канатной дороги в Цее две и обе кресельные. Но обе сразу они работают только в сезон, сейчас же, действовала только одна. И как мне объяснили местные, лишь в выходные. Вот по ней-то я и поднялась почти к самым ледникам, которые не тают весь год. Ледник "Сказка", а чуть ниже него - безымянный...
Ну а дальше... В общем, много во мне дури, да. Решила я к этому безымянному леднику сходить. И сначала эта идея вроде была и ничего. Только надо было глаза разуть и посмотреть, что все гуляют вокруг ледника, а не у его кромки... Поперлась!
А там камни, которые лежат на подтаявший жиже плюс очень крутой склон. Наступаешь на камень и... летишь вниз. Тормозить нечем! Блииин! Я так чуть было не улетела два раза. Ага, в пропасть! В общем, до ледника я в итоге дошла и даже сфотографировала свою лапку на фоне серо-стального льда. Но в целом, ну нафиг!
Кстати, не удивляйтесь, что цвет льда именно такой - грязный, серо-стальной. Конечно, зимой он выглядит по-другому. Ну, а за лето он подтаивает, перемешивается с пылью и крошкой той горной породы, на которой лежит, в результате обретает такой цвет...
А вот так выглядит противолавинная пушка.
Впрочем, Цей - это не только канатка к ледникам. Кроме нее, здесь много всяких троп. И в один из дней - в тот самый, когда похолодало и выпал снег, я решила устроить себе небольшой горный трекинг. Но в горах, я, признаюсь, - полный профан. Ориентируюсь слабо, без указателей мне там вообще не жить, а компас не предлагать. Надо ли говорить, что в Цее с указателями на горных тропинках плохо? Да что там, даже указателей, где эти самые тропинки начинаются, и тех нет!
В общем, вышла я из альп-лагеря, в котором жила, свернула на какую-то узкую проезжую грунтовку и пошла сама не знаю, куда. Вскоре я дошла до бурной речки, встала на мосту и стала фотографировать.
Вдруг останавливается машина, а из окна высовывается джигит:
- Дэушка, вы куда идёте? - спрашивает.
А я ему:
- А дорога куда?
- Дорога к Цейскому леднику, - говорит.
- Красиво там? - спрашиваю.
- Очень!
Так я и поняла, куда я иду, и что мне туда надо. В общем, оказалось, что вскоре дорога превращается в маркированную экологическую тропу.
Конечно, до самого Цейского ледника я по ней не дошла: далеко и долго. Но пару километров вдоль бурной реки по красивому осеннему лесу отмахала.
Дошла сначала до речки Медик - маленькой такой речушки, даже, скорее, ручейка, который теперь даже курица в брод перейдет. Но оказалось, что с появлением этой реки связана очень грустная история. В 1953 году в этом месте стоял альпинистский лагерь, который назывался "Медик". Неожиданно, как это всегда бывает в горах, на него сошел сель. Лагерь он снес полностью, все люди, которые находились в нем, погибли. А потом на месте селя появилась река. Вот ее-то и назвали Медик - в память о том лагере.
Еще одной достопримечательностью на моем пути был 20-метровый валун, который 150 лет назад принес сюда Цейский ледник. В то время был период глобального похолодания, или как его еще называют, малый ледниковый период, и язык Цейского ледника доходил как раз до этих мест.
Ну, а потом я дошла до речки Белой. Через нее раньше был мост, но то ли из-за дождей, то ли из-за снегопада его снесло потоком.
Сама же речка тоже превратилась в бурный поток.
В общем, посмотрела я на всё это, съела бутер с колбаской и отправилась назад. Тем более, что время меня уже поджимало.
Правда, по пути в свой альп-лагерь я еще успела осмотреть древнейшее святилище Реком, оно же, как было написано на информационном плакате, - "лучший памятник деревянного зодчества Северной Осетии".
Его наружную стену украшали самые настоящие черепа козлов и оленей! И были они там неспроста. Дело в том, что Реком - это покровитель воинов и путников (мужчин). Аланы-воины, благословенные в Реком, уходили в военные походы и возвращались к святилищу с честью и ратной славой.
Самое интересное, что до сих пор осетинские мужчины приходят к этому святилищу и возносят просьбы и благодарности своему покровителю. А женщинам, наоборот, ничего просить у Рекома нельзя. Мало того, нельзя даже произносить его имя вслух. О как!
Кстати, помните в начале этой заметки я рассказывала вам о погоде и упоминала о том, что один из дней, когда я была в Цее, не переставая шел дождь? Так вот, на самом деле, мне знатно свезло. И знаете почему? Совершенно случайно в Цей я попала в то время, когда там шел фестиваль бардовской песни. Этот фестиваль проводили там уже 15 раз, он назывался "Цейский вальс", проходил в том самом альп-лагере, где я жила. И в тот самый дождливый день шли самые интересные выступления, а вечером состоялся даже гала-концерт. Надо ли ко всему этому добавить, что бардов я люблю и уважаю еще со своего студенческого геологического прошлого? :)
Кстати, вот, посмотрите, как выглядел цейский альп-лагерь. А то некоторые стали спрашивать, не в палатке ли я там жила? :)) Нет, не в палатке, хотя места для палаток там тоже были.
Кстати, основал этот лагерь еще аж в 1934 году Франц Зауберер - австрийский альпинист и первовосходитель на пик Хан-Тенгри в Тянь-Шане. С тех пор в лагере, конечно, много чего изменилось. Я, например, жила в двухместном номере со всеми удобствами. Условия там, конечно, были простенькие, альп-лагерь и пятизвездный отель - объекты разные в принципе и это нужно понимать. Но меня эти условия вполне устраивали.
К тому же, в стоимость проживания входило еще и очень сытное трехразовое питание в местной кафе-столовой. Правда, когда мне сказали, что стоимость номера без питания всего лишь на 300 рублей дешевле, я впала в ступор. Честное слово, я не понимаю, как можно на 300 рублей так питаться! Это реально были огромнейшие порции на завтрак, обед и ужин! Завтрак всегда состоял минимум из двух горячих блюд, бутербродов и чая, обед являл собой салат, суп, второе и компот, ужин - всегда огромное горячее блюдо, фрукты и десерт... При этом, нигде не жалели мяса... В общем, для меня до сих пор загадка, как так? По моим подсчетам они даже в себестоимость продуктов не укладывались...
Ну, ладно. Расскажу вам про бардов. Честно говоря, грустно. Грустно, что эпоха уходит... Было видно, что на фестиваль приехали именно те, кому барды близки по духу - настоящие романтики, любители гор, походов, восхождений, многие из них - сами барды. Но знаете, какой был средний возраст? 60-70 лет! Причем, как слушателей, так и самих выступающих. Молодежи не было совсем. Людей средних лет, типа меня - единицы...
Конечно, все они замечательные, пишут прекрасные песни, прекрасно поют... Но... Но! Самые популярные темы песен, что "мы уже не молоды", что "вот опять болезнь, но я не сдамся", что "есть еще порох в пороховницах", что "пора думать о боге и к земле привыкать, но так не хочется" и т.д. и т.п.
То есть, понятно, что они - молодцы, но возраст берет свое, и это очень печально. Даже на сцене многие забывали слова, а один из членов жюри, которому было лет 80, в итоге заснул прямо на гала-концерте...
Очень грустно. И дай бог им здоровья и сил! Чтобы действительно не сдавались!..
* * *
- Ой, вы уже уезжаете? - вдруг услышала я. - Кого же мы теперь кормить будем? - я уезжала из Цея, а повар из столовой лагеря увидел меня с чемоданом.
- Давайте помогу! - и он тут же забрал у меня чемодан и понес спускать его по крутой лестнице.
А на прощанье воскликнул:
- Приезжайте к нам еще!
Ну, что тут ответить? Конечно, приеду. Ведь Цей - это сказка!
Материал взят: Тут