Fr1BBB
КУЛЬТУРНЫЙ КОД: ЧЕТЫРЕ КОМНАТЫ — ИСТИННЫЙ СМЫСЛ ТИБЕТСКОЙ МАНДАЛЫ ( 1 фото )
Революционеры призывают разрушить несовершенный мир, чтобы на руинах построить лучший. Тибетские монахи, напротив, долго создают образ гармоничного мира, чтобы его уничтожить.
Тибетские монахи месяцами учатся делать песочные мандалы, на создание этих изображений тратят по несколько дней, а разрушают сотворенное за минуты. В помещении, выбранном для ритуала, совершают подношения просветленным существам и очистительные обряды, сооружают помост. Мандалы в основном выкладывают не из речного песка, а из каменной крошки. В древности для этого измельчали самоцветы: бирюзу, малахит, яшму и т. д. Теперь же обычно используют дробленый мрамор, окрашенный в разные цвета. На основу по памяти наносят чертеж, а по нему уже выкладывают узоры через металлические трубочки с ребристой поверхностью и отверстием на конце. Поверхность трубки трут рогом яка или другим твердым предметом, создается вибрация, и изнутри ровной струйкой высыпается песок. Линии корректируют лопаточкой.
По сути, мандала — это модель вселенной совершенных существ, где главное место занимает дворец, в котором обитают воплощения основных буддистских добродетелей. Но, с точки зрения буддизма, любой мир все же иллюзорен и преходящ, и об этом нужно помнить. Когда мандала закончена, труд многих дней сметают в сосуд, чтобы потом высыпать в реку.
Выкладывание мандалы — мощная медитационная практика для ее создателей, оказывающая, как считается в тибетском буддизме, очистительное действие на зрителей и место, где происходит обряд. На фото тибетские монахи из обители Ташилунпо в октябре 2013 года выкладывают в одном из помещений британского Солсберийского собора мандалу Ченрезига. Ченрезиг — тибетская версия индийского бодхисаттвы Авалокитешвары, воплощение безграничного милосердия Будды.
1. Квадрат. Такую форму на мандале имеет дворец, где, согласно представлениям тибетского буддизма, живут просветленные. Квадрат делится на центральную часть и четыре равные, по сторонам. В них обитают представители пяти семейств будд (так называются существа, достигшие просветления). Эти семейства — воплощение основных аспектов учения.
2. Центр. В данном случае здесь обитает бодхисаттва Ченрезиг вместе с семейством Падма (Лотос), или семейством будды Амитабхи (персонификации различающего разума), к которому он относится. Своим светом будда Амитабха преобразует порок привязанности. Цвет этого семейства — красный, символ — распустившийся лотос.
3. Владения семейства Карма (деяние). «Глава» этого семейства — будда Амогхасиддхи. Он излучает всесвершающую мудрость и преобразует порок зависти. Цвет семейства — зеленый, символ — огненный меч.
4. Владения семейства Ратна (драгоценность). Его возглавляет будда Ратнасамбхава, излучающий свет мудрости равенства и преобразующий гордость. Цветом семейства Ратна считается желтый, символом — драгоценный камень, исполняющий желания.
5. Территория семейства Ваджра. Здесь владычествует будда Акшобхья, он излучает свет зерцалоподобной мудрости и трансформирует гнев. Цвет — синий, символ — ваджра.
6. Владения семейства Татхагата (Будда). Его «глава» — будда Вайрочана, излучает свет всеохватывающей мудрости и трансформирует неведение. Цвет — белый, символ — колесо Дхармы.
7. Лотос. Символ абсолютной чистоты, ведь этот цветок вырастает в мутной воде незапятнанным и прекрасным. Лотос неоднократно встречается на мандале. Ее центр выглядит как этот цветок о восьми лепестках с изображенными на них символами четырех семейств будд. И внешний круг мандалы должны опоясывать лотосовые лепестки, превращая все, что внутри, в один большой цветок.
8. Ваджра. В переводе с санскрита «несокрушимый», тибетское название этого артефакта — дордже, «владыка камней», то есть алмаз. Этот жезл— символ неразрушимого и нетленного состояния Будды, знак мощной защиты. Неслучайно центр дворца окружает пояс из ваджр.
9. Колесо Дхармы. Колесо духовного роста, символ учения Будды. Восемь спиц символизируют Восьмеричный путь к освобождению от страданий, смысл духовной эволюции в буддизме. Восемь правил этого пути: верные воззрение, намерение, речь, поведение, образ жизни, усилие, памятование, сосредоточение.
10. Меч. Знак мудрости Будды: оружие разрубает завесу неведения. Обоюдоострый клинок — символ нераздельности абсолютной и относительной истины — горит пламенем просветления.
11. Драгоценность. Чинтамани, камень, исполняющий желания, символ ума, достигшего просветления.
12. Дворцовая стена. Она состоит из пяти слоев — по цветам пяти семейств будд или пяти их мудростей.
13. Внешняя архитектура. Ряды белых треугольных желобков для воды означают очищение. Бордюр из стилизованных драгоценных камней символизирует деяния будд: прямоугольные — приумножающие благо, треугольные — уничтожающие зло.
14. Врата. На каждой из четырех сторон квадрата — врата, ведущие во дворец из внешнего мира. Врата имеют цвет соответствующего семейства, украшены символами чистоты и защиты. Их полукруглая форма — на самом деле четыре оконечности перекрещенной ваджры, лежащей в основании дворца. Это символ абсолютной стабильности.
15. Деревья. Драгоценные деревья, исполняющие желания, согласно тибетской мифологии, растут в мире богов, из-за чего тем завидуют демоны-асуры.
16. Знамена. Символизируют победу Будды над войсками демона Мары, олицетворяющими неведение и внутренние препятствия к самосовершенствованию. У них знамена и были отбиты и водружены на мировую гору Меру.
17. Жемчужные гирлянды. Отвращающий зло символ.
18. Зонт. Традиционный знак высокого статуса и защиты. Белый зонт — духовный символ верховной власти.
19. Внешнее пространство. Оно здесь только намечено. Основные элементы — как правило, круг из 64 лепестков лотоса и пятицветное пламя, символ пяти семейств будд.
Тибетские монахи месяцами учатся делать песочные мандалы, на создание этих изображений тратят по несколько дней, а разрушают сотворенное за минуты. В помещении, выбранном для ритуала, совершают подношения просветленным существам и очистительные обряды, сооружают помост. Мандалы в основном выкладывают не из речного песка, а из каменной крошки. В древности для этого измельчали самоцветы: бирюзу, малахит, яшму и т. д. Теперь же обычно используют дробленый мрамор, окрашенный в разные цвета. На основу по памяти наносят чертеж, а по нему уже выкладывают узоры через металлические трубочки с ребристой поверхностью и отверстием на конце. Поверхность трубки трут рогом яка или другим твердым предметом, создается вибрация, и изнутри ровной струйкой высыпается песок. Линии корректируют лопаточкой.
По сути, мандала — это модель вселенной совершенных существ, где главное место занимает дворец, в котором обитают воплощения основных буддистских добродетелей. Но, с точки зрения буддизма, любой мир все же иллюзорен и преходящ, и об этом нужно помнить. Когда мандала закончена, труд многих дней сметают в сосуд, чтобы потом высыпать в реку.
Выкладывание мандалы — мощная медитационная практика для ее создателей, оказывающая, как считается в тибетском буддизме, очистительное действие на зрителей и место, где происходит обряд. На фото тибетские монахи из обители Ташилунпо в октябре 2013 года выкладывают в одном из помещений британского Солсберийского собора мандалу Ченрезига. Ченрезиг — тибетская версия индийского бодхисаттвы Авалокитешвары, воплощение безграничного милосердия Будды.
1. Квадрат. Такую форму на мандале имеет дворец, где, согласно представлениям тибетского буддизма, живут просветленные. Квадрат делится на центральную часть и четыре равные, по сторонам. В них обитают представители пяти семейств будд (так называются существа, достигшие просветления). Эти семейства — воплощение основных аспектов учения.
2. Центр. В данном случае здесь обитает бодхисаттва Ченрезиг вместе с семейством Падма (Лотос), или семейством будды Амитабхи (персонификации различающего разума), к которому он относится. Своим светом будда Амитабха преобразует порок привязанности. Цвет этого семейства — красный, символ — распустившийся лотос.
3. Владения семейства Карма (деяние). «Глава» этого семейства — будда Амогхасиддхи. Он излучает всесвершающую мудрость и преобразует порок зависти. Цвет семейства — зеленый, символ — огненный меч.
4. Владения семейства Ратна (драгоценность). Его возглавляет будда Ратнасамбхава, излучающий свет мудрости равенства и преобразующий гордость. Цветом семейства Ратна считается желтый, символом — драгоценный камень, исполняющий желания.
5. Территория семейства Ваджра. Здесь владычествует будда Акшобхья, он излучает свет зерцалоподобной мудрости и трансформирует гнев. Цвет — синий, символ — ваджра.
6. Владения семейства Татхагата (Будда). Его «глава» — будда Вайрочана, излучает свет всеохватывающей мудрости и трансформирует неведение. Цвет — белый, символ — колесо Дхармы.
7. Лотос. Символ абсолютной чистоты, ведь этот цветок вырастает в мутной воде незапятнанным и прекрасным. Лотос неоднократно встречается на мандале. Ее центр выглядит как этот цветок о восьми лепестках с изображенными на них символами четырех семейств будд. И внешний круг мандалы должны опоясывать лотосовые лепестки, превращая все, что внутри, в один большой цветок.
8. Ваджра. В переводе с санскрита «несокрушимый», тибетское название этого артефакта — дордже, «владыка камней», то есть алмаз. Этот жезл— символ неразрушимого и нетленного состояния Будды, знак мощной защиты. Неслучайно центр дворца окружает пояс из ваджр.
9. Колесо Дхармы. Колесо духовного роста, символ учения Будды. Восемь спиц символизируют Восьмеричный путь к освобождению от страданий, смысл духовной эволюции в буддизме. Восемь правил этого пути: верные воззрение, намерение, речь, поведение, образ жизни, усилие, памятование, сосредоточение.
10. Меч. Знак мудрости Будды: оружие разрубает завесу неведения. Обоюдоострый клинок — символ нераздельности абсолютной и относительной истины — горит пламенем просветления.
11. Драгоценность. Чинтамани, камень, исполняющий желания, символ ума, достигшего просветления.
12. Дворцовая стена. Она состоит из пяти слоев — по цветам пяти семейств будд или пяти их мудростей.
13. Внешняя архитектура. Ряды белых треугольных желобков для воды означают очищение. Бордюр из стилизованных драгоценных камней символизирует деяния будд: прямоугольные — приумножающие благо, треугольные — уничтожающие зло.
14. Врата. На каждой из четырех сторон квадрата — врата, ведущие во дворец из внешнего мира. Врата имеют цвет соответствующего семейства, украшены символами чистоты и защиты. Их полукруглая форма — на самом деле четыре оконечности перекрещенной ваджры, лежащей в основании дворца. Это символ абсолютной стабильности.
15. Деревья. Драгоценные деревья, исполняющие желания, согласно тибетской мифологии, растут в мире богов, из-за чего тем завидуют демоны-асуры.
16. Знамена. Символизируют победу Будды над войсками демона Мары, олицетворяющими неведение и внутренние препятствия к самосовершенствованию. У них знамена и были отбиты и водружены на мировую гору Меру.
17. Жемчужные гирлянды. Отвращающий зло символ.
18. Зонт. Традиционный знак высокого статуса и защиты. Белый зонт — духовный символ верховной власти.
19. Внешнее пространство. Оно здесь только намечено. Основные элементы — как правило, круг из 64 лепестков лотоса и пятицветное пламя, символ пяти семейств будд.
Взято: Тут
708