SS-N-3a Shaddock . Предшественник современных «Калибров» ( 6 фото )

Это интересно

Сегодня основным ракетным оружием российского флота становятся крылатые ракеты «Калибр», по кодификации НАТО — SS-N-27 «Sizzler» («Пекло»). При этом первые крылатые ракеты появились на флоте еще в конце 1950-х годов. Это были крылатые ракеты П-5, а позднее и П-6, за разработку которых отвечали конструкторы КБ Челомея. Появление данного оружия серьезно повышало боевые возможности советского флота, который должен был противостоять все возрастающей мощи ВМС США.

SS-N-3a Shaddock («Помело»). Предшественник современных «Калибров»
Крылатая ракета П-5

От аналогов «Фау-1» к собственным ракетам

Впервые с новым ракетным оружием советские конструкторы познакомились в конце Второй мировой войны. Уже во второй половине 1944 года в числе советских трофеев оказался немецкий самолет-снаряд V-1 («Фау-1») – предшественник всех будущих крылатых ракет. Также советские инженеры смогли познакомиться с немецкой противокорабельной ракетной планирующей бомбой или воздушной торпедой Нs-239А. Новое оружие немецких конструкторов успело заявить о себе в годы войны. Оно не могло изменить ход конфликта, но по достоинству было оценено союзниками.

Успешное использование гитлеровцами ракетного оружия инициировало в Советском Союзе аналогичные разработки. Уже в 1944 году на базе авиационного завода №51 в СССР было образовано первое в стране конструкторское бюро под руководством выдающегося конструктора Владимира Николаевича Челомея. КБ Челомея специализировалось на разработке первых отечественных самолетов-снарядов и беспилотной техники. Здесь работали над созданием самолетов-снарядов воздушного базирования, наземного базирования, а также вариантов, которые можно было запускать с борта подводных лодок.

В период с 1944 по 1953 год конструкторы нового ОКБ-51 занимались созданием целого семейства крылатых ракет: 10Х, 14Х, 16Х, а также крылатых ракет наземного базирования, получивших обозначение 10ХН, на базе которых создавалась также ракета морского базирования, устанавливать которую планировали на подводные лодки. Все эти ракеты оснащались пульсирующим воздушно-реактивным двигателем и развивали в полете скорость не более 650 км/ч. Все перечисленные модели создавались на базе немецкой ракеты Фау-1, опытные образцы которой были захвачены советскими войсками в Польше еще до первого обстрела ими британской столицы.

SS-N-3a Shaddock («Помело»). Предшественник современных «Калибров»
Самолет-снаряд V-1 («Фау-1»)

Данные работы, направленные на доработку и коренную модернизацию немецкого самолета-снаряда V-1, который к началу 1950-х годов успел морально устареть, не увенчались успехом. Активные работы по данным проектам велись до начала 1953 года. Так в рамках проведения испытаний в декабре 1952 – марте 1953 года из 15 запущенных ракет 10ХН в цель, размеры которой составляли 20 на 20 километров, попало лишь 11 ракет. Несмотря на скромные результаты, данные проекты были очень важны. Советские конструкторы смогли получить необходимый опыт проектирования новых вооружений, а сам Владимир Николаевич Челомей сформулировал собственное видение более совершенного оружия, предложив настоящую идеологию крылатой ракеты нового типа, речь идёт о ракете П-5 и её дальнейшем развитии – П-6. В будущем под руководством Челомея в Советском Союзе создали 45 типов крылатых ракет, из которых 10 было принято на вооружение, а 16 успели пройти летные испытания ещё при жизни выдающегося конструктора.

Крылатая ракета П-5

В феврале 1953 года увидело свет постановление Совета министров СССР, которое прекращало все работы по созданию неуправляемых крылатых ракет с пульсирующими воздушно-реактивными двигателями, данный вид оружия признавался бесперспективным. К этому моменту у Челомея уже имелись мысли по созданию принципиально иных крылатых ракет, к активной разработке которых в его КБ официально приступили в 1955 году. Новая ракета, получившая в итоге обозначение П-5, как и дальнейшее её развитие – ракета П-6, получила в НАТО кодификацию SS-N-3c Shaddock («Помело»).

Новое оружие было новым во всех смыслах этого слова. Крылатая ракета П-5 представляла собой по-настоящему качественный скачок и новый взгляд на подобные образцы вооружений. Созданная в КБ Челомея ракета стала первой крылатой ракетой (КР), получившей автоматически раскрывающееся в полете крыло. До этого все разрабатываемые в СССР и за границей образцы КР обязательно требовали проведения достартовой подготовки: сборки ракеты и раскрытия крыла. Необходимость подобных действий только увеличивала время подготовки КР к запуску, особенно критично это было для подводных лодок, которые всё это время должны были находиться в надводном положении, о подводных пусках речь тогда даже не шла. Важным отличием новых советских крылатых ракет стал также отказ от пульсирующих воздушно-реактивных двигателей в пользу турбореактивных двигателей ТРД.

SS-N-3a Shaddock («Помело»). Предшественник современных «Калибров»
Владимир Николаевич Челомей

Благодаря раскрывающимся уже после старта крыльям ракета легко помещалась в контейнер небольшого диаметра цилиндрической формы, по своим размерам он ненамного превосходил длину самой ракеты. Запуск из транспортно-пускового контейнера был важным шагом, позволявшим разместить ракеты на субмарине, палубе корабля, на гусеничном или колесном шасси. Важной особенностью была и полная герметичность контейнера, который помимо всего прочего заполнялся азотом. Такое решение должно было надежно оградить ракету от вредного воздействия окружающей среды.

Работы над новой крылатой ракетой активно велись с 1957 по 1959 год, а уже 19 июня 1959 года П-5 была официально принята на вооружение. Эксплуатация новой ракеты велась вплоть до 1966 года. Первоначально в новой концепции старта со сложенным крылом видели большую проблему, многие советские ученые и конструкторы критиковали предложенную схему, не были в ней до конца уверены и сами сотрудник ОКБ-52, но Челомей оказался прав, ракета действительно полетела и доросла до серийного образца, принятого на вооружение.

Новые технологии позволили разместить контейнер с ракетой в горизонтальном положении вне прочного корпуса подводной лодки, при этом перед запуском контейнер поднимался – угол возвышения составлял 15 градусов. ТРД запускался уже в контейнере, а раскрытие крыла осуществлялось после выхода КР из контейнера. По сравнению с предыдущей крылатой ракетой П-10 новые решения позволили увеличить боезапас подлодки вдвое. В варианте с П-10 для запуска требовалось две длины ракеты для одной пусковой установки: длина контейнера с ракетой в походном положении плюс длина ракеты, которая выкатывалась на пусковую установку. Надо ли говорить, что такая схема была гораздо менее удобной. У новой ракеты Челомея П-5 заметно сокращалось и время запуска, что позволяло лодке быстрее скрыться на глубине. Сегодня большинство крылатых ракет стартует именно по такой схеме с разворачиванием крыла после запуска, но в середине 1950-х годов – это было неочевидное техническое решение, но Владимир Челомей и ряд поддержавших его конструкторов сумели заглянуть в будущее, а все обвинения в «техническом авантюризме» оказались беспочвенными.

SS-N-3a Shaddock («Помело»). Предшественник современных «Калибров»
Модификация подводной лодки проекта 613 с двумя пусковыми установками ракет П-5

Новая КР создавалась для размещения на борту советских подводных лодок. Основным предназначением ракеты было поражение объектов, расположенных на берегу и в глубине территории вероятного противника: военно-морских баз, военных и промышленных, а также административных объектов. Масса новой ракеты вместе со стартовым двигателем составляла 5380 кг (без стартового двигателя – 4300 кг), масса боевой части – 830 кг, допускалось использование фугасной, а также ядерной боевой части мощностью до 200 кт. Ракета была сверхзвуковой, маршевый двигатель обеспечивал КР П-5 максимальную скорость 1250 км/ч. Дальность полета ракеты могла значительно изменяться из-за температуры окружающего воздуха от 431 км (-24 градуса Цельсия) до 650 км (+40 градусов Цельсия). При этом точность ракет была не самой выдающейся, круговое вероятное отклонение составляло 3000 метров. Эффективно ракету можно было использовать только для ударов по крупным, площадным целям, при этом желательным становилось использование ядерной боеголовки.

Крылатая ракета П-6

Дальнейшим логическим развитием крылатой ракеты П-5 стала ракета П-6, известная также под обозначением ПКР П-35, в натовской кодификации ракеты изменилась лишь одна буква SS-N-3a Shaddock. Новая ракета в варианте П-35 предназначалась для вооружения надводных кораблей, а также береговых ракетных комплексов, в варианте П-6 для вооружения подводных лодок. Комплекс представлял собой КР нового поколения. Противокорабельная ракета получила возможность избирательного поражения надводных целей, обладая гибкими программируемыми траекториями полета. Именно на базе первой в мире самонаводящейся крылатой ракеты П-35 в СССР был создан береговой ракетный комплекс «Редут» с базированием на самоходных пусковых установках.

Создание новой ракеты П-35 (П-6) было ещё одним шагом на пути к будущим «Калибрам». С появлением этой крылатой ракеты отечественный флот в дополнение к П-5, предназначенной для стрельбы по площадям (главным образом наземным целям), получил и средство для поражения точечных морских целей, в том числе движущихся кораблей противника. Появление противокорабельных ракет П-6 являлось ассиметричным ответом на развитие американцами авианосных сил и создаваемых ими авианосных ударных групп (АУГ). Именно ПКР П-35 (П-6) стала родоначальницей большого семейства отечественных крылатых ракет морского и наземного базирования, разработанных в КБ Челомея и состоящих на вооружении советского, а затем уже российского надводного и подводного флотов. Первыми надводными кораблями флота, на вооружении которых поступили новые КР, стали ракетные крейсера проекта 58 «Грозный».

SS-N-3a Shaddock («Помело»). Предшественник современных «Калибров»
Запуск ракеты П-35 комплексом «Редут»

Новый комплекс, принятый на вооружение в 1960-е годы, предназначался для избирательного поражения надводных целей, которые располагались за радиолокационным горизонтом. Максимальная дальность полета ракеты с избирательным поражением целей ограничивалась 250 км, без избирательного поражения – 350 км. Стартовая масса – 5600 кг. Скорость полета КР составляла от 1450 до 1650 км/ч. Масса боевой части составляла 500 кг, как и на П-5, боевая часть могла быть фугасной или ядерной. На маршевом участке траектории сверхзвуковая ракета могла лететь на высоте до 7000 метров, на конечном участке она снижалась до 100 метров.

Крылатая противокорабельная ракета П-6 получила комбинированную систему наведения на цель: радиокомандную на маршевом участке и активное радиолокационное наведение на конечном участке траектории, дальность действия установленной на КР головки самонаведения составляла примерно 20 километров. Как и у ракеты П-5, её запуск осуществлялся с подводной лодки только в надводном положении. Полёт ракеты был разбит на два участка. На первом она могла подниматься до высоты 7000 метров, это позволяло крылатой ракете «заглядывать» за горизонт, не теряя связи с оператором, находящимся на борту субмарины. В свою очередь оператор, благодаря наличию на КР головки самонаведения с радиотрансляционной аппаратурой, мог осуществлять поиск целей. Как только надводный корабль противника был обнаружен, происходило наведение ракеты на цель, для неё наступала вторая стадия полета, которая проходила на высоте примерно 100 метров, при этом установленная на борту ГСН сопровождала цель до момента поражения.

SS-N-3a Shaddock («Помело»). Предшественник современных «Калибров»
Ракетный крейсер «Варяг» проект 58

Появление и развитие первых советских крылатых ракет морского базирования, разработанных в конструкторском бюро Челомея, сыграло огромную роль в противостоянии с ВМС США. Советские противокорабельные ракеты стали действенным сдерживающим фактором и удачным асимметричным ответом на развертываемые американцами авианосные ударные группы. Даная концепция сдерживания остается актуальной для России и в XXI веке.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация