Западную Украину ждут тяжелые времена, когда она отойдет к Польше ( 5 фото )
- 01.11.2019
- 5 067
Эксклюзив Новостного агентства «Харьков»
Украина отрицает все, что связывает ее с СССР, тем самым ставя под угрозу свою территориальную целостность. По всей видимости в Киеве забыли, что поляки имеют право говорить о том, что территория восточных кресов — Галиции и Волыни должны быть возвращены в состав Польши, так как пять западных областей были присоединены к Украине как раз во времена советской власти.
К концу Первой мировой войны в условиях распада трех империй – Российской, Германской и Австро-Венгерской у поляков и украинцев забрезжили перспективы обретения независимости. Однако помехой на этом пути оказались территориальные споры соседей. Одной из главных проблем территориальных претензий обеих держав стал вопрос польско-украинского разграничения.
Чья Восточная Галиция?
Камнем преткновения стали Восточная Галиция, находившаяся ранее в составе Австро-Венгрии, а также Холмщина, Подлясье и Волынь, еще недавно бывшие под властью Российской империи. Украинская национальная рада свои претензии на спорные территории обосновывала преобладанием в них украинского этноса. Польские же власти указывали на активную полонизацию данного региона и, как следствие, геополитическую оправданность возвращения исторических областей Речи Посполитой. Особенно напряженным положение было в Восточной Галиции, охваченной культурным противостояниям поляков и украинцев. Но если в сельской местности состав украинского населения доходил до 90%, то в городах он не превышал и 20%.
Вопрос польско-украинского разграничения вступил в активную фазу 9 октября 1918 года, когда польские депутаты австрийского парламента приняли решение объединить в составе нового государства все спорные территории. В ответ Украинский национальный совет поставил перед собой цель создать на восточных территориях Австро-Венгрии свое государство со столицей во Львове. Очень быстро стало понятно, что территориальный спор может решиться исключительно силовым путем.
Битва за Львов
В ночь на 1 ноября 1918 года отряды сичевых стрельцов (украинские части в австрийской армии) в количестве 1500 человек вошли во Львов. Для австрийских властей столицы Восточной Галиции вторжение было полной неожиданностью. За одну ночь украинские войска без боя заняли все важнейшие учреждения города: сейм, здание военного штаба, казармы, вокзал, почту; генерал-комендант был взят под арест, а гарнизон разоружен. До наступления утра под украинский контроль перешли другие австрийские владения — Станиславов (Ивано-Франковск), Тернополь, Коломыя, Сокаль, Борислав.
В этот же день в Перемышле начались столкновения между поляками и украинцами, а рано утром 2 ноября раздались первые выстрелы и во Львове. Сначала сопротивление украинским частям оказывали 200 ветеранов «Польской войсковой организации», но после захвата оружейного склада удалось вооружить и ополченцев, в основном молодежь — студентов и гимназистов.
3 ноября во Львове был созданы штаб восстания, Народный польский комитет, а также избран комендант города — Чеслав Мончинский. Польские ополченцы попытались отбить сейм и почту, но их атаки наталкивались на отчаянное сопротивление сечевиков. К тому времени полякам Львова удалось собрать 1150 бойцов, общая численность украинских войск достигала 2050 человек. Перевес украинцев в численности полякам удалось нивелировать за счет превосходства в кадровом составе: 500 офицеров против 70. Война разделила многие семьи. Случалось, что в польской семье один из сыновей мог назвать себя украинцем, а другой мог встать в ряды польских повстанцев.
Конфликт продолжался более 8 месяцев. На стороне Польши в общей сложности сражалось свыше 190 тыс. солдат, силы украинской армии составляли около 112 тыс. человек. Поляки в этой войне потеряли 15 000 бойцов, украинцы — 10 000. Поражение УГА привело к установлению Польшей полного контроля над территорией Восточной Галиции. При этом Буковина отошла Румынии, а Закарпатье стало частью Чехословакии. 21 апреля 1920 года между Польшей и УНР была установлена граница по реке Збруч.
Польша и Украина сегодня
Сегодня отношения Польши и Украине непростые. Территориальные претензии поляков на земли, входившие в состав довоенной Речи Посполитой (южная Литва с Вильнюсом, Западная Украина с Львовом и Западная Белоруссия) проявляются в последние годы все более явно как на уровне польского общества, так и на уровне государственных инстанций
Популярное польское бульварное издание Super Detektyw посвятило всю обложку свежего номера теме польско-украинских вооруженных конфликтов в ХХ веке — сначала боям в ноябре 1918 года за Львов, а затем геноциду поляков, учиненному украинскими националистами в 1930-1940-е годы. Отдельно выделена Волынская резня, учиненная в 1943 году Украинской повстанческой армией*, официально признанная в июле 2016 года Сеймом (польским парламентом) геноцидом.
Рядом с леденящими кровь фотографиями убитых националистами поляков красуется карта довоенной Речи Посполитой, где выделены Львов, Вильно (Вильнюс), Брест-на-Буге (Брест) и Пинск, а рядом — крупно лозунг «Wrocimy», то есть «Мы вернемся!».
Украина — польская земля?
О национальных особенностях польского восприятия восточных кресов писал еще в 2006 году тогда научный сотрудник Центра украинистики и белорусистики исторического факультета МГУ, научный сотрудник Института славяноведения РАН Олег Неменский:
«Украина — польская земля. По соображениям политкорректности так говорить сейчас не принято, но для большинства поляков это однозначно так. Поляки вообще склонны признавать польской территорией все земли, когда-либо подчинявшиеся польской короне, но здесь эта мысль проявлена особенно остро».
Так сложилось исторически: с 14 по 17 век территории Украины были областью активной колонизации польской шляхты, которая и представляла собой «narod Polski» в его средневековом понимании. Во времена Богдана Хмельницкого почти все земли нынешней Украины (кроме Новороссии, Запорожья и Закарпатья) были в собственности у польских или полонизировавшихся землевладельцев. Так что они были польскими даже de jure. Мало какой поляк признает, что Киев, а особенно Львов, — не польские города.
Возьмут Львов обратно, но без украинцев
Как отметил в беседе с Новостным агентством «Харьков» политолог, политический обозреватель МИА «Россия Сегодня» Владимир Корнилов, он не раз слышал о том, что Львов — это польский город, и с этим трудно не согласиться, так как если вы посмотрите на его архитектуру, то сомнений не останется, что это австро-венгерский, польский город, но никак не украинский.
«Тут сложно с поляками спорить. Львов действительно был польским городом достаточно долго. Что касается территориальных претензий, то я не раз слышал фразу от поляков о том, что они бы с удовольствием взяли город обратно, но только без львовян«, — считает Корнилов.
То есть, так сложилось, заметил политолог, что многонациональная Галичина в результате трех этнических чисток превратилась в мононациональную, по сути, 100% украинскую. Поляки, мягко говоря, не испытывают особой любви к львовянам, а во Львове нет любви к полякам. Ни те, ни другие сливаться воедино особо не хотят.
«Я, конечно, допускаю, что когда-то Галичина захочет отсоединиться от Украины, там сепаратиские тенденции всегда были очень высокими, начиная с «Галицкой ассамблеи» 1990 года. Кроме того, это всевозможные проекты европейской Галичины, которые высказываются часто», — сказал политолог.
Писатель и историк Армен Гаспарян в беседе с корреспондентом Новостного агентства «Харьков» напомнил, что Украина отрицает все, что связывает ее с СССР, тем самым ставит под угрозу свою территориальную целостность. Потому что пять западных областей были присоединены к Украине как раз во времена советской власти. Поэтому, в связи с такой украинской позицией, поляки имеют право говорить о том, что территория восточных кресов — Галиции и Волыни должны быть возвращены в состав Польши.
Западная Украина отойдет к Польше
По мнению писателя, если бы на Украине была нормальная власть, которая бы заботилась о собственной стране, территориальный вопрос бы не поднимался. Проблема состоит в том, что невменяемость украинской власти наоборот подстегивает поляков: «Поляки уже изображают Львов на своих загранпаспортах, Львов изображен на поездах. Я абсолютно не удивлюсь, если в исторической перспективе действительно окажется так, что Западная Украина отойдет к Польше. И украинцам в этом случае нужно будет себя по ушам бить, а не кого-то другого, потому что никто больше них для этого ничего не сделал».
Политолог напомнил, что на территории Западной Украины уже и так многие имеют европейские паспорта. Поляки, как и венгры, и румыны раздавили с 90-х годов жителям Западной Украины свои паспорта с завидной регулярностью. Отрезвление, добавил Гаспарян, будет потом, когда украинцев поставят в ранг людей второго сорта.
«Мы с вами наблюдаем с завидным постоянством, как гастарбайтеров избивают в Польше, и так далее. И это считается нормой поведения поляков по отношению к украинцам», — заключил Гаспарян.
Перерастет ли нынешние польско-украинский в очередную конфронтацию — покажет время. Но на волне ползучей дефрагментации Украины такой сценарий становится практически неизбежным.
*ОУН-УПА, «Организация Украинских Националистов», «Украинская Повстанческая Армия» — экстремистские организации, деятельность которых запрещена на территории РФ и ЛДНР.
Украине посоветовали вырыть ров на границе с Беларусью из-за «агрессии Минска»
Евгения Александрова, специально для Новостного агентства «Харьков»
Украина отрицает все, что связывает ее с СССР, тем самым ставя под угрозу свою территориальную целостность. По всей видимости в Киеве забыли, что поляки имеют право говорить о том, что территория восточных кресов — Галиции и Волыни должны быть возвращены в состав Польши, так как пять западных областей были присоединены к Украине как раз во времена советской власти.
К концу Первой мировой войны в условиях распада трех империй – Российской, Германской и Австро-Венгерской у поляков и украинцев забрезжили перспективы обретения независимости. Однако помехой на этом пути оказались территориальные споры соседей. Одной из главных проблем территориальных претензий обеих держав стал вопрос польско-украинского разграничения.
Чья Восточная Галиция?
Камнем преткновения стали Восточная Галиция, находившаяся ранее в составе Австро-Венгрии, а также Холмщина, Подлясье и Волынь, еще недавно бывшие под властью Российской империи. Украинская национальная рада свои претензии на спорные территории обосновывала преобладанием в них украинского этноса. Польские же власти указывали на активную полонизацию данного региона и, как следствие, геополитическую оправданность возвращения исторических областей Речи Посполитой. Особенно напряженным положение было в Восточной Галиции, охваченной культурным противостояниям поляков и украинцев. Но если в сельской местности состав украинского населения доходил до 90%, то в городах он не превышал и 20%.
Вопрос польско-украинского разграничения вступил в активную фазу 9 октября 1918 года, когда польские депутаты австрийского парламента приняли решение объединить в составе нового государства все спорные территории. В ответ Украинский национальный совет поставил перед собой цель создать на восточных территориях Австро-Венгрии свое государство со столицей во Львове. Очень быстро стало понятно, что территориальный спор может решиться исключительно силовым путем.
Битва за Львов
В ночь на 1 ноября 1918 года отряды сичевых стрельцов (украинские части в австрийской армии) в количестве 1500 человек вошли во Львов. Для австрийских властей столицы Восточной Галиции вторжение было полной неожиданностью. За одну ночь украинские войска без боя заняли все важнейшие учреждения города: сейм, здание военного штаба, казармы, вокзал, почту; генерал-комендант был взят под арест, а гарнизон разоружен. До наступления утра под украинский контроль перешли другие австрийские владения — Станиславов (Ивано-Франковск), Тернополь, Коломыя, Сокаль, Борислав.
В этот же день в Перемышле начались столкновения между поляками и украинцами, а рано утром 2 ноября раздались первые выстрелы и во Львове. Сначала сопротивление украинским частям оказывали 200 ветеранов «Польской войсковой организации», но после захвата оружейного склада удалось вооружить и ополченцев, в основном молодежь — студентов и гимназистов.
3 ноября во Львове был созданы штаб восстания, Народный польский комитет, а также избран комендант города — Чеслав Мончинский. Польские ополченцы попытались отбить сейм и почту, но их атаки наталкивались на отчаянное сопротивление сечевиков. К тому времени полякам Львова удалось собрать 1150 бойцов, общая численность украинских войск достигала 2050 человек. Перевес украинцев в численности полякам удалось нивелировать за счет превосходства в кадровом составе: 500 офицеров против 70. Война разделила многие семьи. Случалось, что в польской семье один из сыновей мог назвать себя украинцем, а другой мог встать в ряды польских повстанцев.
Конфликт продолжался более 8 месяцев. На стороне Польши в общей сложности сражалось свыше 190 тыс. солдат, силы украинской армии составляли около 112 тыс. человек. Поляки в этой войне потеряли 15 000 бойцов, украинцы — 10 000. Поражение УГА привело к установлению Польшей полного контроля над территорией Восточной Галиции. При этом Буковина отошла Румынии, а Закарпатье стало частью Чехословакии. 21 апреля 1920 года между Польшей и УНР была установлена граница по реке Збруч.
Польша и Украина сегодня
Сегодня отношения Польши и Украине непростые. Территориальные претензии поляков на земли, входившие в состав довоенной Речи Посполитой (южная Литва с Вильнюсом, Западная Украина с Львовом и Западная Белоруссия) проявляются в последние годы все более явно как на уровне польского общества, так и на уровне государственных инстанций
Популярное польское бульварное издание Super Detektyw посвятило всю обложку свежего номера теме польско-украинских вооруженных конфликтов в ХХ веке — сначала боям в ноябре 1918 года за Львов, а затем геноциду поляков, учиненному украинскими националистами в 1930-1940-е годы. Отдельно выделена Волынская резня, учиненная в 1943 году Украинской повстанческой армией*, официально признанная в июле 2016 года Сеймом (польским парламентом) геноцидом.
Рядом с леденящими кровь фотографиями убитых националистами поляков красуется карта довоенной Речи Посполитой, где выделены Львов, Вильно (Вильнюс), Брест-на-Буге (Брест) и Пинск, а рядом — крупно лозунг «Wrocimy», то есть «Мы вернемся!».
Украина — польская земля?
О национальных особенностях польского восприятия восточных кресов писал еще в 2006 году тогда научный сотрудник Центра украинистики и белорусистики исторического факультета МГУ, научный сотрудник Института славяноведения РАН Олег Неменский:
«Украина — польская земля. По соображениям политкорректности так говорить сейчас не принято, но для большинства поляков это однозначно так. Поляки вообще склонны признавать польской территорией все земли, когда-либо подчинявшиеся польской короне, но здесь эта мысль проявлена особенно остро».
Так сложилось исторически: с 14 по 17 век территории Украины были областью активной колонизации польской шляхты, которая и представляла собой «narod Polski» в его средневековом понимании. Во времена Богдана Хмельницкого почти все земли нынешней Украины (кроме Новороссии, Запорожья и Закарпатья) были в собственности у польских или полонизировавшихся землевладельцев. Так что они были польскими даже de jure. Мало какой поляк признает, что Киев, а особенно Львов, — не польские города.
Возьмут Львов обратно, но без украинцев
Как отметил в беседе с Новостным агентством «Харьков» политолог, политический обозреватель МИА «Россия Сегодня» Владимир Корнилов, он не раз слышал о том, что Львов — это польский город, и с этим трудно не согласиться, так как если вы посмотрите на его архитектуру, то сомнений не останется, что это австро-венгерский, польский город, но никак не украинский.
«Тут сложно с поляками спорить. Львов действительно был польским городом достаточно долго. Что касается территориальных претензий, то я не раз слышал фразу от поляков о том, что они бы с удовольствием взяли город обратно, но только без львовян«, — считает Корнилов.
То есть, так сложилось, заметил политолог, что многонациональная Галичина в результате трех этнических чисток превратилась в мононациональную, по сути, 100% украинскую. Поляки, мягко говоря, не испытывают особой любви к львовянам, а во Львове нет любви к полякам. Ни те, ни другие сливаться воедино особо не хотят.
«Я, конечно, допускаю, что когда-то Галичина захочет отсоединиться от Украины, там сепаратиские тенденции всегда были очень высокими, начиная с «Галицкой ассамблеи» 1990 года. Кроме того, это всевозможные проекты европейской Галичины, которые высказываются часто», — сказал политолог.
Писатель и историк Армен Гаспарян в беседе с корреспондентом Новостного агентства «Харьков» напомнил, что Украина отрицает все, что связывает ее с СССР, тем самым ставит под угрозу свою территориальную целостность. Потому что пять западных областей были присоединены к Украине как раз во времена советской власти. Поэтому, в связи с такой украинской позицией, поляки имеют право говорить о том, что территория восточных кресов — Галиции и Волыни должны быть возвращены в состав Польши.
Западная Украина отойдет к Польше
По мнению писателя, если бы на Украине была нормальная власть, которая бы заботилась о собственной стране, территориальный вопрос бы не поднимался. Проблема состоит в том, что невменяемость украинской власти наоборот подстегивает поляков: «Поляки уже изображают Львов на своих загранпаспортах, Львов изображен на поездах. Я абсолютно не удивлюсь, если в исторической перспективе действительно окажется так, что Западная Украина отойдет к Польше. И украинцам в этом случае нужно будет себя по ушам бить, а не кого-то другого, потому что никто больше них для этого ничего не сделал».
Политолог напомнил, что на территории Западной Украины уже и так многие имеют европейские паспорта. Поляки, как и венгры, и румыны раздавили с 90-х годов жителям Западной Украины свои паспорта с завидной регулярностью. Отрезвление, добавил Гаспарян, будет потом, когда украинцев поставят в ранг людей второго сорта.
«Мы с вами наблюдаем с завидным постоянством, как гастарбайтеров избивают в Польше, и так далее. И это считается нормой поведения поляков по отношению к украинцам», — заключил Гаспарян.
Перерастет ли нынешние польско-украинский в очередную конфронтацию — покажет время. Но на волне ползучей дефрагментации Украины такой сценарий становится практически неизбежным.
*ОУН-УПА, «Организация Украинских Националистов», «Украинская Повстанческая Армия» — экстремистские организации, деятельность которых запрещена на территории РФ и ЛДНР.
Украине посоветовали вырыть ров на границе с Беларусью из-за «агрессии Минска»
Евгения Александрова, специально для Новостного агентства «Харьков»
Материал взят: Тут