Дважды Герой СССР Амет-хан Султан: человек, который хотел быть горным орлом ( 9 фото )

Это интересно



Настоящая честь — это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей

Бенджамин Франклин


Ахмет-хан Султан (Султан Амет-хан) (20(25).10.1920 - 01.02.1971).

Знаменитый лётчик-истребитель Великой Отечественной вой­ны, в возрасте 25 лет дважды Герой Советского Союза (24.08.1943 г., 29.07.1945 г.). Выполнил 603 боевых вылета, участвовал в 150 воздушных боях, сбил 30 самолетов лично и 19 в составе группы.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР, лауреат Сталинской пре­мии за испытания пилотируемой крылатой ракеты (1953).

Награждён тремя орденами Ленина, пятью Красного Знамени.

Удостоен орденов Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и «Знак Почета», многих медалей. За время летной работы освоил около юо типов летательных аппара­тов, а общий налёт на них составил 4237 часов. Почетный гражда­нин города Ярославля, подполковник. Почётный крымчанин, почётный лётчик Франции, почётный гражданин Мелитополя.


Ахмет-хан Султан, военная фотография

Родился в Крыму (Алупка), отец по национальности лакец, мама — крымская татарка. Дом, где прошло детство, был расположен на склоне горы Ай-Петри. Поэтому ещё при жизни Ахмет- хана Султана прозвали Орлом. Пройдёт много лет и уже после войны, отвечая на вопрос одного из однополчан, почему он не завершает лётную деятельность, Ахмет-хан Султан расскажет при­тчу: «... Орлы никогда не умирают на земле. Чувствуя приближение смерти, они из последних сил летят вверх, а потом складывают крылья и камнем падают на землю. Поэтому Орлы умирают в небе, на землю они падают уже мёртвыми». Кто мог думать, насколько точно он предсказал собственную судьбу?

Начальное образование получил в школе-семилетке. После окончания Симферопольского железнодорожного училища работал в депо. Было трудно, но одновременно занимался в город­ском аэроклубе (основан в 1931 году). Поступил в Качинскую Краснознамённую авиационную школу имени А.Ф. Мясникова (Севастополь), и успешно пройдя курс обучения (1939-1940), на­правлен служить в Молдавию, где летал на истребителях “И-15” и “И-153”.

С началом войны, 22.06.1941 года, младший лейтенант Ахмет-хан Султан несколько раз под­нимался в воздух, выполняя боевые задания. Уже тогда однополчане отмечали его невероятное бесстрашие. Казалось, что в воздухе этот человек полностью утрачивает инстинкт самосохране­ния... Но на земле он один из первых скрывался в убежище во время авиа- или артналёта. Нелепой, глупой, непростительной считал смерть вне кабины своего истребителя. «Страх присущ всем. И если вам кто-то будет говорить, что он ничего не боится, не верьте. Надо просто уметь по­беждать в себе это чувство», — говорил Алексей Петрович Маресьев.

В этом смысле интересны воспоминания А.Ф. Ковачевича: «... Он (Ахмет-хан Султан. — А.Ч.) быстро принимал решения на завязку боя, на атаку. У него любимая была команда: «Аллюр три креста, за мной» и вся группа, которой он командовал, по его команде вступала в бой, атаковала самолёты врага. И он всегда с большим желанием шёл на боевые задания в воздух. Это, я ещё раз говорю, это человек — воздушный лев. А вот на земле у него почему-то проявляласъ боязнь к самолётам врага. Вот он слышит: где-то идёт со своеобразным гулом “Ю-88”... И когда он слышит этот гул, у него уже ушки на макушке. Но, не дай бог, если поработала где-то зенитная пушка, особенно 37-миллимет­ровая! Ахметку на аэродроме не найдёшь: он уже помчался куда-то прятаться или в кукурузу, или в хлеб. Потом он только выходит, когда всё затихнет»."

Впрочем, каждый талант имеет свои причуды и особенности поведения человека.

На всю жизнь Ахмет-хану Султану запомнилось горящее небо юга Украины 1941-го. Изнурительные, неравные схватки с «птенчиками» Геринга, прошедших победным маршем Европу, большие потери... Лётные полки за несколько дней превраща­лись в эскадрильи, звенья...

Осенью 1941 года прикрывал Ростов-на-Дону, а зимой пере­учился на английский истребитель «Харрикейн». Потом был Сталинград, ожесточённые воздушные бои в небе Кубани, Таганрога, Мелитополя, Крыма, Брянска, командовал эскадри­льей в g-м гвардейском ИАП, совершил несколько воздушных таранов (первый в небе Ярославля).

После освобождения полуострова Ахмет-хан Султан приехал домой в Алупку. Во время отдыха стал свидетелем попытки выселения мамы, в связи с депортацией крымских татар. Ни его заслуги перед Отчеством, ни звание Героя Советского Союза не помогли. И только личное вмешательство командующего 8-й Воздушной армией генерал-лейтенанта Т.Т. Хрюкина разрешило конфликт в пользу его лётчика. Но обида была жестокой.

Войну Ахмет-хан Султан окончил в Восточной Пруссии. Последний самолёт противника сбил 29 апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф (Берлин).

После окончания войны пытался продолжить образование в монинской Военно-воздушной академии. Тогда существовало распоряжение И.В. Сталина, что все лётчики-асы должны были это сделать. Однако учёба не ладилась, сказался недостаток образования. В начале 1946 года Ахмет-хан Султан написал рапорт, в котором были слова: «Трезво взвешивая уровень своих зна­ний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии». Не помогли уговоры однополчан и друзей, предупреждавшие, что у него не будет будущего без окончания академии. Так и случилось. Ахмет- хан Султана отчислили из академии, а потом и вовсе уволили в запас.

Начались мытарства. Дважды Героя Советского Союза нигде на лётную работу не брали, с се­мьёй ютился в гостинице, жилья не было. Национальность, он указывал — крымский татарин, окончательно отпугивала кадровиков всех ведомств. Это было связано с репрессиями против крымских татар за их «поддержку оккупационного режима». В последующем содействовал борь­бе народа за восстановление его прав.


После очередной победы

Это было спорно. Крымские татары нанесли такой вред партизанскому движению в Крыму, и советским войскам, что не заметить данный факт глупо. А уж тем более противоречить очевидному. Они и сегодня, вер­нувшись в Крым, стараются сделать всё возможное, что­бы унизить память освободителей полуострова в 1944 году. Характерный пример — это Бахчисарай (бывшая столица ханства).

Глава Бахчисарайской районной администрации Ильми Умеров в интервью НТВ заявил о том, что не посещает памятники, посвящённые Великой Отечественной войне даже на 9 Мая, ссылаясь на то, что он крымский татарин. При этом добавил, что его вполне устраивает их состояние. Т.е. — мало­удовлетворительное.[1]

А что сам считал Ахмет-хан Султан, имея ввиду своё происхождение?

«Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Ахмет-хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать — татарка... Дагестанцы счи­тают его своим героем, а татары — своим.

— Чей же ты? — спросил я его однажды.

— Я герой не татарский и не лакский, — ответил Ахмет-хан. — Я — Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?», — вспоминал аварский поэт и обще­ственный деятель Расул Гамзатов."



Вновь пришли на помощь боевые друзья. Они ра­зыскали Ахмет-хана Султана и помогли ему встре­титься с Т.Т. Хрюкиным. После войны он исполнял обязанности заместителя Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке. В феврале 1947 года Ахмет-хан Султан стал лётчиком-испытателем Лётно-исследова­тельского института в подмосковном Жуковском.

Словно второе дыхание у него открылось. За короткий срок Амет-хан Султан оказался среди лучших испыта­телей летательных аппаратов различных типов стра­ны и это признавали профессионалы высокого класса.

С 1949 года занимался вопросами дозаправки само­летов в воздухе (система долго использовалась в Дальней авиации). В начале 50-х годов XX века ему доверено испытывать... крылатую ракету класса «воз­дух-корабль». Изделие (ЛЛ-1, ЛЛ-2, летающие лабо­ратории ОКБ П.В. Цыбина) подвешивалось под бомбардировщик Ту-4 и с высоты около 3000 метров сбрасывалось. В режиме свободного падения автоматика запускала двигатель, а лётчик, взяв управление на себя, сажал ракету. «... Угол планирования, как у кирпича; посадочная ско­рость, как у метеорита; запас топлива на посадке — на одну заправку карманной зажигал­ки», — характеризовал полёт на подобной крылатой ракете один из лётчиков-испытателей. Этих людей даже профессионалы называли «смертниками».

Крылатая ракета была принята на вооружение. И снова Ахмет-хану Султану напомнили о его месте по гра­фе «национальность». Он представлен к третьей звезде Героя Советского Союза, но... удостоен ордена Красного Знамени и Сталинской премии 2-й степени.

Погиб с экипажем 01.02.1971 года, выполняя испытательный полёт на ле­тающей лаборатории Ту-1бЛЛ.


Вот как обстоятельства катастрофы отображены в документах.

«01.02.y1 — Ту-1бЛЛ — Ахмет-хан Султан —Жуковский. Выполнялся ис­пытательный полёт на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Катастрофа произошла при посадке на большой скорости из- за отказа закрылок. Дважды Герой Советского Союза Ахмет-хан Султан похоронен в Москве, на Новодевичьем.


 Ту-4

... Дополнение от Валерия Новикова (junitreid(собака)mail.ru): После взлёта не были убраны за­крылки. Ту-16 с точки зрения динамики с выпущенными и с убранными закрылками очень раз­ный самолёт. Возникли расходящиеся колебания из-за разгона с закрылками — червячную передачу нашли в выпущенном положении. На обрывке осциллограммы были ясно видны коле­бания перегрузки... Кабина с лётчиками, практически, отломилась. Сам самолёт глубоко ушёл в болото, а кабину нашёл лесник с кордона в четырёх километрах от самолёта.

Проведённое моделирование полностью совпало с данными объективного контроля. Вместе с Ахмет-ханом погибли: Ленский Радий Георгиевич — ведущий инженер по испытаниям авиа­двигателей; Михайловский Вильям Александрович — штурман-испытатель; Венедиктов Евгений Николаевич — лётчик-испытатель; Воробьёв Алексей Васильевич — бортрадист-ис­пытатель. В экипаже должен был быть ещё помощник ведущего инженера Вячеслав Мокроусов, но он задерживался, и командир принял решение лететь без него».'


Вспомнилось, невольно...

... И если разобьётся слово «нужно», друзья исполнят непосильный труд: те Звездочки на бархатных подушках по улицам застывшим пронесут.

Но не венков заплаканную зелень, а вижу я, как, спрыгнув с корабля, они идут, отталкивая землю, — поэтому и вертится Земля! («Четыре человека выпивали...». Феликс Чуев, 1962 год)

Навечно зачислен в списки одной из воинских частей. Аэропорт Махачкалы (Дагестан) назван именем отважного лётчика, установлен его бюст (2007). В «... церемонии открытия приняли участие бывший главнокомандующий ВВС генерал армии Пётр Дейнекин, космонавты, Герои Советского Союза Алексей Леонов и Муса Манаров, другие именитые авиаторы страны. В честь открытия в небе над Махачкалой выступила пилотажная группа «Русские витязи...». Символично, но это первый именной аэропорт в России.

Именем Ахмет-хан Султана названы улицы в Жуковском, Волгограде, Махачкале, школы в столице Дагестана (№ 27) и в Каспийске (№ 8) и даже горная вершина недалеко от аула его отца (аул Цовкра). Открыто ряд экспозиций, проводятся шахматные турниры его имени. Открыт па­мятник в Ярославле. В Алупке сооружён бюст, открыт музей Ахмет-хана Султана. Международные соревнования по парашютной акробатике на Кубок дважды Героя Советского Союза Ахмет-хана Султана проходят каждый год в Дагестане. Аэроклуб Симферополя (Заводское) носит имя отваж­ного лётчика. В центре столицы Крыма его именем названа площадь (район Центрального рын­ка). Планируется установка на нём памятника Ахмет-хану Султану (проект архитекторов Ибрагима и Заремы Нагаевых и Айдера Бекирова).

"Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, со­единённым с прошедшим. Память - преодоление времени, преодоление смерти. В этом вели­чайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» - это, прежде всего человек неблагодарный, а, следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки". (Лихачёв Дмитрий Сергеевич, академик РАН, филолог, искусствовед).


Качинская Краснознамённая авиационная школа имени А.Ф. Мясникова, 1939 год. Где-то здесь стоит Ахмет-хан Султан

[1] Жуковский: городской журнал, №5,2009. Городской алфавит: ул. Ахмет-хан Султана.

Статья из альманаха «Морской архив», №1 (5), 2013
Председатель редакционного Совета Марков А.Г.
Главный редактор Маслов Н.К.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация