Barius
Завтра утром, за чаем ( 7 фото )
Сергей Вольф не особенно известен. Может быть, он вообще неизвестен, и я единственный его читатель. Во всяком случае, я о нём никогда ни от кого ничего не слышал. Сейчас в интернете, разумеется, можно отыскать любую информацию о ком угодно. Вот и Сергее Вольфе можно накопать, что был, де, такой певец кипячоной и ярый враг воды сырой, член Ленинградского отделения Союза Писателей. Жил-был, публиковал книжки, умер.
Я же знал о его существовании с лета 1976 года, когда в пионерском лагере с хтоническим именем «Сатурн», расположенном среди бескрайних сосновых лесов тогда ещё прекрасной Солотчи, в библиотеке лагеря взял никем не читаемую книжку «Завтра утром, за чаем». Это научная фантастика, а фантастику я любил.
Но фантастика оказалась странной. Граничащей с реальностью до степени почти полного неразличения. Место действие — Земля, близкое коммунистическое будущее. Но этот «коммунизм» такой... Неутопический. Вполне реальное общество, которое вполне могло возникнуть, если бы «косыгинская пятилетка» продолжилась бы в 70-е и далее. Примерно так – я узнал об этом позже – описывал близкое будущее Кир Булычев. Деидеолгизированный социум с огромным количеством социальных проблем, но без идиотского дефицита и назойливых поисков «шпионов гадюкиных».
Конечно, это я сейчас так формулирую. Тогда я былн не такой умный и просто принял, как данность, что действие разворачивается не сейчас, а в не слишком отдалённом будущем, до которого я, вполне вероятно, доживу.
Рассказ в «Завтра утром» ведётся от имени мальчика Мити Рыжкина, который незаметно для себя самого проявил признаки гениальности и оказался в центре одного из самых серьёзных технических проектов своего времени. Но он в первую очередь мальчик, и только во вторую — гений. Его интересуют девочки и игры с друзьями, а не формулы и схемы... Ему ещё рано взрослеть, а жизнь ставит перед ним сложные моральные проблемы, и деваться некуда.
«Звтра утром за чаем» Сергея Вольфа - одна из лучших повестей о взрослении. В советской литературе, наверно, лучшая. Возраст взят особенно трудный, ещё дотинейджерский, обычно авторы описывают проблемы взросления для детей постарше.
Совершенно замечательно показан мир, в котором живёт мальчик. Он показан частями, деталями, по которым можно мысленно дорисовать нечто большее. Там нет широкой панорамы социума, какие обычно бывают в НФ-романах, но логично и убедительно, что мальчик не знает очень многое, со многим сталкивается впервые и многого не понимает, просто в силу своей возрастной наивности.
Просто поразительно, что Серей Вольф, автор этой утончённой, изысканно-занимательной повести, почти неизвестен ни в кругу любителей советской фантастики, ни в кругу поклонников детской-подростковой литературы. Возможно, это связано с почти полным отсутствием авантюрности в повести «Завтра утром за чаем», с упором на психологию, на стиль. Описания первой влюблённости, причем хорошие, убедительные, не так уж редки в советской литературе для детей и подростков, кою я не устаю воспевать на страницах этого блога. Но Сергей Вольф внёс в неё физиологичность. Это сексуальная влюблённость, хотя ничего открыто эротичного в повести нет, да и быть не может, поскольку повествование ведёт мальчик, не отдающий себе отчёта в своих эмоциях – ведь это у него в первый раз.
Я повесть перечитывал по мере взросления – и каждый раз обнаруживал детали, которые либо ускользнули при предыдущем чтении, либо не были оценены по достоинству.
Сейчас, когда литература перестала быть дефицитом и практически что угодно можно либо найти в интернете либо купить у букинистов, я раздобыл продолжение приключений Мити Рыжкина «Где ты, маленький Птиль?», которое меня разочаровало, ибо оказалось приключенческим романом на тему контакта и политики, и нефантастическую повесть «Хороша ли для вас эта песня без слов?» - вот это действительно здорово. Кстати, нашёл я эту прекрасную, замечательную книгу об аде первой любви на фоне специфического питерского интеллигентного снобихма там же, где довольно часто нахожу необычные книги - в грязи у помойного бака, в компании с первым книжным изданием "В стране вечных каникул" Алексина и "Меня не узнала Петровская" Драбкиной - вот оно как!
Я же знал о его существовании с лета 1976 года, когда в пионерском лагере с хтоническим именем «Сатурн», расположенном среди бескрайних сосновых лесов тогда ещё прекрасной Солотчи, в библиотеке лагеря взял никем не читаемую книжку «Завтра утром, за чаем». Это научная фантастика, а фантастику я любил.
Но фантастика оказалась странной. Граничащей с реальностью до степени почти полного неразличения. Место действие — Земля, близкое коммунистическое будущее. Но этот «коммунизм» такой... Неутопический. Вполне реальное общество, которое вполне могло возникнуть, если бы «косыгинская пятилетка» продолжилась бы в 70-е и далее. Примерно так – я узнал об этом позже – описывал близкое будущее Кир Булычев. Деидеолгизированный социум с огромным количеством социальных проблем, но без идиотского дефицита и назойливых поисков «шпионов гадюкиных».
Конечно, это я сейчас так формулирую. Тогда я былн не такой умный и просто принял, как данность, что действие разворачивается не сейчас, а в не слишком отдалённом будущем, до которого я, вполне вероятно, доживу.
Рассказ в «Завтра утром» ведётся от имени мальчика Мити Рыжкина, который незаметно для себя самого проявил признаки гениальности и оказался в центре одного из самых серьёзных технических проектов своего времени. Но он в первую очередь мальчик, и только во вторую — гений. Его интересуют девочки и игры с друзьями, а не формулы и схемы... Ему ещё рано взрослеть, а жизнь ставит перед ним сложные моральные проблемы, и деваться некуда.
«Звтра утром за чаем» Сергея Вольфа - одна из лучших повестей о взрослении. В советской литературе, наверно, лучшая. Возраст взят особенно трудный, ещё дотинейджерский, обычно авторы описывают проблемы взросления для детей постарше.
Совершенно замечательно показан мир, в котором живёт мальчик. Он показан частями, деталями, по которым можно мысленно дорисовать нечто большее. Там нет широкой панорамы социума, какие обычно бывают в НФ-романах, но логично и убедительно, что мальчик не знает очень многое, со многим сталкивается впервые и многого не понимает, просто в силу своей возрастной наивности.
Просто поразительно, что Серей Вольф, автор этой утончённой, изысканно-занимательной повести, почти неизвестен ни в кругу любителей советской фантастики, ни в кругу поклонников детской-подростковой литературы. Возможно, это связано с почти полным отсутствием авантюрности в повести «Завтра утром за чаем», с упором на психологию, на стиль. Описания первой влюблённости, причем хорошие, убедительные, не так уж редки в советской литературе для детей и подростков, кою я не устаю воспевать на страницах этого блога. Но Сергей Вольф внёс в неё физиологичность. Это сексуальная влюблённость, хотя ничего открыто эротичного в повести нет, да и быть не может, поскольку повествование ведёт мальчик, не отдающий себе отчёта в своих эмоциях – ведь это у него в первый раз.
Я повесть перечитывал по мере взросления – и каждый раз обнаруживал детали, которые либо ускользнули при предыдущем чтении, либо не были оценены по достоинству.
Сейчас, когда литература перестала быть дефицитом и практически что угодно можно либо найти в интернете либо купить у букинистов, я раздобыл продолжение приключений Мити Рыжкина «Где ты, маленький Птиль?», которое меня разочаровало, ибо оказалось приключенческим романом на тему контакта и политики, и нефантастическую повесть «Хороша ли для вас эта песня без слов?» - вот это действительно здорово. Кстати, нашёл я эту прекрасную, замечательную книгу об аде первой любви на фоне специфического питерского интеллигентного снобихма там же, где довольно часто нахожу необычные книги - в грязи у помойного бака, в компании с первым книжным изданием "В стране вечных каникул" Алексина и "Меня не узнала Петровская" Драбкиной - вот оно как!
Взято: Тут
15