DakaN
«Крестить нельзя утопить»: Неприятный урок гатчинского инцидента ( 4 фото )
Аким Карнеев. «Крестины» (1873)..
Запрещение в служении игумена Фотия (Нечепоренко) за неблагоговейное совершение Таинства Крещения должно стать уроком не только для тысяч православных священников, но и для миллионов верующих
Автор:
Тюренков Михаил
Мариенбургский Покровский храм города Гатчина. Священник берёт на руки годовалого младенца и собирается совершить Таинство Крещения. Взволнованный младенец кричит и вырывается, купель очевидно мала, священник силой пытается погрузить сопротивляющегося ребёнка, но безуспешно, мать начинает вырывать младенца из рук священника, тот уверяет, что знает своё дело, и начинается чуть ли не потасовка.
Итог: скандал на всю страну. Ищущие повод нашли очередную возможность поглумиться над Русской Православной Церковью, а в самой Церкви обострились дискуссии о том, как вообще корректно совершать Таинство Крещения. Ну и вполне закономерное запрещение в служении священнослужителя, не просто неблагоговейно совершавшего это великое Таинство, приводящее людей в Церковь, но и оказавшегося неспособным избежать конфликта.
Как уже писал Царьград, конфликта можно было избежать. Для этого было достаточно крестить подросшего младенца не в купели для новорожденных, а в более крупной купели или баптистерии, специально оборудованном для крещения взрослых. И что очень важно: необходимо более серьёзное собеседование с родителями и восприемниками (крёстными) ребёнка.
К сожалению, в данном случае совпали некомпетентность и некорректность в поведении с обеих сторон. За это клирик получил заслуженное наказание от священноначалия, но что самое страшное, многие далёкие от Церкви люди могут ещё сильнее отдалиться от Православия.
О том, как не допустить подобное впредь, мы побеседовали с давним другом телеканала «Царьград», настоятелем юрьевского Михаило-Архангельского мужского монастыря, заместителем председателя Комиссии по канонизации новомучеников и исповедников Александровской епархии игуменом Афанасием (Селичевым), служащим в священническом сане без малого три десятилетия и прекрасно знакомым с практикой совершения Таинства Крещения.
* * *
Царьград: Отец Афанасий, кадры случившегося в Гатчине шокировали многих. Но почему так получилось, что великое церковное Таинство, событие, торжественное для каждого христианина, привело к скандалу и запрету игумена Фотия в священнослужении?
Игумен Афанасий (Селичев). Фото из личного архива отца Афанасия. Фото: pravoslavie.ru
Игумен Афанасий (Селичев): Первое и главное: если родители принесли крестить своего младенца, они априори должны доверять священнику, который будет совершать Таинство. Не буду оправдывать игумена Фотия, но кадры любительской видеосъёмки говорят о том, что к Таинству Крещения неблагоговейно, без надлежащего благорассуждения отнеслись все.
Конечно, мать младенца понять можно: она встревожена. И было бы ненормально, если бы было иначе. Но именно поэтому с древних времён существует церковное правило, согласно которому матери не допускались к Таинству Крещения своих детей. Да, со временем этого правила практически перестали придерживаться, но в наше время, когда большинство современных родителей мало знакомы с жизнью Церкви, её вероучением и богослужением, оно по-прежнему актуально.
А потому поведение матери гатчинского младенца, начавшей отбирать ребёнка у священника, а затем написавшей на него заявление в полицию, очевидно, усугубило инцидент, сделав его скандалом всероссийского масштаба. Ну и, конечно, то, что видеозапись произошедшего была опубликована, наглядно говорит о негативном отношении участников произошедшего к самой Церкви.
Ц.: Что парадоксально, они ещё и возмущены тем, что священник упрекнул их в незнании Молитвы Господней («Отче наш») и неучастии в церковной жизни?
Отец Афанасий: Строго говоря, крестить младенцев, у которых ни родители, ни восприемники не живут церковной жизнью, вообще нельзя. В последнее время Святейший Патриарх Кирилл и другие архипастыри нашей Церкви много говорили о необходимости подготовки к Таинству Крещения. А потому без подготовительных огласительных бесед сейчас практически не крестят. Видимо, в данном случае священник отнёсся к этому формально. Упрекнул, но крестить согласился. Что в значительной степени и спровоцировало скандал.
Ц.: И конечно, проблема была не только в этом, но и в практической невозможности крестить годовалого младенца в маленькой купели?
Отец Афанасий: Да, это очевидно. И здесь есть в чём упрекнуть священника: он должен был понимать, что в подобной купели такого ребёнка крестить полным погружением очень сложно. Что и привело к применению им силы.
Вообще у опытного священника должны быть навыки, как вести себя в такой ситуации. А потому странно, почему отец Фотий так себя повёл. Но, повторюсь, именно поэтому не хочется его оправдывать.
.
Ц.: В итоге многие, кто обсуждают сейчас случившееся, уверяют, что необходимо было крестить не погружением, а обливательно. Это вообще допустимо?
Отец Афанасий: В разные времена в Церкви по-разному относились к такой практике. Знаменитое 50-е апостольское правило тут очень строго, оно говорит о возможности крестить только в три погружения. Хотя во все времена оговаривалась возможность крестить обливательно или даже окропительно в крайних случаях, что называется, «страха ради смертного».
В западной, католической практике обливательное крещение постепенно вытеснило погружательное. Потом это проникло в греческую, малорусскую, а с конца XVII века и общерусскую церковную практику. Хотя те же старообрядцы всегда крайне негативно относились к этому, настаивая, что обливательное крещение – это вовсе не крещение. Как известно, сейчас это – один из главных вопросов, в которых у нас со старообрядцами нет единства.
Но в то же время к практике обливательного крещения критически относились и многие «новообрядцы». Так, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский, требовал от своих священников, чтобы те крестили только в три погружения, а приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II настаивал, чтобы во всех храмах Русской Православной Церкви были оборудованы баптистерии для погружательного крещения взрослых.
Но вообще это очень сложный богословско-сакраментологический и церковно-исторический вопрос, который нельзя решить в ходе споров в интернете. Здесь стоит привлекать специалистов, в том числе старообрядческих, а окончательное решение может выносить только Архиерейский или даже Поместный Собор всей Русской Православной Церкви. Повторюсь: после очень серьёзной экспертной дискуссии.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский..
Ц.: Но вернёмся к гатчинскому инциденту. Почему, на Ваш взгляд, случившееся столь широко обсуждают (и осуждают), в том числе, радикально далёкие от Церкви люди?
Отец Афанасий: Причина одна: желание определённых кругов в очередной раз выступить против Церкви. Мол, вот они какие, церковники, ретрограды и черносотенцы! Им бы только покалечить и утопить ребёнка. Скандал раздут по вражьему наущению и используется антицерковными силами в их борьбе против Православия.
Ц.: Меньше всего хотелось бы искать в этом виновных, но что стоило бы пожелать уже запрещённому в служении отцу Фотию и другим священнослужителям, в первую очередь, совсем молодым, которые могут столкнуться с подобной ситуацией?
Отец Афанасий: В первую очередь, здравомыслия и благорассуждения. Это – главная христианская добродетель, без которой многие другие добродетели могут не принести пользы, а могут быть и во вред. Что мы и видим в гатчинском случае.
Взято: Тут
24