ZurabSTK
Каково быть русской царицей: насколько непростой была жизнь избранницы царя ( 6 фото )
У вас часто возникает желание жить как королева? Или русская царевна, на худой конец? Не спешите им завидовать. Они во многом были ограничены.
Царевны не могли ходить по полям или собирать цветы, выезжать на дачу, навещать своих родственников в родном доме — все это было недоступно. Царство Русское действительно боялось черной магии, сглаза и прочего, поэтому большая часть жизни царицы проходила в ее покоях.
Со времен Ивана Грозного невест для царя выбирали на специальных показах. Эта традиция проникла в Россию из Византии. Самых красивых дочерей из знатных семей привозили в Москву со всей страны, и царевы свахи выбирали лучших из них. Не благородство или богатство имели значение, а только красота и здоровье невесты.
После предварительного отбора шесть-семь девушек приглашали в царские палаты, чтобы молодой жених сам поглядел на красавиц. После выбора царя «счастливица» становилась царицей.
«Царская невеста становится царицей». Гравюра В. Шварца
Считалось, что первая жена Ивана Грозного (1530–1584) Анастасия (1530–1560) стала жертвой черной магии по приказу бояр. Иван многих пытал, допрашивал, казнил. Царь был опустошен после смерти своей жены, но его вторая и третья жены также умерли рано, причем третья, Марфа Собакина, умерла через две недели после свадьбы в 1571 году. Эта смерть также повлекла за собой казни многих приближенных, включая родственников самой Марфы. Скорее всего, причиной было отравление, так как при царском дворе часто использовали разные лекарственные зелья.
Мария Хлопова (умерла в 1633 году), нареченная невеста Михаила Федоровича, первого русского царя дома Романовых (1596–1645), заболела вскоре после своей помолвки с царем. Рвота продолжалась в течение нескольких дней. Этого было достаточно, чтобы бояре объявили ее непригодной для вступления в брак и отправили в ссылку. Затем первая жена Михаила Мария Долгорукова (1608–1625) умерла через 5 месяцев после провозглашения царицей. Поэтому, когда Михаил выбрал себе вторую жену Евдокию Стрешневу (1608–1645), он привел ее во дворец всего за три дня до назначенной свадьбы — царь боялся, что Евдокия тоже может быть отравлена. Многие хотели смерти молодой царицы. Прежде всего семьи тех, кого не выбрали на показе невест. Поэтому в 17 веке в царском дворце были приняты строгие меры для защиты женщин царской семьи.
«Показ невест царю Алексею Михайловичу». К. Маковский
Когда боярыня становилась царицей, ей больше не разрешалось посещать своих родственников в их родном доме. Это было связано с безопасностью. Она, конечно, могла видеть простых людей, выходить и общаться, но только при соответствующем присмотре. Ее родители и близкие родственники переезжали жить в царский дворец. Они занимали высокие должности при дворе.
Царский деревянный дворец в Кремле был огромен, с сотнями комнат и доброй половиной женских палат. Царица и ее дочери не принимали участие в официальных церемониях, где присутствовали мужчины. Но у них был свой церемониальный зал — Золотая Царицына палата. Здесь, на своем троне, государыня принимала гостей во время важных православных праздников и именин своей святой покровительницы. Это были единственные дни, когда она могла видеть людей, ранее ей не знакомых — в основном духовенство, благородных бояр и их жен. Когда царица и ее дочери отправлялись в монастыри за пределами Москвы, они ехали в закрытом экипаже. Когда они шли из кареты в церковь, слуги держали вокруг бархатные занавески, которые защищали женщин от нежелательного воздействия и дурного глаза.
В женской половине дворца все слуги были женщинами. Прислуживали царице боярыни. Они следили за ее сокровищницей, контролировали одежду и еду царицы. Одна из них также служила судьей по всем конфликтам и преступлениям внутри женских палат.
Но если бы кого-нибудь заподозрили в серьезных преступлениях, таких как сглаз или черная магия, дело было бы передано в ужасный Тайный приказ, учрежденный для политических расследований. Его деятельность лично контролировал царь.
«Царица в гостях в женском монастыре». В. Суриков
В 1638 году работницы царской прачечной сообщили, что одна из их девушек, Дарья Ламанова, украла ткань для нижнего белья царицы. Расследование показало, что Дарья встречалась с ведьмой по имени Настасья. По ее наставлению, она посыпала следы царицы Евдокии, оставленные на земле во дворе, пеплом. Это было способом наложения проклятия на царицу. Все женщины, участвовавшие в деле, были допрошены в Тайном приказе и в конечном итоге умерли от пыток.
Помимо всего, у царицы было около 50 наперсниц, которые составляли ее ежедневную свиту. Они не жили во дворце и состояли из более молодых дворянок, дочерей приближенных царя, воспитывавшихся вместе с детьми государя.
Кроме того, была целая армия девушек-прислужниц. Они заправляли кровать царицы, присутствовали в комнатах, чтобы в любой момент можно было выполнить небольшие задания, подшивали и стирали одежду. Были особые женщины-читальщицы, которые читали вслух книги царице и ее дочерям, акафисты и молитвы, а для потешных развлечений при дворе держали карлиц и женщин-шутов.
Немногие из мужчин, кто мог быть допущен в женские покои, — священники. В женской половине дворца была своя домашняя церковь и отдельная комната для молитвы рядом со спальней царицы. Так же, как и у царя. Священники проводили там службы.
Золотая палата царицы в Кремле
Несколько десятков юношей (10-15 лет) прислуживали царице и ее дочерям за столом, как только они достигали зрелости, их отсылали из женских палат. Около 100 взрослых мужчин охраняли покои днем и ночью. Но им не разрешалось так часто видеть женщин, как истопникам. Растопка печи осуществлялась только в присутствии хозяйки комнаты.
Помимо посещения церквей и монастырей, у царицы была благотворительная и официальная работа. Зачастую жалобы дворянства направлялись не царю, а царице. Она имела меньше государственных обязанностей и больше времени для решения конкретного вопроса. Кроме того, могла повлиять на царя при принятии решения.
Спальня в Теремном дворце Московского Кремля
Царица посвящала много времени вышиванию. Вещи, сделанные ее руками, считались одним из самых величественных подарков, которые иностранный посол или правитель мог получить от русской правящей семьи.
Ее вечера проходили в кругу семьи с мужем и детьми. Они могли играть в шахматы, читать Библию или православные книги, слушать истории, рассказанные путешественниками или паломниками, которых часто приглашали развлечь царя и его семью. Царь мог ночевать в покоях царицы, но это не было обычным явлением и требовало особых мер для соблюдения безопасности.
Женские палаты закончились правлением Петра Великого (1672–1725). Его мать Наталья Нарышкина (1651–1694) была первой русской царицей, которая когда-либо посещала театральные представления, любила танцевать и смотреть дипломатические приемы. Она буквально разрушила старые привычки и правила женских палат, и в конце концов разделение дворца на две половины было запрещено ее сыном — к 18 веку русский императорский дом был очень похож на европейский.
Взято: Тут
21