Классика советской эротики от литовского фотографа Римантаса Дихавичюса ( 27 фото )
- 25.06.2019
- 3 300
«Женщины — это не люди, это другие создания» (Римантас Дихавичюс).
Римантас Дихавичюс — советский фотограф и прирожденный романтик. Именно романтический налет и помог ему стать первым фотохудожником, выпустившим в Советском Союзе издание, прославляющее женскую красоту. Авторский альбом назывался «Цветы среди цветов» и был представлен на международной книжной ярмарке в Москве в 1987 году. Сборник произвел эффект разорвавшейся бомбы.
Римантас Дихавичюс вспоминает: «Была тотальная цензура. Эта тема была запрещена, и ни одна западная книга такая не попала на ярмарку, ни одна. И вдруг — на советском стенде, на литовском… Потом эту книгу даже забрали вовнутрь, потому что стенд бы посетители снесли. Ревнители строгих нравов на меня не нападали. Просто было удивление — не до критики».
Иностранные эксперты удивлялись: откуда мог появиться такой высокий уровень мастерства в стране, где фотографии в жанре ню были 70 лет под запретом?
Римантас Дихавичюс не задумывался об этом. Он просто делал поэтичные, высококлассные фотографии ускользающей красоты. Не она, говорил фотограф, спасет мир, а мы сегодня должны спасать красоту.
Маленьким мальчиком вместе с родителями Римантас Дихавичюс в сталинское время вместе с тысячами литовцев был выслан в Сибирь. Потерявший мать, оказавшийся в спецзаведении для детей «врагов народа», Римантас не ожесточился, напротив, во всем и во всех искал и ищет красоту.
«Сегодня надо спасать саму красоту, она не востребована. Этим надо дорожить, это надо передать другим. Вот тогда красота начинает спасать. Этот идеал рассыпан в людях».
Мы представляем 26 самых чувственных фотографий из книги Римантаса Дихавичюса «Цветы среди цветов». Многие из этих работ можно увидеть на проходящей в настоящее время в Русском музее выставке «Красота без гламура?», посвященной жанру ню в русской фотографии ХХ-XXI вв.
Римантас Дихавичюс вспоминает: «После выставки было много заказов, китайцы захотели купить «хотя бы» миллион экземпляров для узкого круга специалистов. Мы были старшим братом тогда для них, и если старший брат позволяет…»
Книга переиздавалась четыре раза. А из фотографий, вошедших в альбомы, была организована выставка, которая проходила в Центральном доме журналиста.
Просматривая фотографии альбома, у зрителя создается впечатление, что фотограф сделал это на одном дыхании: одним прекрасным летом он где-то бегал по пескам, увидел красоту и запечатлел ее. «На самом деле я над ней очень долго работал, многие годы: сам делал фотографии, сам печатал, сам макет делал, сам текст написал».
«Я бы назвала то, что он делает, высочайшего класса культурным сопротивлением потребительской культуре», — говорит знаток творчества Дихавичюса, искусствовед Татьяна Ясинская.
«Вроде бы он занимается модными вещами — ну что сегодня вообще моднее женского тела? Кажется, ну прямо сырок не продашь творожный без того, чтобы его какая-нибудь полуголая красотка не рекламировала. Это оскорбительно. И Римантас как может отстаивает рейтинг высокой культуры. Он до сих пор считает, что женщины — это «не люди, это другие создания»».
Солнце.
Приснилось.
Забыться.
На ладонях.
Бабочка.
Взгляд.
Полдень.
Пена дней.
Собирая.
Спящая.
Пристань.
Русалка.
Силуэт.
Живая.
Рожь.
Тень.
Свет.
Венера.
Сухоцвет.
Кудри.
Признанный фотомастер не приемлет сегодняшней, как он выразился, эксплуатации женского образа в искусстве. Однажды художник заявил: «Святая тема стала примитивным товаром. Хочу из этой сферы выйти».
Издание Римантаса Дихавичюса «Цветы среди цветов» до сих пор считается образцом фотоискусства высочайшего класса.
Материал взят: Тут