Adriezan
Глазго: как выглядит "шотландский Детройт" ( 40 фото + 2 видео )
Некогда Глазго был одним из важнейших промышленных центров всей Великобритании. Уже в 1821 году его население превысило население Эдинбурга и продолжало расти вплоть до Второй мировой войны. К концу XIX века здесь строили корабли и локомотивы, производили химикаты и взрывчатые вещества, текстиль и продукты, мебель и сигареты – буквально всё.
В следующем столетии Глазго стал одним из первых в Европе городов-миллионеров. Сюда тянулись мигранты из шотландской провинции, из других частей Великобритании и даже из континентальной Европы. Сначала Глазго пострадал от рецессии после Первой мировой войны, затем от Великой депрессии, но сумел восстановить экономику примерно к началу Второй мировой и продолжил рост в послевоенные годы. Однако с начала 60-х его промышленность перестала выдерживать конкуренцию с новыми экономическими монстрами типа ФРГ и Японии. Начался период упадка Глазго.
В 70-е годы в Глазго жило уже менее 900 тысяч человек, а к началу нулевых население города сократилось до 586 тысяч. Город пытались спасать путём строительства многоэтажек (!) и загородных жилмассивов. Но хоть Глазго и удалось избавиться от трущоб, фактически это привело лишь к тому, что часть населения покинула границы города. Возможно, упадок был связан ещё и с отказом властей ориентироваться на традиционные отрасли промышленности. Вместо этого в Шотландии развивалась своя Кремниевая долина (Silicon Glen), где появлялись новые рабочие места, а Глазго продолжал их терять.
Во второй половине XX века даже возникло такое понятие, как "эффект Глазго". Этот термин связан не столько с экономикой, сколько с демографией. Дело в том, что жители Глазго обладали самым слабым здоровьем среди обитателей крупных городов Великобритании. Ожидаемая продолжительность жизни в городе также была наименьшей. Причём каких-то очевидных факторов для этого не было. Высказывались предположения, что виноваты суровые зимы, плохая экология и, возможно, эмиграция самых молодых и здоровых горожан. До сих пор уровень смертности в Глазго один из самых высоких в Европе.
Тем не менее, где-то с середины нулевых население Глазго начало вновь медленно расти. Власти сделали упор на туризм и финансы. Промышленные объекты, которые раньше были основой благополучия города, и после "смерти" продолжили ему служить, привлекая всё новых туристов. Некоторые кварталы в центре подверглись джентрификации, сюда из пригородов стали возвращаться состоятельные люди. Уровень безработицы в современном Глазго уже ниже, чем в английских промышленных центрах, таких как Бирмингем или Манчестер.
Электричка из Эдинбурга до Глазго. Так в Шотландии выглядят обычные междугородние поезда. Крупнейшие города страны соединяются сразу четырьмя железнодорожными ветками.
Сиденья для инвалидов, пожилых людей, беременных и пассажиров с детьми маркируются специальными знаками.
В поезде есть вагоны первого и второго классов, это первый:
Вокзал Глазго
Сейчас его реконструируют, и для оформления забора вокруг стройки пригласили местную художницу. Она сделала вот такие классные принты.
Бьюкенен-стрит, главная пешеходная улица Глазго. Первый её участок стал пешеходным в 1978 году, с тех пор она превратилась в центр шоппинга.
Обратите внимание, что вывеска кафе довольно аккуратно вписана в облик исторического здания. Хотя можно было обойтись и вовсе без неё, а заодно без рекламных стоек.
Художественная галерея и музей Келвингроув. Здание построили в начале XX века, открытие галереи было приурочено к началу Международной выставки в Глазго 1901 года.
А ещё в Глазго есть музей Захи Хадид! Нет, в её честь музея пока нет, но есть Музей транспорта, дизайн которого разработала её студия.
Музей построили в 2011 году. Его архитектура должна символизировать связь Глазго и реки Клайд. Сам музей стоит на стрелке Клайда и его притока, реки Кельвин.
В начале XX века трамвайная система Глазго была одной из крупнейших в Европе. К 1922 году длина линий достигала 160 километров, по улицам курсировали двухэтажные трамваи (их было построено более 1000 и они выходили на маршруты вплоть до 50-х годов). Двухэтажные троллейбусы тоже, кстати, были.
Такие электрические дабл-декеры заменили в 40-х годах один из трамвайных маршрутов. Но впоследствии и они были уничтожены.
Стоит отметить, что расцвет трамвайного движения пришёлся как раз на пик населения Глазго (1920-е – 1960-е годы). Но затем автомобилизация победила. Последний трамвай вышел на линию в 1962 году, последний троллейбус – в 1967-м. Глазго был последним городом Британии, где работал трамвай. Этот трамвайный погром середины XX века пережил только Блэкпул, там трамвай действует до сих пор.
Местами Глазго очень похож на Детройт.
Многие здания были снесены в период упадка, и на их месте сейчас пустыри.
Запросто можно встретить неухоженные участки, напоминающие о России.
Восточноевропейский квартал ) Кстати, европейских мигрантов в Глазго относительно мало, примерно 1% населения. Пакистанцев, например, почти в три раза больше.
Но иногда попадаются магазины с товарами из Восточной Европы и даже "русские кафе".
А это внутригородская электричка, она очень похожа на междугороднюю. Проблема городской железнодорожной системы в том, что она разделена пополам рекой Клайд, а на соединение двух частей власти никак не могут найти финансирование.
Построили модный ТПУ.
Так выглядят современные остановки:
Типичная застройка Глазго
Многие жилые дома, как и галерея Келвингроув, построены из красного песчаника.
Церковь на фоне многоэтажечки – это нормально.
Помимо жилых многоэтажек есть офисные. Выглядят они так же уныло, как и у нас.
Спальный район, из благоустройства тут разве что мощение.
Парковки, контейнерные площадки и никому не нужные плиточные поля. Напомнило лионское гетто или спальные районы Польши и Прибалтики.
"Какая же это многоэтажка?!" – спросите вы. Да, согласен, тут явно бросили строить на полпути )
Но есть и настоящие многоэтажки!
Муравейнички начали строить в Глазго в 1960-е годы, чтобы вытащить тысячи людей из трущоб. Некоторые из этих домов стоят до сих пор.
Самый яркий пример – жилой комплекс Red Road Flats, восемь многоэтажных башен, рассчитанных примерно на 5 тысяч человек. СМИ называли их "маяком надежды для жителей трущоб Глазго".
Действительно, сначала жилищные условия тысяч людей радикально улучшились. Но за домами плохо ухаживали, в них стали ломаться лифты, протекать окна... Постепенно в многоэтажках стали селиться маргинальные элементы – наркоманы, алкоголики и просто мелкие хулиганы, которые устраивали драки и выкидывали грязные подгузники, бутылки и старые телевизоры прямо в окно.
В итоге из поначалу благополучного микрорайона выросло полноценное гетто. В 1980-м году власти объявили два корпуса Red Road Flats непригодными для проживания семей. Вместо семейных людей туда въехали студенты и члены YMCA. Принимались некоторые меры против преступности: появились домофоны, электронные ключи и круглосуточные дежурные-консьержи.
Количество преступлений снизилось, но хорошую репутацию ЖК так и не смог себе вернуть. Кроме того, его здания были самыми высокими в Глазго и пользовались определённой популярностью у самоубийц.
К началу XXI века стоимость ремонта зданий уже превышала ренту, получаемую городом от жильцов, поэтому в 2008-м было принято решение начать постепенный снос ЖК. Последние башни были снесены в 2014 году. Почитайте, я недавно писал об этом.
Взято: Тут
9