Arashirn
Александр Росляков. Невидимая рука рынка – это архаизм и простота, что хуже воровства ( 1 фото )
Вот интересное наблюдение по поводу того, что усиление конкуренции ведет к падению качества продукции и увеличению ее цены. Вроде бы основоположники капитализма в России сулили прямо обратное – но давайте глянем в глаза реальности. Человек пишет:
«Возьмем к примеру сетевые магазины вроде Пятерочек. Чтобы конкурировать с другими сетями, им приходится бороться за каждый рубль, экономить на персонале, понижать качество продукции и ее объем в упаковке – что приводит при формальной понижении цены к ее повышению.
Скажем, раньше ты покупал молоко в литровой упаковке за 50 рублей. А теперь – в упаковке по 750 мл за те же 50 рублей.
Бедные покупатели хотят скидку при любой цене. Но как дать цену ниже себестоимости? Остаётся обманывать или на объеме, или на качестве, чтобы было дешевле, чем у конкурентов.
В итоге клиент на самом деле переплачивает при более низкой цене».
Все верно. Только не для всех капстран. Скажем, в центральной Европе цены на продукты питания сопоставимы с нашими – но качество несопоставимо. А в Скандинавии, где природные условия для сельского хозяйства в целом куда хуже наших, и вовсе парадокс: цены на еду куда ниже, качество ее – куда выше. Отчего в последние годы все набирает обороты «пищевой туризм» – поездки за продуктами из Ленинградской области к северным соседям.
Почему же рыночная конкуренция работает в России в минус, а в других странах – в плюс?
Да потому что примата «невидимой руки рынка», открытой Адамом Смитом еще в середине 18 века, уже нигде в приличных странах нет. Эта рука воровато шарит по карманам граждан лишь у нас; в приличных же странах всем рулит видимая, гласная экономическая политика, которую проводят лучше или хуже их правительства.
Те правительства радеют о развитии всей национальной экономики, об относительном благополучии всех граждан – и «невидимая рука» там служит лишь одним из инструментов. Конкуренция – бесспорно. Но в крайне жестких рамках. Нельзя платить рабочим меньше минимальной ставки, которая в иных провинциях России – недостижимый максимум. Нельзя задирать цены на целую группу товаров. Нельзя, как например в США, переводить земли сельхозназначения в иные категории. Ну и так далее.
У нас же, при нашем архаическом правительстве, застрявшем где-то в тех временах Адама Смита, когда сбор дани с подданных был единственной функцией министров – «можно все, чего нельзя».
В развитых экономиках, где процветают высокотехнологические производства, прикладные и академические науки, медицина и иные сферы – «юноше, обдумывающему житье» есть куда податься. Он не будет сломя голову лезть в единственную доходную в РФ сферу – торговлю. (Доступ в чиновники, которые имеют больше всех, по понятным причинам крайне ограничен). И потому в этой торговле не будет такой бешеной конкуренции – уже на грани или за гранью фола – когда эта «невидимая рука» становится душительницей всего и вся.
Вот, казалось бы, парадокс: в итоге упадка нашей экономики у нас открылось какое-то немыслимое число торговых точек. В Москве не редкость – когда на первом этаже какого-нибудь большого дома сидят рядом три, четыре продуктовых магазина, а в соседнем доме – еще два. Поскольку нашим «обдумывающим юношам» больше заняться нечем. В редких КБ, вымирающих из-за сокращения наших технологических производств – ни работы, ни зарплаты. То же самое – в медицине, в науке, в народном образовании. Вот и идут самые «обдумывающие» огромным косяком в торговлю, ибо больше некуда. И там из последних сил, вскладчину, под залог своих квартир создают эти «точки выживания».
И потому, естественно, там бешеная, выходящая за все цивилизованные рамки конкуренция по принципу «не обманешь – не продашь». Всякая пересортица, фокусы с реальными объемами товаров, махинации с ценниками, когда на полке под товаром стоит одна цена, а на кассе пробивается совсем другая, что не все сразу замечают…
Но это – не порок нашей торговли. Это порок всей нашей экономики имени веселого премьера Медведева, опочившего на его несменяемости. И потому мы с легкостью ухнули в простые времена Адама Смита – поскольку стимула отшагивать от них куда-то дальше для наших продувных министров нет.
Народ в итоге недоволен – ну и что? В итоге победило довольство его мытарей, которым и при нашей минусующей экономике всего хватает. Вот и кушайте, как говорится на сегодняшнем циничном языке, не обляпайтесь.
Взято: Тут
39