Voodoojar
Когда женщинам разрешили рисовать голых мужчин ( 6 фото )
На пути эмансипации женщинам приходилось не только отстаивать свое право на образование, справедливую оплату труда, право иметь собственность, право голосовать, разводы, контрацепцию и удобную одежду.
Удивительно, но возможность писать обнаженную натуру – это еще одна привилегия, за которую женщинам пришлось очень-очень долго бороться.
Мария Башкирцева. "В студии". 1881 (Изображена французская частная академия Жюльена, где были отдельные классы для девушек
Сегодня, когда большинство студентов художественных вузов – девушки, трудно вообразить, что во все века мировой истории занятие искусством считалось для женщины неподобающим, аморальным. Столетиями ее уделом было сидеть дома, рожать и воспитывать детей – где в этом конвейере воспроизводства найти «лазейку» на хорошее обучение и нормальную работу?
В Средневековье единственным способом соскочить с репродуктивного колеса был уход в монастырь – таким образом женщина, во-первых, сразу продлевала себе срок жизни в два-три раза, поскольку ей больше не угрожала смерть от родов. Во-вторых, в монастырях можно было заниматься искусством – прославляя Бога, монахини переписывали манускрипты, копировали миниатюры, создавали собственные картины и фрески (как, например, флорентийская художница сестра Плаутилла Нелли). Но обнаженных мужчин, само собой, монахиням рисовать не разрешалось – если только это не Иисус на кресте или святой Себастьян у мученического столба. И то, их требовалось изображать максимально прилично. А поскольку писать фигуры святых с живых натурщиков-мужчин было невозможно, подобные изображения получались слабоваты с точки зрения анатомии.
Плаутилла Нелли. "Св. Екатерина Сиенская", 2-я пол. 16 века. (Фигура полуобнаженного мужчины - Христос на распятии)
В эпоху Возрождения и барокко постепенно стали появляться женщины – профессиональные художники. Но это были считанные исключения из правила – девочки, родившиеся в семьях живописцев и обученные своими отцами этому достаточно прибыльному ремеслу, – Артемизия Джентилески, Софонисба Ангиссола, Мариэтта Робусти. Вероятно, отцы-живописцы предоставляли им, как и своим подмастерьям-мальчикам, обнаженных натурщиков, – но результаты этого в истории искусства можно увидеть крайне редко. (Да и многие ли отцы способны на такое абстрагирование даже ради обучения?) Женщин в основном нацеливали на написание портретов, натюрмортов, пейзажей, – а не многофигурных мифологических или религиозных тем, где присутствовали сложные позы и обнаженные телеса.
В XVI–XVII веках возникла та система высшего художественного образования, которая, эволюционировав, существует и сегодня. Если раньше каждый мастер учил своего подмастерья в собственной мастерской, то теперь появились государственные академии художеств с огромными классами, где профессора учат студентов, а те прилежно сидят за мольбертами и постигают азы анатомии, зарисовывая обнаженных моделей, стоящих на возвышении.
Так вот: почти 300 лет женщин-студенток в такие академии не принимали. Ни в Италии, ни во Франции, ни в Англии, ни в России. Конечно, параллельно женщинам не давали учиться и на врачей, юристов и т.п. (да им самим и в голову не приходило подобное – вплоть до XIX века). Доступ к престижным профессиям имели только мужчины. Кроме того, априори считалось, что женщины не столь умны и талантливы, как представители сильной половины, а потому ремесло живописи им не по плечу. Если хочешь – бери частные уроки и учись рисовать цветы на фарфоре! Прекрасное занятие, как раз твоего уровня, барышня. (Вообще, над женщинами, которые хотели иметь равное мужскому образование, подсмеиваться было незазорно).
В академиях существовала иерархия жанров – самыми почетными считались живопись историческая, мифологическая и религиозная, а портреты, натюрморты, пейзажи имели рейтинг пониже. На домашнем обучении художник-любитель (или любительница), конечно, мог навостриться писать виды парка или вазы с фруктами. А вот сложные многофигурные картины учили писать только в академиях – и для этого надо было годами постоянно рисовать с натуры обнаженных натурщиц и особенно натурщиков. Срамота! Женщинам нельзя было позволить смотреть на подобное ни в коем случае, а уж тем более – зарисовывать. Вот еще одно достижение, за которое мы должны благодарить суфражисток и феминисток, – слава богу, сегодня больше нет этой болезненной стыдливости, этой агрессивной морали. Женщина спокойно может позволить себе обнажиться перед мужчиной-врачом, а в XIX веке она бы предпочла умереть. Кстати, и общественных туалетов для дам тоже не существовало очень долго. И в кафе в одиночестве тоже нельзя было посидеть, представляете? (Так делали только куртизанки в поисках клиентов.) Если бы дама заявила, что она желает нанять для частных уроков натурщика, – к ней бы отнеслись как к душевнобольной.
Екатерина Хилкова. «Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих». 1855
Наконец, в XIX веке женщин начали допускать к академическому художественному образованию. Повод для патриотической гордости – в России это случилось примерно на полвека раньше, чем во Франции и Англии. В 1842 году в Петербурге открылись специальные женские вечерние классы при Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Возможно, им даже ставили живых натурщиков (в драпировке) и совершенно точно разрешали рисовать мужскую мускулатуру с античных статуй – большой шаг вперед. В 1854 году золотую медаль Академии художеств впервые получила женщина – Софья Сухово-Кобылина, сестра известного драматурга А.В. Сухово-Кобылина.
В 1873 году в России позволили женщинам посещать уроки вместе с мужчинами – еще один невероятно прогрессивный шаг: Лондонская академия художеств разрешила это только в 1903-м. Может, оттого и появилась в XX веке мощная плеяда «амазонок русского авангарда» (от Натальи Гончаровой до Варвары Степановой), что у нас в отличие от Запада это было уже отнюдь не первое и даже не второе поколение женщин, имевших доступ к профессиональному обучению живописи.
Два натурщика работы Анны Билинской (Польша), 1880-е
Тем не менее во второй половине XIX века постепенно появляется некоторое количество художниц, рисующих обнаженную натуру. Да вот только не мужскую, а женскую, что, безусловно, считалось более пристойным. Больших шедевров им создать не удалось: в основном это сладкая салонная живопись, созданная, чтобы потворствовать вкусу заказчика. Кстати, даже у Зинаиды Серебряковой, известной огромным количеством картин ню, не найти полотен с изображением мужчин – только социально одобряемые нежные женские фигуры.
Элизабет Йерихау-Бауман. Русалка. 1873
Лондонская академия в том же 1903 году постановила, что для «студенток» будут созданы специальные натурные классы. То есть рисовать натурщика, сидя рядом с джентльменом за соседним мольбертом, барышня не могла – это все равно считалось неприличным и провокационным. В 1913-м британская художница Лора Найт осмелилась написать свой автопортрет за мольбертом перед обнаженной натурой. И разразился большой скандал – хотя на картине девушка-модель была изображена со спины.
Лишь к началу Первой мировой войны женщины отстояли свое право на полноценное художественное образование – на то, чтобы рисовать обнаженных мужчин с натуры. По иронии судьбы именно в этот период реалистическая живопись стала уступать свои позиции модернизму.
(с) Софья Багдасарова, для My Way, 2019
Удивительно, но возможность писать обнаженную натуру – это еще одна привилегия, за которую женщинам пришлось очень-очень долго бороться.
Мария Башкирцева. "В студии". 1881 (Изображена французская частная академия Жюльена, где были отдельные классы для девушек
Сегодня, когда большинство студентов художественных вузов – девушки, трудно вообразить, что во все века мировой истории занятие искусством считалось для женщины неподобающим, аморальным. Столетиями ее уделом было сидеть дома, рожать и воспитывать детей – где в этом конвейере воспроизводства найти «лазейку» на хорошее обучение и нормальную работу?
В Средневековье единственным способом соскочить с репродуктивного колеса был уход в монастырь – таким образом женщина, во-первых, сразу продлевала себе срок жизни в два-три раза, поскольку ей больше не угрожала смерть от родов. Во-вторых, в монастырях можно было заниматься искусством – прославляя Бога, монахини переписывали манускрипты, копировали миниатюры, создавали собственные картины и фрески (как, например, флорентийская художница сестра Плаутилла Нелли). Но обнаженных мужчин, само собой, монахиням рисовать не разрешалось – если только это не Иисус на кресте или святой Себастьян у мученического столба. И то, их требовалось изображать максимально прилично. А поскольку писать фигуры святых с живых натурщиков-мужчин было невозможно, подобные изображения получались слабоваты с точки зрения анатомии.
Плаутилла Нелли. "Св. Екатерина Сиенская", 2-я пол. 16 века. (Фигура полуобнаженного мужчины - Христос на распятии)
В эпоху Возрождения и барокко постепенно стали появляться женщины – профессиональные художники. Но это были считанные исключения из правила – девочки, родившиеся в семьях живописцев и обученные своими отцами этому достаточно прибыльному ремеслу, – Артемизия Джентилески, Софонисба Ангиссола, Мариэтта Робусти. Вероятно, отцы-живописцы предоставляли им, как и своим подмастерьям-мальчикам, обнаженных натурщиков, – но результаты этого в истории искусства можно увидеть крайне редко. (Да и многие ли отцы способны на такое абстрагирование даже ради обучения?) Женщин в основном нацеливали на написание портретов, натюрмортов, пейзажей, – а не многофигурных мифологических или религиозных тем, где присутствовали сложные позы и обнаженные телеса.
В XVI–XVII веках возникла та система высшего художественного образования, которая, эволюционировав, существует и сегодня. Если раньше каждый мастер учил своего подмастерья в собственной мастерской, то теперь появились государственные академии художеств с огромными классами, где профессора учат студентов, а те прилежно сидят за мольбертами и постигают азы анатомии, зарисовывая обнаженных моделей, стоящих на возвышении.
Так вот: почти 300 лет женщин-студенток в такие академии не принимали. Ни в Италии, ни во Франции, ни в Англии, ни в России. Конечно, параллельно женщинам не давали учиться и на врачей, юристов и т.п. (да им самим и в голову не приходило подобное – вплоть до XIX века). Доступ к престижным профессиям имели только мужчины. Кроме того, априори считалось, что женщины не столь умны и талантливы, как представители сильной половины, а потому ремесло живописи им не по плечу. Если хочешь – бери частные уроки и учись рисовать цветы на фарфоре! Прекрасное занятие, как раз твоего уровня, барышня. (Вообще, над женщинами, которые хотели иметь равное мужскому образование, подсмеиваться было незазорно).
В академиях существовала иерархия жанров – самыми почетными считались живопись историческая, мифологическая и религиозная, а портреты, натюрморты, пейзажи имели рейтинг пониже. На домашнем обучении художник-любитель (или любительница), конечно, мог навостриться писать виды парка или вазы с фруктами. А вот сложные многофигурные картины учили писать только в академиях – и для этого надо было годами постоянно рисовать с натуры обнаженных натурщиц и особенно натурщиков. Срамота! Женщинам нельзя было позволить смотреть на подобное ни в коем случае, а уж тем более – зарисовывать. Вот еще одно достижение, за которое мы должны благодарить суфражисток и феминисток, – слава богу, сегодня больше нет этой болезненной стыдливости, этой агрессивной морали. Женщина спокойно может позволить себе обнажиться перед мужчиной-врачом, а в XIX веке она бы предпочла умереть. Кстати, и общественных туалетов для дам тоже не существовало очень долго. И в кафе в одиночестве тоже нельзя было посидеть, представляете? (Так делали только куртизанки в поисках клиентов.) Если бы дама заявила, что она желает нанять для частных уроков натурщика, – к ней бы отнеслись как к душевнобольной.
Екатерина Хилкова. «Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих». 1855
Наконец, в XIX веке женщин начали допускать к академическому художественному образованию. Повод для патриотической гордости – в России это случилось примерно на полвека раньше, чем во Франции и Англии. В 1842 году в Петербурге открылись специальные женские вечерние классы при Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Возможно, им даже ставили живых натурщиков (в драпировке) и совершенно точно разрешали рисовать мужскую мускулатуру с античных статуй – большой шаг вперед. В 1854 году золотую медаль Академии художеств впервые получила женщина – Софья Сухово-Кобылина, сестра известного драматурга А.В. Сухово-Кобылина.
В 1873 году в России позволили женщинам посещать уроки вместе с мужчинами – еще один невероятно прогрессивный шаг: Лондонская академия художеств разрешила это только в 1903-м. Может, оттого и появилась в XX веке мощная плеяда «амазонок русского авангарда» (от Натальи Гончаровой до Варвары Степановой), что у нас в отличие от Запада это было уже отнюдь не первое и даже не второе поколение женщин, имевших доступ к профессиональному обучению живописи.
Два натурщика работы Анны Билинской (Польша), 1880-е
Тем не менее во второй половине XIX века постепенно появляется некоторое количество художниц, рисующих обнаженную натуру. Да вот только не мужскую, а женскую, что, безусловно, считалось более пристойным. Больших шедевров им создать не удалось: в основном это сладкая салонная живопись, созданная, чтобы потворствовать вкусу заказчика. Кстати, даже у Зинаиды Серебряковой, известной огромным количеством картин ню, не найти полотен с изображением мужчин – только социально одобряемые нежные женские фигуры.
Элизабет Йерихау-Бауман. Русалка. 1873
Лондонская академия в том же 1903 году постановила, что для «студенток» будут созданы специальные натурные классы. То есть рисовать натурщика, сидя рядом с джентльменом за соседним мольбертом, барышня не могла – это все равно считалось неприличным и провокационным. В 1913-м британская художница Лора Найт осмелилась написать свой автопортрет за мольбертом перед обнаженной натурой. И разразился большой скандал – хотя на картине девушка-модель была изображена со спины.
Лишь к началу Первой мировой войны женщины отстояли свое право на полноценное художественное образование – на то, чтобы рисовать обнаженных мужчин с натуры. По иронии судьбы именно в этот период реалистическая живопись стала уступать свои позиции модернизму.
(с) Софья Багдасарова, для My Way, 2019
Взято: Тут
0