Речные охотники Древней Руси ( 5 фото )
- 27.03.2019
- 1 081
Жемчужный промысел имел широкое распространение в Ярославской, Вятской, Казанской, Пермской, Симбирской губерниях и в особенности в Архангельской и Олонецкой губерниях, где выручка от продажи составляла весомую часть крестьянского дохода.
Вплоть до начала XX столетия в наших северных реках добывали немало жемчуга, ведь по ценности на Руси он шел вслед за алмазом. Речным жемчугом, как правило, украшали иконописные образы, царские одежды. Он был любимой драгоценностью в женских нарядах — кокошниках, сережках, ожерельях. В старину и мужи русские носили жемчуг наравне с женами. Так, у князя Святослава, по словам летописи, «в одном ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами», а отец Дмитрия Донского, передавая сыну пояс, напоминал: «Пояс великий золот с каменьем, с жемчуги…»
Выгода без опаски
Жемчужины искали в раковинах самого обыкновенного моллюска — перловки жемчугоносной (европейской жемчужницы), обитающей в чистых проточных реках и ручьях с медленно текущей холодной водой. Раковины с драгоценным содержимым лежали обычно на незначительной глубине, и нырять за ними, как поступали ловцы жемчуга где-то на Бахрейне или Цейлоне, у российских крестьян не было надобности. Им не угрожали акулы, и они не рисковали задохнуться на большой глубине.
Однако добыча моллюсков со дна реки требовала некоторых знаний и навыка. Не в каждой реке водились перловки, надо было помнить места. Для их запоминания на деревьях, стоящих у берега, ловцы делали метки. Промысел начинался в июле-августе, в это время года вода была самой теплой (около +13 °С), а ее уровень — самым низким. Для ловли выбиралась тихая погода, когда на воде не было зыби и лучше просматривалось дно. В мелких реках ловец медленно бродил по грудь в воде, разглядывая дно и ощупывая его ногами. Найдя моллюска, ловец доставал его руками или пальцами ног.
В более глубоких и холодных реках лов жемчужниц производился с плотов с помощью расщепленных на конце шестов, либо ловцы пользовались острогой, железными щипцами, сачками. Ловец ложился на небольшой плот и шарил по дну щупом. Из собранных раковин отбирали кривые, неровные и горбатые — именно в таких зарождалось жемчужное зерно, — прочие выпускали обратно в реку, не разламывая. По статистике, из 1000 вынутых из воды раковин подходящая жемчужина попадалась лишь в одной. Жемчуг добывали круглый, полукруглый и плоский, как пуговицы.
Дорогое удовольствие
Наладить промысел в богатой жемчужницами Олонецкой губернии предприимчивым людям мешали чиновники. В 1734 году, в царствование Анны Иоанновны, крестьяне Шуйского погоста Олонецкого уезда вместе с «купецкими людьми Кижского погоста» били челом императрице в том, что «в Олонецком уезде, в реках Сумской, Шуйки, Кемской, Сих, Куземы, Умбе, Варзуге… и других имеется кожуриная черепаха, в которой есть драгий и протчий жемчуг, а промысла нет, и они в оных реках жемчуг промышлять желают и что могут сыскать, то объявлять будут Ея Императорскому Величеству, токмо б им от обретающихся в тех местах воевод, офицеров, прикащиков, старост и обывателей запрещения не было».
Сенат своим указом разрешил ловить жемчуг всем без исключения, но лишь с одним условием: чистый и крупный необходимо было сдавать в Коммерц-коллегию за вознаграждение. В 1871 году крестьяне Лодейнопольского уезда Матвеев и Дмитриев поднесли найденные ими лучшие 11 жемчужин супруге императора Александра II Марии Александровне, за что она «изволила пожаловать каждому в подарок золотые часы и 200 рублей в награду».
За лето можно было выловить на 200-300 рублей, что было совсем не мало. Известно, что в 1913 году жители села Варзуги выручили от продажи 12 тысяч рублей. Лучший по цвету, форме и величине жемчуг добывали у города Кемь на Белом море. Недаром на гербе города изображен венок из жемчуга на фоне голубой воды.
Справедливости ради скажем, что бездумная хищническая добыча жемчужниц в 1930-х годах нанесла непоправимый ущерб этим созданиям природы. На берегах карельских и прионежских рек скапливались большие кучи разломанных створок ценного моллюска, так как «законы» промысла были забыты. Никто не заботился о восстановлении популяции, и ареал обитания жемчужницы сократился настолько, что искать жемчуг стало невыгодно.
Ирина СТРЕКАЛОВА
Материал взят: Тут