Starweaver
Нужны ли вы на орбите, нужна ли орбита вам? ( 8 фото )
Увы, к сожалению, вслед за многими, вынужден констатировать, что уровень читателей «Военного обозрения» не тот. И не торт. Если буквально каких-то пять лет назад велись ожесточенные баталии, приводились примеры, в комментариях к статьям можно было прочитать еще пару статей как минимум, то сегодня все просто. «Автор, иди в школу! Водород тяжелый, он опустится вниз, и взрыва никакого не будет!» Или еще проще, на одноклеточном уровне: «Не плачь, у нас все получится».
Вот о вас, у которых все получится, мы и поговорим.
Нужна ли вам орбита, нужны ли орбите вы.
Нет, так-то понятно, что вам орбита нужна. Вы там на диванах своих будете рассекать и с космических высот выражать свое единственное и непогрешимое мнение. Покрикивая «уря» на весь мир (в перспективе на всю Солнечную систему) и одобряя очередное обещание Рогозина о высадке на Титан.
Яблони на Марсе к тому времени уже будут цвести, а Луна станет похожа на сыр, потому что с нее будут чередой идти караваны с редколунными минералами.
Все, понятное дело, будет находится эксклюзивно в руках «Роскосмоса» и Рогозина, который к тому времени уже наведет везде порядок и засудит все критикующие его СМИ.
Но давайте хоть раз попробуем в голову не поесть, а подумать? Ну так вот, в плане эксперимента? Слабо? Да знаю я, что слабо…
Хорошо, не станем подвергать патриотичные мозги такому насилию, а с людьми умными подумаем вот над чем.
Год 2024-й… Рубикон.
Нет, очередная победа Путина на выборах тут совершенно ни при чем, это, как говорится, дело такое… Аксиомальное. Я о другом. О возможном размежевании России и всего остального мира в космосе.
Как я уже писал в предыдущем материале, такое может произойти. И наши партнеры скажут – мы теперь сами будем тут работать, вас тут не висело.
Очень неприятный момент. Уже сегодня 95% своих научных исследований российские космонавты проводят в чужих лабораторных блоках. «Коламбус», «Кибо», «Дестини» — это все не наше хозяйство как бы.
Открою «страшный» такой секрет: именно поэтому количество российских космонавтов сокращено с трех до двух человек. Им, бедолагам, работать там негде. Все места в европейских, японских и американских модулях заняты! Европейцами, японцами и американцами.
А просто так воздух хлюпать… Дороговато будет, если честно.
И вот такой от ворот (точнее, от научных модулей) поворот может быть.
Понятно, что сейчас наши уря-патриоты заголосят. Дескать, мы щас отстыкуемся и свое ка-ак сварганим! Весь мир содрогнется и обзавидуется.
Ну давайте закинем головы и посмотрим в космическую даль, туда, где пока еще общая МКС нарезает круги.
Есть в составе МКС такой «российский» сегмент. Я вам сейчас по нему виртуальную экскурсию устрою.
№0. «Заря». Первый модуль, с которого вообще началась МКС в 1998 году.
Уже 20 лет там работает. Две солнечных батареи, шесть аккумуляторных никель-кадмиевых батарей для накопления энергии, 24 средних и 12 малых двигателей для корректировки пространственного положения, два крупных двигателя для орбитальных манёвров. 16 баков, закреплённых снаружи модуля, могут содержать до 6 тонн топлива. Три стыковочных узла.
Но все это хоть и носит русское имя, и вроде как считается российским сегментом… является собственностью NASA. Ибо построено (пусть и крепко) на американские денежки. И нам его не отдадут. Потому и № нулевой. Ибо не наше.
№1. Служебный модуль «Звезда», он же просто жилой модуль.
Включает все системы, необходимые для работы в качестве автономного обитаемого космического аппарата и лаборатории. Он позволяет находиться в космосе экипажу из трёх космонавтов, для чего на борту имеется система жизнеобеспечения и электрическая энергоустановка, персональные каюты отдыха, медицинская аппаратура, тренажеры для физических упражнений, кухня, стол для приёма пищи, средства личной гигиены. В служебном модуле находится центральный пост управления станцией с аппаратурой контроля.
В общем, «Звезда» должна была после «Мира» стать основой для новой российской станции, но вот не свезло.
№2. «Пирс».
Стыковочный модуль. Для приема кораблей и выхода-входа космонавтов в открытый космос. Очень полезная вещь в хозяйстве.
№3. «Поиск», он же малый исследовательский модуль (МИМ-2).
Вообще, это все тот же стыковочный модуль, с теми же функциями, что и «Пирс», только поновее. И да, это очень малый исследовательский модуль. Потому что там можно установить некоторое количество научной аппаратуры и что-то попытаться исследовать.
Насколько там богато наукой – судите по фото.
№4. «Рассвет», он же малый исследовательский модуль (МИМ-1).
Опять же стыковочно-складской узел, в который добавлена установка переработки и регенерации воды. Насколько он исследовательский, судить не буду. Все на фото.
На этом как бы все… Один жилой модуль и три стыковочных. Которые можно использовать как склады, есть где переработать мочу в воду, можно принять транспортный корабль или с экипажем, выйти в открытый космос и, что немаловажно, вернуться обратно.
Где наука? Собственно, то, ради чего весь огород орбитальный и городится? Кстати, стоит обратить внимание на то, как МИМ 1 и 2 да и «Звезда» богаты на иллюминаторы для визуальных наблюдений или фотосъемок…
А "Наука" на земле…
Дальше у нас очень забавный детектив начинается.
Патриотично настроенные товарищи начнут тыкать в лицо мне планами «Роскосмоса». Мы сейчас вот это запустим, пристыкуем и начнем жить-поживать и добра наживать! Снова начнем свои изучения, эксперименты и все прочее. А все остальные будут завидовать.
Хорошо. Допустим. Допустим потому, что такое в принципе возможно.
Но вот какие нюансы начинаются…
Все упования и обещанки наших космочиновников сводятся к тому, что «вот мы запустим модуль «Наука» и…» И что?
А ничего.
«Наука» никак не может оторваться от Земли. Увы. Но давайте вдумчиво и по частям. Итак, «Наука» создается с 1995 года и никак не может создаться.
В 2013 году кое-как собранный модуль «Наука» начали готовить к пуску, но… Модуль экзамен на зрелость не сдает. В трубопроводах для топлива обнаружили металлическую стружку.
Модуль в 2015 году вернули обратно в Центр им. Хруничева, трубопроводы заменили, но весной 2017 загрязнение нашли уже в баках. Баки сперва чистили, потом разрезали, отчего они перестали быть герметичными, то есть довольно сложные конструкции угробили окончательно.
Рогозин в январе 2019 года заявил о переносе запуска уже на 2020 год, а эпопея с «Наукой» все продолжается.
Ведь баки — это не просто привычные нам баки для бензина, например, а сложные агрегаты с перегородкой в виде сильфона (гармошки) между компонентом топлива и газом наддува.
Сильфон, сходясь и расходясь, как меха гармошки, позволяет диафрагме перемещаться внутри бака, что дает возможность многократно дозаправлять его от транспортных кораблей уже на орбите.
Баки были произведены в 80-х годах, от оборудования, на котором их делали, ничего не осталось, люди давно или проживают свою огромную пенсию, или уже покинули этот мир.
Что такая суета? А без баков полета как бы не получится. Надо маневрировать, надо корректировать орбиту и так далее. Баки промыть не получится — загрязнение будет удаляться только частями. Заменить – можно, но это значит, что придется разобрать весь модуль.
Кстати, у «Зари» при запуске были те же самые проблемы. Потому «Заря» полетела с комплектом укороченных баков, благо они были под рукой. Но «Заре» особо маневрировать не пришлось, ее рукой «Шаттла» поймали и откорректировали.
Был ряд попыток присобачить баки другой модели, от другого корабля. Попытки закончились ничем, теперь принято решение заказать в НПО имени Лавочкина новые баки и каким-то образом запихнуть их в модуль.
Между тем жару поддают ВСЕ уплотнения, соединения, диафрагмочки. Ведь с момента начала строительства «Науки» прошло больше 20 лет…
В общем, многие умные люди приходят к мнению, что «научный долгострой» привел к патовой ситуации: запускать очень надо, но совершенно невозможно. Поскольку нет гарантии безопасности для экипажа.
Но и это только полбеды. Далее все идет по цепочке. Смотрим дальше на планы «Роскосмоса».
«Наука». Должен был полететь в 2019-м, заявлен в 2020-м, но есть проблемы. «Наука» должна была заменить «Пирс», который по планам уйдет в утиль.
«Причал». Универсальный стыковочный модуль. На 6 (шесть) узлов стыковки. «Причал» был готов еще в 2014 году и до сих пор валяется на складах «Энергии», потому что он должен стыковаться с «Наукой». И если последняя останется на земле, то и «Причалу» в космосе делать нечего.
Такая вот цепочка: «Звезда» — «Наука» (вместо «Пирса») – «Причал».
Да, вместо «Науки» можно придумать, быстренько собрать и пристыковать к «Звезде» некий адаптер, который позволить стыковку «Причала» сразу к «Звезде».
Проблема в том, что в таком случае нельзя будет использовать четыре из шести шлюзов, боковые, поскольку они будут слишком близко к станции.
Итогом этого роскошного тришкиного кафтана становится ситуация, когда вместо модуля, способного принять 4 корабля и еще один модуль (о нем речь ниже), мы получаем роскошную затычку с одним стыковочным узлом.
Бурные аплодисменты и крики «ура!»
Научно-энергетический модуль. О нем пока не стоит даже говорить, поскольку для него готов только корпус. Да и будущее более чем туманное, ибо стыковаться он должен на один из узлов «Причала», который… Понятно. Смотрим выше, понимаем, что космическое «Лего» пока не складывается.
Но есть еще одно соображение насчет всей этой карусели. Личное.
«Наука» не взлетит. Здесь, на земле, у запуска этого горе-модуля есть десятки противников. И это не какие-то гипотетические «враги народа», это конкретные люди, которые должны будут поставить вполне конкретные подписи на документах, свидетельствующих о готовности модуля к работе.
Короче, это те, кого назначат крайними (а у нас это роскошно научились делать при Рогозине) в случае фиаско.
А фиаско в виде неработающего модуля вполне может произойти. Негерметичный модуль на орбите – это прелестно. Неработающие двигатели (а их на «Науке» столько же, сколько на «Звезде», ибо база одна – ФГБ) – тоже неплохо.
Потому любой нормальный человек (а такие даже в госкорпорациях есть), не желая излишних приключений на свою жизнь, всеми силами станет затягивать этот торжественный и печальный момент – запуск «Науки» в космос. Ибо ничего хорошего от этого шоу ожидать не стоит.
Слава богу, никто никуда не спешит. Вы обратили внимание на временные промежутки? Нет (естественно)? Я повторю.
2013 год. Собранный модуль «Наука» провалил приемочное тестирование.
2015 год. Модуль вернули обратно в Центр им. Хруничева, трубопроводы заменили.
2017 год. Не помогло, грязь нашли уже в баках.
2019 год. Баки порезали, почистили, заварили, угробили окончательно.
Оценили скорость реагирования на проблему? А динамика работы какова? Продолжаем?
2021 год. НПО Лавочкина изготавливает новый комплект баков.
2023 год. Центр имени Хруничева, отвлекаясь от строительства нового чудо-здания, вставляет баки на места.
2025 год. «Наука» готова стартовать.
Ну и в 2026 году, если ничего не произойдет, как раз модуль можно будет запускать. Одна проблема, сколько ресурса останется у «Звезды»? И останется ли он вообще? 26 лет в космосе – это не шутка…
Да, говорить о репутации «Роскосмоса» тут не приходится, дело наше, внутреннее, так сказать, но… Повторяю вопрос: где наука? Где возможность самостоятельной работы?
Болтающаяся на орбите болванка с возможностью проживания в ней трех человек – это очень сомнительная трата миллиардов, не находите? Нет? Ну ладно…
Печальная история «Науки» выставляет напоказ очень сложную проблему. Получается, что мы реально деградировали до уровня 60-х годов прошлого века, и сегодня просто не можем даже повторить то, что было создано 40 лет назад.
И «Наука» вполне может пополнить собой ряды «ушедших в никуда» нашей «Энергии» и американского «Сатурна», например.
Но наши партнеры-конкуренты идут вперед. Это факт, черт, это очень неприятный факт. А у нас сплошные слюни в монитор и крики «мы все сможем!»
О, да. Мы точно сможем. Сам Путин говорил о том, что нам очень нужна национальная орбитальная станция.
И такой проект есть. НОС России. А простите, из чего эта НОС будет состоять?
Опаньки, а лица-то все знакомые…
Все те же «Наука», «Причал», НЭМ. Вот же они, в полном составе. Ну плюс еще можно добавить ту рухлядь, которая при МКС болтается.
Роскошная у нас НОС в 2024 году будет! Всем на зависть!
Сердце: «Звезда» (25 лет) и «Наука» (28 лет)! Новейшие разработки, не имеющие аналогов в мире! Ура!!! #мысмогли и все такое.
Все остальное: «Пирс» (23 года), «Поиск» (15 лет), «Рассвет» (14 лет), «Причал» (10 лет).
Знаете, чем-то ситуацию с авианосцами напоминает. Авианосец – это у американцев инструмент давления и оружие, у всех остальных – предмет престижа. Типа иметь авианосец – круто до ужаса.
Вот такое же «круто», как древний, чадящий, ни на что не способный в боевом плане «Адмирал Кузнецов» у нас, может быть, будет на орбите.
Да, по свалкам собранное, но – свое. Исконно русское. Может, еще американцы «Зарю» по дешевке уступят, ей в 2024-м всего-то 26 лет будет, так что поработает старушка…
Красота, правда?
Но это все только в том случае, если полетит, как я уже говорил, «Наука» и все с нею связанное.
Неприятно, господа ура-патриоты? Мне вот тоже. Мы деградировали. До уровня космических извозчиков и сортиростроителей. Увы, но это факт.
Да еще и позиции извозчиков из-под нас убегают сами, чему последнее время наш «Роскосмос» прямо потворствует.
Хорошо, хоть космические туалеты американцы так и не освоили. Есть на чем заработать. 19 млн за один космоунитаз. Сила!
И вот вам и перспектива «национальной программы» — болтаться в космосе на станции, собранной из древних модулей, которые непонятно сколько еще проработают. Новые? Увольте, вот пусть Рогозин осилит запуск «Науки», тогда и посмотрим.
А пока я смотрю, что есть на МКС, с чем они останутся и что сдавать в аренду будут, так простите, там «Кибо», «Коламбус» и «Дестини» — троица та еще. Есть где развернуться в плане поработать, даже без нас. Тем более, без нас. Без нас там можно и военными секретами заняться по полной программе.
Или сдать, например, как планировалось, Маску, который, будучи человеком неглупым, сообразил, что межпланетный корабль выгоднее собирать на орбите, благо кранов и манипуляторов там теперь хватает. И рабочие руки найдутся.
Весь вопрос в том, что мы остаемся у старого корыта, из которого вряд ли что-то ценного можно выжать. Поддерживать иллюзию крутой космической державы? Ну да… Не больше того.
День сегодняшний четко дает понять, что «Роскосмос» в том виде, в каком он существует (лучший термин для характеристики момента), не годен ни на что, кроме перемалывания триллионов рублей под бравурные заявления господина Рогозина.
Не будет никакой лунной станции. Нет предпосылок к ее созданию.
Простите, мы просто модуль не в состоянии сделать для околоземной станции, а тут про Луну сказочки.
Не будет никакой многоразовой и межпланетной «Федерации», поскольку вдруг такие вещи не падают с потолка. А мы до сих пор используем «Союзы» Королева, поменяв на них компьютеры на более современные. Что-то не берется из ничего, и поддерживаю тех, кто говорит, что «Федерация» — такой же миф, а на деле — распил.
Если не изменить ситуацию в корне, то мы, конечно, сможем что-то там показывать, типа запуска спутников Анголе, Зимбабве, Кении… Короче, тем, у кого денег нет. В кредит, естественно. Но не более того.
А что надо сделать, чтобы было «более того»?
Вообще-то, тут уже, по идее, каждый прочитавший должен включить мозги и придумать для себя что-то сам. Такова вообще суть существования СМИ, не только подавать готовую информацию, но и побуждать к тому, чтобы думать. Но так как это сегодня далеко не всем по силам, озвучу несколько вещей.
Главное – господин Путин должен все-таки понять, что его тактика назначения на должности верных и преданных людей порочна. Особенно в отношении «Роскосмоса». Рогозин, журналист, ничего не смыслит в этих вопросах. И управленец совершенно отвратительный.
Лучшим доказательством служат его танцы с «Восточным». Сколько бы Рогозин ни потрясал кулачками, сколько бы ни делал громких заявлений, фактически мы имеем отвратительно проведенные работы по постройке космодрома, разворованные деньги и забастовки рабочих, как подтверждение всей порнографии, которая там творилась.
В стране явно превышен критический уровень бездарностей на ответственных постах. Хорошо работают только в сфере оболванивания населения, но хоть где-то у нас все в порядке. Пальчик покажи – и «уря-я-я» несется над просторами России, по поводу и без оного.
А конкретно «Роскосмосом» должны руководить люди, которые в этом понимают. Не популисты-журналисты, как Рогозин, не манагеры-связисты, как уже (слава богу) бывший руководитель КБХА, присланный из «Ростелекома».
Специалисты.
Тогда шанс есть. Небольшой, поскольку деградация очень заметна, но есть.
Нет – да и не надо. Тогда достаточно громких и красивых заявлений, которые будут поддерживаться одобрительными криками с орбиты от генералиссимусов на космодиванах. На словах мы будем первыми, лучшими, могущими все. Главное – патриотично не раскачивать лодку.
А на деле мы будем наблюдать за орбитальным строительством китайцев, достижениями Маска и Безоса, индийцев, евреев…
С борта «своей собственной» станции, которая со временем превратится в груду летучего металлолома, обсуживаемую одним техником. Ну да, как в фильме. Сказочка та еще, но…
В ней есть некий такой намек.
Но в принципе, то, как гробят нашу космическую индустрию, зачеркивая одно за другим советские достижения, меня не сильно так и напрягает, если честно. Это тот лом, который плеткой не перешибить. Если Путин велел Рогозину все угробить – значит, так тому и быть.
И потом, достижения, которыми еще какое-то время можно будет гордиться, это, конечно, хорошо. Но они остались там, в той стране, которой больше нет.
И не надо тут говорить о преемственности. Я ее в космосе не вижу, если честно. Вижу старые «Союзы», «Прогрессы», «Зениты», которые просто работают извозчиками. Достижений России как-то не наблюдаю.
Но больше всего удручает то, что с каждым днем все меньше людей, которые способны это трезво оценить. А все больше «патриотов», способных только скакать и громко орать на заданную тему.
Что же, это тоже путь развития, не буду спорить.
Так что идем к межпланетной «Федерации», околоземной станции, окололунной станции, лунной обсерватории, марсианской станции и прочим сказочкам, которыми нас так щедро потчуют последнее время.
А вдруг придем?
Автор:Роман Скоморохов
Вот о вас, у которых все получится, мы и поговорим.
Нужна ли вам орбита, нужны ли орбите вы.
Нет, так-то понятно, что вам орбита нужна. Вы там на диванах своих будете рассекать и с космических высот выражать свое единственное и непогрешимое мнение. Покрикивая «уря» на весь мир (в перспективе на всю Солнечную систему) и одобряя очередное обещание Рогозина о высадке на Титан.
Яблони на Марсе к тому времени уже будут цвести, а Луна станет похожа на сыр, потому что с нее будут чередой идти караваны с редколунными минералами.
Все, понятное дело, будет находится эксклюзивно в руках «Роскосмоса» и Рогозина, который к тому времени уже наведет везде порядок и засудит все критикующие его СМИ.
Но давайте хоть раз попробуем в голову не поесть, а подумать? Ну так вот, в плане эксперимента? Слабо? Да знаю я, что слабо…
Хорошо, не станем подвергать патриотичные мозги такому насилию, а с людьми умными подумаем вот над чем.
Год 2024-й… Рубикон.
Нет, очередная победа Путина на выборах тут совершенно ни при чем, это, как говорится, дело такое… Аксиомальное. Я о другом. О возможном размежевании России и всего остального мира в космосе.
Как я уже писал в предыдущем материале, такое может произойти. И наши партнеры скажут – мы теперь сами будем тут работать, вас тут не висело.
Очень неприятный момент. Уже сегодня 95% своих научных исследований российские космонавты проводят в чужих лабораторных блоках. «Коламбус», «Кибо», «Дестини» — это все не наше хозяйство как бы.
Открою «страшный» такой секрет: именно поэтому количество российских космонавтов сокращено с трех до двух человек. Им, бедолагам, работать там негде. Все места в европейских, японских и американских модулях заняты! Европейцами, японцами и американцами.
А просто так воздух хлюпать… Дороговато будет, если честно.
И вот такой от ворот (точнее, от научных модулей) поворот может быть.
Понятно, что сейчас наши уря-патриоты заголосят. Дескать, мы щас отстыкуемся и свое ка-ак сварганим! Весь мир содрогнется и обзавидуется.
Ну давайте закинем головы и посмотрим в космическую даль, туда, где пока еще общая МКС нарезает круги.
Есть в составе МКС такой «российский» сегмент. Я вам сейчас по нему виртуальную экскурсию устрою.
№0. «Заря». Первый модуль, с которого вообще началась МКС в 1998 году.
Уже 20 лет там работает. Две солнечных батареи, шесть аккумуляторных никель-кадмиевых батарей для накопления энергии, 24 средних и 12 малых двигателей для корректировки пространственного положения, два крупных двигателя для орбитальных манёвров. 16 баков, закреплённых снаружи модуля, могут содержать до 6 тонн топлива. Три стыковочных узла.
Но все это хоть и носит русское имя, и вроде как считается российским сегментом… является собственностью NASA. Ибо построено (пусть и крепко) на американские денежки. И нам его не отдадут. Потому и № нулевой. Ибо не наше.
№1. Служебный модуль «Звезда», он же просто жилой модуль.
Включает все системы, необходимые для работы в качестве автономного обитаемого космического аппарата и лаборатории. Он позволяет находиться в космосе экипажу из трёх космонавтов, для чего на борту имеется система жизнеобеспечения и электрическая энергоустановка, персональные каюты отдыха, медицинская аппаратура, тренажеры для физических упражнений, кухня, стол для приёма пищи, средства личной гигиены. В служебном модуле находится центральный пост управления станцией с аппаратурой контроля.
В общем, «Звезда» должна была после «Мира» стать основой для новой российской станции, но вот не свезло.
№2. «Пирс».
Стыковочный модуль. Для приема кораблей и выхода-входа космонавтов в открытый космос. Очень полезная вещь в хозяйстве.
№3. «Поиск», он же малый исследовательский модуль (МИМ-2).
Вообще, это все тот же стыковочный модуль, с теми же функциями, что и «Пирс», только поновее. И да, это очень малый исследовательский модуль. Потому что там можно установить некоторое количество научной аппаратуры и что-то попытаться исследовать.
Насколько там богато наукой – судите по фото.
№4. «Рассвет», он же малый исследовательский модуль (МИМ-1).
Опять же стыковочно-складской узел, в который добавлена установка переработки и регенерации воды. Насколько он исследовательский, судить не буду. Все на фото.
На этом как бы все… Один жилой модуль и три стыковочных. Которые можно использовать как склады, есть где переработать мочу в воду, можно принять транспортный корабль или с экипажем, выйти в открытый космос и, что немаловажно, вернуться обратно.
Где наука? Собственно, то, ради чего весь огород орбитальный и городится? Кстати, стоит обратить внимание на то, как МИМ 1 и 2 да и «Звезда» богаты на иллюминаторы для визуальных наблюдений или фотосъемок…
А "Наука" на земле…
Дальше у нас очень забавный детектив начинается.
Патриотично настроенные товарищи начнут тыкать в лицо мне планами «Роскосмоса». Мы сейчас вот это запустим, пристыкуем и начнем жить-поживать и добра наживать! Снова начнем свои изучения, эксперименты и все прочее. А все остальные будут завидовать.
Хорошо. Допустим. Допустим потому, что такое в принципе возможно.
Но вот какие нюансы начинаются…
Все упования и обещанки наших космочиновников сводятся к тому, что «вот мы запустим модуль «Наука» и…» И что?
А ничего.
«Наука» никак не может оторваться от Земли. Увы. Но давайте вдумчиво и по частям. Итак, «Наука» создается с 1995 года и никак не может создаться.
В 2013 году кое-как собранный модуль «Наука» начали готовить к пуску, но… Модуль экзамен на зрелость не сдает. В трубопроводах для топлива обнаружили металлическую стружку.
Модуль в 2015 году вернули обратно в Центр им. Хруничева, трубопроводы заменили, но весной 2017 загрязнение нашли уже в баках. Баки сперва чистили, потом разрезали, отчего они перестали быть герметичными, то есть довольно сложные конструкции угробили окончательно.
Рогозин в январе 2019 года заявил о переносе запуска уже на 2020 год, а эпопея с «Наукой» все продолжается.
Ведь баки — это не просто привычные нам баки для бензина, например, а сложные агрегаты с перегородкой в виде сильфона (гармошки) между компонентом топлива и газом наддува.
Сильфон, сходясь и расходясь, как меха гармошки, позволяет диафрагме перемещаться внутри бака, что дает возможность многократно дозаправлять его от транспортных кораблей уже на орбите.
Баки были произведены в 80-х годах, от оборудования, на котором их делали, ничего не осталось, люди давно или проживают свою огромную пенсию, или уже покинули этот мир.
Что такая суета? А без баков полета как бы не получится. Надо маневрировать, надо корректировать орбиту и так далее. Баки промыть не получится — загрязнение будет удаляться только частями. Заменить – можно, но это значит, что придется разобрать весь модуль.
Кстати, у «Зари» при запуске были те же самые проблемы. Потому «Заря» полетела с комплектом укороченных баков, благо они были под рукой. Но «Заре» особо маневрировать не пришлось, ее рукой «Шаттла» поймали и откорректировали.
Был ряд попыток присобачить баки другой модели, от другого корабля. Попытки закончились ничем, теперь принято решение заказать в НПО имени Лавочкина новые баки и каким-то образом запихнуть их в модуль.
Между тем жару поддают ВСЕ уплотнения, соединения, диафрагмочки. Ведь с момента начала строительства «Науки» прошло больше 20 лет…
В общем, многие умные люди приходят к мнению, что «научный долгострой» привел к патовой ситуации: запускать очень надо, но совершенно невозможно. Поскольку нет гарантии безопасности для экипажа.
Но и это только полбеды. Далее все идет по цепочке. Смотрим дальше на планы «Роскосмоса».
«Наука». Должен был полететь в 2019-м, заявлен в 2020-м, но есть проблемы. «Наука» должна была заменить «Пирс», который по планам уйдет в утиль.
«Причал». Универсальный стыковочный модуль. На 6 (шесть) узлов стыковки. «Причал» был готов еще в 2014 году и до сих пор валяется на складах «Энергии», потому что он должен стыковаться с «Наукой». И если последняя останется на земле, то и «Причалу» в космосе делать нечего.
Такая вот цепочка: «Звезда» — «Наука» (вместо «Пирса») – «Причал».
Да, вместо «Науки» можно придумать, быстренько собрать и пристыковать к «Звезде» некий адаптер, который позволить стыковку «Причала» сразу к «Звезде».
Проблема в том, что в таком случае нельзя будет использовать четыре из шести шлюзов, боковые, поскольку они будут слишком близко к станции.
Итогом этого роскошного тришкиного кафтана становится ситуация, когда вместо модуля, способного принять 4 корабля и еще один модуль (о нем речь ниже), мы получаем роскошную затычку с одним стыковочным узлом.
Бурные аплодисменты и крики «ура!»
Научно-энергетический модуль. О нем пока не стоит даже говорить, поскольку для него готов только корпус. Да и будущее более чем туманное, ибо стыковаться он должен на один из узлов «Причала», который… Понятно. Смотрим выше, понимаем, что космическое «Лего» пока не складывается.
Но есть еще одно соображение насчет всей этой карусели. Личное.
«Наука» не взлетит. Здесь, на земле, у запуска этого горе-модуля есть десятки противников. И это не какие-то гипотетические «враги народа», это конкретные люди, которые должны будут поставить вполне конкретные подписи на документах, свидетельствующих о готовности модуля к работе.
Короче, это те, кого назначат крайними (а у нас это роскошно научились делать при Рогозине) в случае фиаско.
А фиаско в виде неработающего модуля вполне может произойти. Негерметичный модуль на орбите – это прелестно. Неработающие двигатели (а их на «Науке» столько же, сколько на «Звезде», ибо база одна – ФГБ) – тоже неплохо.
Потому любой нормальный человек (а такие даже в госкорпорациях есть), не желая излишних приключений на свою жизнь, всеми силами станет затягивать этот торжественный и печальный момент – запуск «Науки» в космос. Ибо ничего хорошего от этого шоу ожидать не стоит.
Слава богу, никто никуда не спешит. Вы обратили внимание на временные промежутки? Нет (естественно)? Я повторю.
2013 год. Собранный модуль «Наука» провалил приемочное тестирование.
2015 год. Модуль вернули обратно в Центр им. Хруничева, трубопроводы заменили.
2017 год. Не помогло, грязь нашли уже в баках.
2019 год. Баки порезали, почистили, заварили, угробили окончательно.
Оценили скорость реагирования на проблему? А динамика работы какова? Продолжаем?
2021 год. НПО Лавочкина изготавливает новый комплект баков.
2023 год. Центр имени Хруничева, отвлекаясь от строительства нового чудо-здания, вставляет баки на места.
2025 год. «Наука» готова стартовать.
Ну и в 2026 году, если ничего не произойдет, как раз модуль можно будет запускать. Одна проблема, сколько ресурса останется у «Звезды»? И останется ли он вообще? 26 лет в космосе – это не шутка…
Да, говорить о репутации «Роскосмоса» тут не приходится, дело наше, внутреннее, так сказать, но… Повторяю вопрос: где наука? Где возможность самостоятельной работы?
Болтающаяся на орбите болванка с возможностью проживания в ней трех человек – это очень сомнительная трата миллиардов, не находите? Нет? Ну ладно…
Печальная история «Науки» выставляет напоказ очень сложную проблему. Получается, что мы реально деградировали до уровня 60-х годов прошлого века, и сегодня просто не можем даже повторить то, что было создано 40 лет назад.
И «Наука» вполне может пополнить собой ряды «ушедших в никуда» нашей «Энергии» и американского «Сатурна», например.
Но наши партнеры-конкуренты идут вперед. Это факт, черт, это очень неприятный факт. А у нас сплошные слюни в монитор и крики «мы все сможем!»
О, да. Мы точно сможем. Сам Путин говорил о том, что нам очень нужна национальная орбитальная станция.
И такой проект есть. НОС России. А простите, из чего эта НОС будет состоять?
Опаньки, а лица-то все знакомые…
Все те же «Наука», «Причал», НЭМ. Вот же они, в полном составе. Ну плюс еще можно добавить ту рухлядь, которая при МКС болтается.
Роскошная у нас НОС в 2024 году будет! Всем на зависть!
Сердце: «Звезда» (25 лет) и «Наука» (28 лет)! Новейшие разработки, не имеющие аналогов в мире! Ура!!! #мысмогли и все такое.
Все остальное: «Пирс» (23 года), «Поиск» (15 лет), «Рассвет» (14 лет), «Причал» (10 лет).
Знаете, чем-то ситуацию с авианосцами напоминает. Авианосец – это у американцев инструмент давления и оружие, у всех остальных – предмет престижа. Типа иметь авианосец – круто до ужаса.
Вот такое же «круто», как древний, чадящий, ни на что не способный в боевом плане «Адмирал Кузнецов» у нас, может быть, будет на орбите.
Да, по свалкам собранное, но – свое. Исконно русское. Может, еще американцы «Зарю» по дешевке уступят, ей в 2024-м всего-то 26 лет будет, так что поработает старушка…
Красота, правда?
Но это все только в том случае, если полетит, как я уже говорил, «Наука» и все с нею связанное.
Неприятно, господа ура-патриоты? Мне вот тоже. Мы деградировали. До уровня космических извозчиков и сортиростроителей. Увы, но это факт.
Да еще и позиции извозчиков из-под нас убегают сами, чему последнее время наш «Роскосмос» прямо потворствует.
Хорошо, хоть космические туалеты американцы так и не освоили. Есть на чем заработать. 19 млн за один космоунитаз. Сила!
И вот вам и перспектива «национальной программы» — болтаться в космосе на станции, собранной из древних модулей, которые непонятно сколько еще проработают. Новые? Увольте, вот пусть Рогозин осилит запуск «Науки», тогда и посмотрим.
А пока я смотрю, что есть на МКС, с чем они останутся и что сдавать в аренду будут, так простите, там «Кибо», «Коламбус» и «Дестини» — троица та еще. Есть где развернуться в плане поработать, даже без нас. Тем более, без нас. Без нас там можно и военными секретами заняться по полной программе.
Или сдать, например, как планировалось, Маску, который, будучи человеком неглупым, сообразил, что межпланетный корабль выгоднее собирать на орбите, благо кранов и манипуляторов там теперь хватает. И рабочие руки найдутся.
Весь вопрос в том, что мы остаемся у старого корыта, из которого вряд ли что-то ценного можно выжать. Поддерживать иллюзию крутой космической державы? Ну да… Не больше того.
День сегодняшний четко дает понять, что «Роскосмос» в том виде, в каком он существует (лучший термин для характеристики момента), не годен ни на что, кроме перемалывания триллионов рублей под бравурные заявления господина Рогозина.
Не будет никакой лунной станции. Нет предпосылок к ее созданию.
Простите, мы просто модуль не в состоянии сделать для околоземной станции, а тут про Луну сказочки.
Не будет никакой многоразовой и межпланетной «Федерации», поскольку вдруг такие вещи не падают с потолка. А мы до сих пор используем «Союзы» Королева, поменяв на них компьютеры на более современные. Что-то не берется из ничего, и поддерживаю тех, кто говорит, что «Федерация» — такой же миф, а на деле — распил.
Если не изменить ситуацию в корне, то мы, конечно, сможем что-то там показывать, типа запуска спутников Анголе, Зимбабве, Кении… Короче, тем, у кого денег нет. В кредит, естественно. Но не более того.
А что надо сделать, чтобы было «более того»?
Вообще-то, тут уже, по идее, каждый прочитавший должен включить мозги и придумать для себя что-то сам. Такова вообще суть существования СМИ, не только подавать готовую информацию, но и побуждать к тому, чтобы думать. Но так как это сегодня далеко не всем по силам, озвучу несколько вещей.
Главное – господин Путин должен все-таки понять, что его тактика назначения на должности верных и преданных людей порочна. Особенно в отношении «Роскосмоса». Рогозин, журналист, ничего не смыслит в этих вопросах. И управленец совершенно отвратительный.
Лучшим доказательством служат его танцы с «Восточным». Сколько бы Рогозин ни потрясал кулачками, сколько бы ни делал громких заявлений, фактически мы имеем отвратительно проведенные работы по постройке космодрома, разворованные деньги и забастовки рабочих, как подтверждение всей порнографии, которая там творилась.
В стране явно превышен критический уровень бездарностей на ответственных постах. Хорошо работают только в сфере оболванивания населения, но хоть где-то у нас все в порядке. Пальчик покажи – и «уря-я-я» несется над просторами России, по поводу и без оного.
А конкретно «Роскосмосом» должны руководить люди, которые в этом понимают. Не популисты-журналисты, как Рогозин, не манагеры-связисты, как уже (слава богу) бывший руководитель КБХА, присланный из «Ростелекома».
Специалисты.
Тогда шанс есть. Небольшой, поскольку деградация очень заметна, но есть.
Нет – да и не надо. Тогда достаточно громких и красивых заявлений, которые будут поддерживаться одобрительными криками с орбиты от генералиссимусов на космодиванах. На словах мы будем первыми, лучшими, могущими все. Главное – патриотично не раскачивать лодку.
А на деле мы будем наблюдать за орбитальным строительством китайцев, достижениями Маска и Безоса, индийцев, евреев…
С борта «своей собственной» станции, которая со временем превратится в груду летучего металлолома, обсуживаемую одним техником. Ну да, как в фильме. Сказочка та еще, но…
В ней есть некий такой намек.
Но в принципе, то, как гробят нашу космическую индустрию, зачеркивая одно за другим советские достижения, меня не сильно так и напрягает, если честно. Это тот лом, который плеткой не перешибить. Если Путин велел Рогозину все угробить – значит, так тому и быть.
И потом, достижения, которыми еще какое-то время можно будет гордиться, это, конечно, хорошо. Но они остались там, в той стране, которой больше нет.
И не надо тут говорить о преемственности. Я ее в космосе не вижу, если честно. Вижу старые «Союзы», «Прогрессы», «Зениты», которые просто работают извозчиками. Достижений России как-то не наблюдаю.
Но больше всего удручает то, что с каждым днем все меньше людей, которые способны это трезво оценить. А все больше «патриотов», способных только скакать и громко орать на заданную тему.
Что же, это тоже путь развития, не буду спорить.
Так что идем к межпланетной «Федерации», околоземной станции, окололунной станции, лунной обсерватории, марсианской станции и прочим сказочкам, которыми нас так щедро потчуют последнее время.
А вдруг придем?
Автор:Роман Скоморохов
Взято: Тут
0