Starweaver
Голанские высоты: Камень в башмаке и камень за пазухой ( 8 фото )
Президент США Дональд Трамп закинул удочку на тему того, что настало время признать израильский суверенитет над Голанскими высотами. Тем самым сделан очередной американский рывок к дестабилизации и без того нервного положения на Ближнем Востоке
Автор:
Покровский Александр
Соединённые Штаты Америки — это такой всемирно-исторический пироман, которого хлебом не корми, дай поджечь какой-нибудь кусок планеты. Вот и опять из Вашингтона прошипела огнемётная струя, добавив жара на было притоптанный международными, прежде всего российскими, усилиями костёр на Ближнем Востоке.
Это американский президент Дональд Трамп написал в своём Twitter:
После 52 лет настало время для Соединённых Штатов полностью признать израильский суверенитет над Голанскими высотами, которые имеют критическую стратегическую и обеспечивающую безопасность важность для Государства Израиль и региональной стабильности.
Donald J. Trump
✔@realDonaldTrump
After 52 years it is time for the United States to fully recognize Israel’s Sovereignty over the Golan Heights, which is of critical strategic and security importance to the State of Israel and Regional Stability!
161 тыс.
20:50 - 21 мар. 2019 г.
Информация о рекламе в Твиттере и конфиденциальность
68,2 тыс. человек(а) говорят об этом
Конечно, можно пожать плечами — старина Донни в своём репертуаре. Но то, что его заявление — не личное дело эксцентричного дедушки на посту главы США, а часть государственной политики, подтверждается и словами госсекретаря Майка Помпео, который посулил некое новое американское видение того, как можно разрешить «конфликт между палестинцами и израильтянами». «Мы хотим для палестинцев, их сыновей и внуков достойной жизни, в которой нет насилия», — цитирует политика «РИА Новости».
М. Помпео. Фото: www.globallookpress.com
Что это за «видение», которое может куда-то разбросать тяжкие напластования свинцовой, лютой, удушающей ненависти палестинцев к израильтянам, непонятно. До сих пор американские администрации как-то не блистали умом и сообразительностью в этом секторе мировых проблем. Всегда до сих пор Вашингтон по факту тупо принимал сторону Израиля в любых конфликтах, даже вызванных самим Израилем. Это, конечно, отдельная тема для глубоких научных работ политологов и историков — как так получилось, что Израиль виляет Америкой. Но это исторический факт. Так и в нынешней активности Трампа не стоит, пожалуй, искать ни его личной инициативы, ни дальней стратегической подоплёки — ищи простые интересы Израиля, его актуального политического руководства.
И тут же найдёшь. И без труда: тему о признании Голан израильскими Трамп вбросил как раз накануне израильских выборов. Вероятнее всего, чтобы помочь дорогому Биби победить на них. Неслучайно в США высказано предположение, что признание Вашингтоном суверенитета Израиля над Голанскими высотами будет официально провозглашено в ходе визита Биньямина Нетаньяху в Штаты на следующей неделе. Как неслучайна и мгновенная реакции Биби на высказывание Трампа.
В то время, когда Иран стремится использовать Сирию как плацдарм для уничтожения Израиля, президент Трамп смело признаёт суверенитет Израиля над Голанскими высотами. Спасибо, президент Трамп,
— покровительственно поблагодарил Нетаньяху своего заокеанского друга в том же Twitter. Таким образом, камень с горы столкнули…
Б. Нетаньяху. Фото: www.globallookpress.com
Голаны как камень за пазухой
Он же — камень преткновения. Голанские высоты с их важнейшей горой Хермон и питаемым стекающими с них реками озером Кинерет присутствуют в писаной истории человечества со времени создания Библии.
Считается, что в библейские времена именно здесь жил народ исполинов — рефаимы. Кто это был в истории, неясно, но древние евреи подозревали, что это — дети земных женщин и падших ангелов. Неподалёку отсюда произошла знаменитая битва при Мегиддо, когда «Наполеон древнего мира» фараон Тутмос III (он же Джехутимесу) разбил войска 330 царств, среди которых было и «царство» вокруг города Кинерет, каковой был египетским правителем покорён и включён в состав своей империи.
Важнейшее историческое значение этих мест исходит также из того, что именно с озером Кинерет — оно же Генисаретское, Галилейское и Тивериадское — связано очень многое в жизни Иисуса Христа. Здесь, на этом озере, рыбачили апостолы Пётр и Андрей, когда Христос позвал их за собой. Здесь, в городе Капернаум на северном берегу озера, начал Христос путь проповедника, и сам Капернаум в Евангелии от Матфея назван для него «Своим городом». Здесь Христос произнёс свою Нагорную проповедь. Здесь, в берущей начало в Голанских высотах реке Иордан, по преданию, Христос крестился.
И позднее здесь, в Галилее, происходило много судьбоносных событий. Здесь фактически закончился западный крестоносный «проект» Иерусалимского королевства, когда в 1187 году в битве при Хаттине было полностью уничтожено войско крестоносцев. Здесь позднее владычествовала Оттоманская империя. Здесь, на Голанских высотах, османское руководство разместило бежавших из России во время Кавказской войны черкесов — в качестве своеобразных «мусульманских казаков». До сих пор они тут живут, наряду с друзами образуя основную часть населения.
Фото: www.globallookpress.com
Но по итогам Первой мировой войны Турецкая империя распалась, и сюда пришли европейцы. Вот тогда Голаны и стали превращаться в камень в ботинке. При османах границ тут не было, поскольку в их государстве территориальное устройство базировалось на так называемых миллетах — территориальных единицах, где компактно проживало население одной национальности, веры или конфессии. Такое устройство мы до сих пор видим в сегодняшней Сирии, где соседствуют, например, сёла алавитские и суннитские, армянские и курдские, христианские и мусульманские. И, в общем, если эту систему не баламутить, то при всех древних исторических счетах друг к другу эти люди живут довольно мирно. Нет необходимости толкать друг друга локтями.
Европейцы такую необходимость создали. После крушения Османской империи территория Большой Палестины, включая Сирию и Иорданию, была разделена между Англией и Францией. Одна из границ между их подмандатными территориями прошла как раз по Голанским высотам, разрезав в том числе и озеро Кинерет. Именно там сегодня и проходит официальная, международно признанная граница между Израилем (бывшая британская территория) и Сирией (бывшая французская).
Когда в 1948 году в британской Палестине было провозглашено Государство Израиль, арабские соседи, включая Сирию, довольно деятельно выразили недовольство этим актом. Критические замечания высказали прямо на следующий день — посредством пушек и танков, но Израиль тогда отбился. Однако будущие конфликты остались запрограммированы. Поэтому сначала в 1967, а потом в 1974 году между евреями и арабами разразились ещё две войны. Именно во время первой, названной Шестидневной, Израиль захватил Голанские высоты, а в ходе второй, названной Войной Судного дня, удержал их и укрепил над ними контроль.
Голанские высоты стали на десятилетия линией фронта…
Голаны как камень в башмаке
После установления Израилем контроля над Голанскими высотами эту территорию покинула большая часть мусульманского населения. Оно и понятно: терпимостью израильские военные никогда не отличались.
Фото: www.globallookpress.com
Линия фронта превратилась в линию разделения, демилитаризованную зону, где стояли одно время войска ООН. В ходе сирийской гражданской войны Голаны с сирийской стороны были захвачены «чёрными» и «зелёными» душманами — то есть отрядами запрещённого в России ИГИЛ и антиправительственными исламистами более умеренного толка. Вопрос, как это Израиль их тут терпел, у знающих людей даже не возникал — и те, и другие кормились с руки Тель-Авива. Царьград об этом несколько раз писал, высказывая в том числе небеспочвенные подозрения, что изначально руководство ИГИЛ было выращено и посажено на свои места израильскими спецслужбами. Потому как злее любых ваххабитов и прочих исламистов в Израиле врагом считается законное руководство Сирии, религиозно родственное Ирану и союзное с ним. Вашингтон лишь оплачивал еврейский банкет с исламскими террористами.
Объективно говоря, Израиль в вопросе с Голанскими высотами понять можно. И даже принять его доводы. И даже посочувствовать. Дело в том, что эта местность имеет для еврейского государства даже не одно, а целую кучу жизненных значений.
Во-первых, военная безопасность. Установленные на Голанах вражеские пушки способны угрожать всему северному Израилю. А уж ракетные позиции и подавно делают шансы на существование государства в случае войны близкими к нулю. Поэтому отдать эти высоты Сирии — то есть потенциально и Ирану — Иерусалим позволить себе не может ни при каких обстоятельствах. Зато собственные ракеты, установленные на здешних позициях, могут долетать до Дамаска…
Во-вторых, это и национальная безопасность. С Голанских высот река Иордан с притоками Аль-Хасбани, Баниаси и Лиддани снабжает водой озеро Кинерет. А с него водой запитывается до трети населения Израиля. Что делать, если вернувший себе эту территорию Дамаск решит невинно построить тут плотины? Или ещё каким-то образом устроить Израилю водный голод? Тем более что уровень озера и так из года в год снижается.
Фото: www.globallookpress.com
В-третьих, это безопасность экономическая. Здесь производится половина минеральной воды Израиля и около четверти вин, до половины фруктов и овощей. Рядом с этим райским уголком остальная территория Израиля представляет собой хорошо ухоженную пустыню и пустыню неухоженную. И, кстати, чтобы ухаживать за отвоёванными у пустыни садами и посевными площадями, тоже нужна вода. Из Средиземного моря её не наберёшь…
Специалисты насчитывают ещё до полудюжины жизненно важных для Израиля причин удерживать Голанские высоты, но это, пожалуй, основные. И в их нынешнем правовом состоянии они представляют собой, как видим, настоящий камень в ботинке для Израиля, да и для Сирии.
Камень с горы
Но до сих пор этот камень только чувствовался, но особо ногу никому не натирал. В Дамаске сидели и сидят реалисты, которые давно просчитали, что возврат Голанских высот возможен только после победоносной войны с Израилем, когда победитель продиктует евреям границы их государства. Но поскольку евреи не без оснований подозревают, что эти границы арабы-победители нарисуют им на дне морском, то о своей военной безопасности пекутся всеми силами. И уже по этой причине Голаны не сдадут.
На этой основе и сложился своеобразный спрятанный консенсус. Сирия жалуется и обвиняет Израиль, требует вернуть себе Голаны и не признаёт объявленного Тель-Авивом суверенитета над ними. Израиль, набычась, отмалчивается, но тоже не лезет упокоивать Дамаск вооружённым путём. Мир на границе, иначе говоря. А попытка разрушения Сирии руками ИГИЛ — это уже, извините, непрямые действия. Да и не докажете.
На основе этого негласного согласия со сложившимся положением вещей можно было в дальнейшем находить уже и формальные компромиссы. Скажем, из доверенных источников Царьграду известно, что в качестве реалистичного продумывался в некоторых столицах вариант, когда Дамаск и Тель-Авив подписывают полноценный мирный договор, где Голаны признаются некоей нейтральной территорией под фактическим израильским управлением, а Израиль в ответ (и тоже тихо) платит за это некую сумму в фонд послевоенного восстановления Сирии.
Фото: www.globallookpress.com
Были ещё варианты. Но это всё тихие разговоры в тихих комнатах кипрских тихих особнячков. И вот теперь в эту тишину врывается весельчак Донни, предлагая запросто признать израильский суверенитет над Голанами! То есть совершает примерно такое же значительное «умиротворяющее» деяние, каким было его же предложение признать Иерусалим столицей Израиля и перевести туда американское посольство.
Теперь что? А теперь ожидается красота. В своём нынешнем статусе Голаны — буферная территория. Там постреливают, и Израиль, отнюдь не зайчик, пользуется ею как военным форпостом, в том числе и при обстрелах иранских целей в глубине Сирии. Но всё же — буфер. Нейтралка. А теперь, после признания? Это всё — территория Израиля. Значит, простите, и у Дамаска, а также и у Москвы нет никаких оснований удерживать иранцев и их прокси от обстрелов и вообще ведения боевых действий против Израиля. И цель — святая: освобождение оккупированной евреями земли.
А для того же Ирана это новое лыко в строку обвинений против «Большого сатаны» за океаном и его злого Иблиса, окопавшегося между Сирией, Иорданией и Египтом. Впечатление в мусульманском мире тоже ожидается крайне негативным. Уж если член НАТО Турция мгновенно заявила, что объявленное Трампом признание приведёт «только к росту насилия и человеческого страдания в регионе», то что говорить о других?
Естественно, очередные трения возникнут между великими державами. Очевидно, например, что Россия и Китай прибегнут к праву вето, вздумай теперь США предложить в ООН перерешать вопрос по Голанам в направлении, высказанном Трампом.
Ну а во что это специально вызванное обострение выльется конкретно, гадать трудно. Но вряд ли во что-то хорошее. Ведь как ни крути, а пихнул Вашингтон Голаны, как камень с горы…
Взято: Тут
0