Как российский газопровод вбивает клин между США и их союзниками. The Wall Street Journal США ( 1 фото )

Это интересно

Газопровод «Северный поток — 2» превратился в яблоко раздора, и в Вашингтоне опасаются, что Германия станет чересчур зависима от Москвы, пишет корреспондент американской газеты в Германии. При этом он отмечает, что Германии российский газ сулит значительную выгоду: в среднем российские энергопоставки обходятся на 20% ниже американского сжиженного газа


Перед визитом в Белый дом прошлой весной Ангела Меркель (Angela Merkel) договорилась со своими советниками: разговоров о «Северном потоке — 2» избегать любой ценой. Немецко-российский трубопровод стал яблоком раздора между Берлином и Вашингтоном. В США опасаются, что крупнейшая экономика Европы впадет в чрезмерную зависимость от российских энергоносителей.

Однако когда канцлер Германии заняла свое место за столом в Овальном кабинете, президент Трамп перерезал ей все пути к отступлению. «Ангела, — сказал он, по словам присутствующих, — хватит уже покупать газ у Путина».

Прошел год, но строительство газопровода по дну Балтийского моря продолжается. Его финансирует ряд западных компаний при поддержке «Газпрома», российского газового гиганта.

Однако противостояние обостряется, и это наглядный пример того, как отчуждение России от Запада ничуть не сплачивает ближайших союзников, но лишь вбивает между ними клин.

Администрация Трампа утверждает, что трубопровод лишь усилит позиции Москвы, которая по-прежнему находится под гнетом санкций Запада за вторжение на Украину в 2014 году. «Если „Северный поток — 2″ будет построен, он лишь усилит зависимость Европы от России», — считает Ричард Гренелл (Richard Grenell), посол США в Германии и доверенное лицо Трампа. Трамп уже посоветовал Меркель перестать налаживать связи с Россией и перейти на американский газ.

Берлин же полагает, что трубопровод укрепит энергетическую безопасность Европы. «Газпром» уже опутал Европу сетью газопроводов, которые пересекают Украину. «Состав российского газа не изменится, откуда бы он ни поступал — с Украины или из глубин Балтийского моря», — сообщила Меркель в прошлом месяце на Мюнхенской конференции, на которой присутствовал и вице-президент США Майк Пенс (Mike Pence).

Потратив несколько лет на то, чтобы убедить ряд немецких правительств похоронить проект, Вашингтон, наконец, готовится ввести против газопровода санкции. Представитель службы безопасности, знакомивший Трампа с ходом дела, заявил, что президент считает, что «Северный поток — 2» несовместим с военным щитом, которым США накрывают Европу. По его словам, президент высказался в таком ключе: «Если вы просите, чтоб мы вас защитили от зверя, то зачем же вы сами его кормите?»

Официальные лица в Берлине предупредили, что Германия воспримет санкции как агрессию против союзников по НАТО. По всей видимости это лишь усугубит раскол между США и Германией, вызванный стремлением Вашингтона заручиться более выгодными торговыми условиями, его отказом от ядерной сделки с Ираном, угрозами Трампа ввести пошлины и, наконец, требованиями, чтобы Германия увеличила свои военные расходы.

Санкции против трубопровода будут означать конфронтацию не только с Германией, но и со всей Европой», — объяснил немецкий чиновник, занимающийся проектом. «Мы сделаем все возможное, чтобы достроить трубопровод.

Некоторые официальные лица США заявили, что санкции против «Северного потока — 2» станут следствием Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций — поправки к действующим мерам против России. Они будут нацелены на инвесторов и компании, заключившие контракт на укладку труб.

Российские чиновники проинформировали советников госпожи Меркель, что санкции США вынудят «Газпром» выкупить долю западных компаний и завершить трубопровод самостоятельно, сообщили представители Германии и ЕС.

Представители «Газпрома» заявили, что самая сложная часть проекта уже завершена. Если трубоукладчики будут отозваны, проект будет отложен, а расходы возрастут. Несмотря на это, свой проект «Газпром» намерен довести до конца. По словам представителя «Газпрома», если проект лишится западных инвестиций, их долю выкупят российские государственные банки — возможно, при участии китайского капитала.

Один американский дипломат заверил, что администрация об этом плане осведомлена. По словам дипломата, превратись «Северный поток — 2» в чисто кремлевское начинание, госпоже Меркель выпадет щекотливая задача отстаивать флагманский проект Путина.

Своей поддержкой газопровода госпожа Меркель давно ставит Вашингтон и критически настроенные европейские правительства в тупик.

Первую нитку «Северного потока» некогда отстаивал предшественник госпожи Меркель на посту канцлера Германии и ее политический конкурент Герхард Шрёдер (Gerhard Schröder). Шрёдер считался личным другом российского президента, Меркель же слывет его врагом.

Едва вступив в должность в 2005 году, она сообщила, что Путин настолько жаден до иностранной валюты, что если запасы российского газа начнут иссякать, то запросто оставит соотечественников мерзнуть, лишь бы не прекращать экспорт в Европу. Бывшая гражданка ГДР, марионетки советского режима, Меркель возглавила санкционную политику Европу после российской аннексии Крыма.

При этом госпожа Меркель считает, что трубопровод вполне отвечает долгосрочным интересам Германии, потому что та остро нуждается в поставках газа. В 2011 году, после аварии на японской АЭС «Фукусима», Меркель ускорила постепенный отказ Германии от атомной энергии. Ее правительство также поставило цель закрыть к 2038 году все имеющиеся угольные электростанции.

Высокоиндустриальная экономика Германии не может полагаться на одни лишь возобновляемые источники энергии, поэтому ожидается, что роль газа в ее энергоснабжении будет расти и впредь. По данным немецкого правительства, Германия — крупнейший импортер природного газа в мире. Одна лишь компания «Басф» (BASF), химический гигант и один из инвесторов «Северного потока — 2», потребляет больше газа, чем вся соседняя Дания.

«Нам нужен газ»

В феврале госпожа Меркель признала эту дилемму, заявив во время визита в Японию следующее: «Мы хотим полностью избавиться от угля к 2038 году. Поэтому нам нужен газ».

Германии, где цены на электроэнергию для хозяйственных нужд выше, чем в остальной Европе, российский газ сулит значительную выгоду. В среднем российские энергопоставки обходятся на 20% ниже американского сжиженного газа, отмечает немецкое правительство.

«Северный поток — 2» пройдет по дну Балтийского моря, повторив маршрут своего предшественника длиной в 1 200 километров. Это позволит удвоить годовую мощность газопровода до 110 миллиардов кубометров. Газпром покроет половину затрат общей суммой в 9,5 миллиардов евро, остальные расходы поделят между собой европейские компании «Энжи» (Engie), OMV, «Роял датч шелл» (Royal Dutch Shell), «Юнипер» (Uniper) и «Винтерсхалль» (Wintershall).

Первый «Северный поток» появился на свет в 2005 году, когда господин Шредер и господин Путин ударили по рукам, подписав контракт стоимостью 7 миллиардов долларов. В декабре того же года господин Шрёдер, утратив пост канцлера Германии, возглавил комитет акционеров «Северо-европейской газопроводной компании», тогдашнего оператора проекта. В прошлом году Шрёдер появился на инаугурации Путина, сидя в первом ряду вместе с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Давать интервью он отказался. Позади господина Шрёдера стоял генеральный директор «Северного потока — 2» Матиас Варниг (Matthias Warnig), бывший сотрудник тайной полиции ГДР «Штази».

Бóльшую часть времени, проведенного на посту канцлера — а это 13 лет — госпожа Меркель от прямого ответа, почему она продолжает поддерживать газопровод, всячески уклонялась. В поддержку своей позиции она приводила аргументы самые разные — от необходимости считаться с партнерами по коалиции до давления со стороны промышленников, сообщил бывший помощник президента Обамы. «Всякий раз, когда Обама вызывал ее на откровенность, — сообщил он, — Меркель давала разные ответы, в зависимости от времени суток.

Однако в феврале на Мюнхенской конференции по безопасности, где собрались члены правительств и ведущие сотрудники безопасности, она снова высказалась в защиту проекта, подчеркнув, что Германия закупает российский газ со времен холодной войны, и что Кремль был и останется партнером.

Несколькими месяцами ранее правительство госпожи Меркель одобрило строительство в Германии, по меньшей мере, одного терминала, через который сможет поступать сжиженный природный газ (СПГ) из США. Хотя ряд экспертов и сомневаются, что американский СПГ будет пользоваться спросом из-за его высокой цены, немецкие официальные лица выразили надежду, что этот шаг хоть как-то смягчит неприязнь США к трубопроводу.

Представители США признали, что администрация стремится к тому, чтобы Европа покупала американский газ, хотя при этом и подчеркивают, что обеспокоены главным образом усилением воинственной России и расширением ее влияния. По статистике ЕС за 2016 год, почти 40% импорта энергоносителей приходится на Россию. «Северный поток — 2», по всей вероятности, лишь увеличит ее долю. Параллельно Москва ведет работу и над «Турецким потоком», по которому газ в Европу пойдет через Турцию.

Еще одна проблема заключается в том, что «Северный поток — 2» лишит Украину бюджетных поступлений за транзит российского газа, а они в 2017 году составили свыше 2% ВВП.

Вообще, мы не видим в строительстве трубопровода принципиальной необходимости », — сообщил замминистр энергетики США Дэн Бруйетт (Dan Brouillette). «Для России же это очередной рычаг давления на Европу.

Марош Шефчович (Maroš Šefčovič), вице-президент Европейской комиссии и критик проекта, сообщил, что для удвоения пропускной способности первого «Северного потока» не видит коммерческого обоснования.

Озабоченность Вашингтона разделяют в ряде европейских столиц. Польша выступает против, потому что боится стать еще более уязвимой для российского политического давления. Политики из Варшавы, в том числе либерал Радослав Сикорский (Radosław Sikorski), бывший министр иностранных дел, сравнивали газопровод с пактом Молотова — Риббентропа между гитлеровской Германией и сталинским СССР, который привел к расчленению Польши.

В июле 2016 года немецко-польские отношения накалились до такой степени, что госпожа Меркель тайно пригласила председателя правящей партии Польши Ярослава Качиньского (Jarosław Kaczyński) на примирительный ужин в правительственный дом приемов под Берлином, как сообщает участник мероприятия. Канцлер оказала господину Качиньскому теплый прием в замке Мезеберг. При этом госпожа Меркель объяснила, что остановить «Северный поток — 2» она не в силах, поскольку это частный проект.

Позднее она, похоже, сменила тактику, упомянув рост влияния Китая в Восточной Европе. Польская делегация истолковала это как намек, что она отзовет свою поддержку трубопровода, если Польша поможет обуздать китайское нашествие в регионе. Кроме того, госпожа Меркель призвала господина Качиньского переубедить венгерского лидера Виктора Орбана (Viktor Orban), который выступает за тесные отношения с Китаем и Россией, сообщил источник.

Присутствовавший на встрече представитель Меркель опроверг заявление, будто канцлер предлагала некую сделку. По его словам, Меркель лишь выразила обеспокоенность политикой ряда стран в отношении Китая, заявив, что она противоречит общим интересам ЕС.

Контрнаступление Меркель

Президент Франции Эмманюэль Макрон (Emmanuel Macron) в феврале раздумывал над европейским законопроектом, который обеспечил бы надзор за проектом со стороны ЕС, фактически вырвав рычаги управления из рук Берлина, однако от этого шага его отговорил телефонный звонок канцлера Германии, как сообщают французские чиновники.

В попытке торпедировать законопроект госпожа Меркель обзвонила и других лидеров ЕС, критически настроенных к трубопроводу, сообщают чиновники из ряда стран. Премьер-министр Румынии почувствовала такое давление после одного такого звонка, что ее заместитель пожаловался на госпожу Меркель министру энергетики США Рику Перри (Rick Perry), сообщают румынские и американские чиновники. Пресс-секретарь госпожи Меркель звонок подтвердила, однако содержание беседы комментировать отказалась.

Наступление госпожи Меркель увенчалось успехом. Евросоюз принял законопроект в значительно ослабленной редакции, оставив контроль над газопроводом Германии.

21 февраля господин Трамп сообщил федеральному канцлеру Австрии Себастьяну Курцу (Sebastian Kurz) на встрече в Овальном кабинете, что введет против трубопровода санкции, если Германия не передумает, заявил один из участников встречи.

По словам сенатора-демократа от штата Делавэр Криса Кунса (Christ Coons), законодатели от обеих партий опасаются, что «Северный поток — 2» укрепит позиции России. «„Северный поток — 2″ усиливает напряжение в отношениях США и Германии, — посетовал он. — Демократов пугают, главным образом, не перспективы для экспорта СПГ, а то, что российская хватка становится жестче, и я — не исключение».

Поддержка большинства

Многие немцы считают, что администрация Трампа чересчур давит на «Северный поток — 2», гласит недавний опрос общественного мнения, проведенный социологическим институтом «Форса» в январе.

Строительство второй нитки газопровода по дну Балтийского моря правильный шаг?

Да (73%)

Нет (16%)

Согласны ли вы с президентом США, что увеличение импорта из России поставит безопасность Европы под угрозу и сделает Германию полностью контролируемой и зависимой?

Нет (67%)

Да (20%)

Справедливо ли посол США угрожает компаниям, участвующим в газопроводе по дну Балтийского моря, санкциями?

Нет (91%)

Да (4%)

Дональд Трамп и американский посол пытаются шантажировать Германию, чтобы заставить ее покупать СПГ в США.

Да (77%)

Нет (8%)

Джон Смит (John Smith), который до прошлого года занимал пост директора Управления по контролю за иностранными активами и, таким образом, был самым высокопоставленным чиновником, ответственным за санкции, предупреждал, что Конгресс обеспокоен попустительским отношением Трампа к России, а также его желанием похвастаться, как круто он якобы обошелся с Путиным.

«Практически всё правительство США считает, что эта сделка лишь усилит Россию, а Евросоюз делать этого не должен ни в коем случае», — отозвался господин Смит, ныне партнер юридической фирмы «Моррисон и Фостер» (Morrison & Foerster).

«Вмешательство в выборы, российские провокации, злость из-за российской политики Трампа — стечение этих обстоятельство может больно ударить по „Северному потоку — 2″».

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация