Как кофе разрушил империю ( 3 фото )
- 03.03.2019
- 631
Кофе, оказывается, обладает еще одним «незадокументированным» качеством. И это добавляет новые краски в вопрос, почему при СССР этот напиток был из рук вон плохим.
Кофе сегодня – дело очень национальное. Не сами зерна, естественно, а способ их приготовления. Есть греческий кофе для греков и киприотов, боснийский кофе для боснийцев, армянский кофе для армян, арабский кофе для арабов и турецкий кофе для турков, хорватов, албанцев и сербов. Но в середине XVI века это был просто кахве - кофе. В то время всеми этими народами управляла Османская империя. Возможно она и привила любовь к кофе всем его поклонникам из юго-восточной Европы и Персии. Но к началу XIX века империя начала разрушаться. А кахве сыграл малоизвестную роль в ее кончине. The Economist в своем приложении рассказывает об этой давней истории.
Кофе пришел в Турцию во времена правления султана Сулеймана Великолепного. Когда человек, которого он послал, чтобы управлять Йеменом, наткнулся на придающий энергию напиток, известный там как qahwah , он привез его к Османскому двору в Константинополь. И там тот мгновенно завоевал популярность.
У дворцового «kahveci usta», или мастера кофе, могли бы быть десятки помощников, перемалывавших бобы арабики в очень тонкий порошок, похожий по текстуре на современный растворимый эспрессо. Он кипятился в медных горшках, названных джезва. Получившийся напиток - горький, черный и покрытый тонким слоем пены (из-за быстрого налива), - подавали в маленьких фарфоровых чашках. По легенде, чтобы уравновесить его горечь, жена Сулеймана, Хюррем Султан, пила свой кахве со стаканом воды, заедая квадратиком рахат-лукума. Так его и подают сегодня в Турции.
Сулейман I Великолепный (1520-1566) и Хюррем
Однако быстро появились сомнения в «духовности» нового напитка. Разрешает ли Коран употреблять его правоверным? Хотя в исламских священных писаниях конкретно не упоминается кофе, один священнослужитель при дворе Сулеймана все-таки издал фетву против этого напитка на том основании, что употребление всего сожженного было запрещено. Впрочем, это не ослабило привлекательность кофе. И первая общественная кофейня, или kahvehane , была основана в Стамбуле уже в 1555 году двумя сирийскими купцами. Вскоре кофе попал почти в каждый шестой магазин в городе - от небольших кафе по соседству до крупных общественных центров. Постепенно кахве распространяется до самых отдаленных уголков империи.
Кофейни давали людям возможность собираться где-то еще, кроме дома, мечети или рынка. Предоставляли им место для общения, обмена информацией, развлечения и получения знаний. Грамотные гости читают там вслух газеты или пересказывают новости дня. Янычары, элита османских войск, планирует в кофейнях заговоры против султана. Чиновники обсуждали интриги суда. Купцы обменивались слухами о войне. А неграмотное большинство – слушает и наматывает на ус. Именно в кофейнях рождаются и обсуждаются идеи, создающие проблемы для Османского государства: ошибки властей и роскошь двора, национальное угнетение и социальное неравенство.
Вскоре и власти стали расценивать kahvehane как угрозу себе. Некоторые султаны засылают своих шпионов в кофейни – подслушать, что говорят люди. Другие, такие как Мурад IV в начале XVIII века, пытается вообще их закрыть. Но заведения оказались весьма прибыльными. Когда в XIX веке националистические движения охватили все османские земли, популярность кофеен резко возросла. Этнические группы в европейских регионах империи начали агитировать за независимость. Лидеры националистов планировали свою тактику и создавали политические союзы в кофейнях в Салониках, Софии и Белграде. Их активность (усиленная кофеином) увенчались успехом – созданием независимой Греции в 1821 году, Сербии в 1835 году и Болгарии в 1878 году. Эпоха кахве закончилась.
Разные народы добавили в напиток характерные тонкости: греки делают его из мастики, растительной смолы; хорваты – с семенами тмина; арабы настаивают его с кардамоном и подают в маленьких чашках без ручек, называемых финджанами. Даже в том случае, если его употреблять в чистом виде, вкус зависит от степени прожарки; средние и темные бобы турецкого сорта производят кофе с землистым вкусом, дымными нотами и густой текстурой.
Когда вы осушите очередную чашку, вы увидите оставшуюся на дне гущу. А она обязательно что-нибудь предскажет. В общем, судьба кофеен у нас в ближайшие годы мне не кажется безоблачной.
Кофе сегодня – дело очень национальное. Не сами зерна, естественно, а способ их приготовления. Есть греческий кофе для греков и киприотов, боснийский кофе для боснийцев, армянский кофе для армян, арабский кофе для арабов и турецкий кофе для турков, хорватов, албанцев и сербов. Но в середине XVI века это был просто кахве - кофе. В то время всеми этими народами управляла Османская империя. Возможно она и привила любовь к кофе всем его поклонникам из юго-восточной Европы и Персии. Но к началу XIX века империя начала разрушаться. А кахве сыграл малоизвестную роль в ее кончине. The Economist в своем приложении рассказывает об этой давней истории.
Кофе пришел в Турцию во времена правления султана Сулеймана Великолепного. Когда человек, которого он послал, чтобы управлять Йеменом, наткнулся на придающий энергию напиток, известный там как qahwah , он привез его к Османскому двору в Константинополь. И там тот мгновенно завоевал популярность.
У дворцового «kahveci usta», или мастера кофе, могли бы быть десятки помощников, перемалывавших бобы арабики в очень тонкий порошок, похожий по текстуре на современный растворимый эспрессо. Он кипятился в медных горшках, названных джезва. Получившийся напиток - горький, черный и покрытый тонким слоем пены (из-за быстрого налива), - подавали в маленьких фарфоровых чашках. По легенде, чтобы уравновесить его горечь, жена Сулеймана, Хюррем Султан, пила свой кахве со стаканом воды, заедая квадратиком рахат-лукума. Так его и подают сегодня в Турции.
Сулейман I Великолепный (1520-1566) и Хюррем
Однако быстро появились сомнения в «духовности» нового напитка. Разрешает ли Коран употреблять его правоверным? Хотя в исламских священных писаниях конкретно не упоминается кофе, один священнослужитель при дворе Сулеймана все-таки издал фетву против этого напитка на том основании, что употребление всего сожженного было запрещено. Впрочем, это не ослабило привлекательность кофе. И первая общественная кофейня, или kahvehane , была основана в Стамбуле уже в 1555 году двумя сирийскими купцами. Вскоре кофе попал почти в каждый шестой магазин в городе - от небольших кафе по соседству до крупных общественных центров. Постепенно кахве распространяется до самых отдаленных уголков империи.
Кофейни давали людям возможность собираться где-то еще, кроме дома, мечети или рынка. Предоставляли им место для общения, обмена информацией, развлечения и получения знаний. Грамотные гости читают там вслух газеты или пересказывают новости дня. Янычары, элита османских войск, планирует в кофейнях заговоры против султана. Чиновники обсуждали интриги суда. Купцы обменивались слухами о войне. А неграмотное большинство – слушает и наматывает на ус. Именно в кофейнях рождаются и обсуждаются идеи, создающие проблемы для Османского государства: ошибки властей и роскошь двора, национальное угнетение и социальное неравенство.
Вскоре и власти стали расценивать kahvehane как угрозу себе. Некоторые султаны засылают своих шпионов в кофейни – подслушать, что говорят люди. Другие, такие как Мурад IV в начале XVIII века, пытается вообще их закрыть. Но заведения оказались весьма прибыльными. Когда в XIX веке националистические движения охватили все османские земли, популярность кофеен резко возросла. Этнические группы в европейских регионах империи начали агитировать за независимость. Лидеры националистов планировали свою тактику и создавали политические союзы в кофейнях в Салониках, Софии и Белграде. Их активность (усиленная кофеином) увенчались успехом – созданием независимой Греции в 1821 году, Сербии в 1835 году и Болгарии в 1878 году. Эпоха кахве закончилась.
Разные народы добавили в напиток характерные тонкости: греки делают его из мастики, растительной смолы; хорваты – с семенами тмина; арабы настаивают его с кардамоном и подают в маленьких чашках без ручек, называемых финджанами. Даже в том случае, если его употреблять в чистом виде, вкус зависит от степени прожарки; средние и темные бобы турецкого сорта производят кофе с землистым вкусом, дымными нотами и густой текстурой.
Когда вы осушите очередную чашку, вы увидите оставшуюся на дне гущу. А она обязательно что-нибудь предскажет. В общем, судьба кофеен у нас в ближайшие годы мне не кажется безоблачной.
Материал взят: Тут