Моя радиоколлекция (часть 2) . Фонолы ( 9 фото )

Это интересно

Фонола - приставка для прослушивания грампластинок, вертушка, не имеющая собственного усилителя и динамика, подключаемая ко входу радиоприёмника, не имеющего собственного проигрывающего устройства, то есть не являющегося радиолой (комбинированным устройством).

В 40е-50е большинство приёмников не имели проигрывателей (ещё были широко распространены механические патефоны), некоторые приёмники, в том числе высокого класса (Мир 152/154, Беларусь 53/Минск 55) выпускались в двух вариантах: собственно приёмник и радиола; Латвия М-137, Рига 10, Фестиваль - вообще никогда не имели проигрывателя. Мощный приёмник без встроенного проигрывателя звучал лучше, благодаря цельному корпусу и отсутствию механизма, могущего давать всякие призвуки, а качество музыки, принимаемой хорошим приёмником со всего мира, намного превышало, во всех отношениях (техническое качество и собственно контент) то, что можно было приобрести в СССР на грампластинках, как в официальной торговле, так и у "пиратов", писавших на рентгеновских снимках (на "рёбрах") в т.ч. идеологически "вредную" джазовую музыку, записанную с эфира либо с импортных пластинок, ввозимых редкими счастливчиками, имеющими возможность выезда за рубеж. И конечно качество звука "на рёбрах" было ужасающим. По этим причинам наличие проигрывателя для меломанов того времени было вторичным, тем более, что все выпускаемые в СССР проигрывающие устройства были довольно низкого качества, не соответствующего уровню вышеперечисленных приёмников высокого класса. Даже высококлассные стереорадиолы, появившиеся в 60х - Ригонда-Большой, Симфония (RRR), Эстония-стерео (Punane RET) комплектовались довольно посредственными проигрывателями. Вообще, первые проигрывающие устройства более-менее высокого класса в СССР появились только в середине 70х (Аккорд 001 рижского RRR), а радиолы высшего класса Вега (Бердского завода) с середины 70х и до конца СССР комплектовались только польскими вертушками UNITRA.

Моя первая фонола -

ММЗ Московского электромеханического завода. Точно такие же выпускала и вильнюсская фирма Elfa.

Моя радиоколлекция (часть 2) . Фонолы
Симпатичный, приятный на ощупь, карболитовый чемоданчик, с замочками и петлями золотистого цвета (что ценно, большинство выпускалось просто с никелированными), и, главное целый! (очень хрупкий, поэтому полностью сохранных мало).
Но на этом достоинства заканчиваются. Устройство примитивное, не имеющее даже аммортизации стола, жёстко привинченного к корпусу, из-за чего вибрация от электродвигателя передаётся через звукосниматель и заметно мешает прослушиванию музыки.

Моя радиоколлекция (часть 2) . Фонолы
Выпущена 15 апреля 1957 года.

Моя радиоколлекция (часть 2) . Фонолы
Имеет две скорости - 78 и 33, и головку с корундовой иглой, что позволяет слушать как пластинки на 78 оборотов, так и на 33 (так называемые "долгоиграющие"). Предыдущие модели (до середины 50х) имели одну скорость (78) и головку с патефонной (стальной) иглой, которую желательно было менять почти после каждого прослушивания.

"Аудиодвойка"

ММЗ + Рига 10.

Моя радиоколлекция (часть 2) . Фонолы
Моя радиоколлекция (часть 2) . Фонолы
Ещё одна фонола - проигрыватель

Концертный 1961 года, того же Московского завода.

Моя радиоколлекция (часть 2) . Фонолы
Чемоданчик из более прочной, но менее красивой, чем карболит, пластмассы. Само устройство несколько более продвинутое (по сравнению с предыдущим), с 4 скоростями вращения диска, с менее шумным двигателем и некоем подобием аммортизации.

"Аудиодвойка"

Концертный + Минск 55.

Моя радиоколлекция (часть 2) . Фонолы
Для размещения фонолы сделал специальную этажерку.

Моя радиоколлекция (часть 2) . Фонолы
Прослушивая старые пластинки (купленные на блошином рынке) заметил интересную вещь: пластинки на 78 оборотов (патефонные) выпускались до конца 60х (и сами механические патефоны ещё были в продаже тоже в конце 60х - анахронизм для того времени, видел в поселковом универмаге в 50 км от Москвы, в посёлке, где у нас дача). Так вот записи, сделанные в 60х на технике, записывающей звук с качеством почти современным, в отличии от техники 30х-40х (у меня есть Майя Кристалинская, Владимир Трошин, Эмиль Горовец, Тамара Миансарова, Гелена Великанова...) изданные на пластинках 78 об. звучат заметно лучше, чем те же на долгоиграющих - звук более приятный, прозрачный, и не так мешают естественные потрескивания.

Для контраста - электрофон

"Вега-109", Бердский радиозавод, с вертушкой польского производства "Unitra". 1987 год. (Электрофон - проигрывающее устройство с собственным усилителем и акустической системой. Существует так же модель "Вега-106", приставка без усилителя и акустики, т.е. фонола по-старому, с такой же польской вертушкой).

Моя радиоколлекция (часть 2) . Фонолы
Куплена мною в ЦУМе (отстояв часовую очередь). Колонки не сохранились (продал давно за ненадобностью). Подключена к комплекту "домашнего кинотеатра" Sony-Bravia", радует неплохим качеством воспроизведения хорошего английского и американского винила.

Окончание следует

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация