Почему на федеральные деньги делают плохие проекты ( 9 фото )
- 14.02.2019
- 709
Наверняка вы видели посты про программу «Формирование комфортной городской среды» на примере удмуртского села Чепца. Там дизайн-проекты делали ученики одной из школ, а лучшие работы выбирал учитель ИЗО. Ужас? Конечно ужас. Но почему так случилось?
Проблема в неподготовленности муниципалитетов, бюджетным ограничениям и общей непродуманности системы для чего-то отличного от забора и серой краски. Средства выделяют на работы в этом году исходя из числа жителей, они приходят когда-как (иногда в декабре), но без возможности провести работу в следующем году. Самое гениальное, что федеральные деньги можно потратить только на строительные работы, но не на проект.
Только в этом году в Удмуртии построят 93 общественных пространства по федеральной программе. Деньги размазывают по всем, но в итоге на каждый проект остаётся катастрофически мало, разве что на турник и лавочку. Чепцам, где школьников попросили нарисовать их виденье места, на всё выделили примерно 500 тысяч. Не нужно быть специалистом, чтобы понять простую вещь: на 300-500-700 тысяч крайне сложно спроектировать и реализовать качественный проект благоустройства даже в очень маленьком посёлке. Более того, нужно найти специалистов, которых часто просто нет. Как в такой ситуации можно говорить о вовлечении жителей я не понимаю, ведь даже на строительные работы не хватает времени.
Как с этой проблемой справляются в регионах? Обычно создают запас из проектов, которые затем просто достают с полки и идут реализовывать. Для этого нужно заранее понимать места и бюджет, иногда необходимо докидывать денег из регионального или местного бюджета. Дворы же вплоть до прошлого года делали по принципу: 1 двор – 1 день на проект, где будет простая замена асфальта и типовая дешёвая игровая. К счастью, дворы исключили из федеральной программы.
Особенно всё печально с масштабными проектами, которые в принципе невозможно всё сделать за один год – тут идут на бюрократические хитрости и даже сговоры с подрядчиками (закрываем сейчас, а ты доделываешь в следующем году, например). Ужас? Ужас, но иначе практически никак.
Получается забавная ситуация, когда нужно делать прототип Зарядья, но за смешные деньги и сроки. В итоге получается тяп-ляп, за что всем прилетает от Путина и Варламова, но на федеральном уровне проблему исправлять не торопятся, хотя о проблеме знают давно. В регионах с дальновидными и способными управленцами для решения этой проблемы создают центры компетенции, где как раз создают команды специалистов и запас проектов для небольших городов. Там же обычно создают методические рекомендации. Говорят, что эти центры стали обязательным условием для получения денег от МинСтроя.
Успех Татарстана в области общественных пространств в первую очередь связан с сильной командой, настроенной системной работой на опережение и менеджменте. Дело даже не столько в деньгах, сколько в организации процесса и правильных задачах.
Глобально решить задачу можно только через реформирование налоговой системы и самой федеральной программы. Нужно не просто выделять деньги, а стимулировать регионы создавать качественные проекты и идти с ними на конкурс: хочешь денег – докажи, что твой проект лучший. Несправедливо? Извините, но иначе деньги летят в трубу. Без конкуренции даже при хорошем бюджете можно получить гранитный плац с фонтаном по центру, который никому не нужен.
Города должны иметь возможность оставлять средства у себя, чтобы они переходили на следующий год при необходимости – только так можно без спешки сделать качественное исследование, вовлечение жителей, смету и следить за качеством работ. Про анализ влияния проекта город после реализации не хочется заикаться, но это тоже нужно вписывать – как иначе избежать ошибок в будущем?
Если не верите мне, то просто почитайте пост советника главы Удмуртской Республики по вопросам развития городской среды Вячеслава Правдзинского: тыц
Материал взят: Тут