Mikser
Город Истра. Новый Иерусалим. Монастырь-крепость с библейскими святынями ( 48 фото )
Россия - это страна, которой везло на оригинальных правителей. Про чудачества Павла в учебниках истории и фильмах рассказывали всем: православный русский император не только стал главой Мальтийского ордена, но еще и понастроил средневековых рыцарских замков. Про Петра тоже всем известно: Петербург, его детище, должен был стать то ли русской Венецией, то ли русской Голландией. Новая Голландия - это название так и закрепилось на карте Петербурга. А линии Васильевского острова - напоминание о том, как Петр пытался создать там сеть каналов вместо улиц, по которым перемещались бы лишь водным транспортом. Но все это было не впервые, у этого уже были в прошлом истоки. И до Новой Голландии Петра, до Приоратского дворца Павла - был еще и Новый Иерусалим Алексея Михайловича Романова. Увидеть это чудо можно в подмосковном городе Истре. Туда мы и направились в конце нашего путешествия по монастырям-крепостям Московской области, после того, как побывали в Волоцком и Саввинском монастырях.
Новоиерусалимский монастырь тоже выглядит, как очень большая и мощная крепость.
Башни и стены очень мощные, должны внушить врагу ощущение безнадеги одним своим видом!
Размер монастыря очень внушительный, это и правда целый город! Царь Алексей Михайлович под влиянием своего не менее энергичного и всесильного патриарха Никона - и правда собирался сделать тут целый город. Свою Палестину. Свой Иерусалим. Да, у Петра и Павла был достойный предок!
К недостаткам крепости надо отнести то, что все башни - одинаковые, сделаны по одному проекту. Это совершенно не свойственно для русских крепостей и монастырей. Обычно хотя бы половина башен отличаются, потому что имеют свое значение, свою функцию, а иногда и каждая башня оригинальна. Налепить одинаковых, пусть и мощных, башен - это значит подойти очень формально и равнодушно к строительству самой крепости. Это очень странно, учитывая то, какое значение придавали тогда каждой мелочи, особенно там, где были религиозные смыслы. Видимо, все мысли были сосредоточены на том, что будет внутри, а стены и башни были на втором плане.
Вход в монастырь, как всегда, идет через надвратную церковь. Обычно такая церковь является заодно и башней крепости, чтоб в случае чего защитить ворота. Здесь этого нет. Церковь спасет от темных демонических сил, не дав им пройти внутрь монастыря, но от врага - вряд ли, нет даже бойниц для стрельбы. Правда, поверх стены очень большая площадка , где можно разместить целое войско, причем даже конное.
А чего вообще вдруг патриарху Никону пришла в голову идея создавать свой Иерусалим в России? Тут так совпало, что патриарх Никон всячески пытался поднять престиж православной церкви, дотянув его до уровня власти царя. А царь был очень религиозным и богомольным . И проект сделать Русь еще более православной, воссоздав на ней все библейские святыни, вполне пришелся по душе обоим. В рамках этого проекта на Валдае возник Иверский монастырь - аналог Иверского монастыря на горе Афон, а здесь появился свой Иерусалим. Если б патриарх Никон в конце концов не стал тягостить царя излишной властностью, построили бы вообще все библейские города на нашей территории. Но и того, что успели, пожалуй, вполне хватает для того, чтоб возрадоваться великолепию архитектуры и широте замыслов.
Настоящий Иерусалим в то время был под властью Османской Империи. Турки в 17 веке вышли на пик своего могущества, дойдя почти до Вены, и повторить подвиг крестоносцев, которые когда-то освободили от их предков Иерусалим, было невозможно. Тем более, что Европа уже не могла обрести былое единение во имя христианства, а напротив - вела внутри себя войны на самоуничтожение, например Тридцатилетнюю войну, а потом еще и войну за Испанское Наследство. Однако воссоздать Палестину у себя - никто , кроме русских, не додумался.
Говоря о тех событиях, надо упомянуть, что именно при Алексее Михайловиче донские казаки вдруг взяли турецкую крепость Азов, после чего всячески уговаривали царя ее принять в состав России. Царь этому совсем не обрадовался - воевать с Турцией он вовсе не был готов (это сделает его сын Петр). Казаки посидели в Азове, а потом его отдали, изрядно все вокруг пограбив. И показав Турции, что время их могущества подходит к концу, впереди закат их славы.
Ну а мы поднимаемся по шикарной лестнице наверх. Новоиерусалимский монастырь мощный, но не такой интересный, как крепость, в нем нет сурового духа Средневековья, он не замышлялся для охраны границ русских земель. Но что в нем есть - это невероятное великолепие, богатство, роскошь. Вот показал же всем тогда Алексей Михалыч, что Россия - это не какая-то глушь между Европой и Азией, а вновь выходящее вперед мощное государство. От расцвета времен Ярослава Мудрого Русь шла к расцвету времен Петра и Екатерины, и процесс превращения в супердержаву начался при Алексее Михалыче, отце Петра.
Воскресенский собор. В нем пытались построить на русской земле Храм Гроба Господня из Иерусалима. Построен в 1685 году. Весь 18 век ремонтировался, перестраивался, и лишь спустя сто лет обрел окончательный свой роскошный вид.
Идем по стене. На ней много смотровых площадок возле башен, с которых можно делать фотографии
Сам монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 году. В отличие от настоящего Иерусалима - тут было очень и очень холодно, когда мы ходили по стене, пытаясь делать фотографии. И название, принесенное сюда из жаркой местности, никак нас , к сожалению, не смогло согреть
Как и Петр, строивший Петербург при помощи тысяч крепостных, царь Алексей Михайлович и его патриарх Никон согнали сюда огромное количество крестьян. Положение их не было таким чудовищным, как у тех, кто сидя в болотистой жиже, строил Петербург спустя полвека, но задатки жестокой эксплуатации простого народа для создания себе на радость красот - уже были тогда. Все, что характерно для петровской эпохи - было при его отце Алексее, и хорошее, и плохое.
Петр Первый обязал монастырь тоже работать на благо государства, поставляя лошадей для нужд государственной службы, а также ремесленников. Его больше отняла у него богатств Екатерина Вторая, тоже в пользу государства. К этому моменту монастырь владел примерно 15-ю тысячами крестьянских душ. Советская власть в 1919 году монастырь закрыла, превратив в монастырь, и это хорошо: другие монастыри или разрушали, или превращали в тюрьмы.
Идем вдоль крепостной стены. Она очень длинная, есть где разгуляться
Кстати, ограда стены весьма низкая, можно перелететь через нее вниз. Так что зимой - особо не разгоняйтесь, ибо ноги после снегопадов скользкие. В пьяном виде ходить тут тоже не рекомендуется
Воскресенский собор со всех сторон выглядит по-разному, поэтому имеет смысл стену пройти всю, чтоб сфотографировать его со всех сторон
Крепостную стену из кирпича, взамен старой деревянной, построили уже при Петре Первом, в 1690-е годы. Строил русский зодчий Яков Бухвостов.
Длина стен около километра, высота 9 метров, толщина 3 метра.
В Иерусалиме я не был, есть ли правда сходство с ним - не знаю, но палестинский стиль, восточную атмосферу - тут создать удалось
По внешнему виду собор похож на большой торт
Таких в России больше нет
Последний участок стены, по которому можно пройти
Темнело, фото эти делались уже в вечерних сумерках
Автор на крепостной стене
Вид со смотровой площадки возле одной из башен
Смотровые площадки изящные
Суровая крепостная стена, с множеством бойниц
Спустились вниз, осматриваем "Палестину"
Единственная церковь, которая выглядит по-русски
Никогда не видел таких двойных башенок в России
Восточный стиль
Церковь, у которой снаружи ров, выложенный каменными плитами
Похоже на рыцарский замок, защищенный неприступным рвом. Но, как я понял, его назначение было весьма прозаичным: изначально в него стекала вода, чтоб осушить пространство подземной церкви.
Красота!
И в вечернем свете ничуть не хуже, чем днем...
Внутри было много народа, шла служба, и фотографировать было нельзя. В основном пространстве была куча охраны (ее вообще в этом монастыре почему-то много), и поэтому камеру я не доставал. чтоб не нарываться на конфликт в святом месте. А вот подземную церковь фотографировать можно - службы там не было
В Иерусалиме была церковь в скале. Тут скалы не было, поэтому ее сделали подземной.
Все красиво и роскошно, имперский размах! Вот тут можно испытать настоящую гордость на наших предков, которые умели создавать красоту!
В подземной церкви. Направо "святой источник". Представляет собой он обычный кран с водой, который открывает тетка, сидящая рядом, продавая воду из-под крана за деньги, как святую. Не интересно, поэтому фотографировать даже не стал такую глупость, лучше полюбуйтесь на само пространство церкви
Вид на основное помещение храма с лестницы подземной церкви
Потрясающей красоты купол
Воссоздали в Иерусалиме все - даже Голгофу (холм,где распяли Христа), и могилу Христа. Голгофа тут не в виде холма, к сожалению, это лестница, идущая на второй этаж, где тоже церковь
Вот наша русская Голгофа. Верующие к ней испытывают трепетное отношение, словно она настоящее, видел тут людей с безумно горящими глазами, с крайней степенью религиозного фанатизма
Ну и гробница Иисуса Христа - тоже воссоздана. Внутри нее даже есть камень, который использовался в качестве могильной плиты. Именно его обнаружили отодвинутым ученики Христа, когда пришли к его могиле. И тогда они узнали, что он воскрес. Здесь " священное подобие ", воссозданная его гробница, которая считается такой же святой, как подлинная.
Вид на часовню сбоку. Фотографии внутри я делать не рискнул, чтоб не оскорбить ничьих чувств.
В шесть часов вечера уже совсем темно зимой в Истре. Бросаем последний взгляд на Воскресенский собор, прежде чем уехать. Он красив и в темноте.
Новоиерусалимский монастырь тоже выглядит, как очень большая и мощная крепость.
Башни и стены очень мощные, должны внушить врагу ощущение безнадеги одним своим видом!
Размер монастыря очень внушительный, это и правда целый город! Царь Алексей Михайлович под влиянием своего не менее энергичного и всесильного патриарха Никона - и правда собирался сделать тут целый город. Свою Палестину. Свой Иерусалим. Да, у Петра и Павла был достойный предок!
К недостаткам крепости надо отнести то, что все башни - одинаковые, сделаны по одному проекту. Это совершенно не свойственно для русских крепостей и монастырей. Обычно хотя бы половина башен отличаются, потому что имеют свое значение, свою функцию, а иногда и каждая башня оригинальна. Налепить одинаковых, пусть и мощных, башен - это значит подойти очень формально и равнодушно к строительству самой крепости. Это очень странно, учитывая то, какое значение придавали тогда каждой мелочи, особенно там, где были религиозные смыслы. Видимо, все мысли были сосредоточены на том, что будет внутри, а стены и башни были на втором плане.
Вход в монастырь, как всегда, идет через надвратную церковь. Обычно такая церковь является заодно и башней крепости, чтоб в случае чего защитить ворота. Здесь этого нет. Церковь спасет от темных демонических сил, не дав им пройти внутрь монастыря, но от врага - вряд ли, нет даже бойниц для стрельбы. Правда, поверх стены очень большая площадка , где можно разместить целое войско, причем даже конное.
А чего вообще вдруг патриарху Никону пришла в голову идея создавать свой Иерусалим в России? Тут так совпало, что патриарх Никон всячески пытался поднять престиж православной церкви, дотянув его до уровня власти царя. А царь был очень религиозным и богомольным . И проект сделать Русь еще более православной, воссоздав на ней все библейские святыни, вполне пришелся по душе обоим. В рамках этого проекта на Валдае возник Иверский монастырь - аналог Иверского монастыря на горе Афон, а здесь появился свой Иерусалим. Если б патриарх Никон в конце концов не стал тягостить царя излишной властностью, построили бы вообще все библейские города на нашей территории. Но и того, что успели, пожалуй, вполне хватает для того, чтоб возрадоваться великолепию архитектуры и широте замыслов.
Настоящий Иерусалим в то время был под властью Османской Империи. Турки в 17 веке вышли на пик своего могущества, дойдя почти до Вены, и повторить подвиг крестоносцев, которые когда-то освободили от их предков Иерусалим, было невозможно. Тем более, что Европа уже не могла обрести былое единение во имя христианства, а напротив - вела внутри себя войны на самоуничтожение, например Тридцатилетнюю войну, а потом еще и войну за Испанское Наследство. Однако воссоздать Палестину у себя - никто , кроме русских, не додумался.
Говоря о тех событиях, надо упомянуть, что именно при Алексее Михайловиче донские казаки вдруг взяли турецкую крепость Азов, после чего всячески уговаривали царя ее принять в состав России. Царь этому совсем не обрадовался - воевать с Турцией он вовсе не был готов (это сделает его сын Петр). Казаки посидели в Азове, а потом его отдали, изрядно все вокруг пограбив. И показав Турции, что время их могущества подходит к концу, впереди закат их славы.
Ну а мы поднимаемся по шикарной лестнице наверх. Новоиерусалимский монастырь мощный, но не такой интересный, как крепость, в нем нет сурового духа Средневековья, он не замышлялся для охраны границ русских земель. Но что в нем есть - это невероятное великолепие, богатство, роскошь. Вот показал же всем тогда Алексей Михалыч, что Россия - это не какая-то глушь между Европой и Азией, а вновь выходящее вперед мощное государство. От расцвета времен Ярослава Мудрого Русь шла к расцвету времен Петра и Екатерины, и процесс превращения в супердержаву начался при Алексее Михалыче, отце Петра.
Воскресенский собор. В нем пытались построить на русской земле Храм Гроба Господня из Иерусалима. Построен в 1685 году. Весь 18 век ремонтировался, перестраивался, и лишь спустя сто лет обрел окончательный свой роскошный вид.
Идем по стене. На ней много смотровых площадок возле башен, с которых можно делать фотографии
Сам монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 году. В отличие от настоящего Иерусалима - тут было очень и очень холодно, когда мы ходили по стене, пытаясь делать фотографии. И название, принесенное сюда из жаркой местности, никак нас , к сожалению, не смогло согреть
Как и Петр, строивший Петербург при помощи тысяч крепостных, царь Алексей Михайлович и его патриарх Никон согнали сюда огромное количество крестьян. Положение их не было таким чудовищным, как у тех, кто сидя в болотистой жиже, строил Петербург спустя полвека, но задатки жестокой эксплуатации простого народа для создания себе на радость красот - уже были тогда. Все, что характерно для петровской эпохи - было при его отце Алексее, и хорошее, и плохое.
Петр Первый обязал монастырь тоже работать на благо государства, поставляя лошадей для нужд государственной службы, а также ремесленников. Его больше отняла у него богатств Екатерина Вторая, тоже в пользу государства. К этому моменту монастырь владел примерно 15-ю тысячами крестьянских душ. Советская власть в 1919 году монастырь закрыла, превратив в монастырь, и это хорошо: другие монастыри или разрушали, или превращали в тюрьмы.
Идем вдоль крепостной стены. Она очень длинная, есть где разгуляться
Кстати, ограда стены весьма низкая, можно перелететь через нее вниз. Так что зимой - особо не разгоняйтесь, ибо ноги после снегопадов скользкие. В пьяном виде ходить тут тоже не рекомендуется
Воскресенский собор со всех сторон выглядит по-разному, поэтому имеет смысл стену пройти всю, чтоб сфотографировать его со всех сторон
Крепостную стену из кирпича, взамен старой деревянной, построили уже при Петре Первом, в 1690-е годы. Строил русский зодчий Яков Бухвостов.
Длина стен около километра, высота 9 метров, толщина 3 метра.
В Иерусалиме я не был, есть ли правда сходство с ним - не знаю, но палестинский стиль, восточную атмосферу - тут создать удалось
По внешнему виду собор похож на большой торт
Таких в России больше нет
Последний участок стены, по которому можно пройти
Темнело, фото эти делались уже в вечерних сумерках
Автор на крепостной стене
Вид со смотровой площадки возле одной из башен
Смотровые площадки изящные
Суровая крепостная стена, с множеством бойниц
Спустились вниз, осматриваем "Палестину"
Единственная церковь, которая выглядит по-русски
Никогда не видел таких двойных башенок в России
Восточный стиль
Церковь, у которой снаружи ров, выложенный каменными плитами
Похоже на рыцарский замок, защищенный неприступным рвом. Но, как я понял, его назначение было весьма прозаичным: изначально в него стекала вода, чтоб осушить пространство подземной церкви.
Красота!
И в вечернем свете ничуть не хуже, чем днем...
Внутри было много народа, шла служба, и фотографировать было нельзя. В основном пространстве была куча охраны (ее вообще в этом монастыре почему-то много), и поэтому камеру я не доставал. чтоб не нарываться на конфликт в святом месте. А вот подземную церковь фотографировать можно - службы там не было
В Иерусалиме была церковь в скале. Тут скалы не было, поэтому ее сделали подземной.
Все красиво и роскошно, имперский размах! Вот тут можно испытать настоящую гордость на наших предков, которые умели создавать красоту!
В подземной церкви. Направо "святой источник". Представляет собой он обычный кран с водой, который открывает тетка, сидящая рядом, продавая воду из-под крана за деньги, как святую. Не интересно, поэтому фотографировать даже не стал такую глупость, лучше полюбуйтесь на само пространство церкви
Вид на основное помещение храма с лестницы подземной церкви
Потрясающей красоты купол
Воссоздали в Иерусалиме все - даже Голгофу (холм,где распяли Христа), и могилу Христа. Голгофа тут не в виде холма, к сожалению, это лестница, идущая на второй этаж, где тоже церковь
Вот наша русская Голгофа. Верующие к ней испытывают трепетное отношение, словно она настоящее, видел тут людей с безумно горящими глазами, с крайней степенью религиозного фанатизма
Ну и гробница Иисуса Христа - тоже воссоздана. Внутри нее даже есть камень, который использовался в качестве могильной плиты. Именно его обнаружили отодвинутым ученики Христа, когда пришли к его могиле. И тогда они узнали, что он воскрес. Здесь " священное подобие ", воссозданная его гробница, которая считается такой же святой, как подлинная.
Вид на часовню сбоку. Фотографии внутри я делать не рискнул, чтоб не оскорбить ничьих чувств.
В шесть часов вечера уже совсем темно зимой в Истре. Бросаем последний взгляд на Воскресенский собор, прежде чем уехать. Он красив и в темноте.
Взято: Тут
0