ZurabSTK
Пан, вы гений ( 13 фото )
А теперь мы остались без Вацлава Ворличека. Мысль об этом наполняет меня глубокой печалью.
Я почти уверен, что 99,9% читателей моего журнала не знают, о ком речь, но, при всём при том, все – без исключения – помнят хотя бы один его фильм. Фильм этот – «Три орешка для Золушки», по сказке Божены Немцовой, с Либушей Шафранковой в главной роли и с Рольфом Хоппе в роли Короля. «Три орешка для Золушки» - главный рождественский фильм современной Европы, бессмертная классика. Но Ворличек в моих глазах является чем-то намного большим, чем автором одного, хоть и замечательного, фильма.
Вацлав Ворличек был одним из самых радикальных фильммейкеров ХХ века, поразительно последовательным авангардистом, не оценённым, по-моему, по достоинству. Вообще, не оценённым. Почему? Как случилось, что авангардист такого масштаба даже не был воспринят в качестве авангардиста и всю жизнь воспринимался как абсолютно коммерческий художник-конформист?
А дело в том, что с определённого момента... скажем так, примерно с 1967 года... публика и эксперты перестали считывать с экрана собственно рассказываемую историю. Стало важно «как» рассказывается сюжет, но почти никто не интересовался, «что» именно рассказывается. Ворличек же, вместе со своим коллегой Олдржигом Липским, после первых формальных экспериментов, типа «Кто хочет убить Джесси», в котором персонажи комиксов из снов главного героя врывались в бюрократическую реальность социалистической Чехословакии, отказался от визуальных гэгов, полностью сосредоточившись на сюрреалистических сюжетах. Картинка и монтаж в фильмах «зрелого» Ворличека подчёркнуто банальны и демонстративно «неинтересны», в то время когда само повествование выделывает выкрутасы, способные заставить побледнеть от зависти Алена Роб-Грийе.
Боб Раффелсон, Ричард Лейстер, Бюрайан де Пальма, да и Вера Хитилова с Яромиром Ирешом подчёркивали абсурд своих экстравагантных экзерсисов нелинейным монтажем и набором чисто визуальных трюков. Но Ворличек и Липский отказались от внешнего проявления сюрреализма. Их фильмы 70-х годов сюрреалистичны по содержанию, но подчёркнуто банальны по форме.
«Пан, вы вдова», «Что, если поесть шпинату», «Девчонка на метле» сняты демонстративно грубо, как бы в стиле фильмов братьев Маркс, в которых, при бешеном темпе действия, режиссура не блещет изысками. Но то, что Ворличек, при желании, мог бы заниматься каллиграфией, снимая стильное кино, это несомненно. Чтобы подтвердить своё умение, он сделал всеми любимые «Три орешка», дополнив убедительное доказательство своего мастерства своим следующим фильмом, чья картинка изящна, как в сказке про Золушку, а сюжет искрится зашкаливающе злобным юмором, не менее анархичным, чем в «Что, если поесть...» - я имею в виду «Как утопить доктора Мрачека или Конец водяных в Чехии». Там, кстати, пани Шафранкова тоже сыграла главную роль.
Наконец, успокоившись, Ворличек занялся постмодернизмом, демонстрируя бесконечную дуэль мифологии и идеологии в телесериале про Арабеллу и Румбурака. Это казалось экскейпихмом, уходом от социальности, но мы сейчас понимаем, что обращение к последовательной деидеологизации было важным концептуальным ходом. Ворличек непосредственно занялся педагогической подготовкой будущих граждан постсоветской Чехии. Каким –то образом, чутьём большого художника, Ворличек почувствовал, что годы правления коммунистов в Богемии уже сочтены, и надо воспитывать детей так, чтобы они были психологически готовы к жизни вне соцреаолистических ограничений.
У Вацлава Ворличека была долгая и, смею надеяться, счастливая жизнь. То, что при жизни он не был оценён по достоинству и даже не был распознан в качестве вликого художника, конецно, грустно, однако – я уверен – история расставит всё по своим местам и имя великого скромного автора блистательных «Трёх орешков для Золушки» займёт подобающее место в пантеоне Мастеров, строивших великое здание европейской культуры.
Если есть рай, мы встретимся с Вацлавом Ворлическом в раю.
Я почти уверен, что 99,9% читателей моего журнала не знают, о ком речь, но, при всём при том, все – без исключения – помнят хотя бы один его фильм. Фильм этот – «Три орешка для Золушки», по сказке Божены Немцовой, с Либушей Шафранковой в главной роли и с Рольфом Хоппе в роли Короля. «Три орешка для Золушки» - главный рождественский фильм современной Европы, бессмертная классика. Но Ворличек в моих глазах является чем-то намного большим, чем автором одного, хоть и замечательного, фильма.
Вацлав Ворличек был одним из самых радикальных фильммейкеров ХХ века, поразительно последовательным авангардистом, не оценённым, по-моему, по достоинству. Вообще, не оценённым. Почему? Как случилось, что авангардист такого масштаба даже не был воспринят в качестве авангардиста и всю жизнь воспринимался как абсолютно коммерческий художник-конформист?
А дело в том, что с определённого момента... скажем так, примерно с 1967 года... публика и эксперты перестали считывать с экрана собственно рассказываемую историю. Стало важно «как» рассказывается сюжет, но почти никто не интересовался, «что» именно рассказывается. Ворличек же, вместе со своим коллегой Олдржигом Липским, после первых формальных экспериментов, типа «Кто хочет убить Джесси», в котором персонажи комиксов из снов главного героя врывались в бюрократическую реальность социалистической Чехословакии, отказался от визуальных гэгов, полностью сосредоточившись на сюрреалистических сюжетах. Картинка и монтаж в фильмах «зрелого» Ворличека подчёркнуто банальны и демонстративно «неинтересны», в то время когда само повествование выделывает выкрутасы, способные заставить побледнеть от зависти Алена Роб-Грийе.
Боб Раффелсон, Ричард Лейстер, Бюрайан де Пальма, да и Вера Хитилова с Яромиром Ирешом подчёркивали абсурд своих экстравагантных экзерсисов нелинейным монтажем и набором чисто визуальных трюков. Но Ворличек и Липский отказались от внешнего проявления сюрреализма. Их фильмы 70-х годов сюрреалистичны по содержанию, но подчёркнуто банальны по форме.
«Пан, вы вдова», «Что, если поесть шпинату», «Девчонка на метле» сняты демонстративно грубо, как бы в стиле фильмов братьев Маркс, в которых, при бешеном темпе действия, режиссура не блещет изысками. Но то, что Ворличек, при желании, мог бы заниматься каллиграфией, снимая стильное кино, это несомненно. Чтобы подтвердить своё умение, он сделал всеми любимые «Три орешка», дополнив убедительное доказательство своего мастерства своим следующим фильмом, чья картинка изящна, как в сказке про Золушку, а сюжет искрится зашкаливающе злобным юмором, не менее анархичным, чем в «Что, если поесть...» - я имею в виду «Как утопить доктора Мрачека или Конец водяных в Чехии». Там, кстати, пани Шафранкова тоже сыграла главную роль.
Наконец, успокоившись, Ворличек занялся постмодернизмом, демонстрируя бесконечную дуэль мифологии и идеологии в телесериале про Арабеллу и Румбурака. Это казалось экскейпихмом, уходом от социальности, но мы сейчас понимаем, что обращение к последовательной деидеологизации было важным концептуальным ходом. Ворличек непосредственно занялся педагогической подготовкой будущих граждан постсоветской Чехии. Каким –то образом, чутьём большого художника, Ворличек почувствовал, что годы правления коммунистов в Богемии уже сочтены, и надо воспитывать детей так, чтобы они были психологически готовы к жизни вне соцреаолистических ограничений.
У Вацлава Ворличека была долгая и, смею надеяться, счастливая жизнь. То, что при жизни он не был оценён по достоинству и даже не был распознан в качестве вликого художника, конецно, грустно, однако – я уверен – история расставит всё по своим местам и имя великого скромного автора блистательных «Трёх орешков для Золушки» займёт подобающее место в пантеоне Мастеров, строивших великое здание европейской культуры.
Если есть рай, мы встретимся с Вацлавом Ворлическом в раю.
Взято: Тут
0