ИсТоРиК
Яркая история Желтугинской республики на Амуре ( 11 фото )
Ранней весной 1883 г. крестьянин Ванька, живший за Амуром на китайской стороне, копая могилу для погребения своей матери на реке Желтуге (ныне — Мохэ), наткнулся на несколько золотых самородков, которые показал золотопромышленнику Середкину из станицы Игнашиной.
Посланный Середкиным на Желтугу специалист подтвердил богатство золотоносных слоев. Весть об этом разлетелась во все концы Дальнего Востока. Масса народа бросились в Благовещенск, совершенно переполнив город и стремясь попасть через Амур в Маньчжурию, на Желтугу. В скором времени там уже обосновалось множество разнообразного народа — рабочие с приисков, каторжане, ссыльные, авантюристы. Ежедневно на прииске появлялось 100—150 человек. И если в начале 1883 г. там обитало 120 человек, то через год — уже семь тысяч, еще через полгода — 15 тыс. жителей.
Национальный состав был довольно пестрым — это была «интернациональная Калифорния». Здесь проживали русские, китайцы, корейцы, орочоны, евреи, немцы, французы, поляки, американцы, сибирские инородцы и много разных авантюристов, прибывших в большинстве своем из Америки и сделавшихся руководителями массы.
Михаил Грулев, генерал Приамурского военного округа, так описывал свои впечатления от посещения Желтуги: «Молва о «бьющих из-под земли фонтанах с золотым песочком» росла по Амуру с быстротой молнии. Потянулась на Желтугу из отдаленных концов Амура, с нашей и китайской стороны, не только всякая вольница, но даже степенные купцы, домохозяева, был даже среди них служитель алтаря, тоже соблазнившийся перспективой легкой и быстрой наживы. Все это объясняется действительно богатейшим содержанием золота, случайно открытого в местности почти совершенно безлюдной, находившейся вне всякого контроля каких бы то ни было властей».
Весьма скоро здесь открылись многочисленные кабаки, появились зверинец и цирковая труппа, два оркестра и несколько органов. Более того, здесь открылось казино («Монте-Карло» — как называли его желтугинцы), в реальности носившее название «Чита».
В Желтуге были выстроены гостиницы, предоставлявшие почти европейский комфорт: «Марсель», «Беседа, «Тайга», «Калифорния».
Однако поначалу жить в Желтуге было небезопасно: воровство, насилие, грабежи и убийства были обычным явлением. Для самозащиты жители объединялись в артели по 10-15 человек. Преступность достигла кульминации, когда был зверски убит повар артели каторжан в декабре 1884 г. Его убили с целью грабежа, так как у покойного было припрятано около 50 золотников. Преступник набросился на жертву с молотком и нанес им около 40 ударов по голове.
Это событие всколыхнуло золотоискателей, атмосфера накалилась до предела. Состоявшие на тот момент старостами поселенец Шадрин и отставной солдат Федоров, будучи уличенными в лихоимстве, сбежали. Начались бесчисленные собрания и обсуждения, на которых предлагались различные способы борьбы с преступностью. Неделю совещались и решили избрать главу Желтугинской республики...
В 1884 году был избран президент Желтугинской республики – австро-венгерский подданный, словак Карл Иоганн Фоссе (Фассе).Прирождённый лидер, он быстро навёл в поселении порядок. Оклад президента составлял 400 руб. в месяц, а старосты – 200 руб [4]. Президент носил отличительный знак из жёлтой меди с соответствующей надписью на левом рукаве верхнего платья. Также президент обладал неограниченной административной и судебной властью. В первые недели правления Фоссе старателей секли розгами за любую провинность. Республиканская казна пополнялась за счёт налогов и пошлин. Торговые лавки платили 10% налога, продавцы спирта – 25%, игорные заведения – 20%.
Добыча золота шла в разрезе, который тянулся вдоль русла реки Желтуги на 6 вёрст. В нём размещалось не менее 400 ям на расстоянии шести саженей друг от друга. Шурф считался полностью выработанным, когда со всех четырёх сторон он встречался с соседними. Тогда артель приступала к разработке следующего шурфа. Всего с осени 1883 г. до весны 1885 г. желтугинские старатели намыли 400 пудов золота – почти 6,5 тонн золотого песка. Расположенная на китайской территории, Желтугинская республика вызывала сильное беспокойство китайских властей. Айгунский губернатор не раз обращался к приамурскому генерал-губернатору с просьбой помочь выселить русских подданных с Желтуги, но поддержки не получил. Первый поход китайских войск на Желтугу состоялся осенью 1885 г. Отряд состоял всего из сотни пехотинцев и 36 конников.
Остановившись напротив станицы Игнашиной, китайцы сильно напугали население Желтуги, после чего оно сократилось вдвое. 1885 г. выдался неурожайным для Забайкалья, и русские войска запретили вывоз хлеба на китайскую территорию. На Желтуге начался голод, в то время как на помощь китайскому войску подошли ещё тысяча пехотинцев и 200 кавалеристов. 6 января 1886 г. начальник китайского отряда приказал очистить прииски в четырёхдневный срок. Наёмники-хунхузы бежали, и на Желтуге осталось около 2 тысяч человек . Вооружённые обитатели Желтуги были намерены обороняться, но по истечении срока ультиматума китайское войско перешло в наступление. Русских старателей выгнали за Амур, лишив имущества и добытого золота. Проживавших в республике китайцев предали смертной казни – им отрубили головы. Так закончилось трёхлетнее существование Желтугинской республики. Китайцы хотели организовать на её месте свою золотодобычу, но прииски оказались слишком истощены. Только через сто лет, в 1989 г., на заброшенных приисках вновь началась добыча золота.
Взято: Тут
1