ИсТоРиК
Эликсиры бессмертной жизни были смертельной одержимостью ( 2 фото )
Достаточно иронично
Кроваво-красная киноварь и сверкающее золото; непостоянная ртуть и огненная сера: это, по мнению китайских алхимиков из династии Тан, были ингредиенты бессмертия. Они также являются смертельными ядами. Не менее шести императоров династии Тан умерли после того, как выпили эликсиры, которые должны были даровать им вечную жизнь.
Императоры были не одиноки в своей одержимости. Стремление к бессмертию увлекало как учёных, так и государственных деятелей. Знаменитый поэт Бо Цзюйи, например, был одержим созданием эликсира бессмертия. Он проводил часы напролёт, склонившись над перегонным кубом и помешивая смесь ртути и киновари.
У Бо Цзюйи были основания полагать, что он сможет преуспеть. В то время ходили слухи, что он обречён на вечную жизнь. История гласила: морской торговец потерпел кораблекрушение вблизи незнакомого острова. Побродив по нему некоторое время, он наткнулся на дворец, на котором было написано слово «Пэнлай». Внутри дворца он обнаружил огромный пустой зал. Это был легендарный остров бессмертный, и они ждали, когда поэт присоединится к ним.
Тем не менее, поэту так и не удалось создать настоящий эликсир. В последние годы своей жизни Бо Цзюйи горько оплакивал свою неудачу:
Седых волос на моей голове становится всё больше и больше осенью;
Киноварь расплавилась на огне.
Я не смог спасти «молодую деву»
И помешать своему превращению в немощного старика.
И всё же Бо Цзюйи повезло, что он вообще дожил до старости, поскольку многие его друзья погибли в погоне за вечной жизнью:
На досуге я думаю о старых друзьях,
И они, кажется, появляются перед моими глазами...
Все они заболели или внезапно умерли;
Никто из них не дожил до среднего возраста.
Только я не принял эликсир
И дожил до старости.
К концу династии Тан одержимость эликсиром бессмертия унесла так много жизней, что он утратил благосклонность. Он был заменён новым видом алхимии: речь идёт о даосской практике нейдан, или внутренней алхимии — она называется так потому, что алхимик становится алхимической печью, создающей эликсир в перегонном кубе собственного тела. Даосизм представляет тело как ландшафт, внутренний мир озёр и гор, деревьев и дворцов. Практикующий отступает в этот ландшафт, чтобы практиковать свою алхимию.
Медитация и дыхательные упражнения заменили кристаллы и металлы внешней алхимии. Наставники учили практиков превращать свои тела в «засохшее дерево», а сердца — в «холодный пепел». При усердной практике они могли начать замечать признаки приготовления внутреннего эликсира внутри их тел: их носы наполнялись восхитительным запахом, а рты — сладким привкусом; над их головами клубился красный туман; глаза светились странным огоньком. Если они преуспевали, бессмертное тело начинало созревать внутри них, как ребёнок. Их кости начинали превращаться в золото, и, наконец, бессмертное тело появлялось, как бабочка из кокона, оставляя после себя труп, лёгкий, как луковая шелуха.
Но даже без токсичных эликсиров внутренняя алхимия была опасна. Записи предупреждают, что спустя несколько дней без пищи или отдыха «ваш разумный дух будет прыгать и танцевать. Вы будете петь и танцевать спонтанно, а также произносить безумные слова. Вы будете сочинять стихи и не сможете сдерживать себя». Если алхимики не проявляли осторожность, демоны завладевали ими и вводили в заблуждение дикими видениями: фениксами, монстрами, нефритовыми девами и бледнолицыми учёными. Если они реагировали на появление этих фигур, то попадали в ловушку демона, и все их усилия становились потраченными впустую.
Даосская внутренняя алхимия
Развитие бессмертного «Я» было трудной задачей. Если адепт приступал к этому процессу в конце жизни, то он умирал до того, как успеть завершить формирование бессмертного тела. Если они чувствовали приближение конца, им, возможно, приходилось бороться с демонами смерти и разложения, призывая духов, которые защищают каждую часть тела — богов желчного пузыря, печени, селезёнки и лёгких, 84000 богов волос и пор — помочь отбиться от врага.
Если они были слишком слабыми, чтобы бороться со смертью, они могли попытаться поселить свой бессмертный дух в новой утробе, чтобы родиться заново. Длинное руководство по поиску подходящей утробы в лиминальном ландшафте между смертью и перерождением гласило: «Если вы видите большие дома и высокие здания, это драконы. Соломенные лачуги — это верблюды и мулы. Покрытые шерстью телеги — это черепахи с твёрдым и мягким панцирем. Лодки и повозки — это жуки и змеи. Занавески из шёлка и парчи — это волки и тигры...» Алхимик должен найти свой путь через этот лабиринт лачуг и дворцов к правильному сосуду для своего возрождения. Таким образом, поиски бессмертия будут продолжаться от одной жизни к другой.
Спасибо
Взято: Тут
0