Рецензия на «Бамблби» ( 8 фото + 1 видео )
- 18.12.2018
- 1 412
13 декабря на наши экраны вышел «Бамблби», приквел-спин-офф «Трансформеров», рассказывающий о прибытии желтого робота на землю в 1987 году и его дружбе с девочкой-механиком, приютившей пришельца. Мнения критиков на томатах насчет картины «разделились», 44 хвалят, один единственный осмелился обругать, итого 98% свежести и оценка 7.5 из 10. Не могу сказать, что это соответствует моим ощущениям.
Спин-офф исправляет многие минусы франшизы, многое делает правильно, но я сомневаюсь, что этого достаточно, чтобы назвать его действительно хорошей картиной.
Контраст с основной линейкой фильмов Майкла Бэя действительно разительный:
никаких расистских карикатур
никаких шуток про мошонки роботов и трусы госработников
трансформеры ни на кого не мочатся и не пытаются обжмякать чью-нибудь ногу
никаких занимающихся сексом собак и случайно употребивших наркотики родителей
никаких дифирамбов американским войскам и их технике под пафосную музыку
никаких внезапных откровений о связи трансформеров с Королем Артуром, египетскими пирамидами и Второй мировой.
более-менее внятный экшен вместо мельтешения шестеренок в кадре
простой, но четкий сюжет
тихие, человечные моменты
герои, у которых больше двух черт
более классический, не столь детализированный дизайн трансформеров
Вообще сложно сказать, что хоть какие-то минусы франшизы выжили и перекочевали в спин-офф. К сожалению, это не значит, что у него не вылезло достаточно собственных.
«Бамблби» вообще больше напоминает очередной софт-ребут нежели обычный спин-офф приквел, причем это уже не первый софт-ребут во франшизе. В четвертой части нам сменили главного героя, дизайн трансформеров менялся сам по себе без особых объяснений несколько раз на протяжении серии, зачастую довольно сильно, но теперь студия пробует поменять сам подход целиком.
Многие говорили о том, что Сэм — крайне несимпатичный кандидат на роль главного героя. Во время просмотра это не так заметно, но если вспомнить его слова и поступки, то становится очевидно: это довольно неприятный тип. Кейд Йегер наследует многие его негативные черты и выкручивает их на 11.
Агрессивные постоянно орущие контрол-фрики, чьи очевидные недостатки маскируются сценами, в которых они выставляют себя некомпетентными идиотами.
Некоторые фанаты задались вопросом — а почему собственно эти две мачо-истерички попали на роль протагониста, а Микаэле, которая действительно разбирается в машинах и сохраняет хладнокровие в критических ситуациях, осталась лишь позиция кроткой спутницы «героя». В пятой части появляется еще одна смелая, целеустремленная и способная девочка-механик, которой на этот раз достается и вовсе едва заметная роль в истории.
«Бамблби» решает исправить это недоразумение и, наконец, определяет талантливую девушку-механика на главную роль. Это не Микаэла и не та девочка, но вроде как их замена. И эта новая главная героиня — основное достижение картины. Хейли Стайнфилд в роли Чарли тащит на себе картину, состоящую по большей части из сцен ее взаимодействий с желтым роботом один на один. Она вызывает симпатию, уважение, сочувствие, за нее переживаешь и болеешь — по крайней мере больше, чем за любых героев-людей в оригинальной серии. Сценарий тоже непривычно бережно обходится со своими героями, пытаясь хоть как-то раскрыть персонажей, уделить внимание их чувствам, а не просто гонять их из одной экшен-сцены в другую.
Проблема картины в том, что, сосредоточившись на демонтаже всех накрученных Бэем на франшизу неудачных элементов, она не так много добавляет от себя, заменяя выкинутое знакомыми шаблонами и наработками чужих фильмов.
«Инопланетянина» в основе сюжета не заметил только ленивый, но на самом деле, это типичная история в жанре «волшебный друг». Ребенок обнаруживает джинна, фею, говорящего зверя, пришельца или робота, которого вынужден прятать и защищать от жестокого мира, который хочет его запереть и расчленить. Даже Одиннадцатая в «Очень странных делах» отчасти подходит под это описание, как и питомец Дастина, оказывающийся Демогоргоном.
Или девочка-подросток, которая обнаруживает, что ее Фольксваген «Жук» — живой и может творить необыкновенные вещи. И это я не про «Бамблби», а про диснеевские «Сумасшедшие гонки» 2005 года с Линдси Лохан и Майклом Китоном, седьмой фильм во франшизе про Херби, гоночного «Жука» за номером 53, стартовавшей в 1968 году. Странно, что про нее в рецензиях на «Бамбли» не вспоминают все поголовно. Сюжеты и подача очень похожи, разве что Бамблби сражается с десептиконами, а Херби горит желанием выиграть гонки. Но оба — «Жуки» с характером, часто ставящие своих юных хозяек в неловкое положение своими проделками: игривые, нетерпеливые, любознательные.
Мне даже немного странно, что Чарли не решила использовать Бамблби для победы в каких-нибудь соревнованиях — этот сюжет настолько напрашивается, что даже в «Гоботах» (аналог «Трансформеров», который я смотрел в детстве) была серия, где Турбо потерял память, стал простой машиной и находчивые парни использовали его для победы в гонках. Я не говорю, что это был бы хороший сюжет, просто «Бамблби» с такой жадностью хватается за все популярные в 80-х киноштампы и лежащие на поверхности идеи, что удивительно, как и этот низко висящий фрукт не был сорван и брошен в блендер к остальным.
Помимо призраков «Инопланетянина» и «Сумасшедших гонок» над картиной витает и еще один — призрак оригинальных «Трансформеров», первой части. Истории о том, как мечтающий о машине неловкий подросток вымаливает себе желтую развалюху со свалки, та оказывается роботом-пришельцем. Подросток пугается, затем радуется, заводит дружбу с Бамблби, тот время от времени ведет себя слишком неуклюже и неаккуратно, разнося все, как слон в посудной лавке или рискуя выдать себя.
Затем выясняется, что за новой машиной нашего героя охотятся и армия, и злые пришельцы, поэтому подростку приходиться убегать, умолять солдат не трогать бедного беззащитного шестиметрового робота (простите, в версии приквела он внезапно четырехметровый, видимо, подрастет за 20 лет), а затем вызволять приятеля, рискуя жизнью. Мы уже видели этот фильм.
При всех минусах Майкла Бэя, я не могу сказать, что «Бамблби» вышел более увлекательным. Более правильным, политкорректным, эмоциональным, человечным — да. Но в зрелищности, масштабе истории, презентации сюжета — тут картина Бэя все еще впереди. И писать это очень грустно.
К сожалению, тотальная вторичность — не единственная проблема. Режиссер картины, Трэвис Найт, до этого снял лишь один фильм, «Кубо: Легенда о Самурае» для анимационной студии Laika — и он был великолепен (как, в принципе, все мультфильмы «Лайки»), одна из лучших картин позапрошлого года. Кукольный эпик, оформленный под древний японский эпос, настолько искренний и щемящий, что он надолго остается в памяти. Там был и потрясающий визуальный стиль и крайне необычная, далекая от геройских шаблонов история, и трогательная концовка.
Здесь же Найт словно разбивается о куда более слабый сценарий либо страдает от требований студии. Он хочет дать ту же камерную трогательность, что и в «Кубо», позволяя драматичным сценам рождения дружбы между человеком и машиной дышать, длиться столько, сколько нужно, а не обрываться, когда зритель еще ничего не успел почувствовать. Но эти сцены по фактуре своей далеко не так богаты, и зритель в итоге пялится на обнимашки девочки с многотонной железкой и не до конца понимает, что ему делать все эти две минуты, пока доиграет грустная музыка. Недостаточно повесить на героиню «синдром мертвого папы», а роботу сделать огромные щенячьи глаза и автоматом получить эмоциональный накал «ВАЛЛ-И».
Но сценарий «Бамблби» умудряется запороть даже те тонкие детали, которые фильм все же получил. Он берет нечто ненавязчивое и неплохо характеризующее персонажа и показывает — все отлично, сцена работает, деталь работает — а затем фильм берет и проговаривает основную идею этой детали вслух, а затем делает еще пару отбивок на нее. Вы точно поняли? Точно? Тук-тук, МакФлай, есть кто дома?
Девочка просыпается, идет чистить зубы и по пути нежно касается фотографии, где она обнимает отца, не так давно умершего. Хорошо, мы поняли, она скучает, его смерть тенью ложится на всю ее жизнь, на каждую минуту. Фильм:
— Я скучаю, пап.
Да твою ж мать. Чарли приезжает на свалку своего дяди, механик, копающийся в моторе, просит дать ему ключ на десять. Чарли подает ему ключ и уходит. Тот ругается:
— Эй, я просил на десять, а не на двена…
Пробует, тот подходит идеально. Механик ухмыляется и продолжает работать.
Это то, что нужно было сделать, потому что мы вообще снимаем кино, а это визуальное искусство, и тут нужно максимально показывать и минимально рассказывать. Что они сделали:
— Подай ключ на десять.
Чарли отдает ключ:
— Тут нужен на двенадцать, а не на десять.
Механик ворчит, пробует, ключ подходит, он корчит рожу «Ишь какая» боссу — крупный план. Босс корчит рожу в ответ — крупный план. Механик ухмыляется — крупный план. Окей, мы можем уйти уже или из мелкой детали, которая должна была показать, что Чарли — крутой механик, мы сделаем отдельный фильм и навечно застрянем в сцене с реакциями крупным планом?
Если бить зрителя по голове гаечным ключом с каждой такой деталью, весь эффект от них теряется. И не важно, на десять будет этот ключ или на двенадцать. Подобные сцены должны быть быстрыми, чтобы не выглядеть нарочито и дешево. Видимо, студия решила, что фильм нужно ориентировать на детей (мы же «Инопланетянина» воруем), а дети — тупые. Но знаете, если ребенок не поймет момента с ключами в лаконичной версии, он не поймет и раздутую.
Это и топит фильм: разжевывание, затягивание сцен, в которых нет фактуры достаточной, чтобы оправдать такое затягивание, из-за чего они ощущаются неловкими, постоянное давление вторичности и тотальной предсказуемости. Фильму нечем удивлять, нечем держать в напряжении. Он предсказуем и выхолощен фокус-группами, из-за чего можно даже ненароком заскучать по хамской непричесанности Бэя.
Его фильмы не были лучше — это расистски-сексисткий хаос с наркоманским сюжетом, который уходит в такой отрыв от логики и здравого смысла, что все миллионы долларов, взрывающиеся на экране, не могут заставить тебя хоть сколько-то вовлекаться в происходящее.
Но эта бредовость хотя бы делала всю эту вакханалию непредсказуемой, а место действия все время менялось. То мы в Египте, то уже в Китае, то город взлетает, то дождь из машин, то Кибертрон прилетел, то опять Кибертрон прилетел, но он уже выглядит настолько иначе, что вроде как и новый сюжет. А потом бум — и динозавры.
Меня тошнит от того, что я ставлю Бэя в пример и нахожу на контрасте у его фильмов какие-то положительные стороны, но я не могу, положив руку на сердце, хвалить сбитый по формуле из чужих фильмов приквел просто за то, что это не Бэй.
Боюсь, что многих критиков это ослепило, их пригрели очередные волны отсылок к любимым вещичкам из 80-х (а ими тут заваливают каждую сцену, спеша откусить свой кусок от ностальгического хайпа), подкупили вроде как сердечные сцены, смягчили общей наивностью и безобидностью ленты — настолько, что они не заметили, что ее довольно сложно смотреть. И мантра «Это же для детей» не сильно поможет продираться сквозь эту скучноватую историю, которой не хватает характера и индивидуальности, драйва, чтобы перестать быть прямолинейной экранизацией собственного постера.
Легкие спойлеры
Несмотря на относительную простоту сюжета, бредовости в нем все же хватает, просто на контрасте с предыдущими пятью фильмами, это выглядит образцом логичности. О том, как это все ломает хронологию и устоявшийся таймлайн событий, я вообще молчу — он и так был больной на всю голову, теперь же вообще ничего не понятно.
В пятом фильме мы узнали, что Бамблби был на Земле еще во Вторую Мировую, чем-то занимался 50 лет до прилета Оптимуса. Теперь же нам показывают, как он прибывает на Землю в 87-м. Ладно, видимо, про войну — это нам приснилось. Либо он улетал и вернулся. Оптимус посылает его вперед, чтобы он построил на Земле базу, готовую к приему беженцев-автоботов. Э-э-э, так чем тогда Бамблби занимался 20 лет? Стоял на очередной свалке, дожидаясь, пока его купит очередной подросток? Где база? Или об этом расскажет «Бамблби-2»?
Оптимус выбрал Землю полурандомно, то есть ему просто повезло, что именно на нее, по странному совпадению, ранее упал и Ол-Спарк. По идее, в первом фильме, Прайм должен был прилететь на Землю потому, что отправил сюда Бамблби строить базу, но Сэму он уже говорит, что они явились конкретно за Ол-Спарком. Вот только в момент отправки Бамблби на Землю знать о том, что Ол-Спарк там, Прайм не мог — куб пропал в ходе восстания, в момент которого автоботы расстаются, даже Мегатрону пришлось выслеживать артефакт долгое время.
Неясно и то, почему Бамблби регрессирует до щенка, потеряв память. Он ведет себя испуганно и зажимается в угол от страшной-престрашной пигалицы, которую может раздавить ногой. Ясно, что это сделано кавая ради, чтобы зритель умилился, а Чарли попыталась его приручить, но выглядит это все от этого не менее неестественно. Половозрелый робот, боец сопротивления забился в угол и скулит…
Гениальное решение американской армии довериться пришельцам тоже вызывает сомнения в том, что сценаристка хотя бы отдаленно представляет себе, что такое вооруженные силы. И неясно, почему отдел, который занимается реверс-инжинирингом Мегатрона под плотиной Гувера уже полвека, не связался с ними по поводу трансформеров.
Я не спешу превращать рецензию в филиал неудобных вопросов, просто хотелось показать, насколько белые нитки в этом гобелене и каким трезубцем Аквамена писана по воде вся шаткая хронология франшизы. Этот аспект приквел точно не исправил, а лишь усугубил.
Конец спойлеров
Итог
Критики расхвалили фильм во многом из-за того, сколько недостатков франшизы он исправляет. И это действительно неплохой тест-драйв нового подхода: «А вот так вам нравится?». Если к хвалебным рецензиям прибавится и присущая франшизе касса в миллиард, ответ будет очевиден. И я буду рад, что этот подход — новые режиссеры, зарекомендовавшие себя в камерных эмоциональных инди, снимают нечто менее масштабное, но более вменяемое и человечное — станет основным, отодвинув Бэя в сторону.
И все же этот первый блин сам по себе выходит довольно пресным. Он лишен интриги и драйва, все в нем настолько стерильно и использовано сотней других картин, что видно, как студия идет на цыпочках, пытаясь нащупать способ спасти франшизу.
Если бы Найту дали больше свободы, а сценарист был бы смелее и талантливее, получился бы потрясающий фильм — в нем чувствуется этот зародыш «Трансформеров, которых мы заслужили». Но вышла лишь школьная пьеса, которая умиляет своей наивностью, добротой и старательностью, но которую сложно смотреть без зевоты, если тебе больше двенадцати и ставят ее не твои дети.
С актерами и их героями фильму повезло куда больше предыдущих (впрочем, Джон Сина играет как кирпич), Хейли Стайнфилд действительно хороша, но ирония в том, что она играет и в другом фильме этой недели — в «Человеке-пауке: Через вселенные» (Спайдер-Гвен), а он вышел практически идеальным, и в сравнении «Бамблби» просто меркнет. Ему не хватает яркости, характера, масштаба, авторских амбиций, точности исполнения, стиля и да — даже сердца. Он зависает посередине между «Акваменом» и «Пауком», и не бредовый, но веселый и яркий экшен, и не серьезная драма, способная растрогать. Что-то среднее, что не цепляет до конца ни тем, ни тем.
Спин-офф исправляет многие минусы франшизы, многое делает правильно, но я сомневаюсь, что этого достаточно, чтобы назвать его действительно хорошей картиной.
Контраст с основной линейкой фильмов Майкла Бэя действительно разительный:
никаких расистских карикатур
никаких шуток про мошонки роботов и трусы госработников
трансформеры ни на кого не мочатся и не пытаются обжмякать чью-нибудь ногу
никаких занимающихся сексом собак и случайно употребивших наркотики родителей
никаких дифирамбов американским войскам и их технике под пафосную музыку
никаких внезапных откровений о связи трансформеров с Королем Артуром, египетскими пирамидами и Второй мировой.
более-менее внятный экшен вместо мельтешения шестеренок в кадре
простой, но четкий сюжет
тихие, человечные моменты
герои, у которых больше двух черт
более классический, не столь детализированный дизайн трансформеров
Вообще сложно сказать, что хоть какие-то минусы франшизы выжили и перекочевали в спин-офф. К сожалению, это не значит, что у него не вылезло достаточно собственных.
«Бамблби» вообще больше напоминает очередной софт-ребут нежели обычный спин-офф приквел, причем это уже не первый софт-ребут во франшизе. В четвертой части нам сменили главного героя, дизайн трансформеров менялся сам по себе без особых объяснений несколько раз на протяжении серии, зачастую довольно сильно, но теперь студия пробует поменять сам подход целиком.
Многие говорили о том, что Сэм — крайне несимпатичный кандидат на роль главного героя. Во время просмотра это не так заметно, но если вспомнить его слова и поступки, то становится очевидно: это довольно неприятный тип. Кейд Йегер наследует многие его негативные черты и выкручивает их на 11.
Агрессивные постоянно орущие контрол-фрики, чьи очевидные недостатки маскируются сценами, в которых они выставляют себя некомпетентными идиотами.
Некоторые фанаты задались вопросом — а почему собственно эти две мачо-истерички попали на роль протагониста, а Микаэле, которая действительно разбирается в машинах и сохраняет хладнокровие в критических ситуациях, осталась лишь позиция кроткой спутницы «героя». В пятой части появляется еще одна смелая, целеустремленная и способная девочка-механик, которой на этот раз достается и вовсе едва заметная роль в истории.
«Бамблби» решает исправить это недоразумение и, наконец, определяет талантливую девушку-механика на главную роль. Это не Микаэла и не та девочка, но вроде как их замена. И эта новая главная героиня — основное достижение картины. Хейли Стайнфилд в роли Чарли тащит на себе картину, состоящую по большей части из сцен ее взаимодействий с желтым роботом один на один. Она вызывает симпатию, уважение, сочувствие, за нее переживаешь и болеешь — по крайней мере больше, чем за любых героев-людей в оригинальной серии. Сценарий тоже непривычно бережно обходится со своими героями, пытаясь хоть как-то раскрыть персонажей, уделить внимание их чувствам, а не просто гонять их из одной экшен-сцены в другую.
Проблема картины в том, что, сосредоточившись на демонтаже всех накрученных Бэем на франшизу неудачных элементов, она не так много добавляет от себя, заменяя выкинутое знакомыми шаблонами и наработками чужих фильмов.
«Инопланетянина» в основе сюжета не заметил только ленивый, но на самом деле, это типичная история в жанре «волшебный друг». Ребенок обнаруживает джинна, фею, говорящего зверя, пришельца или робота, которого вынужден прятать и защищать от жестокого мира, который хочет его запереть и расчленить. Даже Одиннадцатая в «Очень странных делах» отчасти подходит под это описание, как и питомец Дастина, оказывающийся Демогоргоном.
Или девочка-подросток, которая обнаруживает, что ее Фольксваген «Жук» — живой и может творить необыкновенные вещи. И это я не про «Бамблби», а про диснеевские «Сумасшедшие гонки» 2005 года с Линдси Лохан и Майклом Китоном, седьмой фильм во франшизе про Херби, гоночного «Жука» за номером 53, стартовавшей в 1968 году. Странно, что про нее в рецензиях на «Бамбли» не вспоминают все поголовно. Сюжеты и подача очень похожи, разве что Бамблби сражается с десептиконами, а Херби горит желанием выиграть гонки. Но оба — «Жуки» с характером, часто ставящие своих юных хозяек в неловкое положение своими проделками: игривые, нетерпеливые, любознательные.
Мне даже немного странно, что Чарли не решила использовать Бамблби для победы в каких-нибудь соревнованиях — этот сюжет настолько напрашивается, что даже в «Гоботах» (аналог «Трансформеров», который я смотрел в детстве) была серия, где Турбо потерял память, стал простой машиной и находчивые парни использовали его для победы в гонках. Я не говорю, что это был бы хороший сюжет, просто «Бамблби» с такой жадностью хватается за все популярные в 80-х киноштампы и лежащие на поверхности идеи, что удивительно, как и этот низко висящий фрукт не был сорван и брошен в блендер к остальным.
Помимо призраков «Инопланетянина» и «Сумасшедших гонок» над картиной витает и еще один — призрак оригинальных «Трансформеров», первой части. Истории о том, как мечтающий о машине неловкий подросток вымаливает себе желтую развалюху со свалки, та оказывается роботом-пришельцем. Подросток пугается, затем радуется, заводит дружбу с Бамблби, тот время от времени ведет себя слишком неуклюже и неаккуратно, разнося все, как слон в посудной лавке или рискуя выдать себя.
Затем выясняется, что за новой машиной нашего героя охотятся и армия, и злые пришельцы, поэтому подростку приходиться убегать, умолять солдат не трогать бедного беззащитного шестиметрового робота (простите, в версии приквела он внезапно четырехметровый, видимо, подрастет за 20 лет), а затем вызволять приятеля, рискуя жизнью. Мы уже видели этот фильм.
При всех минусах Майкла Бэя, я не могу сказать, что «Бамблби» вышел более увлекательным. Более правильным, политкорректным, эмоциональным, человечным — да. Но в зрелищности, масштабе истории, презентации сюжета — тут картина Бэя все еще впереди. И писать это очень грустно.
К сожалению, тотальная вторичность — не единственная проблема. Режиссер картины, Трэвис Найт, до этого снял лишь один фильм, «Кубо: Легенда о Самурае» для анимационной студии Laika — и он был великолепен (как, в принципе, все мультфильмы «Лайки»), одна из лучших картин позапрошлого года. Кукольный эпик, оформленный под древний японский эпос, настолько искренний и щемящий, что он надолго остается в памяти. Там был и потрясающий визуальный стиль и крайне необычная, далекая от геройских шаблонов история, и трогательная концовка.
Здесь же Найт словно разбивается о куда более слабый сценарий либо страдает от требований студии. Он хочет дать ту же камерную трогательность, что и в «Кубо», позволяя драматичным сценам рождения дружбы между человеком и машиной дышать, длиться столько, сколько нужно, а не обрываться, когда зритель еще ничего не успел почувствовать. Но эти сцены по фактуре своей далеко не так богаты, и зритель в итоге пялится на обнимашки девочки с многотонной железкой и не до конца понимает, что ему делать все эти две минуты, пока доиграет грустная музыка. Недостаточно повесить на героиню «синдром мертвого папы», а роботу сделать огромные щенячьи глаза и автоматом получить эмоциональный накал «ВАЛЛ-И».
Но сценарий «Бамблби» умудряется запороть даже те тонкие детали, которые фильм все же получил. Он берет нечто ненавязчивое и неплохо характеризующее персонажа и показывает — все отлично, сцена работает, деталь работает — а затем фильм берет и проговаривает основную идею этой детали вслух, а затем делает еще пару отбивок на нее. Вы точно поняли? Точно? Тук-тук, МакФлай, есть кто дома?
Девочка просыпается, идет чистить зубы и по пути нежно касается фотографии, где она обнимает отца, не так давно умершего. Хорошо, мы поняли, она скучает, его смерть тенью ложится на всю ее жизнь, на каждую минуту. Фильм:
— Я скучаю, пап.
Да твою ж мать. Чарли приезжает на свалку своего дяди, механик, копающийся в моторе, просит дать ему ключ на десять. Чарли подает ему ключ и уходит. Тот ругается:
— Эй, я просил на десять, а не на двена…
Пробует, тот подходит идеально. Механик ухмыляется и продолжает работать.
Это то, что нужно было сделать, потому что мы вообще снимаем кино, а это визуальное искусство, и тут нужно максимально показывать и минимально рассказывать. Что они сделали:
— Подай ключ на десять.
Чарли отдает ключ:
— Тут нужен на двенадцать, а не на десять.
Механик ворчит, пробует, ключ подходит, он корчит рожу «Ишь какая» боссу — крупный план. Босс корчит рожу в ответ — крупный план. Механик ухмыляется — крупный план. Окей, мы можем уйти уже или из мелкой детали, которая должна была показать, что Чарли — крутой механик, мы сделаем отдельный фильм и навечно застрянем в сцене с реакциями крупным планом?
Если бить зрителя по голове гаечным ключом с каждой такой деталью, весь эффект от них теряется. И не важно, на десять будет этот ключ или на двенадцать. Подобные сцены должны быть быстрыми, чтобы не выглядеть нарочито и дешево. Видимо, студия решила, что фильм нужно ориентировать на детей (мы же «Инопланетянина» воруем), а дети — тупые. Но знаете, если ребенок не поймет момента с ключами в лаконичной версии, он не поймет и раздутую.
Это и топит фильм: разжевывание, затягивание сцен, в которых нет фактуры достаточной, чтобы оправдать такое затягивание, из-за чего они ощущаются неловкими, постоянное давление вторичности и тотальной предсказуемости. Фильму нечем удивлять, нечем держать в напряжении. Он предсказуем и выхолощен фокус-группами, из-за чего можно даже ненароком заскучать по хамской непричесанности Бэя.
Его фильмы не были лучше — это расистски-сексисткий хаос с наркоманским сюжетом, который уходит в такой отрыв от логики и здравого смысла, что все миллионы долларов, взрывающиеся на экране, не могут заставить тебя хоть сколько-то вовлекаться в происходящее.
Но эта бредовость хотя бы делала всю эту вакханалию непредсказуемой, а место действия все время менялось. То мы в Египте, то уже в Китае, то город взлетает, то дождь из машин, то Кибертрон прилетел, то опять Кибертрон прилетел, но он уже выглядит настолько иначе, что вроде как и новый сюжет. А потом бум — и динозавры.
Меня тошнит от того, что я ставлю Бэя в пример и нахожу на контрасте у его фильмов какие-то положительные стороны, но я не могу, положив руку на сердце, хвалить сбитый по формуле из чужих фильмов приквел просто за то, что это не Бэй.
Боюсь, что многих критиков это ослепило, их пригрели очередные волны отсылок к любимым вещичкам из 80-х (а ими тут заваливают каждую сцену, спеша откусить свой кусок от ностальгического хайпа), подкупили вроде как сердечные сцены, смягчили общей наивностью и безобидностью ленты — настолько, что они не заметили, что ее довольно сложно смотреть. И мантра «Это же для детей» не сильно поможет продираться сквозь эту скучноватую историю, которой не хватает характера и индивидуальности, драйва, чтобы перестать быть прямолинейной экранизацией собственного постера.
Легкие спойлеры
Несмотря на относительную простоту сюжета, бредовости в нем все же хватает, просто на контрасте с предыдущими пятью фильмами, это выглядит образцом логичности. О том, как это все ломает хронологию и устоявшийся таймлайн событий, я вообще молчу — он и так был больной на всю голову, теперь же вообще ничего не понятно.
В пятом фильме мы узнали, что Бамблби был на Земле еще во Вторую Мировую, чем-то занимался 50 лет до прилета Оптимуса. Теперь же нам показывают, как он прибывает на Землю в 87-м. Ладно, видимо, про войну — это нам приснилось. Либо он улетал и вернулся. Оптимус посылает его вперед, чтобы он построил на Земле базу, готовую к приему беженцев-автоботов. Э-э-э, так чем тогда Бамблби занимался 20 лет? Стоял на очередной свалке, дожидаясь, пока его купит очередной подросток? Где база? Или об этом расскажет «Бамблби-2»?
Оптимус выбрал Землю полурандомно, то есть ему просто повезло, что именно на нее, по странному совпадению, ранее упал и Ол-Спарк. По идее, в первом фильме, Прайм должен был прилететь на Землю потому, что отправил сюда Бамблби строить базу, но Сэму он уже говорит, что они явились конкретно за Ол-Спарком. Вот только в момент отправки Бамблби на Землю знать о том, что Ол-Спарк там, Прайм не мог — куб пропал в ходе восстания, в момент которого автоботы расстаются, даже Мегатрону пришлось выслеживать артефакт долгое время.
Неясно и то, почему Бамблби регрессирует до щенка, потеряв память. Он ведет себя испуганно и зажимается в угол от страшной-престрашной пигалицы, которую может раздавить ногой. Ясно, что это сделано кавая ради, чтобы зритель умилился, а Чарли попыталась его приручить, но выглядит это все от этого не менее неестественно. Половозрелый робот, боец сопротивления забился в угол и скулит…
Гениальное решение американской армии довериться пришельцам тоже вызывает сомнения в том, что сценаристка хотя бы отдаленно представляет себе, что такое вооруженные силы. И неясно, почему отдел, который занимается реверс-инжинирингом Мегатрона под плотиной Гувера уже полвека, не связался с ними по поводу трансформеров.
Я не спешу превращать рецензию в филиал неудобных вопросов, просто хотелось показать, насколько белые нитки в этом гобелене и каким трезубцем Аквамена писана по воде вся шаткая хронология франшизы. Этот аспект приквел точно не исправил, а лишь усугубил.
Конец спойлеров
Итог
Критики расхвалили фильм во многом из-за того, сколько недостатков франшизы он исправляет. И это действительно неплохой тест-драйв нового подхода: «А вот так вам нравится?». Если к хвалебным рецензиям прибавится и присущая франшизе касса в миллиард, ответ будет очевиден. И я буду рад, что этот подход — новые режиссеры, зарекомендовавшие себя в камерных эмоциональных инди, снимают нечто менее масштабное, но более вменяемое и человечное — станет основным, отодвинув Бэя в сторону.
И все же этот первый блин сам по себе выходит довольно пресным. Он лишен интриги и драйва, все в нем настолько стерильно и использовано сотней других картин, что видно, как студия идет на цыпочках, пытаясь нащупать способ спасти франшизу.
Если бы Найту дали больше свободы, а сценарист был бы смелее и талантливее, получился бы потрясающий фильм — в нем чувствуется этот зародыш «Трансформеров, которых мы заслужили». Но вышла лишь школьная пьеса, которая умиляет своей наивностью, добротой и старательностью, но которую сложно смотреть без зевоты, если тебе больше двенадцати и ставят ее не твои дети.
С актерами и их героями фильму повезло куда больше предыдущих (впрочем, Джон Сина играет как кирпич), Хейли Стайнфилд действительно хороша, но ирония в том, что она играет и в другом фильме этой недели — в «Человеке-пауке: Через вселенные» (Спайдер-Гвен), а он вышел практически идеальным, и в сравнении «Бамблби» просто меркнет. Ему не хватает яркости, характера, масштаба, авторских амбиций, точности исполнения, стиля и да — даже сердца. Он зависает посередине между «Акваменом» и «Пауком», и не бредовый, но веселый и яркий экшен, и не серьезная драма, способная растрогать. Что-то среднее, что не цепляет до конца ни тем, ни тем.
Материал взят: Тут