Уникальные и ныне вымершие легковушки вагонной компоновки ( 20 фото )

Авто / Мото

В 1930-е годы, когда классическая схема легкового автомобиля полностью сформировалась, нашлись редкие энтузиасты, которые выбрали свой особый путь создания редчайших машин вагонной компоновки без традиционных крыльев и капота, обладавших своими достоинствами и тоже имевших право на существование. Обычно на них устанавливали силовой агрегат заднего расположения, а место водителя переставляли в округлую выдвинутую вперед часть кузова с большими окнами. Это позволило понизить и облегчить кузов, придать ему более обтекаемую каплеобразную форму, увеличить пассажирский салон, улучшить обзорность и уравновесить нагрузки по колесам.


Принципиальная схема легкового автомобиля вагонной компоновки с объемным салоном

В первые годы ХХ века о таких автомобилях никто не имел никакого понятия, и первые легковушки, которые впоследствии отнесли к вагонной компоновке, появились чисто случайно по интуитивной воле своих создателей. Лидером считается французская фирма Charron, экспериментировавшая с разного рода обтекателями. На одной из машин передний моторный отсек и место водителя с трех сторон были закрыты трехсекционными стеклами и передней частью крыши, превративших ее в оригинальный бескапотный вагончик.


Французская многоместная 75-сильная машина Charron вагонного типа. 1913 год

Первым последователем стала фирма Alfa Romeo, которая в 1913-м начала сборку 70-сильного гоночного шасси 40/60. По заказу графа Марко Рикотти миланская фирма Castagna установила на нем округлый кузов из дюралюминия с вынесенным вперед округлым передком с крупными стеклами, выемкой для радиатора и окнами-иллюминаторами в боковинах.


Первая в мире аэродинамическая легковушка Alfa Romeo Aerodinamica с пятиместным кузовом. 1914 год

С места в карьер: вагонный апофеоз

Вполне естественно, при зачаточном состоянии научной аэродинамики и без каких-либо исторических корней автовагончики родились буквально на пустом месте. Поначалу ради забавы их создавали богатые американцы, затем инициативу перехватили бизнесмены, использовавшие необычные машины для рекламирования своей продукции.


Одна из самых невероятных легковушек всех времен — уникальный вагончик Scarab образца 1936 года

Stout Scarab (1932–1936 гг.)

Футуристические вагонные автомобили Scarab разрабатывал уже известный вам по аэромобилям изобретатель Уильям Бушнелл Стаут. Нетрадиционные внешние формы и интерьер создавал американский дизайнер Джон Тьярда, фирменными знаками которого были фары с тонкими вертикальными решетками и вентиляционные щели в виде крыльев.

Сегодня «Скарабей» (священный жук скарабей) считается первым в мире минивэном и первой легковушкой с независимой пневматической подвеской всех колес. Прототип с алюминиевым кузовом на стальной раме был собран вручную в 1932-м и стал личным автомобилем Стаута.


Прототип просторной заднемоторной легковушки Scarab с колесной базой 3,4 метра. 1932 год


Эскизная схема компоновки «Скарабея» с широко разнесенными осями и пятиместным салоном

В его задней части помещался серийный 3,6-литровый двигатель Ford V8 с обычной трехступенчатой коробкой передач. За последующие четыре года появились еще восемь подобных машин и один образец с кузовом из стеклопластика, развивавших мощность от 65 до 85 сил.


Scarab в Музее декоративного искусства в Нэшвилле среди пяти лучших автомобилей мира. Фото 2013 года


Даже на виде сзади Scarab претендует на смелую оригинальность форм и облицовки

Просторные пассажирские салоны с одной боковой дверью имели ровный пол со съемными столиками, поворотными и раскладными сиденьями, обивкой из дорогих пород дерева, кожи и тканей. Для улучшения аэродинамических качеств применялись скрытые дверные и оконные ручки и автоматическое запирание дверей.


Весьма скромный салон «Скарабея» с диваном и регулируемыми кожаными креслами

Стаут планировал выпустить сотню таких машин, но их слишком высокая цена нарушила эти планы.

Dymaxion (1933–1934 гг.)

Уникальный трехколесный автомобиль «в форме слезы», один из самых необычных в мире, разработал легендарный американец Ричард Бэкминстер Фуллер — архитектор, изобретатель и дизайнер, создававший круглые здания, купола, суда и интерьеры ванных комнат. Характерно: при упоминании его работ знакомые с ним люди многозначительно постукивали пальцем по лбу. Справедливость немого суждения подтвердило и удивительное сооружение Dymaxion, похожее на небольшой автобус. В его странной аббревиатуре Фуллер зашифровал слова dynamic, maximum и tension, означавшие «максимум динамики и напряжения». Прототип построили летом 1933-го на заводе бывшей компании Locomobile.


Первый образец трехколесного шестиметрового транспортного средства Dymaxion. 1933 год

Для привода передних колес в задней части автомобиля на А-образной раме помещался 85-сильный мотор Ford. Заднее одиночное было управляемым. Места водителя и пассажира находились в передней выдвинутой части деревянного кузова с облицовкой из блестящего дюралюминия. Dymaxion, страдавший малой устойчивостью, предназначался в основном для городских поездок, но его максимальная скорость достигала 140 км/ч.

Громкие рекламные пробеги первого образца собирали толпы восторженной публики. В октябре, во время одного из них, при выезде с выставки «Столетие прогресса» в Чикаго он столкнулся с легковушкой. Ее водитель, профессиональный автогонщик, погиб, а два высокопоставленных пассажира серьезно пострадали. После этого Фуллер прекратил работы над машиной. Ее приобрело Американское бюро стандартов, но при пожаре летом 1943-го она сгорела.


Легкий Dymaxion с колесной базой 3,2 метра и массой всего 830 кг в одном из рекламных заездов

В январе 1934-го второй Dymaxion с кузовом черного цвета купил некий фермер, превративший его в курятник. Машину выкупил известный коллекционер Уильям Харра из города Рино, а после его смерти автомобиль вошел в состав Национального автомобильного музея.


Второй модернизированный вариант «Димаксиона», сохранившийся до сих пор. 1934 год


85-летний Ричард Фуллер у своей машины близ сборочного завода в Бриджпорте. Фото 1981 года

Третий вариант изумрудного цвета некоторое время служил дирижеру Филадельфийского симфонического оркестра Леопольду Стоковскому. Потом в течение девяти лет его несколько раз перепродавали, пока машина не превратилась в металлолом.


Третий Dymaxion, принадлежавший известному дирижеру Стоковскому. 1934 год

В то же время в Америке на агрегатах серийных «Фордов» появились необычные сооружения, созданные исключительно для привлечения внимания потенциальных покупателей при проведении рекламных акций на стоянке или в движении. Автомобили Riley-Ford с английским 80-сильным мотором Riley V8 служили для испытаний и продвижения шин низкого давления Balloon Jumbo, позволявших достичь скорости 185 км/ч.


В 1933–1940 годах кузовная фирма Libby Body собрала 29 рекламных машин Riley-Ford

На компанию McQuay-Norris по выпуску заказной автотехники работали шесть 80-сильных пиаровских автомобилей McQuay брутальной внешности с деревянными каркасами кузовов и алюминиевой облицовкой. На ряде машин имелись лаборатории с оборудованием для проверки состояния и качества агрегатов.


Рекламный переднемоторный автомобиль McQuay в качестве мобильной лаборатории. 1934 год


Такие притягательные машины собирала кузовная компания Hill Auto Body из Цинциннати

Третьим вагончиком была трехколесная переднеприводная машина Arrowhead с кузовом фирмы Advance Body и дизайном Веллингтона Миллера. Ее задачей было восхваление особо чистой питьевой воды компании Water Company.


Нескладный трехколесный вагончик Arrowhead для рекламирования ключевой воды. 1936 год

Schlörwagen (1939 г.)

Своим появлением этот «сверхобтекаемый» вагончик был обязан немецкому инженеру Карлу Шлёру, создавшему его на основании научных исследований в Аэродинамическом научно-исследовательском институте. Машина базировалась на заднемоторном легковом шасси Mercedes-Benz 170H, на которое фирма Ludewig установила алюминиевый кузов «в виде полукапли». На испытаниях, когда легкий Schlörwagen ветром сдувало с трассы, он показал рекордный результат — 146 км/ч.


Аэродинамический 38-сильный автомобиль Schlörwagen конструкции Карла Шлёра

Потом машину привезли на международный Берлинский автосалон, но посетители признали ее уродливой и не имеющей будущего. Начавшаяся война заставила прекратить эти работы, а дальнейшую судьбу автомобиля вы уже знаете из статьи об аэромобилях.

В реальности все эти революционные достижения оказались фейками. Макетный образец без механических узлов не мог сдвинуться с места, руль не имел связи с колесами и свободно «болтался» на своей оси, а двери левой стороны оказались нарисованными.

В 1962-м его привезли в Москву на Итальянскую промышленную выставку, но к тому времени «Селена-1» уже не представляла никакой ценности. Чтобы не платить за обратный путь, машину, как щедрый подарок, передали Институту технической эстетики. Сейчас она находится в одном из московских автомузеев.


Макетный образец трехместного скоростного автомобиля Selena-II работы Луиджи Сегрэ. 1960 год

В 1960-м компания Ghia представила выставочный макет спортивной машины Selene-II с задним плавником, которая тоже не могла двигаться самостоятельно. Ее особенностями были водительское сиденье, размещенное по продольной оси автомобиля, два места для пассажиров, сидевших против движения, телевизор, бар и самолетная панель приборов.

В 1950–60-е годы одними из последних машин такого рода были достаточно совершенные советские автомобили вагонной компоновки, которым мы посвятим следующую статью.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация