«Суперспособность» в стереоскопии Леонардо да Винчи давало косоглазие ( 4 фото )
- 07.11.2018
- 773
Не так давно мы писали про диагнозы бедной Лизы Джокондо, которую исследователи никак не могли оставить в покое и находили у нее все новые и новые беды со здоровьем. Теперь ученые взялись и за самого автора произведения – Леонардо да Винчи. Покусился на святое офтальмолог, которые нашел у мэтра … косоглазие. Именно о нем говорится в статье, которую глазной врач Кристофер Тайлер опубликовал в журнале JAMA Ophthalmology.
Тут стоит оговориться, что же такое косоглазие с точки зрения медицины. Когда мы смотрим на какой-то объект, наши зрачки расположены условно по центру. В тех ситуациях, когда страдают либо мышцы глаз, либо нервы, отвечающие за их иннервацию (третья и четвертая пара черепно-мозговых нервов), зрачок немного отклоняется вправо или влево. Если зрачки сдвигаются к внутренним уголкам век, то говорят о сходящемся косоглазии, а если к наружным – о расходящемся. Более того, есть формы косоглазия, когда при фокусировке зрачки становятся по центру и расходятся только при расслаблении глаз (прерывистая форма). У да Винчи, по мнению офтальмолога, как раз имело место прерывистое расходящееся косоглазие.
На «недобрые» мысли Тайлера навели расходящиеся глаза на двух скульптурах работы Андреа дель Верроккьо – мастера, у которого молодой да Винчи работал учеником и по совместительству моделью. Пара его скульптур – «Давид» и «Молодой воин» - очень похожи друг на друга, и если принять во внимание «модельный опыт» Леонардо, то можно сделать вывод и о внешности прототипа. Тайлер проанализировал направление зрачков, положение роговицы и выяснил: таки косят.
Но на двух примерах вряд ли можно сделать обоснованные выводы, поэтому врач пошел дальше и внимательно изучил еще две картины маслом и два наброска, которые прямо или косвенно изображали самого мастера.
«Иоанн Креститель» не был автопортретом да Винчи, как, собственно, и «Спаситель мира», но тут на помощь в закрытии логической дыры пришли его же слова, написанные в Атлантическом кодексе, который представлял из себя сборник чертежей и всяких умных мыслей: «[Душа] направляет руку художника и заставляет его копировать себя, так как душе кажется, что это лучший способ изобразить человека». Ну и сходство с Давидом, вроде как, прослеживается... В общем, вы можете предсказать вывод: да, у этих персонажей также обнаружилось косоглазие.
Весомости умозаключениям Тайлера придали и слегка расходящиеся глаза на автопортрете да Винчи в образе старца и они же – у Витрувианского человека, который, судя по всему (и следуя той логике из Атлантического кодекса), тоже был завуалированным автопортретом.
Но интересно то, что, судя по всему, да Винчи со своим косоглазием умел бороться. Точнее, когда он напрягал зрение и фокусировался, то глаза выравнивались, а вот когда расслаблялся, угол отклонения составлял -10,3 градуса.
В этой диаграмме указаны градусы оптических аксиальных углов левого и правого глаз у всех изученных персонажей картин и скульптур, и разница между ними как раз показывает чуть более сильное отклонение левого почти во всех случаях. И это, по мнению Тайлера, может служить доказательством расходящегося косоглазия да Винчи. Ну возможно...
В чем же, спросите вы, суперспособность? Да в том, что подобное положение глаз значительно улучшает стереоскопическое зрение и способность видеть пространственную глубину. А если вспомнить, что Леонардо один из первых, кто начал добавлять в свои работы трехмерность, то выглядит весьма правдоподобно и объясняет, чем физиологически обусловлено подобное новаторство.
«Первое, что нужно учитывать, это то, имеют ли предметы нужные контрасты, соответствующие их [трехмерному] положению», - писал он в «Трактате о живописи».
Тут стоит оговориться, что же такое косоглазие с точки зрения медицины. Когда мы смотрим на какой-то объект, наши зрачки расположены условно по центру. В тех ситуациях, когда страдают либо мышцы глаз, либо нервы, отвечающие за их иннервацию (третья и четвертая пара черепно-мозговых нервов), зрачок немного отклоняется вправо или влево. Если зрачки сдвигаются к внутренним уголкам век, то говорят о сходящемся косоглазии, а если к наружным – о расходящемся. Более того, есть формы косоглазия, когда при фокусировке зрачки становятся по центру и расходятся только при расслаблении глаз (прерывистая форма). У да Винчи, по мнению офтальмолога, как раз имело место прерывистое расходящееся косоглазие.
На «недобрые» мысли Тайлера навели расходящиеся глаза на двух скульптурах работы Андреа дель Верроккьо – мастера, у которого молодой да Винчи работал учеником и по совместительству моделью. Пара его скульптур – «Давид» и «Молодой воин» - очень похожи друг на друга, и если принять во внимание «модельный опыт» Леонардо, то можно сделать вывод и о внешности прототипа. Тайлер проанализировал направление зрачков, положение роговицы и выяснил: таки косят.
Но на двух примерах вряд ли можно сделать обоснованные выводы, поэтому врач пошел дальше и внимательно изучил еще две картины маслом и два наброска, которые прямо или косвенно изображали самого мастера.
«Иоанн Креститель» не был автопортретом да Винчи, как, собственно, и «Спаситель мира», но тут на помощь в закрытии логической дыры пришли его же слова, написанные в Атлантическом кодексе, который представлял из себя сборник чертежей и всяких умных мыслей: «[Душа] направляет руку художника и заставляет его копировать себя, так как душе кажется, что это лучший способ изобразить человека». Ну и сходство с Давидом, вроде как, прослеживается... В общем, вы можете предсказать вывод: да, у этих персонажей также обнаружилось косоглазие.
Весомости умозаключениям Тайлера придали и слегка расходящиеся глаза на автопортрете да Винчи в образе старца и они же – у Витрувианского человека, который, судя по всему (и следуя той логике из Атлантического кодекса), тоже был завуалированным автопортретом.
Но интересно то, что, судя по всему, да Винчи со своим косоглазием умел бороться. Точнее, когда он напрягал зрение и фокусировался, то глаза выравнивались, а вот когда расслаблялся, угол отклонения составлял -10,3 градуса.
В этой диаграмме указаны градусы оптических аксиальных углов левого и правого глаз у всех изученных персонажей картин и скульптур, и разница между ними как раз показывает чуть более сильное отклонение левого почти во всех случаях. И это, по мнению Тайлера, может служить доказательством расходящегося косоглазия да Винчи. Ну возможно...
В чем же, спросите вы, суперспособность? Да в том, что подобное положение глаз значительно улучшает стереоскопическое зрение и способность видеть пространственную глубину. А если вспомнить, что Леонардо один из первых, кто начал добавлять в свои работы трехмерность, то выглядит весьма правдоподобно и объясняет, чем физиологически обусловлено подобное новаторство.
«Первое, что нужно учитывать, это то, имеют ли предметы нужные контрасты, соответствующие их [трехмерному] положению», - писал он в «Трактате о живописи».
Материал взят: Тут