"А мы уйдем на север!.." - 2017. Лядины. По музеям. Шаг второй ( 20 фото )
- 26.10.2018
- 652
Деревенский быт для горожанина настолько непонятен, странен и необычен, что почти любая подробность или вещь вызывает эмоции, которые выражаются примерно как у той самой героини небезызвестного литературного произведения:
- Ого!
- Надо же!
- Неужели?
- Как называется?
В музее "Лядинские узоры" все эти восклицания и вопросы звучали особенно часто. Уж сколько мы посетили музеев до этого, а некоторые вещи узнали только здесь
Расположен музей в старом доме, возраст которого перешагнул столетний юбилей. В отдельных помещениях здесь сохранена обстановка того времени, так что можно даже не представлять, а своими глазами увидеть деревенский быт вековой и более давности
Увидеть и несколько потеряться в том количестве орудий труда, которые умели применить жители этих мест. Сколько всего тогда делал люди своими руками! Это мы теперь белоручки и офисный планктон, а тогда не будешь человеком дела - не выживешь. Охота, рыбалка, заготовка сена, обработка древесины, льна и других растений, животноводство и связанное с ним, например, производство масла. Пожалуй, это лишь малая часть из того, чем занимались в Лядинах
В том же Вершинино орудия труда поделены по ремеслам и находятся в разных помещениях, а здесь все это можно увидеть практически в одном месте, так что сначала даже глаза разбегаются от разнообразия всевозможных инструментов, приспособлений и готовых изделий
Я и слов-то таких не знаю, которыми это все называется, так что это был повод в очередной раз пополнить свой северный словарик. Вот санки, например, тут были "чУнки"
Тут поместилась даже настоящая лодка. Не бутафорская, а одна из тех, которые по весне перевозили на Лекшмозеро, а с холодами обратно в деревню
Еще очень интересным оказался уголок с этапами обработки льна. Его в Лядинах выращивали всегда, в том числе и в промышленных масштабах. Правда, вырастить лен - это даже не полбеды, а, наверное, четвертая часть. Самая работа начинается с момента уборки растения. Просто какой-то нескончаемый процесс, который спустя чуть ли не год-полтора заканчивается готовой рубахой
Хотя, чем еще было заниматься в эпоху отсутствия электричества и интернета? Темно, правда, было в подсобных помещениях, окошечки здесь совсем малюсенькие, даже не представляю, что можно было осветить с их помощью. Но большие окна - большие теплопотери, так что тут без вариантов
Кроме льна, в Лядинах еще обрабатывали крапиву, из которой тоже делали ткань и разные вещи. Но подобных одеяний было мало и были они, скорее, лечебными. Мы не только потрогали, но и примерили достаточно грубый крапивный мешок, которым пользовались в свое время для защиты кожи при перетаскивании сена, например. Ипликатор Кузнецова, точь-в точь. Еще и хорошо пропотеть в нем, говорят, можно было
Ну и, я подозреваю, хит экскурсии - рассказ про использование конопли в хозяйстве. Из нее делали мешковину, а семена добавляли в ржаное тесто. Впрочем, эта практика была распространена не только на Севере, люди лет 70-80 и в наших краях помнят про конопляное масло и прочие области применения конопли.
Ну а это антураж для сказки про колобка - сусеки, по которым скребла хозяйка
Кстати, интересно, что если годом ранее, путешествуя по более северным районам, мы регулярно слышали слово "поветь", то тут, как говорят, более употребительным для того же помещения было название "сарай". Хранили в нем сено, которого старались запасти как можно больше. Каждая семья держала по две коровы, да еще и овец. Несмотря на то, что травы в округе огромное множество, раньше ее даже не хватало на всех, так что на сенокос ходили за 10 километров от дома. Но и это не решало всех проблем, так что приходилось выкручиваться, чтобы животные не оставались голодными. Например, в пищу шла солома. Чтобы сделать ее пригодной для еды, использовали вот такую соломорезку
В устройство закладывали пучок соломы и круили колесо, с помощью которого приводились в действие ножи, измельчавшие солому. После этого ее могли бросить в ведро и залить кипятком, добавив туда горсть крупы. Коровы все это и съедали.
Зиму животные проводили под общей крышей дома. В этом доме было целых два хлева. Кроме коров и овец хозяева держали еще и лошадь
В прошлом году можно было посмотреть интерьер одного из этих хлевов. Он сделан именно таким, каким был раньше.
Места не сказать, что много, скорее даже мало. Овцы проводили время, прижавшись друг к другу, попутно, видимо, еще и согреваясь от тепла соседа.
Во второй половине прошлого века в хлев стали переносить и курятники. Связано это с электрификацией населенных пунктов. Так, в Лядинах электричество появилось в 1968-69 годах.
Корове тоже было выделено не слишком много места. Его хватало лишь на то, чтобы стоять или лежать. Ну и чуть-чуть места для хозяйки, приходившей подоить бурёнку
Для дойки использовали подойник - специальное ведерко с рожком, через который удобно выливать молоко, а если в рожок еще при этом вставить веточку можжевельника, то такое молоко дольше не скисало.
Вход в хлев через совсем небольшую дверцу, что корове приходилось пригибать голову, когда ее приводили сюда на зимовку. Окошко тут одно, да и то не только для освещения, а еще использовалось и для очистки помещения: через него на улицу выбрасывался навоз. Подобной работой в помещении занималась хозяйка, ну а на улице уже хозяин складывал натуральное удобрение в нужном месте
Когда наступало время выгона скотины на спастбище, то праздник был у всех: женщины пекли по этому случаю всевозможные пироги, так что пастух первую неделю питался только ими, мужики навязывали коровам веревки на рога, да обматывали вокруг себя, а коровы-то тоже радуются выходу на свет из темного хлева - как начнут скакать, так что всех мужиков-то и раскидают.
Правда, к вечеру коровье веселье обычно уже заканчивалось - домой животные возвращались спокойные. Ну а если вдруг корова с пастбища не возвращалась, то бежали к столу, который находится в красном углу дома, перевязывали все четыре ножки и таким образом как бы закрывали дальнейший путь животному. Считалось, что это поможет быстрее завершить поиски загулявшей: если, например, корова осталась у ручья, то там ее и найдут.
Обычаев и примет, связанных, наверное, со всеми сторонами жизни, раньше было в разы больше, чем сейчас. Вот вам, например, сковородка. Что с ней можно делать? Пожарить на ней, в духовке что-нибудь испечь. А в Лядинах сковородку использовали для свадебного обряда. Не, не - не огреть кого-нибудь, чтобы впредь неповадно было)
Когда время девушку под венец вести, то ее на сковородку поставят и наряжают. Чтобы один раз замуж вышла, любила своего мужа и в чужой семье крутилась как на горячей сковороде
А сколько много всяких выражений, связанных с тем, что уже вышло из обихода! Ну вот есть у нас например оскорбительное слово "недоделанный". А тут говорят "недопечёный". Раньше ведь инкубаторов не было и недоношенных детей "запекали": оборачивали в тесто и отправляли в печь нужной температуры.
На самом деле о таких вещах можно рассказывать и расказывать, но лучше погрузиться в эту атмосферу иного быта и эпохи самому. В Лядинах это сделать проще простого. Как вкусить северных даров, прочувствовать крепость деревенского дома и "погадать" на елке - расскажу в следующий раз
- Ого!
- Надо же!
- Неужели?
- Как называется?
В музее "Лядинские узоры" все эти восклицания и вопросы звучали особенно часто. Уж сколько мы посетили музеев до этого, а некоторые вещи узнали только здесь
Расположен музей в старом доме, возраст которого перешагнул столетний юбилей. В отдельных помещениях здесь сохранена обстановка того времени, так что можно даже не представлять, а своими глазами увидеть деревенский быт вековой и более давности
Увидеть и несколько потеряться в том количестве орудий труда, которые умели применить жители этих мест. Сколько всего тогда делал люди своими руками! Это мы теперь белоручки и офисный планктон, а тогда не будешь человеком дела - не выживешь. Охота, рыбалка, заготовка сена, обработка древесины, льна и других растений, животноводство и связанное с ним, например, производство масла. Пожалуй, это лишь малая часть из того, чем занимались в Лядинах
В том же Вершинино орудия труда поделены по ремеслам и находятся в разных помещениях, а здесь все это можно увидеть практически в одном месте, так что сначала даже глаза разбегаются от разнообразия всевозможных инструментов, приспособлений и готовых изделий
Я и слов-то таких не знаю, которыми это все называется, так что это был повод в очередной раз пополнить свой северный словарик. Вот санки, например, тут были "чУнки"
Тут поместилась даже настоящая лодка. Не бутафорская, а одна из тех, которые по весне перевозили на Лекшмозеро, а с холодами обратно в деревню
Еще очень интересным оказался уголок с этапами обработки льна. Его в Лядинах выращивали всегда, в том числе и в промышленных масштабах. Правда, вырастить лен - это даже не полбеды, а, наверное, четвертая часть. Самая работа начинается с момента уборки растения. Просто какой-то нескончаемый процесс, который спустя чуть ли не год-полтора заканчивается готовой рубахой
Хотя, чем еще было заниматься в эпоху отсутствия электричества и интернета? Темно, правда, было в подсобных помещениях, окошечки здесь совсем малюсенькие, даже не представляю, что можно было осветить с их помощью. Но большие окна - большие теплопотери, так что тут без вариантов
Кроме льна, в Лядинах еще обрабатывали крапиву, из которой тоже делали ткань и разные вещи. Но подобных одеяний было мало и были они, скорее, лечебными. Мы не только потрогали, но и примерили достаточно грубый крапивный мешок, которым пользовались в свое время для защиты кожи при перетаскивании сена, например. Ипликатор Кузнецова, точь-в точь. Еще и хорошо пропотеть в нем, говорят, можно было
Ну и, я подозреваю, хит экскурсии - рассказ про использование конопли в хозяйстве. Из нее делали мешковину, а семена добавляли в ржаное тесто. Впрочем, эта практика была распространена не только на Севере, люди лет 70-80 и в наших краях помнят про конопляное масло и прочие области применения конопли.
Ну а это антураж для сказки про колобка - сусеки, по которым скребла хозяйка
Кстати, интересно, что если годом ранее, путешествуя по более северным районам, мы регулярно слышали слово "поветь", то тут, как говорят, более употребительным для того же помещения было название "сарай". Хранили в нем сено, которого старались запасти как можно больше. Каждая семья держала по две коровы, да еще и овец. Несмотря на то, что травы в округе огромное множество, раньше ее даже не хватало на всех, так что на сенокос ходили за 10 километров от дома. Но и это не решало всех проблем, так что приходилось выкручиваться, чтобы животные не оставались голодными. Например, в пищу шла солома. Чтобы сделать ее пригодной для еды, использовали вот такую соломорезку
В устройство закладывали пучок соломы и круили колесо, с помощью которого приводились в действие ножи, измельчавшие солому. После этого ее могли бросить в ведро и залить кипятком, добавив туда горсть крупы. Коровы все это и съедали.
Зиму животные проводили под общей крышей дома. В этом доме было целых два хлева. Кроме коров и овец хозяева держали еще и лошадь
В прошлом году можно было посмотреть интерьер одного из этих хлевов. Он сделан именно таким, каким был раньше.
Места не сказать, что много, скорее даже мало. Овцы проводили время, прижавшись друг к другу, попутно, видимо, еще и согреваясь от тепла соседа.
Во второй половине прошлого века в хлев стали переносить и курятники. Связано это с электрификацией населенных пунктов. Так, в Лядинах электричество появилось в 1968-69 годах.
Корове тоже было выделено не слишком много места. Его хватало лишь на то, чтобы стоять или лежать. Ну и чуть-чуть места для хозяйки, приходившей подоить бурёнку
Для дойки использовали подойник - специальное ведерко с рожком, через который удобно выливать молоко, а если в рожок еще при этом вставить веточку можжевельника, то такое молоко дольше не скисало.
Вход в хлев через совсем небольшую дверцу, что корове приходилось пригибать голову, когда ее приводили сюда на зимовку. Окошко тут одно, да и то не только для освещения, а еще использовалось и для очистки помещения: через него на улицу выбрасывался навоз. Подобной работой в помещении занималась хозяйка, ну а на улице уже хозяин складывал натуральное удобрение в нужном месте
Когда наступало время выгона скотины на спастбище, то праздник был у всех: женщины пекли по этому случаю всевозможные пироги, так что пастух первую неделю питался только ими, мужики навязывали коровам веревки на рога, да обматывали вокруг себя, а коровы-то тоже радуются выходу на свет из темного хлева - как начнут скакать, так что всех мужиков-то и раскидают.
Правда, к вечеру коровье веселье обычно уже заканчивалось - домой животные возвращались спокойные. Ну а если вдруг корова с пастбища не возвращалась, то бежали к столу, который находится в красном углу дома, перевязывали все четыре ножки и таким образом как бы закрывали дальнейший путь животному. Считалось, что это поможет быстрее завершить поиски загулявшей: если, например, корова осталась у ручья, то там ее и найдут.
Обычаев и примет, связанных, наверное, со всеми сторонами жизни, раньше было в разы больше, чем сейчас. Вот вам, например, сковородка. Что с ней можно делать? Пожарить на ней, в духовке что-нибудь испечь. А в Лядинах сковородку использовали для свадебного обряда. Не, не - не огреть кого-нибудь, чтобы впредь неповадно было)
Когда время девушку под венец вести, то ее на сковородку поставят и наряжают. Чтобы один раз замуж вышла, любила своего мужа и в чужой семье крутилась как на горячей сковороде
А сколько много всяких выражений, связанных с тем, что уже вышло из обихода! Ну вот есть у нас например оскорбительное слово "недоделанный". А тут говорят "недопечёный". Раньше ведь инкубаторов не было и недоношенных детей "запекали": оборачивали в тесто и отправляли в печь нужной температуры.
На самом деле о таких вещах можно рассказывать и расказывать, но лучше погрузиться в эту атмосферу иного быта и эпохи самому. В Лядинах это сделать проще простого. Как вкусить северных даров, прочувствовать крепость деревенского дома и "погадать" на елке - расскажу в следующий раз
Материал взят: Тут