Dia de Los Muertos - День Мертвых. История Катрины. ( 11 фото )
- 25.10.2018
- 891
В прошлом году писала в октябре посты про Хэллоуин, в этом напишу про мексиканский День Мертвых - Dia de Los Muertos, благо он празднуется примерно в то же время.
Первый пост будет про Катринy, которая на сегодняшний день является одним из главных персонажей празднования Dia de Los Muertos и часто возглавляет шествие или даже парад, устраиваемый на праздник.
История ее появления не такая уж и давняя и довольно интересная.
Культура и праздники современных мексиканцев — это, как известно, смесь наследия культуры майя, тольтеков, и ацтеков и католицизма.
Древние ацтеки в середине лета проводили жертвоприношения в знак уважения мертвым, загробному миру и его покровительнице — богине Миктлансиуатль.
Вообще древние ацтеки придерживались верований, что для нормального поддержания жизни на Земле нужна кровь, которая эту жизнь питает. И если перестать кормить богов кровью, то жизнь прекратится и мир погибнет.
На протяжении веков общей чертой мексиканских масок была двойственность - в форме жизни и смерти.
Кроме того, у них загробная жизнь считалась чем-то вроде рая, ада у них не было, то есть, умирая, человек просто переходил жить в другой хороший мир, причем этих миров еще было и целых девять. И между мирами была связь.
"Другие миры ацтеков" (Aztec Otherworlds), деталь из росписи Р. Ангиано (1964), Национальный музей антропологии, Мехико
Миктлансиуатль проглатывает душу умершего.
Древние ацтеки верили, что в теле человека находится 3 души - "духовных центра", каждый из которых был связан со своим местом во вселенной.
Сердце было домом для души TEYOLIA, необходимой для существования в человеческой оболочке. Это была единственная душа, которая после смерти перемещалась в загробный мир типа рая.
Мозг был домом для души TONALLI, нужной для любви и тепла как огня. Она после смерти оставалась на земле в доме родственников в виде праха. Кстати, именно поэтому ацтеки хранили дома черепа умерших родственников. И именно поэтому ритуальные места жертвоприношений были украшены черепами жертв.
Печень была домом для души IHIYOTL, нужной для отваги, страсти, чувств, а также холода, после смерти она уносилась ветром, духами и болезнями
Таким образом смерти древние ацтеки не боялись. Смерть была с одной стороны началом новой жизни, а с другой, если была пролита кровь, то она служила для поддержания рода и жизни следующих поколений.
Жизнь и смерть идут рука об руку. Смерть режет пуповину, чтобы началась новая жизнь. (Codex Laud, оригинал находится в Бодлеанской библиотеке, Оксфорд)
Когда территория современной Мексики была завоевана испанцами, католическая церковь с данными верованиями начала нещадную борьбу, уничтожив для начала почти все памятники письменности индейцев и огромное количество других культурных артефактов, запретив жертвоприношения и перенеся празднования в честь мертвых на 1 ноября - День всех Святых и 2 ноября - День Всех Душ
Но современный праздник все-равно сохранил в себе некоторые древние традиции, даже в виде "новоделов", в частности считается, что знаковый персонаж современного праздника по имени Катрина — это как бы воплощение Миктлансиуатль.
Слева: Миктлансиуатль (владычица девятого мира мертвых Миктлана, миров у мертвых было много) встречает (проглатывает) мертвую душу. Иллюстрация Мигеля Коваррубиаса на основе Codex Fejervary-Mayer pl. 28
Справа: самое известное изображение Миктлансиуатль из Borgia Codex. Это доколумбовая ацтекская религиозная рукопись, предположительно из региона Пуэбла, Мексика. Кодекс был обнаружен в 1805 году среди личных вещей итальянского кардинала Стефано Борджиа. Сейчас он находится в Ватиканской библиотеке.
Миктлансиуатль часто изображалась в виде женщины с черепом вместо головы, она днем проглатывала звезды, а вечером выпускала их обратно. Кроме того, она встречала в своем мире души мертвых, проглатывая их.
C внешним видом нынешней Катрины у Миктлансиуатль конечно же почти ничего общего, ну кроме черепа.
Современная интерпретация, как должна выглядеть повелительница загробного мира, восходит к началу 1900-х годов, когда мексиканский литограф и принтер Хосе Гуадалупе Посада прославился своими сатирическими иллюстрациями с калаверами, в которых он высмеивал образ жизни мексиканских высших классов во время правления Порфирио Диаса. Эпоха его правления получила название порфириат и окончилась Мексиканской революцией 1910—1917 годов.
Тут еще, наверное, надо углубиться в лингвистику и объяснить, что такое литературная калавера.
Калавера в переводе означает "череп". Но в конце 18-го и начале 19-го веков слово "калавера" получило второе значение как шуточная надгробная эпитафия. Литературная калавера использовалась для описания коротких, юмористических стихотворений, которые часто были саркастическими эпитафиями, опубликованными в газетах, в которых умерших вспоминали с юмором и шутками.
Ну а в предреволюционные годы сатирические стихи стали частью революционной борьбы и насмешек над правящим классом, так как правящему классу многие искренне желали смерти.
Одной из сатирических калавер Хосе Гуадалупе Посады стала “ La Calavera Garbancera" (1912), высмеивающая дам из высшего мексиканского общества, стремящихся во всем подражать европейцам.
И в сопровождаемой брошюре описывается дама, которая стыдится своего происхождения и национальных корней, одета в одежду, имитирующую французский стиль, а также носит много макияжа, чтобы ее кожа выглядела белой.
Именно это описание связано с первоначальным названием garbancera, которое стало прозвищем для людей местного происхождения, которые подражали европейскому стилю и отрицали свое собственное культурное наследие
A каким образом La Calavera Garbancera вдруг стала La Calavera Catrina?
А этим мы обязаны известному мексиканскому художнику Диего Ривере (мужу не менее известной Фриды Кало) и его знаменитой фреске "Sueño de una tarde dominical en la Alameda Central" ("Сон о воскресном дне в парке Аламеда"), датируемой 1946 - 1947 годами.
На фреске изображены фигуры известных мексиканских деятелей, а в центре находится женская фигура в красивом платье, шляпе с перьями и черепом вместо головы. Диего Ривера назвал ее La Catrina и посвятил этот образ тому, как спокойно, свободно и с юмором мексиканцы относятся к смерти.
Таким образом у современной повелительницы мира мертвых появилось тело и наряд.
Впрочем, появились то они на картине, а потом на куклах, как вот здесь
А вот живые люди в Катрину еще очень долго не наряжались и никакие шествия, а уж тем более парады не возглавляли.
Так откуда взялись современные парады в ярких нарядах? У древних индейцев никаких парадов не было, у католиков тоже.
Первый пост будет про Катринy, которая на сегодняшний день является одним из главных персонажей празднования Dia de Los Muertos и часто возглавляет шествие или даже парад, устраиваемый на праздник.
История ее появления не такая уж и давняя и довольно интересная.
Культура и праздники современных мексиканцев — это, как известно, смесь наследия культуры майя, тольтеков, и ацтеков и католицизма.
Древние ацтеки в середине лета проводили жертвоприношения в знак уважения мертвым, загробному миру и его покровительнице — богине Миктлансиуатль.
Вообще древние ацтеки придерживались верований, что для нормального поддержания жизни на Земле нужна кровь, которая эту жизнь питает. И если перестать кормить богов кровью, то жизнь прекратится и мир погибнет.
На протяжении веков общей чертой мексиканских масок была двойственность - в форме жизни и смерти.
Кроме того, у них загробная жизнь считалась чем-то вроде рая, ада у них не было, то есть, умирая, человек просто переходил жить в другой хороший мир, причем этих миров еще было и целых девять. И между мирами была связь.
"Другие миры ацтеков" (Aztec Otherworlds), деталь из росписи Р. Ангиано (1964), Национальный музей антропологии, Мехико
Миктлансиуатль проглатывает душу умершего.
Древние ацтеки верили, что в теле человека находится 3 души - "духовных центра", каждый из которых был связан со своим местом во вселенной.
Сердце было домом для души TEYOLIA, необходимой для существования в человеческой оболочке. Это была единственная душа, которая после смерти перемещалась в загробный мир типа рая.
Мозг был домом для души TONALLI, нужной для любви и тепла как огня. Она после смерти оставалась на земле в доме родственников в виде праха. Кстати, именно поэтому ацтеки хранили дома черепа умерших родственников. И именно поэтому ритуальные места жертвоприношений были украшены черепами жертв.
Печень была домом для души IHIYOTL, нужной для отваги, страсти, чувств, а также холода, после смерти она уносилась ветром, духами и болезнями
Таким образом смерти древние ацтеки не боялись. Смерть была с одной стороны началом новой жизни, а с другой, если была пролита кровь, то она служила для поддержания рода и жизни следующих поколений.
Жизнь и смерть идут рука об руку. Смерть режет пуповину, чтобы началась новая жизнь. (Codex Laud, оригинал находится в Бодлеанской библиотеке, Оксфорд)
Когда территория современной Мексики была завоевана испанцами, католическая церковь с данными верованиями начала нещадную борьбу, уничтожив для начала почти все памятники письменности индейцев и огромное количество других культурных артефактов, запретив жертвоприношения и перенеся празднования в честь мертвых на 1 ноября - День всех Святых и 2 ноября - День Всех Душ
Но современный праздник все-равно сохранил в себе некоторые древние традиции, даже в виде "новоделов", в частности считается, что знаковый персонаж современного праздника по имени Катрина — это как бы воплощение Миктлансиуатль.
Слева: Миктлансиуатль (владычица девятого мира мертвых Миктлана, миров у мертвых было много) встречает (проглатывает) мертвую душу. Иллюстрация Мигеля Коваррубиаса на основе Codex Fejervary-Mayer pl. 28
Справа: самое известное изображение Миктлансиуатль из Borgia Codex. Это доколумбовая ацтекская религиозная рукопись, предположительно из региона Пуэбла, Мексика. Кодекс был обнаружен в 1805 году среди личных вещей итальянского кардинала Стефано Борджиа. Сейчас он находится в Ватиканской библиотеке.
Миктлансиуатль часто изображалась в виде женщины с черепом вместо головы, она днем проглатывала звезды, а вечером выпускала их обратно. Кроме того, она встречала в своем мире души мертвых, проглатывая их.
C внешним видом нынешней Катрины у Миктлансиуатль конечно же почти ничего общего, ну кроме черепа.
Современная интерпретация, как должна выглядеть повелительница загробного мира, восходит к началу 1900-х годов, когда мексиканский литограф и принтер Хосе Гуадалупе Посада прославился своими сатирическими иллюстрациями с калаверами, в которых он высмеивал образ жизни мексиканских высших классов во время правления Порфирио Диаса. Эпоха его правления получила название порфириат и окончилась Мексиканской революцией 1910—1917 годов.
Тут еще, наверное, надо углубиться в лингвистику и объяснить, что такое литературная калавера.
Калавера в переводе означает "череп". Но в конце 18-го и начале 19-го веков слово "калавера" получило второе значение как шуточная надгробная эпитафия. Литературная калавера использовалась для описания коротких, юмористических стихотворений, которые часто были саркастическими эпитафиями, опубликованными в газетах, в которых умерших вспоминали с юмором и шутками.
Ну а в предреволюционные годы сатирические стихи стали частью революционной борьбы и насмешек над правящим классом, так как правящему классу многие искренне желали смерти.
Одной из сатирических калавер Хосе Гуадалупе Посады стала “ La Calavera Garbancera" (1912), высмеивающая дам из высшего мексиканского общества, стремящихся во всем подражать европейцам.
И в сопровождаемой брошюре описывается дама, которая стыдится своего происхождения и национальных корней, одета в одежду, имитирующую французский стиль, а также носит много макияжа, чтобы ее кожа выглядела белой.
Именно это описание связано с первоначальным названием garbancera, которое стало прозвищем для людей местного происхождения, которые подражали европейскому стилю и отрицали свое собственное культурное наследие
A каким образом La Calavera Garbancera вдруг стала La Calavera Catrina?
А этим мы обязаны известному мексиканскому художнику Диего Ривере (мужу не менее известной Фриды Кало) и его знаменитой фреске "Sueño de una tarde dominical en la Alameda Central" ("Сон о воскресном дне в парке Аламеда"), датируемой 1946 - 1947 годами.
На фреске изображены фигуры известных мексиканских деятелей, а в центре находится женская фигура в красивом платье, шляпе с перьями и черепом вместо головы. Диего Ривера назвал ее La Catrina и посвятил этот образ тому, как спокойно, свободно и с юмором мексиканцы относятся к смерти.
Таким образом у современной повелительницы мира мертвых появилось тело и наряд.
Впрочем, появились то они на картине, а потом на куклах, как вот здесь
А вот живые люди в Катрину еще очень долго не наряжались и никакие шествия, а уж тем более парады не возглавляли.
Так откуда взялись современные парады в ярких нарядах? У древних индейцев никаких парадов не было, у католиков тоже.
Материал взят: Тут