"А мы уйдем на север!.." - 2017. Лядины. По музеям. Шаг первый ( 32 фото )
- 25.10.2018
- 532
Музеи в селах часто могут дать фору городским краеведческим музеям. Они удивляют количеством интересных экспонатов, соблазняют возможностью подержать многие из них в руках, а отдельные - даже использовать по назначению.
Такое количество и сохранность старых вещей, возможно, объясняется меньшей скоростью смены жизненного уклада на селе, а может, стесненными жилищными условиями горожан, которым, прежде чем купить что-нибудь нужное, приходится сначала продать (или выкинуть) что-нибудь ненужное. Ну а в деревне всему вышедшему из употребления почти всегда найдется место в каком-нибудь сарае или на чердаке.
В Лядинах кусочки мозаики прошлого собраны даже не в одном, а в нескольких музеях. Сегодня побываем в одном из них
Практически каждую из вещей здесь можно сопроводить собственной историей, которая не потерялась в ушедших годах, а живет как в воспоминаниях дарителя, так и в памяти хранителя музейной коллекции.
Вот, например, мужские кирзовые сапоги, обнаруженные на пороге здания после того, как во время одной из экскурсий было сказано об отсутствии таковых в экспозиции, хотя подобная обувь была в ходу в этих краях, при этом носили ее не только взрослые, но и дети.
Или вот платок, которому уже больше ста лет. Бабушка нашего экскурсовода Марья Павловна как-то набрала 13 килограммов подснежной клюквы, сдала их в торговую лавку, а за это получила поллитровую банку клюквенного варенья и этот, как здесь говорят, "плат". Носить его особо не носили, всё в сундуке хранили.
А еще тут выставлен черный пинджак. Подобный хотела иметь каждая местная женщина. Называли его здесь исключительно как "пинжак". На этих словах мы все дружно вспомнили про "пинжак с карманАми". Вот мелочь ведь, а как подчеркивает местные языковые традиции!
Экскурсоводов в маленьких музейчиках вообще можно заслушаться! Тут вам и мелодика, и диалект, и местные словечки, которые давно вышли из оборота в городах.
Вот, например, слово ендова знакомо многим. А тут ее называли "чашей доброго человека". Коли желала хозяйка угостить сельчан, то наряжалась и выходила с полной чашей пива
Или вот словосочетание "сукнЯные надЕтки". Так в общем называли верхнюю одежду. "Надетки" образованы от слова "надевать", ну а "сукняные", понятное дело, обозначают ткань.
Или еще отличная история про то, как менялась мода в Лядинах. Практически до середины прошлого века здесь сохранялись традиции в одежде. Первые изменения связаны с началом Великой Отечественной войны и эвакуированными, которые шли через село. В основном, это были финны. Старушки рассказывали, что за мякушку хлеба, который назывался житник или овсенник, "кое-цо покупали у кувырканных". "Кувырканные" - это эвакуированные, поскольку местным сложно было выговорить это слово, а "кое-цо" звучит именно так потому, что звук Ч не использовался. Под этим "кое-что" имеется ввиду ситец и сатин. Кроме того, одна из финнок по имени Хельма задержалась в Лядинах на 10 лет. Будучи по профессии швеёй, она прививала местным городской вкус в одежде. Но со старым все равно не расстались до конца. В пятидесятые в селе была сыграна свадьба в традиционной одежде, а уже в наше время в Лядинах проводилась конференция, во время которой местные жители демонстрировали старую одежду и даже нашли для показа пару старинных свадебных платьев
Но многое все равно уходит в прошлое за ненадобностью. Так, например, пришлось ехать аж в Венгрию, чтобы возродить на каргопольской земле ремесло кубовой набойки - нанесения узора на ткань. Этот проект получил президентский грант
Лядины стали первым местом за два года путешествия, где нам подробно описали весь процесс получения синей ткани с рисунком, которая шла на пошив сарафанов, прозванных "синяками", хотя подобные сарафаны встречаются во многих музеях. Процесс этот как весьма сложен и продолжителен, так и весьма вреден. Чего только стоит использование солей свинца или серной кислоты. Из-за этого работать приходится в масках.
Изначально рисунок наносится на белую ткань, при этом больше всего для этого подходит отбеленный лен, поскольку на нем лучше держится краска, которая называется "вапа"
Доски, которые есть в музее, - новые. На них нанесен местный орнамент. Старые либо не сохранились, либо дерево покоробилось от времени и ровный рисунок уже не получится
Сохнуть ткань с орнаментом должна сутки. Потом ткань можно красить. Для этого берется специальное устройство под названием "баран", на которое за самый верх крепится ткань.
Раствор для окрашивания, в который опускают ткань, называется "куб". В его состав входят едкий натр, гидросульфид и краска индиго. Процесс "посинения" не быстрый и занимает не меньше часа. В это время ткань то опускают в бочку, то достают оттуда. Как только нужный цвет проявился, ткань снимают с "барана" и быстро опускают в воду с добавлением серной кислоты. В итоге вапа сходит, не дав при этом закрасить орнамент. Но и это еще не конец работы: ткань нужно хорошо прополоскать в холодной воде, чтобы она перестала линять, а затем останется нанести завершающие мазки краской по рисунку
Сарафан, который шили из такой ткани, называли не только "синяк", но еще и "набоечник". Ремесло это было весьма распространенным. Так, в середине XIX века в Каргополе было 23 подобных мастерских. В селах и деревнях этим обычно не занимались, пользуясь услугами профессиональных мастеров-набоечников. Они ходили от одного куста деревень к другому, выполняя заказ на ткань, а затем отправлялись в следующий населенный пункт
Прочность окраски настолько высокая, что, по словам нашего экскурсовода Надежды Федоровны, она носила сарафан-набоечник лет шесть, а он практически не побледнел от регулярных стирок.
Надежда Федоровна вообще мастер на все руки и очень много знает о рукоделии прошлого. Да и сама может и соткать, и расшить. В девяностые она была одним из инициаторов создания в Лядинах центра дополнительного образования, в котором дети от 7 до 17 лет обучались различным ремеслам, в том числе и работе за ткацкими станками
Полностью целых станков на тот момент в селе уже практически не осталось, так что пришлось собирать их из сохранившихся частей, а какие-то детали изготовить. Сначала на станках делали самые простые половички с разными узорами, потом стали делать ткани. И этим занимались не только преподаватели, но и приходившие на занятия дети. Вот пример детской работы, по которой видна часть тех подводных камней, о которых даже и не догадываешься, не познакомившись с процессом ткачества
Рисунок на ткани не совпадает из-за разного усилия, с которым прижимаются нити. Ткань делали дети разного возраста, а у каждого получается своя плотность ткани. Ну а Надежда Федоровна здесь же изготовила ткань для своего первого сарафана. Крупная клетка повторяла узор старинной юбки
Кстати, только кажется, что сотканная таким образом ткань должна быть грубоватой. Все, конечно, зависит от нитей. По большей части в Лядинах пользовались современными, но ради эксперимента как-то повторили весь процесс от выращивания льна до пошива конечного изделия. Без прялок не обошлось, конечно
Эти расписные датируются концом XIX-началом ХХ века. До этого прялки украшали резным узором. Ну а отличительной особенностью именно лядинских прялок являются часы
Ну а эта рубаха тоже сделана в центре допобразования. Вышивка, правда, не набрана за ткацким станком (такую называют "браное узорочье"), а вышита отдельно вручную
Кроме этого, школьники занимались в центре ковроткачеством, которое, несмотря на кропотливость занятия, нравилось детям чуть ли не больше других ремесел.
Это лядинский "тройник"
Ну а эта картина во всю стену изображает одно из преданий, в котором князь во время охоты в медвежьем краю повстречался с медведем. Зверь был готов его растерзать, но тут появился старичок и медведь упал замертво
Выставлено еще шикарное поле с воронами, прилетевшими на Каргополье даже из Мурманска и Москвы. Собрались вороны тут не просто так. Дело в том, что раньше Каргополь называли Каргино поле, а слово "карга" в простонародье означает "ворона". Связано происхождение этого названия города с историей о князе Вячеславе. Как-то возвращался он из боевого похода на чудь белоглазую и со своей дружиной отдыхал на большом просторном поле, на котором было множество ворон. И назвал князь это место "каргиным полем"
Сейчас центр допобразования уже не работает, что очень жаль, потому что кружки, подобные тем, которые были здесь, тонкими ниточками соединяют нынешнее и предыдущие поколения, чьи знания корнями уходят в далёкое прошлое.
В Лядинах изделия труда односельчан, к счастью, продолжают хранить в музее. Целый стенд, в частности, отведен под берестяные изделия, сплетенные руками местных мастеров
Сальникова Федора Архиповича знали не только жители, но и туристы, увозившие на память из Лядин какую-нибудь вещицу из берёзовой коры
Сто и больше лет назад мастеру по плетению работы хватало круглый год. Одних лаптей только сколько нужно было изготовить! Так, в 1892 году в 7 селениях Лядинской волости был 201 дом, в котором проживали 630 мужчин и 732 женщины, в общей сложности 1362 человека. В последующие годы население увеличивалось. В одном только 1914 году в Лядинах родились 85 детей: 47 мальчиков и 38 девочек.
До революции обязанности и занятия у детей были совершенно отличными от привычных современным детям, даже в школу тогда ходили не все. Собственно, и школы-то как таковой тут не было. Всеобщее образование пришло вместе с советской властью и начальная школа располагалась в Лядинах в том здании, в котором находится музей.
Ученический дух тут по-прежнему царит в одной из комнат, где собраны вещи, связанные со школой
Старые портфели, форма, чернильницы, листки тетрадей
учебники, в одном из которых мы нашли несколько строк о родном Саратове
и экзаменационные билеты, написанные еще перьевой ручкой, которые долгие годы хранились на чердаке у кого-то из жителей
На одном из стендов можно прочитать надпись: "Дети учились в школе и помогали матерям". А дел по дому в то время было более чем достаточно. Чем занимались и как выглядели некоторые орудия труда расскажу в следующий раз.
А пока еще парочка интересных экспонатов:
набивной платок к столетию со дня рождения Владимира Ильича
и утюг с трубой и лицом
На одной из деталей можно увидеть изображение Льва Николаевича
Такое количество и сохранность старых вещей, возможно, объясняется меньшей скоростью смены жизненного уклада на селе, а может, стесненными жилищными условиями горожан, которым, прежде чем купить что-нибудь нужное, приходится сначала продать (или выкинуть) что-нибудь ненужное. Ну а в деревне всему вышедшему из употребления почти всегда найдется место в каком-нибудь сарае или на чердаке.
В Лядинах кусочки мозаики прошлого собраны даже не в одном, а в нескольких музеях. Сегодня побываем в одном из них
Практически каждую из вещей здесь можно сопроводить собственной историей, которая не потерялась в ушедших годах, а живет как в воспоминаниях дарителя, так и в памяти хранителя музейной коллекции.
Вот, например, мужские кирзовые сапоги, обнаруженные на пороге здания после того, как во время одной из экскурсий было сказано об отсутствии таковых в экспозиции, хотя подобная обувь была в ходу в этих краях, при этом носили ее не только взрослые, но и дети.
Или вот платок, которому уже больше ста лет. Бабушка нашего экскурсовода Марья Павловна как-то набрала 13 килограммов подснежной клюквы, сдала их в торговую лавку, а за это получила поллитровую банку клюквенного варенья и этот, как здесь говорят, "плат". Носить его особо не носили, всё в сундуке хранили.
А еще тут выставлен черный пинджак. Подобный хотела иметь каждая местная женщина. Называли его здесь исключительно как "пинжак". На этих словах мы все дружно вспомнили про "пинжак с карманАми". Вот мелочь ведь, а как подчеркивает местные языковые традиции!
Экскурсоводов в маленьких музейчиках вообще можно заслушаться! Тут вам и мелодика, и диалект, и местные словечки, которые давно вышли из оборота в городах.
Вот, например, слово ендова знакомо многим. А тут ее называли "чашей доброго человека". Коли желала хозяйка угостить сельчан, то наряжалась и выходила с полной чашей пива
Или вот словосочетание "сукнЯные надЕтки". Так в общем называли верхнюю одежду. "Надетки" образованы от слова "надевать", ну а "сукняные", понятное дело, обозначают ткань.
Или еще отличная история про то, как менялась мода в Лядинах. Практически до середины прошлого века здесь сохранялись традиции в одежде. Первые изменения связаны с началом Великой Отечественной войны и эвакуированными, которые шли через село. В основном, это были финны. Старушки рассказывали, что за мякушку хлеба, который назывался житник или овсенник, "кое-цо покупали у кувырканных". "Кувырканные" - это эвакуированные, поскольку местным сложно было выговорить это слово, а "кое-цо" звучит именно так потому, что звук Ч не использовался. Под этим "кое-что" имеется ввиду ситец и сатин. Кроме того, одна из финнок по имени Хельма задержалась в Лядинах на 10 лет. Будучи по профессии швеёй, она прививала местным городской вкус в одежде. Но со старым все равно не расстались до конца. В пятидесятые в селе была сыграна свадьба в традиционной одежде, а уже в наше время в Лядинах проводилась конференция, во время которой местные жители демонстрировали старую одежду и даже нашли для показа пару старинных свадебных платьев
Но многое все равно уходит в прошлое за ненадобностью. Так, например, пришлось ехать аж в Венгрию, чтобы возродить на каргопольской земле ремесло кубовой набойки - нанесения узора на ткань. Этот проект получил президентский грант
Лядины стали первым местом за два года путешествия, где нам подробно описали весь процесс получения синей ткани с рисунком, которая шла на пошив сарафанов, прозванных "синяками", хотя подобные сарафаны встречаются во многих музеях. Процесс этот как весьма сложен и продолжителен, так и весьма вреден. Чего только стоит использование солей свинца или серной кислоты. Из-за этого работать приходится в масках.
Изначально рисунок наносится на белую ткань, при этом больше всего для этого подходит отбеленный лен, поскольку на нем лучше держится краска, которая называется "вапа"
Доски, которые есть в музее, - новые. На них нанесен местный орнамент. Старые либо не сохранились, либо дерево покоробилось от времени и ровный рисунок уже не получится
Сохнуть ткань с орнаментом должна сутки. Потом ткань можно красить. Для этого берется специальное устройство под названием "баран", на которое за самый верх крепится ткань.
Раствор для окрашивания, в который опускают ткань, называется "куб". В его состав входят едкий натр, гидросульфид и краска индиго. Процесс "посинения" не быстрый и занимает не меньше часа. В это время ткань то опускают в бочку, то достают оттуда. Как только нужный цвет проявился, ткань снимают с "барана" и быстро опускают в воду с добавлением серной кислоты. В итоге вапа сходит, не дав при этом закрасить орнамент. Но и это еще не конец работы: ткань нужно хорошо прополоскать в холодной воде, чтобы она перестала линять, а затем останется нанести завершающие мазки краской по рисунку
Сарафан, который шили из такой ткани, называли не только "синяк", но еще и "набоечник". Ремесло это было весьма распространенным. Так, в середине XIX века в Каргополе было 23 подобных мастерских. В селах и деревнях этим обычно не занимались, пользуясь услугами профессиональных мастеров-набоечников. Они ходили от одного куста деревень к другому, выполняя заказ на ткань, а затем отправлялись в следующий населенный пункт
Прочность окраски настолько высокая, что, по словам нашего экскурсовода Надежды Федоровны, она носила сарафан-набоечник лет шесть, а он практически не побледнел от регулярных стирок.
Надежда Федоровна вообще мастер на все руки и очень много знает о рукоделии прошлого. Да и сама может и соткать, и расшить. В девяностые она была одним из инициаторов создания в Лядинах центра дополнительного образования, в котором дети от 7 до 17 лет обучались различным ремеслам, в том числе и работе за ткацкими станками
Полностью целых станков на тот момент в селе уже практически не осталось, так что пришлось собирать их из сохранившихся частей, а какие-то детали изготовить. Сначала на станках делали самые простые половички с разными узорами, потом стали делать ткани. И этим занимались не только преподаватели, но и приходившие на занятия дети. Вот пример детской работы, по которой видна часть тех подводных камней, о которых даже и не догадываешься, не познакомившись с процессом ткачества
Рисунок на ткани не совпадает из-за разного усилия, с которым прижимаются нити. Ткань делали дети разного возраста, а у каждого получается своя плотность ткани. Ну а Надежда Федоровна здесь же изготовила ткань для своего первого сарафана. Крупная клетка повторяла узор старинной юбки
Кстати, только кажется, что сотканная таким образом ткань должна быть грубоватой. Все, конечно, зависит от нитей. По большей части в Лядинах пользовались современными, но ради эксперимента как-то повторили весь процесс от выращивания льна до пошива конечного изделия. Без прялок не обошлось, конечно
Эти расписные датируются концом XIX-началом ХХ века. До этого прялки украшали резным узором. Ну а отличительной особенностью именно лядинских прялок являются часы
Ну а эта рубаха тоже сделана в центре допобразования. Вышивка, правда, не набрана за ткацким станком (такую называют "браное узорочье"), а вышита отдельно вручную
Кроме этого, школьники занимались в центре ковроткачеством, которое, несмотря на кропотливость занятия, нравилось детям чуть ли не больше других ремесел.
Это лядинский "тройник"
Ну а эта картина во всю стену изображает одно из преданий, в котором князь во время охоты в медвежьем краю повстречался с медведем. Зверь был готов его растерзать, но тут появился старичок и медведь упал замертво
Выставлено еще шикарное поле с воронами, прилетевшими на Каргополье даже из Мурманска и Москвы. Собрались вороны тут не просто так. Дело в том, что раньше Каргополь называли Каргино поле, а слово "карга" в простонародье означает "ворона". Связано происхождение этого названия города с историей о князе Вячеславе. Как-то возвращался он из боевого похода на чудь белоглазую и со своей дружиной отдыхал на большом просторном поле, на котором было множество ворон. И назвал князь это место "каргиным полем"
Сейчас центр допобразования уже не работает, что очень жаль, потому что кружки, подобные тем, которые были здесь, тонкими ниточками соединяют нынешнее и предыдущие поколения, чьи знания корнями уходят в далёкое прошлое.
В Лядинах изделия труда односельчан, к счастью, продолжают хранить в музее. Целый стенд, в частности, отведен под берестяные изделия, сплетенные руками местных мастеров
Сальникова Федора Архиповича знали не только жители, но и туристы, увозившие на память из Лядин какую-нибудь вещицу из берёзовой коры
Сто и больше лет назад мастеру по плетению работы хватало круглый год. Одних лаптей только сколько нужно было изготовить! Так, в 1892 году в 7 селениях Лядинской волости был 201 дом, в котором проживали 630 мужчин и 732 женщины, в общей сложности 1362 человека. В последующие годы население увеличивалось. В одном только 1914 году в Лядинах родились 85 детей: 47 мальчиков и 38 девочек.
До революции обязанности и занятия у детей были совершенно отличными от привычных современным детям, даже в школу тогда ходили не все. Собственно, и школы-то как таковой тут не было. Всеобщее образование пришло вместе с советской властью и начальная школа располагалась в Лядинах в том здании, в котором находится музей.
Ученический дух тут по-прежнему царит в одной из комнат, где собраны вещи, связанные со школой
Старые портфели, форма, чернильницы, листки тетрадей
учебники, в одном из которых мы нашли несколько строк о родном Саратове
и экзаменационные билеты, написанные еще перьевой ручкой, которые долгие годы хранились на чердаке у кого-то из жителей
На одном из стендов можно прочитать надпись: "Дети учились в школе и помогали матерям". А дел по дому в то время было более чем достаточно. Чем занимались и как выглядели некоторые орудия труда расскажу в следующий раз.
А пока еще парочка интересных экспонатов:
набивной платок к столетию со дня рождения Владимира Ильича
и утюг с трубой и лицом
На одной из деталей можно увидеть изображение Льва Николаевича
Материал взят: Тут