Дневники Strelka Film Festival by Okko: день седьмой. «Счастливый Лазарь» Аличе Рорвахер ( 4 фото )

Это интересно

В четверг киномир праздновал день рождения Стенли Кубрика. Этот день предложил гостям Strelka Film Festival by Okko невероятно трогательного и незабываемого «Счастливого Лазаря». Зал был полон, все билеты раскуплены.

Фильм итальянки Аличе Рорвахер участвовал в основном конкурсе Каннского фестиваля и получил «Золотую пальмовую ветвь» за лучший сценарий. Действительно, сюжет в этой картине идет по-особому, но, помимо истории, в ней прекрасно и все остальное: съемки, музыка и, конечно, заглавный персонаж.


Создать невероятно обаятельного героя, к которому зритель привяжется с первого кадра, кажется, задача не тяжелая. Но главный герой Лазарь — персонаж не просто обаятельный, он, как отзываются о нем окружающие, зачарованный.

Все начнется в тесных комнатах, где ютятся десятки взрослых, детей и стариков. У них одна лампочка на всех. «Лазарь, отнеси бабушку», «Лазарь, последи за курятником». Первые 40 минут фильма герою постоянно указывают, что ему делать. А он все безропотно выполняет, выходит порой очень анекдотично: он помогает ворам обчистить дом, дает сигарету персонажу, веря, что она поможет от кашля.

Лазарь — испольщик (крепостной) маркизы, он раб у хозяйки, торгующей табаком.

Зритель с первых кадров пытается понять, когда происходит действие. Судя по начальному окружению героев — какой-нибудь конец XIX века, но потом появляется трактор, чуть позже телефон-раскладушка с антенной. Это несоответствие придает ленте особый, ужасающий шарм, когда технологии соседствуют с жестоким рабством, а позже получает и объяснение.


Лазарь, разумеется, имя говорящее. Конечно, будет смерть и будет воскрешение, которое разделит картину на две истории. Зритель, которому близка эта тема, как и большинству итальянцев, постоянно ищет Иисуса, ищет Марию, но Лазарь — настоящий сын Божий. Действительно зачарованный, «добрый и честный». Лазарь — это чистота, каким для верующих был Иисус. Но, как и Иисуса, человек должен его использовать, а потом погубить.

Лазарь идет вдоль дороги, проходят часы и годы. Герой попадает в город, встречая своих постаревших собратьев, а он все так же молод. Мессия, думают они несколько минут, а потом используют его, чтобы ограбить прохожую. Ничему их не учит этот мир. Какими они были у маркизы в лжедевятнадцатом веке, такими остались сейчас.

После «Дикого», показанного в среду, кажется, что зрителя окатили чистой холодной водой. Остается ждать, отправят ли героя вновь на крест или осознают, что им дан второй шанс.

О фильме хочется говорить и говорить, думать и думать. А главное — смотреть на Лазаря. Просто смотреть. Для роли подобрали невероятного актера, будто сошедшего с полотен итальянских мастеров. Он вне возраста, вне земных проблем, физическая сила проявляется в его теле, духовная — в лице.


Показы на свежем воздухе прекрасны. Они объединяют зрителей на два часа в небольшую семью. Поэтому эта семья громко удивляется («Ах!»), когда на экране происходит нечто неожиданное, или смеется, когда мимо проплывает теплоход под песню «С днем рождения». Видимо, запоздалое, полуночное поздравление Кубрику.

До показа «Счастливого Лазаря» на «Стрелке» состоялось обсуждение «Как показывать кино, чтобы преобразить целый город». В нем приняли участие Полина Зуева, продюсер фестивалей «Движение» и «Кинотавр», Андрей Плахов, член жюри «Кинотавра» и ММКФ, программный директор фестиваля «Зеркало», Алексей Медведев, программный директор фестиваля «Край света», Анна Селянина, продюсер проекта «Код города». Все они пришли к выводу, что главное в организации фестиваля — заинтересованность местных властей и жителей. «Важно иметь контакт с публикой и с руководством региона, если нет контакта — дело швах», сказал Андрей Плахов. Хорошо, что большинство российских фестивалей этот контакт поддерживает и до «шваха» дело не доходит.


Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация