«Хичкок/Трюффо»: Окно в мир кино ( 3 фото )
- 04.09.2018
- 678
Пожалуй, нет другого имени режиссера, которое было бы известно абсолютно всем.
Сегодня день рожденья Альфреда Хичкока — человека, который у многих ассоциируется с Голливудом или словом «саспенс», у кого-то — с детективами или самыми красивыми блондинками первой половины прошлого века. А у некоторых — с кардинальной переменой в подходе к кинематографу, с зарождением понятия авторского почерка в американском и мировом кино.
В честь дня рожденья Альфреда Хичкока смотрим и разбираем документальную картину «Хичкок/Трюффо», снятую по книге 60-х годов, которая заставила весь читающий и снимающий мир переосмыслить популярного режиссера, взглянуть на его фильмы под другим углом и увидеть в нем намного больше, чем просто отличного ремесленника. По книге, которую считают библией кинематографа.
О книге
Журнал Cahiers du Cinema с самого основания стремился дать Франции (а дал ещё и всему миру) другой взгляд на кино. Его редакторы и критики писали о тех фильмах, которые любят сами, — живых авторских в противовес студийным, затхлым, неискренним. Среди адептов журнала сразу же оказались два режиссера, работавших в США: Альфред Хичкок и Фриц Ланг.
«Журналисты спрашивали меня, кто мои любимые режиссеры, и когда я называл Хичкока, они всегда удивлялись» Франсуа Трюффо
Хичкок никогда не считался автором, режиссером-интеллектуалом у себя на родине. Он пришел в режиссуру не сразу, лишь проучившись на инженера, порисовав титры к немым фильмам, поработав ассистентом и сценаристом, и во многом поэтому стал настоящим кино-ремесленником. Его фильмы нравились и студиям, и публике — зрители радостно шли на них в кинотеатры, до конца не осознавая, почему.
Они садятся в кресло и говорят: «Ну, показывай. Они думают, что догадаются, что будет дальше» (Альфред Хичкок)
Французские критики и режиссеры новой волны отлично понимали значение Хичкока для мирового кинематографа в целом и для себя в частности и писали о его фильмах в своем журнале, ставили его на обложку. А, реабилитировав его у себя на родине, Франсуа Трюффо, уже будучи всемирно известным режиссером, сняв «400 ударов», «Стреляйте в пианиста» и «Жюля и Джима», написал Хичкоку письмо с просьбой о восьмидневном интервью, на что маэстро согласился.
Так, больше недели Франсуа Трюффо, Альфред Хичкок и подруга Трюффо переводчик и пресс-аташе Хелен Скотт провели вместе, выкурив множество сигарет, обсуждая кинематограф в целом и кинематограф Хичкока в частности. Из этих бесед родилась одна из самых популярных в истории и самых важных книг о кино.
«Вы в Америке называете его Хитчем. Мы во Франции называем его Месье Хичкок» (Франсуа Трюффо)
Она была опубликована в 1966 году. Затем после смерти Хичкока в 1980 Трюффо дополнил ее и переиздал.
После бесед в комнате на студии Universal режиссеры стали настоящими друзьями: следующие почти что 20 лет они переписывались, давали друг другу советы, и именно Трюффо был приглашен в США, чтобы вручить Хичкоку почетную премию киноакадемии. До последнего момента своей недолгой жизни Трюффо был благодарен Андре Базену, который привел его в Cahiers du cinema, и Хичкоку, который не просто повлиял на него как режиссер, но был ему по-отечески близок.
О фильме
Документальная картина Кента Джонса, кажется, не обладает какой-то специфической формой — это классические «говорящие головы», эпизоды из хроники, фотографии, фрагменты аудиозаписей и, конечно, кадры из фильмов. Любопытно, что здесь нет интервью со знатоками Хичкока или режиссерами, которые бы специализировались на триллерах. Здесь говорят исключительно режиссеры-авторы: Уэс Андерсон, Ричард Линклейтер, Мартин Скорсезе, Питер Богданович, Дэвид Финчер, Оливье Ассайас и другие. То есть эта документальная картина не только называется, как книга Трюффо, она продолжает её основную тему и интенцию — Альфред Хичкок как художник, его авторский слог.
Все режиссеры, которые высказываются здесь, родились в разное время, в разное время начали работать. Кто-то смотрел фильмы Хичкока еще на большом экране, сразу же как они выходили в кинотеатры, кто-то знакомился с ними много позже. Невероятной сейчас кажется история о том, как тяжело было в 70-х найти и посмотреть «Головокружение». Поначалу этот фильм был довольно сухо принят зрителями, он не заработал деньги в прокате — только окупил затраты, и пленки с ним были кинематографической редкостью, доступ к которой до поры до времени был только у избранных.
Если вы думаете, что можете скрыть, что вас возбуждает, когда снимаете фильм, то вы чокнутый. Думаю, он один из первых, кто сказал: «Я не буду этого скрывать, я должен остаться самим собой» (Дэвид Финчер о Хичкоке)
Каждый из режиссеров, который делится своей любовью к Хичкоку, отмечает самые важные для себя моменты в «Психо», «Дурной славе», «Птицах», «Окне во двор» — и мы понимаем, что хичкоковские картины не только глобально повлияли на их любовь к кино, но во многом сформировали индивидуальный стиль каждого. Уэс Андерсон говорит о построении кадра, продуманности деталей, Ричард Линклейтер отмечает работу со временем, Дэвид Финчер говорит о взвешенной форме и извращенном внутреннем содержании.
Люди ходят в кино с разными целями, но впервые поход в кино был опасен (Питер Богданович о «Психо»)
Режиссеры разбирают, как построен кадр, почему тот или иной план снят так, а не иначе. Говорят о том, как «Психо» изменил и зрителя, и кинематограф. Но также они говорят о Трюффо и новой волне. О том, насколько Хичкок, снимавший в Голливуде большие студийные картины, и французы, снимавшие на свои деньги маленькие революционные фильмы с рваным монтажом и обращениями персонажа к зрителю, — близки. Оливье Ассайас называет новую волну периодом, когда кино начало осознавать само себя. Но интересно, что кино Хичкока еще раньше играло по этим революционным правилам. Его главные работы — это не только истории про убийства, это истории о том, как работает взгляд, как работает само кино.
Я оказал зрителям великую честь обнять Кэри Гранта и Ингрид Бергман. Это как мимолетная любовь втроем (Альфред Хичкок)
В фильме то и дело появляются смеющиеся члены редакции Cahiers du Cinema: Андре Базен, Клод Шаброль, Эрик Ромер, Жак Риветт, Жан-Люк Годар, Жан-Пьер Лео. Мы то и дело слышим голос самого Хичкока, который рассказывает, как долго снимал поцелуй Ингрид Бергман и Кэрри Гранта или объясняет, почему взрыв в «Психо» снят сверху.
В этом основная ценность картины Джонса — при просмотре мы буквально оказываемся в концентрированном мире кино, рае для синефила, где с нами и со своими кумирами говорят любимые режиссеры. Они задают вопросы зрителю, Хичкоку, кинематографу — а ответы, если они существуют, даст нам само кино.
Сегодня день рожденья Альфреда Хичкока — человека, который у многих ассоциируется с Голливудом или словом «саспенс», у кого-то — с детективами или самыми красивыми блондинками первой половины прошлого века. А у некоторых — с кардинальной переменой в подходе к кинематографу, с зарождением понятия авторского почерка в американском и мировом кино.
В честь дня рожденья Альфреда Хичкока смотрим и разбираем документальную картину «Хичкок/Трюффо», снятую по книге 60-х годов, которая заставила весь читающий и снимающий мир переосмыслить популярного режиссера, взглянуть на его фильмы под другим углом и увидеть в нем намного больше, чем просто отличного ремесленника. По книге, которую считают библией кинематографа.
О книге
Журнал Cahiers du Cinema с самого основания стремился дать Франции (а дал ещё и всему миру) другой взгляд на кино. Его редакторы и критики писали о тех фильмах, которые любят сами, — живых авторских в противовес студийным, затхлым, неискренним. Среди адептов журнала сразу же оказались два режиссера, работавших в США: Альфред Хичкок и Фриц Ланг.
«Журналисты спрашивали меня, кто мои любимые режиссеры, и когда я называл Хичкока, они всегда удивлялись» Франсуа Трюффо
Хичкок никогда не считался автором, режиссером-интеллектуалом у себя на родине. Он пришел в режиссуру не сразу, лишь проучившись на инженера, порисовав титры к немым фильмам, поработав ассистентом и сценаристом, и во многом поэтому стал настоящим кино-ремесленником. Его фильмы нравились и студиям, и публике — зрители радостно шли на них в кинотеатры, до конца не осознавая, почему.
Они садятся в кресло и говорят: «Ну, показывай. Они думают, что догадаются, что будет дальше» (Альфред Хичкок)
Французские критики и режиссеры новой волны отлично понимали значение Хичкока для мирового кинематографа в целом и для себя в частности и писали о его фильмах в своем журнале, ставили его на обложку. А, реабилитировав его у себя на родине, Франсуа Трюффо, уже будучи всемирно известным режиссером, сняв «400 ударов», «Стреляйте в пианиста» и «Жюля и Джима», написал Хичкоку письмо с просьбой о восьмидневном интервью, на что маэстро согласился.
Так, больше недели Франсуа Трюффо, Альфред Хичкок и подруга Трюффо переводчик и пресс-аташе Хелен Скотт провели вместе, выкурив множество сигарет, обсуждая кинематограф в целом и кинематограф Хичкока в частности. Из этих бесед родилась одна из самых популярных в истории и самых важных книг о кино.
«Вы в Америке называете его Хитчем. Мы во Франции называем его Месье Хичкок» (Франсуа Трюффо)
Она была опубликована в 1966 году. Затем после смерти Хичкока в 1980 Трюффо дополнил ее и переиздал.
После бесед в комнате на студии Universal режиссеры стали настоящими друзьями: следующие почти что 20 лет они переписывались, давали друг другу советы, и именно Трюффо был приглашен в США, чтобы вручить Хичкоку почетную премию киноакадемии. До последнего момента своей недолгой жизни Трюффо был благодарен Андре Базену, который привел его в Cahiers du cinema, и Хичкоку, который не просто повлиял на него как режиссер, но был ему по-отечески близок.
О фильме
Документальная картина Кента Джонса, кажется, не обладает какой-то специфической формой — это классические «говорящие головы», эпизоды из хроники, фотографии, фрагменты аудиозаписей и, конечно, кадры из фильмов. Любопытно, что здесь нет интервью со знатоками Хичкока или режиссерами, которые бы специализировались на триллерах. Здесь говорят исключительно режиссеры-авторы: Уэс Андерсон, Ричард Линклейтер, Мартин Скорсезе, Питер Богданович, Дэвид Финчер, Оливье Ассайас и другие. То есть эта документальная картина не только называется, как книга Трюффо, она продолжает её основную тему и интенцию — Альфред Хичкок как художник, его авторский слог.
Все режиссеры, которые высказываются здесь, родились в разное время, в разное время начали работать. Кто-то смотрел фильмы Хичкока еще на большом экране, сразу же как они выходили в кинотеатры, кто-то знакомился с ними много позже. Невероятной сейчас кажется история о том, как тяжело было в 70-х найти и посмотреть «Головокружение». Поначалу этот фильм был довольно сухо принят зрителями, он не заработал деньги в прокате — только окупил затраты, и пленки с ним были кинематографической редкостью, доступ к которой до поры до времени был только у избранных.
Если вы думаете, что можете скрыть, что вас возбуждает, когда снимаете фильм, то вы чокнутый. Думаю, он один из первых, кто сказал: «Я не буду этого скрывать, я должен остаться самим собой» (Дэвид Финчер о Хичкоке)
Каждый из режиссеров, который делится своей любовью к Хичкоку, отмечает самые важные для себя моменты в «Психо», «Дурной славе», «Птицах», «Окне во двор» — и мы понимаем, что хичкоковские картины не только глобально повлияли на их любовь к кино, но во многом сформировали индивидуальный стиль каждого. Уэс Андерсон говорит о построении кадра, продуманности деталей, Ричард Линклейтер отмечает работу со временем, Дэвид Финчер говорит о взвешенной форме и извращенном внутреннем содержании.
Люди ходят в кино с разными целями, но впервые поход в кино был опасен (Питер Богданович о «Психо»)
Режиссеры разбирают, как построен кадр, почему тот или иной план снят так, а не иначе. Говорят о том, как «Психо» изменил и зрителя, и кинематограф. Но также они говорят о Трюффо и новой волне. О том, насколько Хичкок, снимавший в Голливуде большие студийные картины, и французы, снимавшие на свои деньги маленькие революционные фильмы с рваным монтажом и обращениями персонажа к зрителю, — близки. Оливье Ассайас называет новую волну периодом, когда кино начало осознавать само себя. Но интересно, что кино Хичкока еще раньше играло по этим революционным правилам. Его главные работы — это не только истории про убийства, это истории о том, как работает взгляд, как работает само кино.
Я оказал зрителям великую честь обнять Кэри Гранта и Ингрид Бергман. Это как мимолетная любовь втроем (Альфред Хичкок)
В фильме то и дело появляются смеющиеся члены редакции Cahiers du Cinema: Андре Базен, Клод Шаброль, Эрик Ромер, Жак Риветт, Жан-Люк Годар, Жан-Пьер Лео. Мы то и дело слышим голос самого Хичкока, который рассказывает, как долго снимал поцелуй Ингрид Бергман и Кэрри Гранта или объясняет, почему взрыв в «Психо» снят сверху.
В этом основная ценность картины Джонса — при просмотре мы буквально оказываемся в концентрированном мире кино, рае для синефила, где с нами и со своими кумирами говорят любимые режиссеры. Они задают вопросы зрителю, Хичкоку, кинематографу — а ответы, если они существуют, даст нам само кино.
Материал взят: Тут