"А мы уйдем на север!.." - 2017. Кенозерье. Глазово ( 11 фото )
- 04.09.2018
- 883
Когда от многочисленных храмов, церквушек и часовен уже, как кажется, начинается затуманиваться мозг и замыливаться глаз, ты вдруг видишь ее - скромную и изящную, будто сошедшую с полотен русских живописцев. Окутанная ароматом цветущего подмаренника и бережно прикрытая кронами высоких сосен, часовня Сошествия Святого Духа в деревне Глазово стоит на стыке трех стихий: воды, земли и воздуха
Она не прячется в роще и не выглядывает из-за крыш высоких северных домов, а поставлена на открытом, хорошо просматриваемом месте. Что интересно, стоит она на отдалении от жилых зданий, хотя название Глазово объединяет сразу три деревни
Построена часовня местными крестьянами между 1801 и 1804 годами без дозволения духовных и светских властей, «не для расколу, а за некоторые чудесные происшествия». Один раз в году, в праздник Сошествия Святого Духа, священник приходской кенозерской церкви совершал в часовне богослужение
Памятник представляет собой развитый тип клетской часовни с открытой западной папертью на общем подклете. Толщина бревен сруба - 22-28 см
За двести лет существования здание претерпело несколько ремонтов и перестроек. Так, предположительно в начале ХХ века на крыше паперти появилась каркасная шестигранная звонница. Традиционно возвышаясь над зданием, она полностью закрывает собой западный фронтон и главу часовни. Столбы звонницы, несущие дощатый шатер с главкой и крестом, обшиты тесом до уровня звона
Обшивка звонницы - единственная, которую оставили во время реставрации здания в конце XX века. Остальная обшивка фасадов часовни была удалена, кроме того, в тот же период была раскрыта паперть и воссоздано ее ограждение. Сам же сруб был перебран с заменой сгнивших и воссозданием утраченных элементов
Одновременно проходила и реставрация "неба" часовни, у которого на тот момент отсутствовали пять из 16 радиальных и все угловые грани
Несмотря на утраты отдельных частей, у этого "неба", в общем-то оказалась довольно счастливая судьба: в течение нескольких лет иконные доски во фрагментарном состоянии возвращались в музейный фонд Кенозерского национального парка. В 2013 году в деревне Рыжково у одного из домов была обнаружена грань с изображением архангела Гавриила, в 2015 году Ирина Владимировна Горячева из Архангельска принесла часть доски с ликом архангела Варахиила, затем случайно были обнаружены грани с образом архангела Михаила и части угловых парусов. Ну а в этом году житель посёлка Поча Сергей Андреевич Амосов передал в музейный фонд парка найденный в старом сарае фрагмент еще одной из граней расписных небес. На ней изображён шестикрылый серафим. Как отмечают на сайте Кенозерского нацпарка, "возвращение С.А. Амосовым образа серафима является ценным дополнением к некогда полному расписному комплексу"
Роспись датирована концом XIX - началом ХХ века. Определить время создания живописного "неба" помогли образы евангелистов. Авторы Евангелий представлены со свитками в руках, фронтально восседающими на высоких прямоугольных табуретах. Их символы помещены в верхней части граней, причем заключены в белое обрамление из ангельских крыльев и облаков. Эти особенности позволяют сделать вывод, что в качестве образцов иконописец использовал аналогичные сюжеты стенописи храма Христа Спасителя в Москве, выполненные в 1860-е гг. Кстати, этим же живописцем на Кенозере был выполнен и другой ансамбль — иконостас часовни преподобного Антония Сийского в деревне Поромское. На обороте одной из икон этого иконостаса обнаружен авторский штамп иконописца «Ф.С. Боровский. Ошевенск. Каргопольского уезда»
"Небо" в этой часовне производит очень светлое впечатление. Голубой фон и золотистое обрамление создают радостное и возвышенное ощущение.
А внешний облик часовни захотелось сохранить в памяти не только мне. На сайте Кенозерского парка нашла информацию за 2013 год о появлении в Финляндии архитектурного двойника часовни Сошествия Святого духа в Глазово. Церковь Святого Георгия Победоносца была построена по её образцу местной русской общиной и за несколько месяцев стала настоящим центром паломничества православных верующих со всей Финляндии
Она не прячется в роще и не выглядывает из-за крыш высоких северных домов, а поставлена на открытом, хорошо просматриваемом месте. Что интересно, стоит она на отдалении от жилых зданий, хотя название Глазово объединяет сразу три деревни
Построена часовня местными крестьянами между 1801 и 1804 годами без дозволения духовных и светских властей, «не для расколу, а за некоторые чудесные происшествия». Один раз в году, в праздник Сошествия Святого Духа, священник приходской кенозерской церкви совершал в часовне богослужение
Памятник представляет собой развитый тип клетской часовни с открытой западной папертью на общем подклете. Толщина бревен сруба - 22-28 см
За двести лет существования здание претерпело несколько ремонтов и перестроек. Так, предположительно в начале ХХ века на крыше паперти появилась каркасная шестигранная звонница. Традиционно возвышаясь над зданием, она полностью закрывает собой западный фронтон и главу часовни. Столбы звонницы, несущие дощатый шатер с главкой и крестом, обшиты тесом до уровня звона
Обшивка звонницы - единственная, которую оставили во время реставрации здания в конце XX века. Остальная обшивка фасадов часовни была удалена, кроме того, в тот же период была раскрыта паперть и воссоздано ее ограждение. Сам же сруб был перебран с заменой сгнивших и воссозданием утраченных элементов
Одновременно проходила и реставрация "неба" часовни, у которого на тот момент отсутствовали пять из 16 радиальных и все угловые грани
Несмотря на утраты отдельных частей, у этого "неба", в общем-то оказалась довольно счастливая судьба: в течение нескольких лет иконные доски во фрагментарном состоянии возвращались в музейный фонд Кенозерского национального парка. В 2013 году в деревне Рыжково у одного из домов была обнаружена грань с изображением архангела Гавриила, в 2015 году Ирина Владимировна Горячева из Архангельска принесла часть доски с ликом архангела Варахиила, затем случайно были обнаружены грани с образом архангела Михаила и части угловых парусов. Ну а в этом году житель посёлка Поча Сергей Андреевич Амосов передал в музейный фонд парка найденный в старом сарае фрагмент еще одной из граней расписных небес. На ней изображён шестикрылый серафим. Как отмечают на сайте Кенозерского нацпарка, "возвращение С.А. Амосовым образа серафима является ценным дополнением к некогда полному расписному комплексу"
Роспись датирована концом XIX - началом ХХ века. Определить время создания живописного "неба" помогли образы евангелистов. Авторы Евангелий представлены со свитками в руках, фронтально восседающими на высоких прямоугольных табуретах. Их символы помещены в верхней части граней, причем заключены в белое обрамление из ангельских крыльев и облаков. Эти особенности позволяют сделать вывод, что в качестве образцов иконописец использовал аналогичные сюжеты стенописи храма Христа Спасителя в Москве, выполненные в 1860-е гг. Кстати, этим же живописцем на Кенозере был выполнен и другой ансамбль — иконостас часовни преподобного Антония Сийского в деревне Поромское. На обороте одной из икон этого иконостаса обнаружен авторский штамп иконописца «Ф.С. Боровский. Ошевенск. Каргопольского уезда»
"Небо" в этой часовне производит очень светлое впечатление. Голубой фон и золотистое обрамление создают радостное и возвышенное ощущение.
А внешний облик часовни захотелось сохранить в памяти не только мне. На сайте Кенозерского парка нашла информацию за 2013 год о появлении в Финляндии архитектурного двойника часовни Сошествия Святого духа в Глазово. Церковь Святого Георгия Победоносца была построена по её образцу местной русской общиной и за несколько месяцев стала настоящим центром паломничества православных верующих со всей Финляндии
Материал взят: Тут