Казаки – кто это такие? Как появилось казачество? ( 6 фото )
- 03.07.2018
- 1 972
Образ казака всем нам знаком, ведь мы его встречаем в книгах, фильмах, а также можем наблюдать изображение этих воинов на картинах. О том, как появилась столь развитая структурированная социальная община, многие годы спорят историки и этнографы.
Происхождение названия
Считается, что название «казаки» возникло на Руси – так называли независимые вооруженные отряды, которые располагались на незаселенных территориях.
В конце XIV века существовало несколько крупных казачьих войск в низовьях рек:
Запорожское;
Донское;
Волжское;
Уральское.
Казалось бы, этническое происхождение воинов казачьих войск разное, но быт и структура существования этих военных поселков были весьма схожи.
Гумилев Лев Николаевич, был первым ученым, который заявил о том, что «казаки» – это особый этнос. До сих пор историки, антропологи и этнологи не могут прийти к общей точке зрения на счет этноидентификации воинов казачеств.
Древние войска на Руси
Как зарождалось казачество?
На сегодняшний день существует несколько версий возникновения столь развитых военных общин:
Казаки – это осевшие племена восточных народов (хазаров, касогов, черкесов);
Зарождение казачества прослеживается в тюркских империях в эпоху, которая была до возникновения славян. Некоторые ученые в доказательство этой теории приводят схожесть термина «казак» и тюркского слова qazaq или kazakh, что в переводе – вольный кочевник;
Казаки – беглые славяне, которые поселились в пустующих землях приазовских и причерноморских степей приблизительно в XV веке.
Регулярное упоминание о казачестве в летописях Руси началось в сороковых годах XV века. Пока у истории нет точного ответа, на вопрос как именно оно зародилось, но о культуре и структуре войск известно достаточно много.
Воины казачества
Военная культура
Рассмотрим воинскую культуру на примере самого многочисленного Донского войска.
В основе воинской культуры казачества лежали:
Рукопашный бой;
Стрельба из ружья;
Владение саблей;
Уверенная езда на лошадях.
Воинские навыки передавались от старшего поколения к младшему. Во время национальных казачьих игр, воины показывали все свои боевые навыки, которые мотивировали молодёжь на вступление в ряды казачьих войск.
В быту воины часто применяли и развивали свои навыки, это особенно помогало в охоте, ведь расстановка ловушек, слежка за целью по следам – все это делало мужчин настоящими мастерами охоты и давало множество преимуществ перед противником.
Особая воинская культура позволяла воспитать воинов от самого рождения – нужно было вырастить универсальных бойцов, способных выживать в экстремальных условиях, выносливых и психологически стойких.
Чтобы вступить в ряды казаков, нужно было сдать своего рода «экзамен». У каждого казаческого войска было свое испытание. Например, у сечевых казаков было несколько своеобразных проверок, которые часто описывались в литературе – «крещение» и «кашеварение».
Некрещенных в войско не брали, ведь казаки были людьми глубоко верующими, поэтому просили перекреститься, если человек делал это правильно – его брали на Сечь.
Тест на «кашеваренье» показывал казакам, какой характер у претендента: человека просили сварить кашу и позвать казаков, когда она будет готова. Пока мужчина варил кашу, запорожцы прятались недалеко в траве. Когда кушанье было готово, претендент звал казаков, а те игнорировали его, смотря на реакцию. Если человек начинал причитать и «киснуть» – его посылали домой, а если мужчина начинал буйствовать и ругаться, то его принимали на службу.
Военная культура на Кубани
Казаки в искусстве и литературе
«Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» – наверное самая известная картина с изображением украинских казаков, которую написал Иван Ефимович Репин в 1880 году.
Существует множество менее известных, но не менее информативных картин с изображениями воинов различных казачеств:
Картина Рембрандта «Польский офицер» отображала одежду и вооружение посполитых казаков;
В картине Юзефа Бранта «Лисовчики, упражняющиеся в стрельбе из лука» изображалась вся мощь кавалерии, в которой служили русские и украинские казаки.
Сергей Иванович Васильковский написал множество картин с изображениями гетманов, сотников, воинских писарей и других.;
Иконы с изображениями «Иргенских мучеников»( казаков Иосифа, Симеона, Василия, и Киприана), Икона Покровы Пресвятой Богородицы с изображением кошевого атамана Петра Ивановича Калнышевского, и др.
О казаках существует множество литературных произведений, рассказов, песен. Все мы читали произведение великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Быт, культура, характер казака – все подробно описано в произведении классика.
Казаки шагают строем
Казаки XXI века
Речь пойдет не о мужчинах в ярких одеяниях, с шашками в руках, ездящих на лошадях и устраивающих шоу, а о потомках настоящих казаков – как им живется сейчас в мегаполисах, хранят ли они свои традиции и практикуют ли боевые техники, которые им передали предки?
Последователи любят подчеркивать, что казаки – это народ, со своими традициями, историей и наследием. Сейчас им нет нужды защищать землю, на которой они живут, в силу этого, они могут работать кем угодно, хоть и дворниками, но все же будут оставаться казаками.
Многие потомственные казаки были возмущены Федеральным законом №154 «О государственной службе российского казачества», ведь согласно ему, служащим мог стать любой доброволец, независимо от вероисповедания, национальности и воспитания.
Но, нельзя сказать, что введение закона плохо повлияло на развития казачества, ведь ныне история этой культуры собирается буквально по крупинкам, а служащие в особых казачьих войсках чувствуют гордость, что они входят в общину казаков.
Происхождение названия
Считается, что название «казаки» возникло на Руси – так называли независимые вооруженные отряды, которые располагались на незаселенных территориях.
В конце XIV века существовало несколько крупных казачьих войск в низовьях рек:
Запорожское;
Донское;
Волжское;
Уральское.
Казалось бы, этническое происхождение воинов казачьих войск разное, но быт и структура существования этих военных поселков были весьма схожи.
Гумилев Лев Николаевич, был первым ученым, который заявил о том, что «казаки» – это особый этнос. До сих пор историки, антропологи и этнологи не могут прийти к общей точке зрения на счет этноидентификации воинов казачеств.
Древние войска на Руси
Как зарождалось казачество?
На сегодняшний день существует несколько версий возникновения столь развитых военных общин:
Казаки – это осевшие племена восточных народов (хазаров, касогов, черкесов);
Зарождение казачества прослеживается в тюркских империях в эпоху, которая была до возникновения славян. Некоторые ученые в доказательство этой теории приводят схожесть термина «казак» и тюркского слова qazaq или kazakh, что в переводе – вольный кочевник;
Казаки – беглые славяне, которые поселились в пустующих землях приазовских и причерноморских степей приблизительно в XV веке.
Регулярное упоминание о казачестве в летописях Руси началось в сороковых годах XV века. Пока у истории нет точного ответа, на вопрос как именно оно зародилось, но о культуре и структуре войск известно достаточно много.
Воины казачества
Военная культура
Рассмотрим воинскую культуру на примере самого многочисленного Донского войска.
В основе воинской культуры казачества лежали:
Рукопашный бой;
Стрельба из ружья;
Владение саблей;
Уверенная езда на лошадях.
Воинские навыки передавались от старшего поколения к младшему. Во время национальных казачьих игр, воины показывали все свои боевые навыки, которые мотивировали молодёжь на вступление в ряды казачьих войск.
В быту воины часто применяли и развивали свои навыки, это особенно помогало в охоте, ведь расстановка ловушек, слежка за целью по следам – все это делало мужчин настоящими мастерами охоты и давало множество преимуществ перед противником.
Особая воинская культура позволяла воспитать воинов от самого рождения – нужно было вырастить универсальных бойцов, способных выживать в экстремальных условиях, выносливых и психологически стойких.
Чтобы вступить в ряды казаков, нужно было сдать своего рода «экзамен». У каждого казаческого войска было свое испытание. Например, у сечевых казаков было несколько своеобразных проверок, которые часто описывались в литературе – «крещение» и «кашеварение».
Некрещенных в войско не брали, ведь казаки были людьми глубоко верующими, поэтому просили перекреститься, если человек делал это правильно – его брали на Сечь.
Тест на «кашеваренье» показывал казакам, какой характер у претендента: человека просили сварить кашу и позвать казаков, когда она будет готова. Пока мужчина варил кашу, запорожцы прятались недалеко в траве. Когда кушанье было готово, претендент звал казаков, а те игнорировали его, смотря на реакцию. Если человек начинал причитать и «киснуть» – его посылали домой, а если мужчина начинал буйствовать и ругаться, то его принимали на службу.
Военная культура на Кубани
Казаки в искусстве и литературе
«Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» – наверное самая известная картина с изображением украинских казаков, которую написал Иван Ефимович Репин в 1880 году.
Существует множество менее известных, но не менее информативных картин с изображениями воинов различных казачеств:
Картина Рембрандта «Польский офицер» отображала одежду и вооружение посполитых казаков;
В картине Юзефа Бранта «Лисовчики, упражняющиеся в стрельбе из лука» изображалась вся мощь кавалерии, в которой служили русские и украинские казаки.
Сергей Иванович Васильковский написал множество картин с изображениями гетманов, сотников, воинских писарей и других.;
Иконы с изображениями «Иргенских мучеников»( казаков Иосифа, Симеона, Василия, и Киприана), Икона Покровы Пресвятой Богородицы с изображением кошевого атамана Петра Ивановича Калнышевского, и др.
О казаках существует множество литературных произведений, рассказов, песен. Все мы читали произведение великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Быт, культура, характер казака – все подробно описано в произведении классика.
Казаки шагают строем
Казаки XXI века
Речь пойдет не о мужчинах в ярких одеяниях, с шашками в руках, ездящих на лошадях и устраивающих шоу, а о потомках настоящих казаков – как им живется сейчас в мегаполисах, хранят ли они свои традиции и практикуют ли боевые техники, которые им передали предки?
Последователи любят подчеркивать, что казаки – это народ, со своими традициями, историей и наследием. Сейчас им нет нужды защищать землю, на которой они живут, в силу этого, они могут работать кем угодно, хоть и дворниками, но все же будут оставаться казаками.
Многие потомственные казаки были возмущены Федеральным законом №154 «О государственной службе российского казачества», ведь согласно ему, служащим мог стать любой доброволец, независимо от вероисповедания, национальности и воспитания.
Но, нельзя сказать, что введение закона плохо повлияло на развития казачества, ведь ныне история этой культуры собирается буквально по крупинкам, а служащие в особых казачьих войсках чувствуют гордость, что они входят в общину казаков.