Для чего лишать связи 20% россиян? ( 9 фото )
- 02.06.2018
- 645
1 июня — обведите дату чёрным маркером в календаре. С сего денька любой 5-ый россиянин обязан приготовиться к тому, что его лишат сотовой связи. Дело в свежей редакции федерального закона: правительство обязало операторов проследить и убрать все «серые SIM-карты», — а это в пределах 20% всех телефонных номеров. Что такое «серая SIM-карта», как инициатива сверху затронет непосредственно вас и отчего симка в скором времени заменит паспорт?
Откуда взялся этот закон?
Закон всё тот же — «О связи», изданный много лет назад, просто теперь вступили в силу последние поправки. Необходимость регулировать продажу SIM-карт обсуждали давно: ещё в 2013 году депутат от «Единой России» Сергей Железняк предложил законодательно устранить «несистемный характер» реализации симок.
Официальная причина — борьба с терроризмом: по заявлению чиновника, «более 70% сообщений о ложных терактах поступает с телефонов, адреса которых зарегистрированы по подложным сведениям». Законопроект приняли, и с 1 января 2014 года в России официально запрещено продавать SIM-карты без предоставления паспорта. Как мы понимаем, эта мера не очень-то соблюдалась — уличные лотки никуда не делись, и даже наш читатель рассказывал, как продавал заветные кусочки пластика «всем подряд».
О дополнительной регуляции продаж заговорили после теракта в Санкт-Петербурге: спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что террористы при планировании взрыва «использовали две анонимные» SIM-карты. Вскоре был внесён законопроект, ужесточающий реализацию идентификационных модулей. С 1 июня он вступил в силу.
И что там говорится?
Теперь оператору мобильной связи необходимо сверять паспортные данные абонентов с реальными — это касается как ещё не реализованных SIM-карт, так и давно проданных. Если у оператора появятся сомнения в законности симки, он должен связаться с вами и попросить внести ясность. Если не сможете подтвердить верность данных, «сотовик» обязан вас отрубить.
Кроме того, есть два интересных нюанса. Первый: оператора также обязали отключать абонента после «соответствующего запроса от органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, или в случае предписания Роскомнадзора». Если государству понадобится лишить кого-нибудь привычного номера, у него есть все полномочия сделать это, что называется, без суда и следствия.
Второй. Предоставлять личные данные обязаны не только частные лица, но и пользователи корпоративных SIM-карт. В последнем случае это должна делать исключительно компания, которая и выдала идентификационный модуль. Пополнять баланс счёта тоже должна именно та фирма, за которой закреплена симка.
Это чтобы с мошенниками бороться, а я — обычный гражданин. Зачем мне читать дальше?
Давайте представим ситуацию. Лет 5-10 назад вы зашли в салон сотовой связи и накупили симок на всю семью, — чего лишний раз за ними таскаться. С тех пор жена развелась и уехала в другой город, дочь вышла замуж и поменяла фамилию, а сын служит на флоте. Очевидно, что родственники не смогут самостоятельно подтвердить информацию, как того требует новый закон, — это придётся делать вам. И хорошо, если процедуру можно выполнить в окне браузера. А если нет? Вдруг потребуется не только паспорт, но и какие-нибудь дополнительные гарантии: например, СМС на номер?
Но в этой ситуации хотя бы спокойствие других зависит от вас. А если наоборот? Скажем, четыре года назад ваша девушка заскочила в салон сотовой связи, и взяла модную nano-SIM, чтобы вы могли вставить её в новенький iPhone 5S. А спустя шесть месяцев она нашла в салоне вашего автомобиля длинный каштановый волос, и после того самого разговора вы её не видели. И вот оператор звонит вам и ненавязчиво предлагает заехать в гости, потому что возникли подозрения — правильно ли оформлена карта? Что делать в этой ситуации?
Идём дальше. Допустим, имеется корпоративная симка, которая выдана 10 лет назад руководством ООО «Облака и Тютчев». С тех пор фирма реорганизовалась в ООО «Облака и Фет», потом развалилась. Но той самой SIM-картой вы до сих пор пользуетесь. Согласно обновлённой редакции закона, оператор может принимать оплату баланса только от держателя карты. Если возникнут вопросы относительно её легальности, вносить данные должна та же компания. Которая в нашем примере давно закрылась — и непонятно, что в итоге делать конечному пользователю.
Наконец, вы взяли карточку с «лотка». Не для криминальной деятельности. Просто продавец по какой-то причине не потребовал паспорт. Или вы решили упростить покупку симки для ребёнка. «Легально» оформить карточку несовершеннолетнему — та ещё морока. С тех пор чадо выросло, обзавелось документом и «белой» SIM-картой, а старая пригодилась для 3G-модема, чтобы смотреть на даче футбол. Благо сохранился тариф с безлимитным интернетом. Поздравляем — когда оператор доберётся до вас, наблюдать за Квинси Промесом станет дороже: теперь «безлимитку» не предлагает почти никто.
И что, по всей стране началось?
Согласно ориентировочным данным, в России 250 миллионов абонентов, включая 30 миллионов владельцев корпоративных карт. Разумеется, одним махом верифицировать такую громаду данных невозможно. Кроме того, у операторов долгое время не было доступа к единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), а также к единому порталу «Госуслуг», через который, как планируется, и будут проверять абонентов.
Вообще, это отдельная проблема, ведь «Госуслуги» — сервис исключительно государственный, не так просто привести туда частные компании. Это длительная и кропотливая процедура, которая в идеальном мире должна была завершиться ещё несколько месяцев назад — чтобы к 1 июня компании проверили все подозрительные номера, а дальше работали уже по непроданным SIM-картам.
Однако этого не произошло, и последние два месяца операторы обзванивали подозрительных клиентов с недвусмысленным предложением заглянуть в салон мобильной связи, прихватив паспорт.
«В рамках подготовки к выполнению требований закона мы провели дополнительный анализ договоров наших клиентов по специально разработанному алгоритму. По договорам, в отношении которых у нас есть подозрения, мы обзваниваем абонентов с предложением прийти в офис и внести корректные паспортные данные», — рассказала РБК Анна Айбашева, пресс-секретарь «Вымпелкома» (представляет «Билайн»).
ОК, убедили. Чего ждать?
На самом деле — чего угодно. В теории, повторимся, всё должно быть гладко: оператор мониторит ЕСИА, если есть проблемы, вы вносите поправки в кабинете «Госуслуг». Всё здорово, все рады, улыбаются и машут. На практике же, скорее всего, будет несколько иначе.
Вначале попросят заявиться с документом в ближайшее отделение сотовой связи, где томится ещё много-много таких же страдальцев. Или позвонят из центра обработки звонков, невинно попросив назвать паспортные данные. Что делать, если вы вляпались в одну из описанных нами ситуаций? Сейчас сказать проблематично. В идеале — переоформить карточку на реального владельца, пока не дотянулась карающая рука.
Что надо для переоформления?
С этим вопросом мы обратились в техподдержку основных операторов связи. Yota сообщила, что переоформить карту на другого человека нельзя, поэтому лучший вариант — «оставить как есть». Tele2 переоформляет бесплатно, но нужен паспорт текущего обладателя SIM-карты, будущего владельца SIM-карты и, разумеется, присутствие обоих в салоне сотовой связи. В МТС требуется аналогичный тандем документов и лиц, но процедура платная — 340 рублей (цена актуальна для жителей Москвы). «Билайн» денег не берёт, заявиться нужно со своим документом, и ксерокопией нынешнего хозяина карточки. «Мегафон» тоже не требует доплаты: переоформление на месте, если с вами будет владелец симки, вооружённый паспортом. Принесёте ксерокопию — заявку будут рассматривать семь дней.
Операторы действительно будут отрубать абонентов, а развалы с симками исчезнут с улиц? Это же убытки!
На этот вопрос отвечает выдержка из пресс-релиза Роскомнадзора: расплывчатая, но угрожающая.
Проверка информации, содержащейся в базах данных операторов связи, будет осуществляться Роскомнадзором в рамках реализации контрольно-надзорных мероприятий установленным порядком: как в ходе плановых проверок, так и при совместных с МВД рейдах по местам незаконной продажи SIM-карт.
Недавняя история с Telegram показала — у регулятора слова с делом всё-таки сходятся. Если продавцы SIM-карт откажутся выполнять требование, их накажут административным штрафом. Однако нет сомнений, что санкции будут ужесточаться в случае неподчинения. Но до этого не дойдёт: руководители крупнейших сотовых операторов доселе не проявляли либертарианских идей, а их партнёры-посредники — тем более.
Чем упомянутые меры грозят обычным пользователям? Наихудший вариант — отключат связь. Административной ответственности за «серую симку» пока что не предусмотрено.
Получается, любого смогут вычислить по SIM-карте? Это же конец приватности
Да. Более того, есть версия, что процедура деанонимизации карт — лишь первый шаг к контролю россиян посредством смартфонов. Как писали «Известия» в 2017 году, ссылаясь на председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, государство планирует сделать симки полноценным идентификатором личности. Однако количество SIM-карт, продаваемых одному человеку, ограничивать не собираются — каждая будет самостоятельным документом. А вот передавать карточки третьим лицам запретят. Оформить для ребёнка разрешат, но — «по аналогии с загранпаспортом».
Потенциально это приведёт к тому, что по симке можно будет взять кредит, открыть вклад, оформить документы и вести другие операции, которые обычно требуют паспорт.
«Для полноценного запуска такого проекта потребуется создать специальный реестр SIM-карт и очень жёстко следить за ним, чтобы избежать мошенничеств», — говорил спикер «Известий» год назад.
Что же, скоро этот реестр будет. Теперь дело за малым: превратить симку в действительно удобный верификатор личности, а не источник головной боли для граждан.
Откуда взялся этот закон?
Закон всё тот же — «О связи», изданный много лет назад, просто теперь вступили в силу последние поправки. Необходимость регулировать продажу SIM-карт обсуждали давно: ещё в 2013 году депутат от «Единой России» Сергей Железняк предложил законодательно устранить «несистемный характер» реализации симок.
Официальная причина — борьба с терроризмом: по заявлению чиновника, «более 70% сообщений о ложных терактах поступает с телефонов, адреса которых зарегистрированы по подложным сведениям». Законопроект приняли, и с 1 января 2014 года в России официально запрещено продавать SIM-карты без предоставления паспорта. Как мы понимаем, эта мера не очень-то соблюдалась — уличные лотки никуда не делись, и даже наш читатель рассказывал, как продавал заветные кусочки пластика «всем подряд».
О дополнительной регуляции продаж заговорили после теракта в Санкт-Петербурге: спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что террористы при планировании взрыва «использовали две анонимные» SIM-карты. Вскоре был внесён законопроект, ужесточающий реализацию идентификационных модулей. С 1 июня он вступил в силу.
И что там говорится?
Теперь оператору мобильной связи необходимо сверять паспортные данные абонентов с реальными — это касается как ещё не реализованных SIM-карт, так и давно проданных. Если у оператора появятся сомнения в законности симки, он должен связаться с вами и попросить внести ясность. Если не сможете подтвердить верность данных, «сотовик» обязан вас отрубить.
Кроме того, есть два интересных нюанса. Первый: оператора также обязали отключать абонента после «соответствующего запроса от органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, или в случае предписания Роскомнадзора». Если государству понадобится лишить кого-нибудь привычного номера, у него есть все полномочия сделать это, что называется, без суда и следствия.
Второй. Предоставлять личные данные обязаны не только частные лица, но и пользователи корпоративных SIM-карт. В последнем случае это должна делать исключительно компания, которая и выдала идентификационный модуль. Пополнять баланс счёта тоже должна именно та фирма, за которой закреплена симка.
Это чтобы с мошенниками бороться, а я — обычный гражданин. Зачем мне читать дальше?
Давайте представим ситуацию. Лет 5-10 назад вы зашли в салон сотовой связи и накупили симок на всю семью, — чего лишний раз за ними таскаться. С тех пор жена развелась и уехала в другой город, дочь вышла замуж и поменяла фамилию, а сын служит на флоте. Очевидно, что родственники не смогут самостоятельно подтвердить информацию, как того требует новый закон, — это придётся делать вам. И хорошо, если процедуру можно выполнить в окне браузера. А если нет? Вдруг потребуется не только паспорт, но и какие-нибудь дополнительные гарантии: например, СМС на номер?
Но в этой ситуации хотя бы спокойствие других зависит от вас. А если наоборот? Скажем, четыре года назад ваша девушка заскочила в салон сотовой связи, и взяла модную nano-SIM, чтобы вы могли вставить её в новенький iPhone 5S. А спустя шесть месяцев она нашла в салоне вашего автомобиля длинный каштановый волос, и после того самого разговора вы её не видели. И вот оператор звонит вам и ненавязчиво предлагает заехать в гости, потому что возникли подозрения — правильно ли оформлена карта? Что делать в этой ситуации?
Идём дальше. Допустим, имеется корпоративная симка, которая выдана 10 лет назад руководством ООО «Облака и Тютчев». С тех пор фирма реорганизовалась в ООО «Облака и Фет», потом развалилась. Но той самой SIM-картой вы до сих пор пользуетесь. Согласно обновлённой редакции закона, оператор может принимать оплату баланса только от держателя карты. Если возникнут вопросы относительно её легальности, вносить данные должна та же компания. Которая в нашем примере давно закрылась — и непонятно, что в итоге делать конечному пользователю.
Наконец, вы взяли карточку с «лотка». Не для криминальной деятельности. Просто продавец по какой-то причине не потребовал паспорт. Или вы решили упростить покупку симки для ребёнка. «Легально» оформить карточку несовершеннолетнему — та ещё морока. С тех пор чадо выросло, обзавелось документом и «белой» SIM-картой, а старая пригодилась для 3G-модема, чтобы смотреть на даче футбол. Благо сохранился тариф с безлимитным интернетом. Поздравляем — когда оператор доберётся до вас, наблюдать за Квинси Промесом станет дороже: теперь «безлимитку» не предлагает почти никто.
И что, по всей стране началось?
Согласно ориентировочным данным, в России 250 миллионов абонентов, включая 30 миллионов владельцев корпоративных карт. Разумеется, одним махом верифицировать такую громаду данных невозможно. Кроме того, у операторов долгое время не было доступа к единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), а также к единому порталу «Госуслуг», через который, как планируется, и будут проверять абонентов.
Вообще, это отдельная проблема, ведь «Госуслуги» — сервис исключительно государственный, не так просто привести туда частные компании. Это длительная и кропотливая процедура, которая в идеальном мире должна была завершиться ещё несколько месяцев назад — чтобы к 1 июня компании проверили все подозрительные номера, а дальше работали уже по непроданным SIM-картам.
Однако этого не произошло, и последние два месяца операторы обзванивали подозрительных клиентов с недвусмысленным предложением заглянуть в салон мобильной связи, прихватив паспорт.
«В рамках подготовки к выполнению требований закона мы провели дополнительный анализ договоров наших клиентов по специально разработанному алгоритму. По договорам, в отношении которых у нас есть подозрения, мы обзваниваем абонентов с предложением прийти в офис и внести корректные паспортные данные», — рассказала РБК Анна Айбашева, пресс-секретарь «Вымпелкома» (представляет «Билайн»).
ОК, убедили. Чего ждать?
На самом деле — чего угодно. В теории, повторимся, всё должно быть гладко: оператор мониторит ЕСИА, если есть проблемы, вы вносите поправки в кабинете «Госуслуг». Всё здорово, все рады, улыбаются и машут. На практике же, скорее всего, будет несколько иначе.
Вначале попросят заявиться с документом в ближайшее отделение сотовой связи, где томится ещё много-много таких же страдальцев. Или позвонят из центра обработки звонков, невинно попросив назвать паспортные данные. Что делать, если вы вляпались в одну из описанных нами ситуаций? Сейчас сказать проблематично. В идеале — переоформить карточку на реального владельца, пока не дотянулась карающая рука.
Что надо для переоформления?
С этим вопросом мы обратились в техподдержку основных операторов связи. Yota сообщила, что переоформить карту на другого человека нельзя, поэтому лучший вариант — «оставить как есть». Tele2 переоформляет бесплатно, но нужен паспорт текущего обладателя SIM-карты, будущего владельца SIM-карты и, разумеется, присутствие обоих в салоне сотовой связи. В МТС требуется аналогичный тандем документов и лиц, но процедура платная — 340 рублей (цена актуальна для жителей Москвы). «Билайн» денег не берёт, заявиться нужно со своим документом, и ксерокопией нынешнего хозяина карточки. «Мегафон» тоже не требует доплаты: переоформление на месте, если с вами будет владелец симки, вооружённый паспортом. Принесёте ксерокопию — заявку будут рассматривать семь дней.
Операторы действительно будут отрубать абонентов, а развалы с симками исчезнут с улиц? Это же убытки!
На этот вопрос отвечает выдержка из пресс-релиза Роскомнадзора: расплывчатая, но угрожающая.
Проверка информации, содержащейся в базах данных операторов связи, будет осуществляться Роскомнадзором в рамках реализации контрольно-надзорных мероприятий установленным порядком: как в ходе плановых проверок, так и при совместных с МВД рейдах по местам незаконной продажи SIM-карт.
Недавняя история с Telegram показала — у регулятора слова с делом всё-таки сходятся. Если продавцы SIM-карт откажутся выполнять требование, их накажут административным штрафом. Однако нет сомнений, что санкции будут ужесточаться в случае неподчинения. Но до этого не дойдёт: руководители крупнейших сотовых операторов доселе не проявляли либертарианских идей, а их партнёры-посредники — тем более.
Чем упомянутые меры грозят обычным пользователям? Наихудший вариант — отключат связь. Административной ответственности за «серую симку» пока что не предусмотрено.
Получается, любого смогут вычислить по SIM-карте? Это же конец приватности
Да. Более того, есть версия, что процедура деанонимизации карт — лишь первый шаг к контролю россиян посредством смартфонов. Как писали «Известия» в 2017 году, ссылаясь на председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, государство планирует сделать симки полноценным идентификатором личности. Однако количество SIM-карт, продаваемых одному человеку, ограничивать не собираются — каждая будет самостоятельным документом. А вот передавать карточки третьим лицам запретят. Оформить для ребёнка разрешат, но — «по аналогии с загранпаспортом».
Потенциально это приведёт к тому, что по симке можно будет взять кредит, открыть вклад, оформить документы и вести другие операции, которые обычно требуют паспорт.
«Для полноценного запуска такого проекта потребуется создать специальный реестр SIM-карт и очень жёстко следить за ним, чтобы избежать мошенничеств», — говорил спикер «Известий» год назад.
Что же, скоро этот реестр будет. Теперь дело за малым: превратить симку в действительно удобный верификатор личности, а не источник головной боли для граждан.
Материал взят: Тут