И немного о спорте ( 7 фото + 1 видео )
- 19.04.2018
- 815
19 апреля на российские экраны вышел фильм «Тренер» с Данилой Козловским в главной роли. Чисто по описанию это стандартная спортивная драма по западному образцу — перспективный футболист губит себе карьеру, становится тренером провинциальной команды (вымышленный клуб «Метеор» города Новороссийска) и пытается выиграть Кубок России. По исполнению же кино уникальное — таким нам еще не показывали ни футбол, ни вообще спорт.
Что нужно сделать вымышленному участнику ФК «Спартак», чтобы стать трагическим героем, на год отстраненным от российского футбола?
Юрию Столешникову (герою Козловского) мало не забить пенальти на важном (хоть и всего лишь отборочном) матче в составе сборной на ЧМ. Мало после этого покалечить румынского игрока, получить на ровном месте красную карточку и напасть на арбитра. После этого Юрию еще пришлось подраться с выскочившим на поле фанатом, со скандалом уйти из клуба, перегородить движение в туннеле личным автомобилем и попасть в обезьянник за вождение в нетрезвом виде.
Очевидно, без всего этого его поведение было бы трудно отличить от заурядного неудачного дня из жизни зарабатывающего 20 млн в месяц российского спортсмена, за которые в Новороссийск не ссылают.
«Тренер» — фильм про спорт, который можно было снять только в наших условиях. Его герои играют в холодный, суровый провинциальный российский футбол, не имеющий практически ничего общего с европейской разновидностью этой игры. Это футбол, в который играют под снегом и дождем на ужасных лужайках без подогрева, в инфернальном свете дымовых шашек в руках небольших, но очень угрюмых групп щедро татуированных болельщиков. Это футбол, где перед игрой судье заносят толстую денежную «торпеду» в газете — не чтобы выиграть, а потому что конкуренты уже занесли, и хочется, чтобы человек беспристрастно судил.
До «Тренера» нам этот спорт в кино просто не показывали — подопечные главного героя откровенно сливают матчи, делают ставки против собственного клуба (причем по своему паспорту), а их за это не то что не выгоняют из команды, но даже не ругают как следует. Это все — часть спорта, шестеренки системы, перемалывающей главного героя. Козловский затрагивает и проблему команд-инкубаторов, вырабатывающих спортсменов для премьер-лиги, сами при этом навеки прозябая в ФНЛ, и вопросы спонсорства команд в уездных городах, где футбол — вообще последнее, что волнует как мэрию, так и подавляющее большинство простых граждан.
Из всего этого материала «Тренер» собирает уникальную киновселенную, которая, должно быть, не-российскому зрителю покажется не менее дикой и фантастической, чем «Шаолиньский футбол» Стивена Чоу.
Все это выплескивает на экран очень разозленный ситуацией в своем любимом виде спорта человек, который не только снял этот фильм (и нашел на него деньги), но и написал сценарий и сыграл главную роль. «Тренера» стоит посмотреть хотя бы за его натуралистичность и бескомпромиссность, которыми он резко выделяется на фоне ностальгических картин в духе «Легенды № 17» и «Движения вверх», идеализирующих многие аспекты советского спорта. Вместо возвышенных речей центральное кредо фильма — это элементарное
Главное — не обосраться.
Но на одних эмоциях трудно снять хорошую картину — нужны еще интеллект (или очень развитые инстинкты) и опыт. Интересный, гневный, прекрасно сыгранный «Тренер» — режиссерский дебют Козловского, да и сценариев он раньше, насколько я знаю, не писал. И это типичный дебютный фильм и еще более типичный дебютный сценарий — произведение, которое пробует сделать сразу все, толком не сосредотачиваясь ни на чем.
С чисто художественной точки зрения я не могу не выделить снятую одним планом сцену прохода руководителя клуба, героини Ирины Горбачевой, через закулисье стадиона — к сожалению, практически не имеющую отношения ко всему остальному фильму (нельзя даже с уверенностью сказать, что ее действия в этой сцене повлияли на исход матча). Но снято и сыграно очень круто — режиссерский талант у Козловского определенно есть.
Футбольная и тренировочная часть сняты адекватно, к ним трудно придраться, но и нельзя выделить что-то сногсшибательное. Точнее, один элемент я все-таки выделю... но это звуковая, а не визуальная составляющая «Тренера».
Это не скрытый наезд в духе «раз хвалить больше нечего, обратим внимание на звуковой монтаж» — звуковая картина здесь действительно выдающаяся, это первый на моей памяти отечественный фильм, который стоит смотреть в кинотеатре с хорошей звуковой системой. Оглушительный шум стадиона сменяется сценами, в которой отец главного героя смотрит его матчи без звука, и мы слышим только старые часы-ходики. Удары мяча о штангу такие, что весь зрительный зал вздрагивает, как единый организм — словно на трибунах. Удачно использовали и знакомые каждому голоса современных комментаторов, вводящие нас в контекст происходящего, и звуки, исчезающие и появляющиеся в моменты предельной концентрации футболистов... На саундтреке играют исключительно западные, англоязычные хиты. Сначала мне казалось, что таким образом Козловский проявляет космополитизм или просто, в духе Квентина Тарантино, навязывает зрителю собственные музыкальные вкусы, не заботясь о том, как это все укладывается в общую идеологию фильма.
Но авторский замысел оказался куда тоньше — в последней трети западный OST отрубает начисто, зато несколько раз звучит песня на русском языке, во всю глотку исполненная простыми болельщиками под патриотические трубы. То есть позаимствованный из американских фильмов тренировочный монтаж Козловский показывает в западном стиле, под западную музыку... а потом вдруг полностью меняет саундтрек на чисто российских сегментах.
Задумка интересная, исполнение как минимум позволяет понять, что хотели сказать кинематографисты. Впрочем, как и все в «Тренере», идея реализована не самым лучшим образом. Та самая оригинальная патриотическая песня и «Это все, что останется после меня» в заключительных титрах не в состоянии очистить слуховую память зрителя после триумфального грохота Believer в середине фильма. Вряд ли Козловский рассчитывал, что самый запоминающийся трек в фильме про российский футбол будет принадлежать не ДДТ, а вовсе Imagine Dragons.
В целом проблемы фильма связаны не с его постановкой, а со сценарной частью. Как я уже неоднократно говорил, по плохому сценарию нельзя снять хороший фильм (плохой по хорошему — сколько угодно), и усилия трех упомянутых в титрах сценаристов (включая Козловского) портят впечатление даже от самых удачных его находок в качестве актера главной роли, режиссера и постановщика футбольных сцен.
С актерской работой самого Козловского все очень любопытно — это роль-матрешка, где три персонажа сложились в одного. Во-первых, это типичный «герой Козловского», современный российский любитель красивой жизни, у которого сначала Было Все, а потом он Остался Ни С Чем. Во-вторых — простой «футболист Юра», для которого главное — это мяч под ногами. В-третьих — тренер в костюме, пытающийся найти общий язык с игроками (в том числе с реальными футболистами Сычевым и Гатаговым).
Актер мастерски справляется со всеми тремя аспектами — заигрывает с попадающимися под руку свободными 30-летними девушками в роли... ну, Данилы Козловского, колотит мячом о проволочную изгородь в образе футболиста, падает на колени посреди газона в ипостаси смертельно пьяного тренера. Больше всего в фильме поражает энергия Козловского, взвалившего на себя такую актерскую нагрузку вдобавок ко всем дополнительным функциям — я даже не берусь сказать, был ли у этого какой-то аналог в мировом спортивном кино (Сталлоне не ставил первого, лучшего «Рокки», а в остальных играл куда более простую роль).
Причем актер справился — даже в самых небольших сценках в привычной роли обаятельного хама а-ля «Духless». Я бы даже сказал, что это лучшая роль Козловского — гораздо более впечатляющая, чем его же Харламов в «Легенде № 17».
Есть в касте «Тренера» чем впечатлиться и помимо Козловского. Когда актер-звезда, выступая в роли режиссера, сценариста и продюсера, начинает навязывать своего «трудного, но благородного» персонажа какой-нибудь несчастной девушке-актрисе, на это обычно тяжело смотреть. Но у Ольги Зуевой (для которой это первая роль в российском кино) получилось очень хорошо и интересно — крайне нестандартная актерская работа в духе молодой Вайноны Райдер. Тихий голос, минимум внешних эмоций, странности поведения... Глаз цепляется не за внешность актрисы, а за выбранные ею реакции, интонации, манеру стоять и перемещаться, отличающиеся от поведения обычной красивой девушки, которую вставили в фильм в качестве любовного интереса для мужественного страдальца-героя (хотя и трудно сказать, чем именно они отличаются).
Насколько я понимаю, изначально врач-реабилитолог Варя была написана как совсем другой персонаж, и Козловский даже отказался брать Зуеву — но она самостоятельно переписала всю роль под свою манеру игры и таким образом обеспечила себе место в картине. С одной стороны, решение можно похвалить — актриса прекрасная, сцена с двумя пакетами украсила бы собой любую романтическую комедию высшего разряда. Но с другой — вся любовная линия оказалась наглухо изолированной от спортивной!
Представьте себе версию «Рокки», где главный герой на протяжении картины всего три-четыре раза пересекается с Эдриан, а в финале начисто про нее забывает, обнимаясь с тренером и спарринг-партнерами, пока камера равнодушно нащупывает героиню Талии Шайр на трибунах, где она прилежно рукоплещет со всеми остальными зрителями.
Испытывали бы вы хоть какой-то эмоциональный эффект от этой линии, если бы Сталлоне не рвался через толпу, выкрикивая имя возлюбленной? Столешников к Варе, мягко говоря, не рвется — и, чтобы там не говорил главный герой, в город он вернул ради победы, в крайнем случае — ради команды, и только потом — из каких-то иных побуждений. Романтическая составляющая в фильме есть, она милая, на удивление хорошо сыгранная и написанная... но если ее убрать из картины совсем, в сцене финальной игры ничего не поменяется.
В стремлении походить на лучшие аналоги жанра «Тренер» с хрустом отгрызает куски от множества западных картин, тут намешаны вообще все возможные штампы из спортивного кинематографа. И сам герой, бывший игрок, ныне тренер, вылетевший из премьер-лиги во вторую и теперь пытающийся там что-то строить. И его команда из молодых-талантливых и опытных-перегоревших спортсменов, отношения с которой надо как-то налаживать. И трения с администрацией клуба — как на региональном, так и на государственном уровне. И любовная линия. И линия трудных отношений главного героя с отцом, персонажем Андрея Смолякова, который тоже заглядывает в картину на одну-две сцены...
Сцены с Козловским и Смоляковым опять-таки хорошо сыграны и выстроены, но как проникнуться этой линией, если про нее вспоминают два раза — в начале и в середине фильма? Если в случае с романтической линией «Тренеру» не хватает огня, то в случае с отношениями отца и сына ощущается уже нехватка льда — нет тяжести, эмоционального багажа, эти герои так редко друг с другом контактируют, что просто не успевают передать свою боль зрителю. Это опять-таки линия, которую можно было убрать без ущерба для основного сюжета фильма — и зачем нам дополнительные советы от отца Столешникова, если у нас уже есть такой прекрасный персонаж, воплощение советской тренерской мудрости, как детский тренер Бергер Владимира Ильина?
Я не уверен, что фильм вообще потянул бы и линию с отцом, и линию с Варей — но раз уже вы решили включить все это в фильм, за эти образы надо цепляться, развивать, делать именно их ключевыми, центральными для понимания решений героя в главном в его жизни матче. В итоге у Столешникова столько разных мотиваций (на выбор!), что совершенно непонятно, чем он в своих решениях руководствуется (и зачем вообще ему был нужен герой Ильина).
Все эти начатые и незавершенные сценарные наброски отъедают столько хронометража, что футбола в фильме нам показывают очень мало. Здесь нет полного погружения в один бесконечный яростный матч, как в «Движении вверх», и даже финальная битва со «Спартаком» напоминает нарезку лучших моментов с YouTube — удар, гол, еще удар... У меня опять-таки нет претензий к визуальной и, особенно, звуковой части матчей — все выглядит и звучит предельно реалистично, а в некоторых моментах даже захватывает. Но таких моментов очень мало, их не набирается на полноценный, выдающийся фильм про спорт — и это проблема уже не постановки, а самой структуры фильма, его сценария.
Основу «Тренера» трудно назвать одним сценарием — скорее, это несколько независимых драфтов истории с одним и тем же главным героем, сцены из которых перетасованы в случайном порядке. За что все-таки выступает Столешников — за любовь, отца, игроков, клуб, страну, самого себя? Чтобы ваш фильм сработал, произвел тот эффект, который вы в него стремились заложить как драматурги и художники, в качестве ответа нельзя выбирать «за все вышеперечисленное».
Итог
У Данилы Козловского получилось показать и любовь к футболу, и злость по отношению к ситуации с этим видом спорта в нашей стране. Кино полезное — и для российского кинематографа, и может быть даже для российского футбола, его стоило снять и стоит посмотреть (не взирая на скандал с прокатной ситуацией). Но я не уверен, что Козловский как режиссер и сценарист понимает, что отличает хорошее кино про спорт от великого, почему другие фильмы на эту тему, использующие такие же элементы, работают, в то время как картина Козловского... скорее, оставляет приятное впечатление.
В тексте рецензии я сознательно не стал перечислять западные фильмы, из которых «Тренер» заимствует и сюжетные ходы, и целые сцены — подход к футболу как к отечественному виду спорта здесь достаточно уникальный, чтобы все эти цитаты (заимствования? костыли?) можно было простить. Скажу только, что сюжета фильма Hoosiers с Джином Хэкмэном для «Тренера» было бы вполне достаточно — не нужно было еще сверху накидывать на него The Damned United, Slap Shot и еще пару-тройку более известных спортивных картин.
Для успеха за камерой нужны интеллект, эмоции, инстинкт и опыт. С первыми двумя качествами в дебюте Козловского все в порядке — актер продумал историю, которую мог бы хорошо рассказать, и рассказал ее с большим апломбом. Осталось научиться заимствовать из максимум двух-трех зарубежных аналогов (а не из пяти-шести)... ну, или научиться выстраивать полностью оригинальные, экономные, самостоятельные сюжеты, которые Козловский мог бы довести до экрана в таком же умном, бодром стиле.
Что нужно сделать вымышленному участнику ФК «Спартак», чтобы стать трагическим героем, на год отстраненным от российского футбола?
Юрию Столешникову (герою Козловского) мало не забить пенальти на важном (хоть и всего лишь отборочном) матче в составе сборной на ЧМ. Мало после этого покалечить румынского игрока, получить на ровном месте красную карточку и напасть на арбитра. После этого Юрию еще пришлось подраться с выскочившим на поле фанатом, со скандалом уйти из клуба, перегородить движение в туннеле личным автомобилем и попасть в обезьянник за вождение в нетрезвом виде.
Очевидно, без всего этого его поведение было бы трудно отличить от заурядного неудачного дня из жизни зарабатывающего 20 млн в месяц российского спортсмена, за которые в Новороссийск не ссылают.
«Тренер» — фильм про спорт, который можно было снять только в наших условиях. Его герои играют в холодный, суровый провинциальный российский футбол, не имеющий практически ничего общего с европейской разновидностью этой игры. Это футбол, в который играют под снегом и дождем на ужасных лужайках без подогрева, в инфернальном свете дымовых шашек в руках небольших, но очень угрюмых групп щедро татуированных болельщиков. Это футбол, где перед игрой судье заносят толстую денежную «торпеду» в газете — не чтобы выиграть, а потому что конкуренты уже занесли, и хочется, чтобы человек беспристрастно судил.
До «Тренера» нам этот спорт в кино просто не показывали — подопечные главного героя откровенно сливают матчи, делают ставки против собственного клуба (причем по своему паспорту), а их за это не то что не выгоняют из команды, но даже не ругают как следует. Это все — часть спорта, шестеренки системы, перемалывающей главного героя. Козловский затрагивает и проблему команд-инкубаторов, вырабатывающих спортсменов для премьер-лиги, сами при этом навеки прозябая в ФНЛ, и вопросы спонсорства команд в уездных городах, где футбол — вообще последнее, что волнует как мэрию, так и подавляющее большинство простых граждан.
Из всего этого материала «Тренер» собирает уникальную киновселенную, которая, должно быть, не-российскому зрителю покажется не менее дикой и фантастической, чем «Шаолиньский футбол» Стивена Чоу.
Все это выплескивает на экран очень разозленный ситуацией в своем любимом виде спорта человек, который не только снял этот фильм (и нашел на него деньги), но и написал сценарий и сыграл главную роль. «Тренера» стоит посмотреть хотя бы за его натуралистичность и бескомпромиссность, которыми он резко выделяется на фоне ностальгических картин в духе «Легенды № 17» и «Движения вверх», идеализирующих многие аспекты советского спорта. Вместо возвышенных речей центральное кредо фильма — это элементарное
Главное — не обосраться.
Но на одних эмоциях трудно снять хорошую картину — нужны еще интеллект (или очень развитые инстинкты) и опыт. Интересный, гневный, прекрасно сыгранный «Тренер» — режиссерский дебют Козловского, да и сценариев он раньше, насколько я знаю, не писал. И это типичный дебютный фильм и еще более типичный дебютный сценарий — произведение, которое пробует сделать сразу все, толком не сосредотачиваясь ни на чем.
С чисто художественной точки зрения я не могу не выделить снятую одним планом сцену прохода руководителя клуба, героини Ирины Горбачевой, через закулисье стадиона — к сожалению, практически не имеющую отношения ко всему остальному фильму (нельзя даже с уверенностью сказать, что ее действия в этой сцене повлияли на исход матча). Но снято и сыграно очень круто — режиссерский талант у Козловского определенно есть.
Футбольная и тренировочная часть сняты адекватно, к ним трудно придраться, но и нельзя выделить что-то сногсшибательное. Точнее, один элемент я все-таки выделю... но это звуковая, а не визуальная составляющая «Тренера».
Это не скрытый наезд в духе «раз хвалить больше нечего, обратим внимание на звуковой монтаж» — звуковая картина здесь действительно выдающаяся, это первый на моей памяти отечественный фильм, который стоит смотреть в кинотеатре с хорошей звуковой системой. Оглушительный шум стадиона сменяется сценами, в которой отец главного героя смотрит его матчи без звука, и мы слышим только старые часы-ходики. Удары мяча о штангу такие, что весь зрительный зал вздрагивает, как единый организм — словно на трибунах. Удачно использовали и знакомые каждому голоса современных комментаторов, вводящие нас в контекст происходящего, и звуки, исчезающие и появляющиеся в моменты предельной концентрации футболистов... На саундтреке играют исключительно западные, англоязычные хиты. Сначала мне казалось, что таким образом Козловский проявляет космополитизм или просто, в духе Квентина Тарантино, навязывает зрителю собственные музыкальные вкусы, не заботясь о том, как это все укладывается в общую идеологию фильма.
Но авторский замысел оказался куда тоньше — в последней трети западный OST отрубает начисто, зато несколько раз звучит песня на русском языке, во всю глотку исполненная простыми болельщиками под патриотические трубы. То есть позаимствованный из американских фильмов тренировочный монтаж Козловский показывает в западном стиле, под западную музыку... а потом вдруг полностью меняет саундтрек на чисто российских сегментах.
Задумка интересная, исполнение как минимум позволяет понять, что хотели сказать кинематографисты. Впрочем, как и все в «Тренере», идея реализована не самым лучшим образом. Та самая оригинальная патриотическая песня и «Это все, что останется после меня» в заключительных титрах не в состоянии очистить слуховую память зрителя после триумфального грохота Believer в середине фильма. Вряд ли Козловский рассчитывал, что самый запоминающийся трек в фильме про российский футбол будет принадлежать не ДДТ, а вовсе Imagine Dragons.
В целом проблемы фильма связаны не с его постановкой, а со сценарной частью. Как я уже неоднократно говорил, по плохому сценарию нельзя снять хороший фильм (плохой по хорошему — сколько угодно), и усилия трех упомянутых в титрах сценаристов (включая Козловского) портят впечатление даже от самых удачных его находок в качестве актера главной роли, режиссера и постановщика футбольных сцен.
С актерской работой самого Козловского все очень любопытно — это роль-матрешка, где три персонажа сложились в одного. Во-первых, это типичный «герой Козловского», современный российский любитель красивой жизни, у которого сначала Было Все, а потом он Остался Ни С Чем. Во-вторых — простой «футболист Юра», для которого главное — это мяч под ногами. В-третьих — тренер в костюме, пытающийся найти общий язык с игроками (в том числе с реальными футболистами Сычевым и Гатаговым).
Актер мастерски справляется со всеми тремя аспектами — заигрывает с попадающимися под руку свободными 30-летними девушками в роли... ну, Данилы Козловского, колотит мячом о проволочную изгородь в образе футболиста, падает на колени посреди газона в ипостаси смертельно пьяного тренера. Больше всего в фильме поражает энергия Козловского, взвалившего на себя такую актерскую нагрузку вдобавок ко всем дополнительным функциям — я даже не берусь сказать, был ли у этого какой-то аналог в мировом спортивном кино (Сталлоне не ставил первого, лучшего «Рокки», а в остальных играл куда более простую роль).
Причем актер справился — даже в самых небольших сценках в привычной роли обаятельного хама а-ля «Духless». Я бы даже сказал, что это лучшая роль Козловского — гораздо более впечатляющая, чем его же Харламов в «Легенде № 17».
Есть в касте «Тренера» чем впечатлиться и помимо Козловского. Когда актер-звезда, выступая в роли режиссера, сценариста и продюсера, начинает навязывать своего «трудного, но благородного» персонажа какой-нибудь несчастной девушке-актрисе, на это обычно тяжело смотреть. Но у Ольги Зуевой (для которой это первая роль в российском кино) получилось очень хорошо и интересно — крайне нестандартная актерская работа в духе молодой Вайноны Райдер. Тихий голос, минимум внешних эмоций, странности поведения... Глаз цепляется не за внешность актрисы, а за выбранные ею реакции, интонации, манеру стоять и перемещаться, отличающиеся от поведения обычной красивой девушки, которую вставили в фильм в качестве любовного интереса для мужественного страдальца-героя (хотя и трудно сказать, чем именно они отличаются).
Насколько я понимаю, изначально врач-реабилитолог Варя была написана как совсем другой персонаж, и Козловский даже отказался брать Зуеву — но она самостоятельно переписала всю роль под свою манеру игры и таким образом обеспечила себе место в картине. С одной стороны, решение можно похвалить — актриса прекрасная, сцена с двумя пакетами украсила бы собой любую романтическую комедию высшего разряда. Но с другой — вся любовная линия оказалась наглухо изолированной от спортивной!
Представьте себе версию «Рокки», где главный герой на протяжении картины всего три-четыре раза пересекается с Эдриан, а в финале начисто про нее забывает, обнимаясь с тренером и спарринг-партнерами, пока камера равнодушно нащупывает героиню Талии Шайр на трибунах, где она прилежно рукоплещет со всеми остальными зрителями.
Испытывали бы вы хоть какой-то эмоциональный эффект от этой линии, если бы Сталлоне не рвался через толпу, выкрикивая имя возлюбленной? Столешников к Варе, мягко говоря, не рвется — и, чтобы там не говорил главный герой, в город он вернул ради победы, в крайнем случае — ради команды, и только потом — из каких-то иных побуждений. Романтическая составляющая в фильме есть, она милая, на удивление хорошо сыгранная и написанная... но если ее убрать из картины совсем, в сцене финальной игры ничего не поменяется.
В стремлении походить на лучшие аналоги жанра «Тренер» с хрустом отгрызает куски от множества западных картин, тут намешаны вообще все возможные штампы из спортивного кинематографа. И сам герой, бывший игрок, ныне тренер, вылетевший из премьер-лиги во вторую и теперь пытающийся там что-то строить. И его команда из молодых-талантливых и опытных-перегоревших спортсменов, отношения с которой надо как-то налаживать. И трения с администрацией клуба — как на региональном, так и на государственном уровне. И любовная линия. И линия трудных отношений главного героя с отцом, персонажем Андрея Смолякова, который тоже заглядывает в картину на одну-две сцены...
Сцены с Козловским и Смоляковым опять-таки хорошо сыграны и выстроены, но как проникнуться этой линией, если про нее вспоминают два раза — в начале и в середине фильма? Если в случае с романтической линией «Тренеру» не хватает огня, то в случае с отношениями отца и сына ощущается уже нехватка льда — нет тяжести, эмоционального багажа, эти герои так редко друг с другом контактируют, что просто не успевают передать свою боль зрителю. Это опять-таки линия, которую можно было убрать без ущерба для основного сюжета фильма — и зачем нам дополнительные советы от отца Столешникова, если у нас уже есть такой прекрасный персонаж, воплощение советской тренерской мудрости, как детский тренер Бергер Владимира Ильина?
Я не уверен, что фильм вообще потянул бы и линию с отцом, и линию с Варей — но раз уже вы решили включить все это в фильм, за эти образы надо цепляться, развивать, делать именно их ключевыми, центральными для понимания решений героя в главном в его жизни матче. В итоге у Столешникова столько разных мотиваций (на выбор!), что совершенно непонятно, чем он в своих решениях руководствуется (и зачем вообще ему был нужен герой Ильина).
Все эти начатые и незавершенные сценарные наброски отъедают столько хронометража, что футбола в фильме нам показывают очень мало. Здесь нет полного погружения в один бесконечный яростный матч, как в «Движении вверх», и даже финальная битва со «Спартаком» напоминает нарезку лучших моментов с YouTube — удар, гол, еще удар... У меня опять-таки нет претензий к визуальной и, особенно, звуковой части матчей — все выглядит и звучит предельно реалистично, а в некоторых моментах даже захватывает. Но таких моментов очень мало, их не набирается на полноценный, выдающийся фильм про спорт — и это проблема уже не постановки, а самой структуры фильма, его сценария.
Основу «Тренера» трудно назвать одним сценарием — скорее, это несколько независимых драфтов истории с одним и тем же главным героем, сцены из которых перетасованы в случайном порядке. За что все-таки выступает Столешников — за любовь, отца, игроков, клуб, страну, самого себя? Чтобы ваш фильм сработал, произвел тот эффект, который вы в него стремились заложить как драматурги и художники, в качестве ответа нельзя выбирать «за все вышеперечисленное».
Итог
У Данилы Козловского получилось показать и любовь к футболу, и злость по отношению к ситуации с этим видом спорта в нашей стране. Кино полезное — и для российского кинематографа, и может быть даже для российского футбола, его стоило снять и стоит посмотреть (не взирая на скандал с прокатной ситуацией). Но я не уверен, что Козловский как режиссер и сценарист понимает, что отличает хорошее кино про спорт от великого, почему другие фильмы на эту тему, использующие такие же элементы, работают, в то время как картина Козловского... скорее, оставляет приятное впечатление.
В тексте рецензии я сознательно не стал перечислять западные фильмы, из которых «Тренер» заимствует и сюжетные ходы, и целые сцены — подход к футболу как к отечественному виду спорта здесь достаточно уникальный, чтобы все эти цитаты (заимствования? костыли?) можно было простить. Скажу только, что сюжета фильма Hoosiers с Джином Хэкмэном для «Тренера» было бы вполне достаточно — не нужно было еще сверху накидывать на него The Damned United, Slap Shot и еще пару-тройку более известных спортивных картин.
Для успеха за камерой нужны интеллект, эмоции, инстинкт и опыт. С первыми двумя качествами в дебюте Козловского все в порядке — актер продумал историю, которую мог бы хорошо рассказать, и рассказал ее с большим апломбом. Осталось научиться заимствовать из максимум двух-трех зарубежных аналогов (а не из пяти-шести)... ну, или научиться выстраивать полностью оригинальные, экономные, самостоятельные сюжеты, которые Козловский мог бы довести до экрана в таком же умном, бодром стиле.
Материал взят: Тут