Новогоднее кино ( 9 фото )

Это интересно

Новый Год в СССР был единственным внеидеологическим праздником и уже потому был любим многомиллионным советским народом. Говорят, в Российской Империи было два таких праздника – Новый Год и Масленица (он же карнавал). Но в Империи я не жил, так что твёрдо утверждать не буду.


Одним из интересных феноменов советской культуры стали «новогодние фильмы», которые в той или иной форме комментировали восприятие этого праздника, а иногда – чаще всего, безрезультатно – пытались программировать это восприятие.

Началось всё это, разумеется, во времена Хрущёва – в более ранний период приветсвовать, то есть, формализировать движение времени от старого к новому было, как минимум, рисковано. Товарищ Сталин, старея, впадая в маразм, нервно относился к напоминаниями, что время идёт (и ведёт его к могиле), так что «новогодние приветы» были ограничены мультфильмами и почтовыми открытками. Но при Хрущёве ситуация изменилась и хитом стала «Карнавальная ночь», в которой посрамляли старого начальника и восхваляли нового.


Однако даже во времена Хрущёва не все были в восторге от фильмов о Новом Годе, и потому «Снежная сказка» была категорически запрещена, а режиссёры едва не поплатились карьерой.
Принятым, самым безопасным форматом «новогоднего ревю» стал «Голубой огонёк» – всего лишь концерт на фоне приглашённых знаменитостей. На протяжении десятилетия 60-х на голубых экранах советских телевизоров вблизи праздника Нового Года господствовали самые разные варианты «голубых огоньков» - «На два часа раньше», «Сказки русского лета», «В тринадцатом часу ночи», «Бушует Маргарита» - окончательно умершие в 1973 году, в натужно весёлом фильме «Эта весёлая планета».


Из этого списка (на самом деле, он длиннее, но остальные фильмы не заслуживают даже беглого упоминания) интерес вызывает злобно-ксенофобский «В тринадцатом часу ночи», поскольку он снят женой Элема Климова Ларисой Шепитько, которая и до и после этого фильма позиционировала себя интеллектуалкой, космополиткой, вообще, крайне продвинутой художницей. Позже она оправдывалсь, говоря, что снимала этот фильм, как извинение за запрещённую «Родину электричества» по Андрею Платонову. Возможно. Но не обязательно, что оно так и было.


Как бы там ни было, но к 1970 году всем было ясно, что точка достигнута, и надо переориентироваться. В Новый 1971 Год советского телезрителя решили порадовать телефильмом «Семья как семья», про то, настолько улчше стали жить советские люди в «косыгинскую пятилетку». Фильм не понравился никому. Он не понравился советскому народу до такой степени, что при повторном показе его переименовали в «Коробовы встречают Новый Год», чтобы зритель не догадался, о том, что ему суют «осетрину второй свежести».


В общем, как можно догадаться, среди властетелей советских дум шёл напряжённый мозговой штурм, пока, наконец, на новый 1973 год не был выдан на-гора идеальный советский новогодний фильм – «Соломенная шляпка». Его показали уже в начале января, но позже подобные фильмы уже сознательно подгоняли под Новый Год. Разумеется, с учётом того, что непосредственно перед встречей Нового Года все заняты приготовлениями к празднику и, какой бы хороший фильм не был в программе, его пропустили бы. В общем – «Соломенная шляпка». Эскапистское зрелище – прекрасная буржуазная Франция, XIX век – сюртуки, кринолины, цилиндры, кареты... Популярные актёры в главных ролях поют хорошие песни на приятную музыку... Всё, чтобы расслабиться и получить удовольствие. Позже тот же режиссёр добавил толику эротики в подобное шоу – «Небесные ласточки», и это тоже было принято благосклонно, никто не ворчал про «пошлость».


Это стало железной формулой успеха советского новогоднего телефильма, воспроизводившегося с замечательной регулярностью – вышепомянутые «Небесные ласточки», «Собака на сене», «Путешествие мосье Перришона», «Благочестивая Марта», «31 июня», «Ищите женщину» и так далее, и тому подобное.


Однако в 1976 году картонная декорация была неожиданно взломана – был показан фильм Рязанова и Брагинского «Ирония судьбы или С лёгким паром». Несмотря на идиотское название и сюжет, действие которого должно, по логике, разворачиваться в 1961 году, фильм поразил советских зрителей тем, что идеально совпал с их мировосприятием. Это тоже было эскапистское кино, но оно было твёрдо связано с реальностью – никаких франций, никаких америк – узнаваемый советский быт, над которым воспаряет влюблённая пара. Фильм не был критичен по отношению к советской власти, в нём не было ни малейшего оттенка диссидентсва, но он был воспринят всеми как критика – критика советского менталитета, который делает возможным существование такого уродства, как советская власть.


Разумеется, после такого фильма телевидение поспешно вернулось к формату «31 июня» и прочие танцы разнообразных «леди совершенство». Если мне попытаются напомнить про телефильм «Чародеи», который формально был современным фильмом, то я возражу, что это был типичный костюмный фильм, поскольку советская реальность там была стилизована вполне в духе «Новогодних приключений Вити и Маши".


Реально же вернуться к концепции «Иронии судьбы» (то есть, отразить советскую ментальность в новогоднем фрагменте) попытались только один раз – на рубеже 1980-1981 годов, представив публике поразительно плохой фильм «Старый Новый год». В том фильме, если кто помнит, советская жизнь советских людей была представлена с точки зрения московского аристократа, руководителя престижного столичного театра, «выросшего на коленях у Анны Ахматовой» и про жизнь обычных людей читавшего в интересных книжках. В период максимального обнищания простых людей, когда любая покупка любой мелочи превращалась в захватывающее приключение, чреватое горьким разочарованием, авторы фильма показывали работягу, выбрасывающего из квартиры новую мебель,телевизор и пианину – ага, ужас, как достоверно. Бичевание «вещизма» и «мещанства» на фоне тотального дефицита товаров народного потребления выглядело не просто цинизмом, но откровенным глумлением сытого над голодными. Реакция зрителей была такая резкая, что больше эта ошибка не повторялась. Телевидение вернулось к новогодним эскапистским музыкальным комедиям и унылым ревю.
Разумеется, советское новогоднее телекино умерло вместе с Совеским Союзом – как только стало можно, все телевизионные борцы с международным сионизмом эмигрировали в Израиль и США, а на московском ТВ остались совсем уж никчёмные рукоделы – с тех пор вокруг Нового Года показывают исключительно «старое доброе советское кино». С нас всех я и поздравляю.

Na zdorovje!

С наступающим праздником!

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация